levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.М. Маркова,  (К.э.н., каф. «Банки и банковский менеджмент» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации)

Л.В. Миловская,  (К.э.н., каф. «Банки и банковский менеджмент» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации)

Серия «Познание» - Апрель  2016

Стратегическое партнерство
Статья посвящена вопросам повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в области банковского дела на основе сотрудничества высших учебных заведений и кредитных организаций. Сотрудничество вузов и банков в формате стратегического партнерства позволяет, с одной стороны, получать необходимые практические знания студентам вузов, а с другой стороны, повышать уровень компетенций банковских сотрудников на базе образовательных учреждений. По мнению авторов, непрерывное повышение квалификации банковских сотрудников является обязательным условием эффективного функционирования банковской системы.
В статье проанализированы основные принципы и элементы стратегического партнерства банков и вузов, определены перспективные направления данного сотрудничества. Результатом долгосрочного сотрудничества вузов с кредитными организациями является решение проблемы востребованности образования, получаемого студентами финансовых вузов, а также обеспечение высокого качества профессиональной подготовки банковских специалистов.

Ключевые слова: Стратегическое партнерство, высшее учебное заведение, кредитные организации, повышение квалификации банковских специалистов, профессиональная подготовка, дистанционное обучение, качество образования.

 

В  стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и разработанных Банком России Основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов подтверждена необходимость решения фундаментальных вопросов по подготовке квалифицированных кадров для финансовой индустрии.

Задача повышения стабильности и эффективности банковской системы России обуславливает, во-первых, необходимость принятия коллективных мер по созданию в России современной системы банковского образования в целом и, во-вторых, формирование систем внутрибанковского развития персонала в частности. При этом особое внимание следует уделять аспектам получения студентами практических знаний по направлениям деятельности специалистов на финансовом рынке с учетом того, что банковский сектор является быстро развивающимся и характеризуется высокими темпами интеграции с мировой банковской системой в силу высокой трансграничной мобильности капиталов.

В связи с этим особое значение приобретает развитие партнерства высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров в области финансов, с кредитными организациями, поскольку реализация вузами инновационных образовательных программ без такого партнерства, направленного на долговременное сотрудничество, невозможна. Целью партнерства вузов и банков является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки банковских специалистов на основе объединения интеллектуального потенциала участников партнерства, материальных и корпоративных ресурсов.

Стратегическое партнерство вузов с работодателями получило широкое распространение в странах ЕС и США и постепенно данная тенденция проявляется и в нашей стране. При этом следует отметить, что в настоящее время формы сотрудничества вузов и кредитных организаций выходят на новый уровень и постоянно модифицируются.

Квалификационные требования, предъявляемые кредитными организациями к выпускникам вузов, можно разделить на два блока:

  • первый состоит из получаемых в вузе академических знаний и представляет собой  минимальные обязательные требования при приеме на работу;
  • второй блок включает в себя три составляющих, а именно: знание места банка на рынке банковских услуг (цели банка, операции и услуги банковского учреждения, функции подразделений банка), практические навыки, получаемые непосредственно на рабочем месте, и знания, которые могут быть приобретены сотрудником в рамках реализации внутрибанковских учебных программ или с помощью внешнего обучения.

Приобретение знаний о месте банка и его рынка, практический опыт - это цель обучения специалиста непосредственно на рабочем месте. Однако учитывая, что выпускники вузов должны быть готовы к работе в финансовой индустрии без дополнительных существенных затрат на обучение со стороны кредитных организаций, по нашему мнению, знания и навыки, относящиеся ко второму блоку квалификационных требований, т.е. к практической подготовке банковского специалиста, могут быть приобретены студентами во время их обучения в вузе при условии реализации программ стратегического партнерства высших образовательных учреждений и кредитных учреждений. Такая практическая подготовка, направленная на закрепление знаний и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, на наш взгляд, должна быть обязательной частью образовательного процесса в вузе.

Целью образовательных программ, разрабатываемых вузами, должно стать формирование банковских специалистов, обладающих такими знаниями и навыками, как:

  • знание стандартов и правил ведения банковского бизнеса,
  • умение использовать современные технологии в банковском менеджменте,
  • стратегическое видение развития банка и банковского сектора в целом,
  • осуществление финансового анализа и оценки деятельности банка,
  • управление рисками в банке,
  • навыки работы «в команде», знание корпоративной культуры,
  • умение быстро адаптироваться к новым техническим платформам.

Это позволит увязать качество подготовки специалистов в области банковского дела с требованиями практики, а также будет способствовать адаптации теоретических знаний, полученных ими в процессе обучения в вузе, к выполнению их профессиональных обязанностей на рабочем месте.

В свою очередь банкам следует рассматривать обучение  сотрудников как один из ключевых элементов повышения эффективности своей работы и совершенствования управления банковскими рисками. Появление новых функций и направлений в работе кредитных учреждений требуют соответствующего кадрового обеспечения.

В связи с этим основными принципами развития кадров в банке должны быть:

  • во-первых, непрерывное повышение квалификации банковских служащих,
  • во-вторых, система профессиональной подготовки и повышения квалификации, которая должна охватывать всех сотрудников банка с определенной периодичностью и регулярностью.

В современных условиях необходимость постоянного повышения квалификации сотрудников банков обусловлена следующими факторами:

  • вариативность внешней среды и законодательной базы, переход на международные стандарты банковской деятельности;
  • постоянное изменений технологий банковского обслуживания, активное использование интернета;
  • внедрение новых банковских продуктов и услуг.

Основными проблемами, связанными с подготовкой банковских специалистов, являются низкий уровень знаний общеобразовательного характера, а также отсутствие у сотрудников банков знаний о  проводимых банком операциях, об особенностях работы в других подразделениях банка. Кроме того, следует отметить, что банки зачастую осуществляют весьма скудное финансирование программ обучения и  развития персонала, а также тот факт, что реализуемые программы банковского бизнес-образования нацелены, прежде всего, на подготовку руководителей высшего звена.

В зависимости от масштабов деятельности, бюджета, выделяемого на обучение сотрудников, целей проведения обучения, а также общего профессионального уровня обучающихся банки выбирают соответствующие методы и формы обучения  сотрудников и повышения их квалификации. При этом зачастую крупные банковские учреждения проводят обучение на базе своих образовательных центров, в то время как мелкие и средние пользуются услугами специализированных компаний.

Банковские учреждения используют следующие формы обучения своих сотрудников: 

  • во многих крупных и средних банках внедрена программа «Школа нового сотрудника», основная задача которой ознакомить выпускников вузов с основными особенностями практической банковской деятельности и характеристиками банковских продуктов;
  • разработаны обучающие внутрибанковские программы и курсы(в первую очередь для массового обучения сотрудников низшего звена),
  • активно используется система наставничества;
  • для менеджеров среднего и высшего звена организуются тренинги, осуществляемые с привлечением консалтинговых фирм, курсы повышения квалификации,
  • проводится дистанционное обучение, включающее теоретическую подготовку и  тестирование по результатам обучения по критически важным направлениям деятельности и аспектам функционирования банка (банковская тайна, финансовый мониторинг, информационная безопасность и т.п.),
  • сотрудники банков участвуют в семинарах, организуемых регулятором в части изменения законодательной среды,
  • банки проводят бизнес-сессии по основным направлениям деятельности банка и деловые игры с участием сотрудников всех уровней.

Однако использование вышеперечисленных форм обучения банковского персонала требует значительных затрат работодателей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что самостоятельная реализация отдельными вузами или банками инновационных образовательных программ, предполагающих как глубокую теоретическую, так и практическую подготовку специалистов, невозможна. Поэтому в данном аспекте особое значение приобретает сотрудничество высших учебных заведений и банковских учреждений.

Сотрудничество образовательных учреждений и банков зачастую начинается с
заключения краткосрочных договоров о сотрудничестве, предусматривающих стажировки студентов, учебные и производственные преддипломные практики выпускников вузов, проведение бизнес–семинаров и т.д. Более комплексное сотрудничество осуществляется в рамках долгосрочных договоров о сотрудничестве вуза и банка в области образовательной и профессиональной банковской деятельности, определяемое как стратегическое партнерство. Такая форма стратегического партнерства как кластер является следующим шагом в развитии партнерских взаимоотношений вузов и банков. Кластерная форма сотрудничества предполагает участие не только вузов и кредитных организаций, но также органов государственной власти, профессиональных объединений, ИТ-компаний и консалтинговых компаний. Участники кластера совместно используют научный, ресурсный и инфраструктурный потенциал друг друга, при этом особое  внимание в кластере уделяется укреплению сетевых взаимосвязей между его участниками. Отличительными особенностями кластера по сравнению со стратегическим партнерством является то, что, во-первых, кластер имеет более формализованную и стабильную структуру, цели и условия участия; во-вторых, участники кластера разрабатывают  общую стратегию и реализуют совместные проекты; в-третьих, как правило, участники кластера создают организацию, которая представляет их интересы (организация развития кластера).

Сотрудничество банков и вузов может быть эффективным только в том случае, если оно базируется на таких принципах, как:

  • объединение всех участников процесса профессиональной подготовки (студентов, преподавателей, банковских специалистов всех уровней) на всех этапах;
  • взаимное информирование персонала;
  • взаимная ответственность партнеров;
  • интеграция целей и интересов участников стратегического партнерства;
  • учет потенциальных возможностей партнера.

Одна из главных задач сотрудничества вузов и банков заключается в  повышении качества первичной подготовки кадров и образовательных программ в результате совместной разработки содержания образовательных программ и реализации основных и дополнительных образовательных программ. Кроме того, стратегическое партнерство позволяет решать задачи расширения круга компаний для возможного трудоустройства выпускников вузов, переподготовки сотрудников банков-стратегических партнеров вуза, эффективного совместного использования ресурсов партнеров и развития совместной образовательной инфраструктуры.

Важным элементом сотрудничества является  привлечение банков к оценке качества выпускников вузов(сертификации и аттестация), оценке качества научно-образовательной среды вуза, включая учебно-методическое обеспечение, кадровый потенциал, материально-техническую базу образовательных учреждений.

Основными направлениями деятельности кредитных организаций и вузов по взаимному предоставлению услуг в области обучения и профессионального развития в формате стратегического партнерства, по нашему мнению, являются следующие:

    С точки зрения банка:

  • проведение стажировок студентов с целью приобретения первичных профессиональных навыков, а также стажировок преподавателей общеэкономических и банковскихдисциплин в вузах с целью повышения квалификации,
  • организация дистанционного обучения новым банковским продуктам и технологиям,
  • организация и проведение спецкурсов и факультативов по банковским технологиям и банковским продуктам,
  • разработка предложений для внесения изменений в учебные программы,
  • участие в работе государственных аттестационных комиссий,
  • проведение целевых мероприятий, деловых игр и мастер-классов,
  • ресурсная поддержка вузов, в том числе спонсорская помощь, стипендиальное поощрение отдельных студентов вуза,
  • проведение конкурсного отбора среди студентов старших курсов вузов с последующим трудоустройством в банке;

    С точки зрения ВУЗ-ов:

  • разработка образовательных программ для сотрудников банка,
  • дистанционное обучение по базовым программам вуза,
  • проведение научно-практических конференций и круглых столов с участием сотрудниковбанков,
  • разработка учебно-методических материалов,
  • внедрение программ профессиональной переподготовки банковских кадров.

На основе анализа этих направлений можно выделить общие для банка и вуза форматы деятельности.

По нашему мнению, приоритетными направлениями  сотрудничества вузов с банками должны стать:

  • дистанционное обучение, которое, на наш взгляд, является одной из наиболее перспективных и удобных форм сотрудничества, поскольку не потребует существенных материальных вложений, т.к. и в вузах и в банках зачастую уже имеется соответствующий опыт и навыки, а также необходимое оборудование. Оно может проводиться в форме слайдовых презентаций, видео или аудиосвязи в режиме реального времени, текстовых чатов, удаленного рабочего стола, whiteboard (электронная доска для комментариев) и т.п.;
  • проведение совместных целевых мероприятий (деловые игры, круглые столы, мастер-классы, научно-практические конференции), что позволит студентам получить более четкое представление об особенностях выбранной ими профессии и будет способствовать развитию таких навыков, как работа в команде, клиентоориентированность;
  • разработка и внедрение совместных образовательных программ, сделав акцент на практико-ориенированных программах целевой подготовки, а также разработка системы непрерывного профессионального образования;
  • создание условий для проведения учебных и производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов;
  • внедрение в практику групповых форм обучения, моделирующих - профессиональную деятельность студентов в команде, в том числе «в полевых условиях».

Следует отметить преимущества, которые стороны получают от взаимного сотрудничества, поскольку и для вузов, и для банков стратегическое партнерство является ресурсом своего развития.

Среди основных результатов участия вуза в стратегическом партнерстве можно выделить следующие:

  • совершенствование программ основного и дополнительного профессионального образования, а также развивать послевузовское профессиональное образование;
  • повышение качества подготовки и уровня адаптации выпускников вуза к требованиям рынка труда, в т.ч.за счет увеличения числа мест проведения практик студентов в банках-партнерах;
  • повышение уровня и качества выполнения научных исследований, соответствующих перспективным потребностям национальной экономики;
  • развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры;
  • повышение престижа вуза как ведущего учебного и научного центра;
  • обеспечение устойчивой обратной связи с бизнесом;
  • получение доступа к современным технологиям для организации практик студентов и повышения квалификации преподавателей;
  • повышение доходов от образовательной, научной и инновационной деятельности.

Для кредитных организаций преимуществами от их участия в стратегическом партнерстве являются:

  • повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников и развитие компетенций различных категорий персонала;
  • возможность проведения конкурсов на замещение вакантных должностей среди студентов, проходящих стажировку в банке;
  • повышение репутации банка;
  • привлечение ведущих специалистов высших учебных заведений к проведению аналитических исследований;
  • проведение независимой оценки уровня квалификации сотрудников;
  • повышение эффективности бизнеса в результате повышения профессионализма сотрудников.

Таким образом, партнерство вузов и банков является взаимовыгодным и в целом способствует повышению эффективности их функционирования и реализации поставленных целей.

Развитие стратегического партнерства высшего образования и банковского сообщества позволяет выявить приоритетные направления развития сотрудничества и разработать механизмы достижения результатов на базе использования имеющихся у участников партнерства компетенций и ресурсов. Стратегическое партнерство позволяет решить одну из основных проблем -  проблему востребованности образования, получаемого студентами в вузах, что является следствием совершенствования учебных программ и их адаптации к реальным требованиям банковского бизнеса. При этом в банковском сообществе складывается понимание необходимости разработки и внедрения политики в сфере профессионального обучения, что приводит к его превращению в кредитных организациях в инструмент управления человеческими ресурсами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537).
2. Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов (http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/opr_1618.pdf).
3. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010, 102 с.
4. Насибян С.С. Концептуальные принципы и механизм формирования интеграционной системы непрерывного образования (на примере банковской деятельности): Дисс. на соискание ученой степени д.э.н., М., 2009, 280 с.
5. Морозова И.А., Мысин М.Н. Влияние стратегического партнерства государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона // Креативная экономика. — 2014. — № 6 (90). — c. 3-11. (https://creativeconomy.ru/articles/32347).
 



© 
О.М. Маркова, Л.В. Миловская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru