levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Ю.Б. Миндлин,  (К.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ)

Серия «Экономика и Право» # 1  2011

Кластер

    Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектую-щих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других ор-ганизаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1].

Ключевые слова: Кластер, кластерное развитие экономики, конкурентоспособность, региональное развитие.

Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщи­ков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также  торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2]. Таким обра­зом, для того, чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ни­ми организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

Термин «кластер» стал популярен среди экономистов с конца 1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий.

В книге «Конкурентные преимущества стран» (1990 г.) М. Портер раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию на­циональной, государственной и местной конкурентоспособ­ности в контексте мировой экономики, обосновав историчес­кие и интеллектуальные предпосылки теории кластеров. Он отметил, что кластеры оказываются ярко выраженной особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики [3].

Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ определяют стадии развития конкуренции и мо­дели экономического роста государств, регионов и предприя­тий. Промышленные предприятия создают основу для потреб­ления и увеличения национального богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение имеет именно их конкурентоспособность [4].

В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функцио­нирования:

  • регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привя­занные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, уни­верситетам и т.д.);
  • вертикальные производственные цепочки, узко опреде­цепочка «поставщик-производитель-сбытовик-клиент»).
  • отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [5].

С позиции системного подхода, кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организацион­ную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определен­ной целью. Формирование эффективных технологических це­почек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъек­тов является стратегическим мероприятием, требующим определенных долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в резуль­тате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выго­дам для каждого из субъектов, создавать определенный сти­мул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы [6].

Необходимо отметить, что кластерное развитие экономи­ки - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно - ориен­тированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующий в рамках данных правил, - это не что иное, как особым образом организованное пространство, ко­торое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, ма­лым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплекту­ющих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим органи­зациям. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, поскольку участие конкуриру­ющих предприятий становится взаимовыгодным [6].

Кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников того или иного рынка, объединившихся на основе долгосрочных контрактов с целью эффективного использова­ния ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преи­мущественно горизонтальные связи, специализацию и допол­няя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.

Отличительная черта кластера - целевая предпринима­тельская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инноваци­онной деятельности на определенной территории дает значи­тельные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, пе­рераспределению рисков и проведению гибкой политики, не­обходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Та­кое объединение усилий в развитых странах оказалось достаточно эффективным.

Следует отметить, что кластеры создают условия для вовле­чения инвестиций, так как необходимые для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привлечения инвесторов.

Внедрение кластерных технологий объединения предприя­тий способствует росту деловой активности предприниматель­ских структур, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информацион­ных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного развития предприниматель­ства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.

Главной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии предпринимателей, понимание ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотруд­ничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды.

Кластер может включать большое или малое количество предприятий, а также большие и малые предприятия в разном соотношении. Он служит той «ареной», на которой осуществля­ется реальное взаимодействие между местными предпринима­тельскими структурами, а также между предпринимательскими структурами и другими институтами.

Характерные признаки кластеров можно свести к 12 пока­зателям:

  • возможности по исследованию и развитию;
  • квалификация рабочей силы;
  • развитие трудового потенциала;
  • близость поставщиков;
  • наличие капитала;
  • доступ к специализированным услугам;
  • отношения с поставщиками оборудования;
  • ассоциирующиеся структуры;
  • интенсивность формирования сетей;
  • предпринимательская энергия;
  • инновации и обучение;
  • коллективное видение и руководство [1].
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиаль­ных характеристик, первые три из которых могут рассматри­ваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.
  1. Наличие конкурентоспособных предприятий.
    Ключевым условием для развития кластера является нали­чие конкурентоспособных на рынке предприятий в кластере. Концентрация занятости на депрессивных предприятиях может быть предпосылкой для формирования и развития кластера, но не является критерием его наличия. В качестве индикаторов конкурентоспособности может рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стои­мость).
  2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера.
    Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализи­рованных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, не­обходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлечен­ных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.
  3. Географическая концентрация и близость.
    Ключевые участники кластеров находятся в географичес­кой близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьиро­ваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться различ­ные показатели, характеризующие высокий уровень специа­лизации данного региона.
  4. Широкий набор участников и наличие «критической массы».
    Кластер может состоять из компаний, производящих ко­нечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, обо­рудования, специализированных услуг, а также профессио­нальных образовательных учреждений, НИИ и других поддер­живающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уро­вень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций, относящихся к секторам, входящим в кластер.
  5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.
    Одним из ключевых факторов успеха для развития класте­ров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими постав­щиками, партнерство с поставщиками оборудования и специа­лизированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Контакты между компа­ниями малого и среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по коллективному продвижению това­ров и услуг на существующие и новые рынки [7].

В ходе исследований М. Портер проанализировал конку­рентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснацио­нальные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, порой даже в одном регионе страны. Это объ­ясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конку­рентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщи­ков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурен­тоспособности данной компании.

    В итоге формируется «кластер» — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспо­собности друг друга. Для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом уве­личивается, что обеспечивается, в том числе, сильными пози­циями отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать только посредственные ре­зультаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:

  • новые производители, приходящие из других отраслей, тельские работы и обеспечивая необходимые средства
  • происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
  • взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожи­данные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности;
  • людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации [5].

Кластер — инструмент повышения конкурентоспособности.

Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспо­собности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной полити­ки. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в иннова­ционной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестрое­ние), в области автоспорта. Многообразие и индивидуаль­ность кластеров затрудняют их типизацию [8].

В литературе существуют различные подходы к классифи­кациям кластеров.

В настоящее время экспертами описаны 7 основных ха­рактеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:

  • географическая: построение пространственных кластеров экономической активности от сугубо местных до подлинно глобальных;
  • горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;
  • вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках класте­ра;
  • латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;
  • технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией;
  • фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одно­го центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;
  • качественная: существенным является не только то, дей­ствительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автома­тически стимулирует развитие инноваций [5].

Кластеры варьируются по своим размерам, широте охва­та, уровню развития в зависимости от отраслей. Природа кластеров позволяет изменять их границы по мере появле­ния новых компаний и отраслей, с развитием и изменением условий осуществления бизнеса. По мнению М. Портера, они присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой эконо­мике, в городской или сельской области, а также на несколь­ких уровнях географического деления. Кластеры наблюдают­ся в условиях как развитой, так и развивающейся экономики [3].

Промышленные кластеры представляет собой группу ге­ографически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость.

Более развитые кластеры имеют специализированные базы поставщиков, в большей степени разветвленный массив связанных отраслей, более широкий масштаб поддерживаю­щих отраслей, глубокие связи с потребителями.

Кластер может включать в себя стратегические альянсы предприятий с университетами, исследовательскими учреж­дениями, потребителями, технологическими брокерами и консультантами. Кластер, исходя из зарубежного опыта, обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между государством и другими инсти­тутами [3].

Процесс эволюции отрасли может привести к созданию или расширению кластеров, которые выходят за отраслевые рамки и являются мощной силой экономического развития. Этот процесс зависит от состояния рыночных отношений, разнообразия предпринимательской среды, уровня конкурен­ции, а также государственной социально-экономической по­литики и стратегических направлений ее дальнейшего разви­тия. Благоприятная среда для развития предпринимательства способствует быстрому росту числа конкурентов и интенсив­ности поиска партнеров по сотрудничеству. Отрасли, произ­водящие конечный продукт, порождают конкурентоспособные поддерживающие предприятия. Кластеры конкурентоспособ­ных отраслей, которые достигают успеха, представляются в виде вертикальной цепи, состоящей из большого числа последовательных ступеней предприятий и поставщиков, обеспечивающих оборудованием и другими специализиро­ванными ресурсами. Образование кластеров ускоряет про­цесс в отдельно взятых отраслях, вызывает всплеск инноваций и укрепляет способность к конкуренции на мировом рынке. В зависимости от изменений внешней среды и рыноч­ной конъюнктуры кластеры формируются, расширяются, углубляются, а при неблагоприятных условиях могут со вре­менем свертываться и распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров является еще одним преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической системы [9].

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособнос­ти, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследо­вательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных орга­низаций, вузов и т.д.). Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распрос­транения новых знаний, технологий и инноваций. При этом формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффек­тивной трансформации изобретений в инновации, а иннова­ций - в конкурентные преимущества. Кластеры инновацион­ной деятельности создают новый продукт или услугу усилиями нескольких фирм или исследовательских институ­тов, что позволяет ускорить их распространение по сети де­ловых взаимосвязей. Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализаци­ей за счет высокой эффективности производственно-техно­логической структуры кластера. Это позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятель­ность в течение продолжительного времени.

Наиболее успешные инновационные кластеры формиру­ются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных иннова­ционных программ [9].

Созидательная деятельность кластера состоит еще и в том, что большинство его участников не конкурируют не­посредственно между собой, а обслуживают разные сегменты отрасли. Их создание исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследо­вания, опытно-конструкторские разработки и производ­ственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои осо­бенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций, независимо от их величины. Среднему и ма­лому бизнесу проще приспособиться к изменению конъюн­ктуры, они меньше зависят от состояния и уровня мировой экономики, а крупные национальные и транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, позво­ляющие обеспечить долговременный стратегический ма­невр [3].

Рассмотрение группы компаний и организаций как класте­ра позволяет выявить благоприятные возможности для ко­ординации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества.

Таким образом, развитие кластера как новой формы хо­зяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного социально-экономического эффекта, который проявляется в следующих направлениях:
  • повышение производительности и конкурентоспособ­ности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах;
  • повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потен­циалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов;
  • стимулирование новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний;
  • повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. С точки зрения социально-экономи­ческого развития регионов развитие кластеров положи­тельно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе;
  • обеспечение занятости в регионе, положительное измене­ние ее структуры, повышение уровня заработной платы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Эко-номика региона. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.
2. Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильяме», 2003.
3. Горшенева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. 2006. № 4. Ч. 2.
4. Егоров О.И. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития / О.И. Егоров, О.А. Чигаркина // Регион: экономика и социология. 2006. № 1.
5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
6. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экон. вест-ник Ростов, гос. ун-та. 2007. №1.4. 2.
7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Рос-сийской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpprf.ru.
8. Хасаев Г.Р. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (че-рез партнерство к будущему) / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.compass-r.ru.
9. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров [Электронный ресурс] // Бизнес для всех. 2005. № 33. Режим доступа: http://www.businesspress.ru.
10. Взаимодействие малого и крупного бизнеса [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. сб. Института предпринимательства и инвестиций. М., 2003. Апрель. Режим доступа: http://www.mbrk.ru.


©  Ю.Б. Миндлин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru