VIP Studio ИНФО Методические особенности музыкально-теоретической подготовки будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности в контексте модернизации образования
levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  Moscow RF

 

 

 

 

 

YOU ARE WELCOME

VIP Studio INFO

 

Publishing Your Materials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Polygraphy, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

There is no translation available.

О.Ю. Швецова,  (Кандидат культурологии, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Музыкально-педагогическое образование; цикл музыкально-теоретических дисциплин

В основу развития системы образования, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как, открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Современная ситуация в профессиональной педагогической деятельности характеризуется активным обновлением стандартов на всех уровнях системы образования. Профессиональные стандарты базируются на нормах, которые регулируют трудовые отношения и подготовку педагогических кадров, соответствующих современным требованиям. В статье процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности рассматривается в условиях развивающейся образовательной среды. Обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены педагогические условия эффективности процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки к преподаванию, представлены методические особенности музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Музыкально-педагогическое образование; цикл музыкально-теоретических дисциплин, педагог-музыкант, активные и интерактивные формы проведения занятий, Профессиональный стандарт педагога, Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция модернизации российского образования.

В  настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов. В 2015 году был принят Федеральный закон N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С 1 июля 2016 года вводится статья 195.3. «Порядок применения профессиональных стандартов». [5,6] Новый закон гласит, что профессиональные стандарты обязательны для работодателей, если требования к квалификации сотрудника установлены законами или другими нормативными документами. В соответствии с данными требованиями претерпевает изменения и профессиональная подготовка в вузе. При формировании основной профессиональной образовательной программы нового поколения необходимо учитывать требования Профессионального стандарта. Основная цель модернизации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Исходя из этой цели, выпускник должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, выделяет следующие обобщенные трудовые функции:

  • педагогическая деятельность образовательного процесса по проектированию и реализации в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, которая включает общепедагогическую функцию (обучение, воспитательную и развивающую деятельность);
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, которая включает трудовые функции – педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования и педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, а также модули предметного обучения. [3]

В рамках вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов необходимо опираться на основные требования освоения основной образовательной программы основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в редакции Приказа Министерства образования и науки России от 29.12.2014 N 1644) к изучению предметной области «Искусство» (Музыка) предъявляет следующие требования:

  1. формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  2. развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  3. формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
  4. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  5. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  6. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. [4]

Таким образом, профессиональная подготовка будущих учителей музыки должна осуществляться с учетом Профессионального стандарта педагога и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к освоению основной образовательной программы общего образования в предметной области «Музыка».

Музыкально-педагогическая деятельность определяется спецификой музыкального образования. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства и сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в вузе должна способствовать формированию необходимых профессиональных компетенций для реализации поставленных перед учителем музыки задач. В комплексной профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта основополагающую роль играют музыкально-теоретические дисциплины – «Введение в гармонию и полифонию», «Сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений», «История музыки». Музыка и внемузыкальная действительность, соотношение формы и содержания в музыке, музыкальные жанры и виды музыкального искусства, проблемы понимания музыки – без рассмотрения этих вопросов невозможна профессиональная подготовка учителя музыки.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. [1] Ведущее место в процессе формирования профессиональных компетентностей будущего педагога-музыканта занимает проблемное обучение. Ученые выделяют следующие методы проблемного обучения: а) проблемное изложение материала преподавателем в лекциях (так называемые проблемные лекции); б) частично-поисковая деятельность студентов при участии преподавателя во время проведения семинарских и лабораторных занятий; в) самостоятельная под руководством преподавателя при написании рефератов, курсовых работ, дипломных проектов, а также при выполнении студентами исследовательской работы в научных кружках, в отраслевых лабораториях. Применение этих методов на учебных занятиях и в организации самостоятельной подготовки студентов способствует постижению содержания исследования и решения проблемной ситуации, выработке своего понимания и отношения к музыкальному произведению. Проблемные вопросы, задачи и ситуации, лежащие в основе проблемного обучения, порождают познавательную мотивацию и направляют мышление учащихся на поиск и открытие. Процесс изучения музыкально-теоретических дисциплин должен быть направлен не только на приобретение узко-теоретических знаний, но и на формирование ряда более широких профессиональных компетентностей, таких как общекультурная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Студенты должны научиться находить взаимосвязи между различными явлениями музыкальной культуры, прослеживать процессы взаимовлияния смежных видов искусств друг на друга.

Дисциплина «Введение в гармонию и полифонию» рассматривает музыкальное искусство как целостную художественную систему. Целью курса является подготовка будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, формирующая соответствующие знания, умения, навыки, необходимые для целостного подхода к анализу музыкальных произведений как к художественному явлению музыкального искусства. Данная дисциплина закладывает основы музыкально-теоретической грамотности будущего педагога-музыканта. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о современной акустической системе (натуральном и темперированном строе); масштабно-тематических структурах музыки; принципах оркестровки; жанровой классификации в музыке; основных музыкальных формах. Знать правила построения интервалов, аккордов, последовательностей; типичные структуры-формы вокальной, инструментальной, театрально-сценической музыки; принципы организации полифонической и гомофонно-гармонической музыки; особенности анализа произведений, рекомендованных для слушания в программе музыки в общеобразовательной школе; специфику содержания художественного образа произведения музыки. Уметь грамотно записывать музыку по правилам нотной записи, строить лады, гаммы всех видов, интервалы, аккорды и их последовательности; анализировать средства музыкальной выразительности; выявлять стилевые особенности типичных музыкальных форм; владеть языком теоретического анализа музыки.

Цель изучения «Сольфеджио» – воспитание активного музыкального слуха и музыкальной памяти, осознанного восприятия процесса развития музыкальной формы, аналитического мышления, навыков осмысленного выразительного и свободного исполнения, сознательного отношения к интонированию, чувства ансамбля и строя для дальнейшей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплин «Анализ музыкальных произведений» и «История музыки» направлено на детальную теоретическую разработку ключевых понятий теории искусства, таких как произведение, жанр и стиль. Произведение, работа над ним, над его созданием или интерпретацией, а также его оценка составляют самую суть деятельности музыкантов. Учитель музыки общеобразовательной школы в своей повседневной практике должен быть профессионально подготовлен к тому, чтобы разобраться в данном конкретном произведении или фрагменте, грамотно и доступно разъяснить учащимся о композиторе, о содержании музыки, её стиле, дать необходимые комментарии к форме произведения, которая предназначается для хорового исполнения или для слушания.

В рамках изучения цикла музыкально-теоретических дисциплин реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как:

Лекция с заранее запланированными ошибками.

После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа. После прочтения лекции студенты называют эти ошибки в течение 10-15 минут. После этого преподаватель предъявляет перечень ошибок.

Лекция – пресс-конференция.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Лекция вдвоем.

Предпочтительно выбрать тему, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности. Лекцию читают два преподавателя, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения.

Практикум в форме «Деловой игры».

Моделирование педагогической ситуации с сокурсниками на предложенные темы для разного контингента учащихся системы общего музыкального образования и системы дополнительного музыкального образования. При подготовке к практикуму важно учитывать возраст участников, для кого готовится данное задание, уровень их музыкального развития.

«Мозговой штурм».

Это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос для выяснения информированности и/или отношения участников к определенному вопросу, для получения обратной связи. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все. Участники должны знать, что от них не требуется каких-либо обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» эффективен при необходимости обсуждения спорных вопросов, стимулирования студентов для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории.

«Музыкальная разминка»

– распевание на занятии «Сольфеджио» в определенном ладу по ступеням, интервалам, трезвучиям, тетрахордам.

«Эскиз».

Сочинение и запись двутактовых фраз и четырехтактовых построений в «вопросной» и «ответной» структурах.

Творческая работа

Сочинения, импровизация, подбор простейшего аккомпанемента и т.д.). В рамках творческой работы студентам предлагаются творческие задания: 1) сочинение одноголосного периода повторного/неповторного строения в двудольном или трехдольном метре с использованием пунктирного ритма, синкопы и др. ритмических формул с различными типами соотношения голосов (параллельным, косвенным, прямым, противоположным). Для выполнения творческой работы необходимо представить себе жанрово-образный строй предполагаемого сочинения, соответственно которому определяется: метр, размер, ритмическая пульсация, ритмический рисунок мелодии, тональность, звуковысотная линия произведения, тональный план. 2) подбор аккомпанемента к мелодии. Методика подбора на слух и методика создания аккомпанемента базируется большей частью на одних и тех же принципах.

Педагогу-музыканту в процессе своей практической деятельности постоянно приходится подбирать на слух и создавать аккомпанемент: 1) Подбор знакомых, услышанных ранее произведений. Это музыка к кинофильмам, радио и телепередачам, народная, танцевальная, которая может быть использована на уроках как дополнительная иллюстрация и во внеклассной работе. 2) Подбор сопровождения (создание аккомпанемента) к мелодиям школьных песен. Процесс подбора на слух связан с тремя основными моментами. Прежде всего, необходимо воссоздать звучание внутренним слухом и осознать звуковысотное и ритмическое воплощение произведения. Во-вторых, в процессе игры контролировать соответствие реального звучания слухомоторным представлениям и при необходимости исправлять допущенные неточности. При подборе музыкального материала для проведения занятий преподавателю рекомендуется ориентироваться на произведения, которые целесообразно использовать студентам в своей будущей практической деятельности.

В рамках изучения дисциплины «Введение в гармонию и полифонию» предполагается сочинение произведений с учетом полученных знаний о ритме, мелодии, фактуре, полифонических приемов, гармонии, музыкальной форме и жанрах.

Учитывая специфику музыкально-педагогической деятельности много времени отводится на самостоятельное слушание музыки. Поэтому при подготовке к практическому занятию студенту необходимо прослушивать музыку из рекомендованного списка произведений, выбирая именно те произведения, о которых будет идти речь в предстоящем семинарском занятии. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным, то есть, кроме того, что студент должен запомнить звучание произведения, нужно уметь дать ему следующую оценку: стилевое направление, композиторская школа, определение черт индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологических, языковых примет времени, касающиеся данного произведения. Таким образом, у студента должна сложиться общая картина развития истории музыки со знанием музыкальных стилей, композиторских школ, деятелей музыкального искусства, а также умением слушать и анализировать музыкальные произведения.

Технология организации самостоятельной работы предполагает на первом этапе управление деятельностью учащихся. На втором этапе – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность. Механизм реализации данной технологии учит студентов выдвигать цель и задачи деятельности, определять способы и виды действий, способы самоконтроля и учета достижений. На заключительном этапе осуществлять коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. [2]

Внеаудиторная работа студентов планируется с учетом методов интерактивной самостоятельной работы, таких как:

  1. Разработка мини-лекции по заданной теме;
  2. Составление словаря основных понятий по изученной теме;
  3. терминологического словаря;
  4. Разработка тестов, проведение тестирования и обработка результатов;
  5. Составление схем, таблиц по алгоритмам;
  6. Подготовка презентации.
Таким образом, в соответствии со стратегией модернизации образования значительно повышается роль педагога, что требует совершенствования его профессиональной подготовки. Потребность общества в высококвалифицированных специалистах отражена в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Внедрение новых государственных стандартов во все уровни образования влекут за собой необходимость в постоянном развитии методической системы подготовки учителей музыки к профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
2. Мониторинг качества образования. Учебно-методическое пособие /Трапицын С.Ю., Долматов А.В., Тимченко В.В., Жарова М.В., Бахмутский А.Е., Верховкина М.Е. / Под общей редакцией проф. В.П. Соломина – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. –261с.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в редакции Приказа Министерства образования и науки России от 29.12.2014 N 1644).
5. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).


©  О.Ю. Швецова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru