viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Канторова,  (Педагог-психолог, ГБОУ Школа № 587, Аспирант, Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)

Р.Г. Бобылева,  (Руководитель структурного отделения, ГБОУ Школа 587)

Серия «Познание» - # ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ  2017

Трудности школьного обучения
Рассмотрена проблема трудностей обучения в школе с точки зрения современной ситуации в образовании, проанализированы взгляды с точки зрения педагогики, психологии и нейропсихологии на проблему трудностей обучения и диагностики их причин.

Ключевые слова: Трудности школьного обучения, психологическая диагностика, учащиеся начальных классов, междисциплинарный подход.

 

Проблема трудностей школьного обучения всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов момента появления общественных учебных заведений. Однако, её решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в системе образования и медицины, которые, в свою очередь, отражают изменения, происходящие в обществе.

Современные изменения общей парадигмы российского образования в рамках системно-деятельного подхода выражаются в изменении цели школьного обучения от усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться как основополагающей компетенции, которая в свою очередь обеспечивает возможность успешности обучения ребенка. В соответствии с этим, трудности школьного обучения рассматриваются с позиции сложностей формирования «умений в учебной деятельности» [7 с 66].

С точки зрения исследований в области психологии развития относительно трудностей школьного обучения актуальными являются задачи выявления специфики дефицитарности или несформированности психических функций на разных этапах возрастного развития и особенности их компенсаций, исследования динамики развития ВПФ [4]. При этом особое внимание уделяется тем психическим функциям, от которых напрямую зависит формирование навыков и умений, востребованных актуальной социальной ситуацией развития - обучением в школе.

В контексте социального развития трудности школьного обучения рассматриваются как нарушение эффективной социализации ребенка в школе, через изучение феномена школьной дезадаптации (О.Е. Хабарова). Школьная дезадаптация понимается как невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку «индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [2 с. 141].

Изучение трудностей собственно в учебной деятельности (в обучении) младших школьников, как правило, носит конкретизированный практикоориентированный характер. При этом важное значение уделяется изучению тех психических функций, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка - обучением в общеобразовательной школе.

Согласно работам А.Р. Лурия, в основе трудностей обучения могут встречаться как когнитивный и моторный дефицит, так и слабость регуляторных функций (регуляции произвольного действия).

На концепции А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга основывается нейропсихологический подход к исследованиям трудностей школьного обучения. Анализ дефицитарности развития энергетического блока (регуляции тонуса и бодрствования), блока программирования (приема, переработки и хранения информации) или блока регуляции и контроля дают возможность построения стратегии коррекционных воздействий, где самым важным является определение зоны ближайшего развития. При этом основной задачей диагностики структуры трудностей обучения является выявление условий, при которых ребенок может выполнить определенное задание.

Результаты исследований Д.А. Фарбер с комплексным междисциплинарным подходом к анализу мозгового обеспечения познавательной деятельности создали базу для организации развивающей и коррекционной работы с учетом нейропсихологического представления о сензитивных и критических периодах онтогенеза [6].

Также в нейропсихологии выделяются и анализируются основные индивидуальные типы учащихся в зависимости от парциального доминирования различных структур мозга (аудиалы, визуалы и кинестетики), и соответствующие методы и способы обучения.

Исследования Л.С. Цветковой, внесшие существенный вклад в проблему соотношения биологического и социального в психике человека, путей и механизмов перехода от экстрацеребрального к интрацеребральному, убедительно показали, что в программах и методах обучения в школе необходимо учитывать связь развития психических процессов у ребенка с развитием мозга, его хроногенными и динамическими закономерностями. Нейропсихологические профили детей с трудностями школьного обучения носят различный типологический характер, что свидетельствует о различных причинах их возникновения. Проводятся исследования по выявлению различных типов трудностей обучения, связанных с дисфункцией разных мозговых структур. Исследователями установлена высокая корреляция между характером нейропсихологического профиля психической деятельности и характером биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ-картирования.

Психологическая диагностика трудностей обучения позволяет выявлять учащихся с трудностями обучения, проводить работу по ранней профилактике их возникновения в том числе и на этапе начала школьного обучения. Нейропсихологическое исследования помогает определить детальную классификацию трудностей школьного обучения, что способствует их преодолению при возможности организации развивающей и коррекционной работы. Нейрофизиологические исследования биоэлектрической активности мозга методом ЭЭГ детей с трудностями обучения позволяют проводить углубленные исследования этиологии трудностей оюучения и их анализ. Современные исследования школьных трудностей привели к выводу, что любая форма дизонтогенеза характеризуется тем или иным типом дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности, таких как незрелость морфофункциональной организации коры, подкорковых и стволовых структур (в том числе в связи с гетерохронностью их созревания), а также дефекты развития вследствие органического поражения мозга в пре- и перинатальном периоде [3].

Таким образом, междисциплинарный подход к проблеме исследования и диагностики причин трудностей школьного обучения заключается в системном анализе развития звеньев высших психических функций (слабых и сильных сторон) и построения оптимальных научно-обоснованных методов коррекционно-обучающего и коррекционно-развивающего обучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 160 с.
2. Глозман, Ж. М. Детская нейропсихология: учебное пособие / Глозман Ж. М. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 247 с.
3. Горбачевская Н.Л., Кожушко Л.Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчиков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения) // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1990. Т. 90. № 8. С. 75.
4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: В. А. Астапов, Ю.В. Микадзе изд. Питер, 2009. - 310 с.
5. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. М : ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
6. Фарбер Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией когнитивной деятельности // Новые исследования, 2001. № 1, с.3
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": [ред. от 23.07.2013] – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 135 с.
8. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 272 с.



© 
Е.В. Канторова, Р.Г. Бобылева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru