viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

К.Ш. Карабукаев,  (К.х.н., с.н.с., Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики г.Бишкек, Кыргызстан)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2017

Экологическая система
В статье рассматривается экологические традиции, как традиционные формы устойчивого взаимодействия с природной средой. Отмечено, что экологические традиции способствуют накоплению знаний и опыта общения с природой, приучают поступать гуманно по отношению к природе. Указано, что при формировании экологической культуры в обществе, ее содержание и формы целесообразно выбирать с учетом ценностей этноэкологических традиций.

Ключевые слова: Экологическая система, этноэкологическая традиция, экологическая культура.

 

Современное состояние взаимодействия системы «общество-природа» указывает на то, что формирование  экологической культуры  личности, общества невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей, без духовно-нравственного развития. В этом важную роль играет изучение   и  обобщение   экологических традиций, которые включают в себе опыт, навыки, норм, мировосприятий, традиций и обычаев, представлений об окружающей среде предшествующих   поколений   во взаимодействии с природной средой, в том числе и в применении природопользования. Они охватывают все  сферы их жизнедеятельности и являются уникальными экологическим составляющими для определенной этнокультуры конкретного сообщества. В социокультурном развитии, особенно в бытии духовной культуры социумов постоянно происходит диалог прошлого с настоящим, т.е.  возникновением и уничтожением различных принципов, идей и систем воззрений; с сохранением традиционных народных  ценностей (толерантность, уважение к традициям и восприимчивость к инновациям, этическая ориентированность, близость к природе и экологическое сознание, и.т.), которые востребованы современной мировой цивилизацией [1].

Отметим, что экологическая составляющая этнокультуры по своей сути есть способ бытия человека, людей и социумов во взаимодействии социоприроды, сущностно-содержательная определенность традиционных ценностей прежде всего характеризуется преемственностью поколений, передачей социокультурного опыта освоения действительности. Имея в виду это, в свое время И.Гердер  подчеркивал, что «язык и культура берут начало с обычаев и традиций, которые лежат в их основах» [2]. Тем самым ядро любой национальной этнокультуры, сердцевина национального духа - это традиции народа, соответственно единство и преемственность поколений представляют собой определяющий способ передачи традиций. Как известно при развитии человечества   сама   этнокультура подвергается изменениям, но в любой ситуации человек или народ   имеют    тенденцию  сохранять приверженность определенным культурным основам, этноэкологическим традициям (экологические традиции этносов). Вместе с тем отмечаем, что общим для всех экологических культур является ориентация на гармоничное развитие с окружающей природной средой, что в целом характерно для традиционных экологических культур этносов и закреплено в форме этноэкологических традиций. При этом этноэкологические традиции как мировоззренческие установки развивались на протяжении всего развития этноса как элемент системных воздействий человека с окружающей средой. Его особенность заключается в том что интегрируя традиционные представления и знаний об окружающей среде позволяет отражать реальную отношения человека с природной средой в целом. С этой позиции важно отметить, что издавно формировавшиеся традиционные формы устойчивого взаимодействия с природной средой и их ценности, необходимо транформировать в современную экологическую культуру. Это подтверждает, и академик Н.Н. Моисеев отмечая, что «мы сейчас стоим на развилке цивилизационных путей. Один - это путь эгоистический, ущербный. Другой - возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей. Выбор второго пути может дать шанс использования разума, потребует новых знании, а главное, новых ценностей» [3].

Выявления взаимосвязей между природной средой и этноэкологической традицией, их  многообразие наряду с основными видами материальной культуры включает и компоненты духовной культуры, участвующие в жизнеобеспечении и природополь зования (к ним может быть отнесено большинство религиозных установок и правил, норм являющихся составными средствами механизма передачи знаний и опытов) в экологическом взаимодействии людей природной средой. При этом формируя экологическое мировоззрения  эти процессы могут задать направление на динамичное и гармоничное развитие социоприроды. Следовательно, формирование новых общечеловеческих мировоззренческих ориентиров, направленных на сохранение окружающей среды в целом и ее поддержание – одна из важнейших задач современной экологической культуры.  При этом отмечаем, что основным каналом трансформации уникальных этноэкологических традиций в экологическую культуру и освоение накопленных знаний, представлений, мировоззрений в процессе социоприродного взаимодействия является сама жизненное бытие людей, и их экологоориентированные деятельности.

Следует подчеркнуть, что традиции являются необходимой, структурообразующей стороной развития любой этнической духовной культуры, ибо совокупности традиций свойственны естественное течение времени, привязанность к собственным истокам, которые определяют не только последовательный ритм, диалогичность этнокультуры, но и  задают ее направление и общий характер развития. Для сохранения  собственного бытия, этно-культурно-исторической специфики традиция как социокультурное явление представляет собой «пробный камень диалектики», единство  устойчивости  и   изменчивости, преемственности  и  относительного  обновления,  единого  и  многообразного, тем самым  развертывается в  культурно-цивилизационном  пространственно-временном континууме. При этом культурно-цивилизационные, социально-антропологические и историко-аксиологические контексты формирования и развития народных традиций показывают, что они в совокупности есть не только органическая часть культуры, но и развивающееся бытие духовно-нравственных, культурно-этнических, социально-экологических и общечеловеческих, цивилизационных ценностей. Ещё на ранних стадиях своего развития народ, накапливая знания в повседневной жизни, передавали из поколения в поколение  общественно-исторический опыт, своё духовное богатство. Нормы морали, правила проживания данной территории, рациональные способы и методы организации  деятельности, отношения к природе  оформляются в стабильные традиции, обычаи.

Следует отметить, что на протяжении тысячелетий взаимодействия человека с природой накапливался богатейший арсенал «эмпирических знаний, которые по своему характеру существенно приблизились к научным. Этому содействовало наличие системы накопления знаний и передачи их к следующему поколению. Традиции взаимодействия с природой, т.е. этноэкологические традиции и глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий, превратившись в одну из главных составных частей духовной жизни, морали народа. Они отражают неповторимые особенности этноса, являются основой формирования этнокультуры и мировоззренческих устоев. Одним из важным свойством, присущим этноэкологической традиции, включающий в себе процессы накопления, аккумуляции и трансляции социокультурного опыта народов и выполняющие нормативно-регулятивную функцию во взаимодействиях людей и природной среды является диалектическое единство социоприроды в их социокультурном развитии. К сожалению в условиях современной экологической ситуации игнорирование ценностей этноэкологических традиций приводит к серьезным экологическим последствиям. Учитывая это  при формировании экологической культуры в обществе ее содержание и формы целесообразно выбирать с учетом соответствующих народных традиций, которые создавались веками и передавались из поколения в поколение.

Как отмечает Бромлей Ю.В в своей работе «Очерки теории этноса», что отношения этносов и природной среды в их историческом развитии происходило в определенном целостностной системе, т.е. в этноэкологической системе.[4.] В этом контексте В.Н.Мангасарян указывает, что исторически накопленный экологический опыт этносов имел устойчивую локальную конфигурацию и был аккумулирован в основном в этнокультурных традициях [5] Поэтому этноэкологическии традиции по нашему понимании является основным компонентом связанной этнокультурной экологической системы, которые выполняет экологическую функцию этнокультуры. Следовательно, все функции этноэкологической традиции в современных условиях, когда противоречие между социумом и природной средой обостряется, должен трансформироваться в экологическую культуру общества и личности.

В условиях нарастания экологических проблем экологические мировоззрения, представления и нормативные установки этноэкологических традиций направлены в выявлении сути, раскрытии их взаимосвязей тех процессов, которые происходят в социоприроде. Отсюда можно считать, что этноэкологические традиции как жизнеобеспечивающие системы связи этноса с местом его обитания – их характерная черта мировоззрения. Они реализуясь в виде правил, предписаний и норм, запретов в определенные исторические эпохи, влияет на духовную и материальную культуру, восприятие, организацию и структурирование пространства жизнедеятельности человека. Именно эти процессы призваны сыграть важный роль при формировании экологической культуры.

Важно отметить, что этноэкологические традиции, экологические знание этнокультурных ценностей народов и изучение традиций и обычаев, поговорок и пословиц, легенд, обеспечивающие равновесное развитие этносоциума и природной среды, которые затрагивают в контексте коэволюции, приобретают особую актуальность для нашего народа, как часть номадической цивилизации, Так как находясь в этноэкологической системе, т.е. в социально-природном комплексе, образованный в процессе взаимодействия народов с окружающей природной средой и имеющий историко-культурных форм, способов организации устойчивых связей этносоциальных сообществ с окружающей природной средой, они позволяют выделить общие и особенные черты народов, определить пути взаимного влияния, выявить их особенности, самобытность и тем самым способствует решению проблемы национального самосознания и  саморегулирование взаимосвязи природы и общества. В связи с этим использование этноэкологических традиций в наших условиях позволяет формировать экологическую культуру на более высоком уровне  и способствовать решению экологических проблем, тем самым остановив углубление экологического кризиса.

Этнос в процессе своего развития создавал свою  ему присущую систему  законов и правил, на основе которых целые поколения осуществлял свои функции по отношению к природе. В этом аспекте основные задачи формирования экологической культуры общества заключается в том, что необходимо целесообразно осуществлять диалектическое развитие субъекта и окружающей природы, и нынешнее поколение должно познавать мудрость своих предков, понимать связь между жизнью и развитием природной среды. Необходимо отметить, что поиск социокультурных механизмов гармонического развития природы и общества показывает, что этноэкологические традиции способствует накоплению знаний и опыта общения с природой, приучает поступать гуманно по отношению к природе, оказывает влияние на трансформацию традиционной этнокультуры на новую культуру-экологическую культуру. В этом отношении в диалектике экологического мировоззрения населения Кыргызстана в условиях перехода его к устойчивому развитию наблюдаются различные тенденции: экологизация и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества, развитие аксиологического содержания этнических традиций и др. Они вместе с экологической культурой, экологическим образованием и воспитанием способствуют коэволюционному развитию социумов (общества в целом) и природной целостности. При этом раскрытие их диалектики позволяет оптимизировать процесс взаимодействия природы и общества, которая является непосредственной целью экологической культуры общества и человека. Отсюда становится очевидным, что на формирование экологической культуры непосредственно влияют сложившиеся веками принципы и поведенческие нормы определенной системы. В свою очередь формирование экологической культуры через изучение традиционных основ и принципов жизнедеятельности - один из способов сохранения этнокультуры.

Из вышесказанного следует, что экологические представления и этноэкологические традиции соблюдая принцип преемственнности могут считаться как проявление и элемент экологической культуры. Они со своими диалектичности, противоречивости неоднозначностью по сущности, выступают сложными объектами экологического познания. Совокупность элементов экологических идей, представлений об отношении народа с природной средой есть единая этноэкологическая система, обладающая чрезвычайно разнообразными связями и отношениями, которые следует всесторонне изучать в контексте выявления характерных черт экологических представлений  народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Элжан К.У., Габитов Т.Х. «Человек-мир» в контексте национальной идеи казахов //Материалы международной научно-практической конференции (Алматы, 27 мая 2011 г.). - Алматы, 2011. – С. 139-151.
2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.–М.,1977.– С. 252.
3. Моисеев, Н.Н. Избранные труды. В 2-х томах. Т.2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы.– М.: Тайдекс Ко, 2003.– 264 с.
4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М., 1983.- С.212-232
5. Мангасарян В.Н. Экологическая культура общества. - СПб.,2009 – 112с.



© 
К.Ш. Карабукаев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru