viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Л.А. Сырвачева,  (К.псх.н., доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

А.Ю. Яковлева,  (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2017

Родительские отношения
В данной работе рассматриваются вопросы изучения характера родительских отношений к дошкольникам пяти лет с нормой речи и общим недоразвитием речи, гендерный аспект родительских отношений; влияния родительских отношений на когнитивное развитие детей. Выявлены типы родительских отношений, оказывающих негативное воздействие на определенные показатели когнитивного развития детей с общим недоразвитием речи II уровня.

Ключевые слова: Родительские отношения, когнитивное развитие, общее недоразвитие речи, дошкольники.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  дошкольного образования, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, является формирование предпосылок к учебной деятельности, которые включают в себя  достаточное развитие познавательно-исследовательской деятельности, любознательности (ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями); дошкольник обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире; знаниями и элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. [6]. Формирование предпосылок к учебной деятельности невозможно без когнитивного развития детей.

В педагогической и психологической науке и практике когнитивному развитию детей посвящено множество работ (Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин, Л. В. Занков, В. В. Дружинин, Ж. Пиаже, Н. А. Менчинская, Б. Ц. Бадмаев, Г. А. Берулаева, Дж. Брунер, Н. П. Локалова, и др.), в которых развитие рассматривается с разных сторон. В основном, когнитивное развитие детей рассматривается с двух позиций: первая – когнитивное развитие детей – есть естественный процесс, в котором основные  структуры развиваются по мере созревания интеллекта; вторая  - когнитивное развитие происходит под воздействием взрослого.

Когнитивное развитие исследуется в самых различных его проявлениях и сущностных характеристиках. Однако, несмотря на различные характеристики и подходы  к изучению данного понятия, можно сказать, что когнитивное развитие, которое  начинается с рождения, заключается не столько в объеме знаний, сколько в уровне развития познавательных процессов, представляющих динамическую систему качественных и количественных изменений, происходящих с возрастом и с накоплением жизненного опыта [1].

В нашей работе мы вслед за учеными и практиками под когнитивным развитием будем понимать отдельно развивающиеся познавательные процессы: памяти, восприятия, внимания, логики и формирование понятий, где ведущим среди них является мышление.

Одним из факторов, влияющим на психическое развитие ребенка, а значит и его когнитивное развитие, ученые называют детско-родительские отношения в семье (Л.С. Выготский, М. И. Лисина, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Е. О. Смирнова и др.). Эмоционально-волевая, нравственная и интеллектуальная сферы, особенности поведения, характер ребенка формируются в семье. Ребенок чувствителен к родительскому отношению,  и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Детские переживания играют определяющую роль в развитии личности.

По мнению А.С. Спиваковской, Е.Т Соловьевой, В.В. Столина, А.И. Захарова, А.Я. Гозмана, Е.И. Шлягиной, А.Я. Варги, В.А. Смехова, среди причин возникновения того или иного типа родительских отношений важное значение играют передающиеся из поколения в поколение стереотипы воспитания, личностные качества родителей, социокультурные традиции.

Нарушения в диаде «мать-дитя» приводят к психосоматическим и пограничным расстройствам. По мнению Л.В. Яблоковой, достаточно трех месяцев «лишения любви», чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые очень трудно или нельзя полностью устранить. Физическое или интеллектуальное развитие ребенка при этом может задерживаться, может идти по искательному пути [3].

Однако, несмотря на то, что проблеме детско-родительских отношений уделяется много внимания, она практически не изучена в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в особенности не изучено влияние детско-родительских отношений на когнитивное развитие этих детей. В частности, нам не удалось найти работ, касающихся влияния детско-родительских отношений на когнитивное развитие детей пяти лет с  ОНР II уровня.

Когнитивное развитие имеет особое значение для становления речи дошкольников, так как качество освоения языка, умение анализировать слышимую речь, выделять в ней правила и закономерности является необходимым условием  для усвоения языковых структур.

В настоящее время неуклонно растет число семей, воспитывающих  дошкольников  с различными нарушениями речи. Эта группа  является самой многочисленной среди детей с нарушениями развития (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Т. В. Захарова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) [2].

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно констатировать, что проблема детско-родительских отношений к дошкольникам с ОНР, как фактор, влияющий  на когнитивное  развитие этих детей, остается актуальной  на сегодняшний день.

Актуальность выявленной  проблемы позволила определить цель нашего исследования:  изучить  особенности детско-родительских отношений и их влияние на  когнитивное  развитие детей пяти лет с ОНР II уровня.

Для изучения родительских отношений к дошкольникам и определения влияния этих отношений на когнитивное развитие детей с ОНР, были отобраны надежные психодиагностические методики; организовано поэтапное экспериментальное исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59 комбинированного вида» Советского района города Красноярска.

Исследование проводилось в течение года в два этапа.

    На I этапе проходило сравнительное изучение характера детско-родительских отношений в семьях детей 5-ти лет с нормой речи и общим недоразвитием речи. Осуществлялось исследование гендерного аспекта родительских отношений к дошкольникам.

Нами была выдвинута гипотеза, что: родительские отношения к дошкольникам пяти лет с общим недоразвитием речи будут отличаться от родительских отношений к детям пяти лет с нормой речевого развития, в связи с тем,  что  неполноценная речевая деятельность дошкольника может отразиться на отношении к нему родителей.

Для комплектования групп в начале родителям дошкольников была предложена анкета «Социальный анамнез» из диагностической программы оценки уровня психического развития детей пяти лет [4].  Для получения более полной и достоверной  информации о семьях, имеющих детей пяти лет, мы провели тщательное ознакомление с биологическим анамнезом детей (изучение медицинских карт, протоколов  диагностического обследования, беседы с медицинским персоналом дошкольных учреждений, воспитателями и логопедами групп, анкетирование родителей). В результате проделанной работы для исследования были отобраны полные семьи, имеющие одного ребенка в возрасте 5-ти лет. Материальное положение семей и образовательный ценз родителей находились приблизительно на одинаковом уровне. В итоге нами были отобраны 60 семей (120 родителей), изучены родительские отношения к дошкольникам пяти лет,  из них 30 детей с  ОНР II уровня и 30 детей, имеющих  нормальное речевое развитие.

Методика  «Тест – опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина была использована для определения особенностей родительских отношений. Родительское отношение, по определению А.Я. Варги и В.В. Столина, – это сложное переплетение, комплекс всех отношений в семье, система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

А. Я. Варга выделяет пять типов отношения родителя к своему ребенку: принятие - отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

  1. Принятие-отвержение - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
  2. Кооперация - отражает социально  желательный образ родительского отношения.
  3. Симбиоз - отражает  межличностную дистанцию в общении с ребенком.
  4. Авторитарная гиперсоциализация -  отражает форму и направление контроля  за поведением ребенка.
  5. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Обобщенные результаты исследований на этом этапе, включая гендерный аспект родительских отношений, представлены в статье «Сравнительный анализ характера родительских отношений в семьях детей пяти лет с ОНР и нормой речи»  [5].

Результаты исследований подтвердили гипотезу, были выявлены следующие особенности родительских отношений к детям с ОНР II уровня: к ним чаще, чем к дошкольникам с нормальным речевым развитием, оба родителя проявляют такие неблагоприятные типы родительских отношений как: «отвержение», «симбиоз», «отсутствие кооперации» и «авторитаризм». Родители (матери  и отцы) «принимают» детей с общим недоразвитием речи реже и «отвергают» чаще; социально-желательный образ родительского отношения проявляют реже, симбиотические же отношения проявляют чаще, нежели к детям с нормой речи. «Авторитаризм» матери проявляют в отношении детей с общим недоразвитием речи на 14,4 % чаще и на 17,6 % чаще относятся к ним как к маленьким неудачникам, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Та же тенденция проявляется и у отцов только менее выраженная: отцы проявляют «авторитаризм» и относятся к детям с ОНР  как к маленьким неудачникам чаще, по сравнению с детьми с нормой речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что  родительские отношения к детям с ОНР  носят в большей степени неблагоприятный характер, чем у родителей к детям с нормальным речевым развитием. Более подробно результаты исследования представлены в выше названной статье.

    На II этапе было изучено влияние различных типов родительских отношений на когнитивное развитие дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

При комплектовании экспериментальных групп мы придерживались тех же принципов, что и на I этапе, с той лишь разницей, что на этот раз для изучения были отобраны только семьи, имеющие ребенка пяти лет с ОНР II уровня. В результате в исследовании приняли участие 30 семей: 30 детей с ОНР II уровня и 60 родителей этих дошкольников.

Нами условно были выделены две разновидности семей:

  • с неблагоприятным типом родительского отношения («отвержение», «авторитаризм», «симбиоз», «маленький неудачник», «социально неже­ла­тельный образ родительского отношения»), когда выявлялось три и более типа таких отношений к ребенку со стороны каждого родителя (19 семей (62%));
  • с благоприятным типом родительского отношения («принятие» ребенка, «социально желательный образ родительского отношения», отсутствие «авторитаризма», «симбиоза», отношения по типу «маленький неудачник»), когда отмечалось три и более типа таких отношений к ребенку со стороны каждого родителя (всего 11 семей (38%)).

Это позволило нам установить негативное влияние неблагоприятных родительских отношений на когнитивное развитие детей, зависимость между типом родительского отношения и отдельными показателями когнитивного развития дошкольников.

Изучение особенностей когнитивного развития детей проводилось с помощью методик, взятых нами из диагностической программы, методики по изучению: слухоречевой и логически опосредованной памяти; сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;  сформированности операций обобщения и классификации; умения выделить заданную закономерность и удерживать ее в процессе самостоятельной деятельности [4].

Установлено, что у детей с общим недоразвитием речи из семей с неблагоприятным типом родительских отношений на 36% чаще отмечается низкий уровень когнитивного развития, в сравнении с дошкольниками, воспитывающимися в семьях с благоприятным типом отношений. Так, только 17 % детей из семей с благоприятным типом отношений показали низкий уровень когнитивного развития и больше половины детей (53 %)  из семей с неблагоприятным типом родительских отношений имеют низкий уровень когнитивного развития.

У детей из семей с неблагоприятным типом родительских отношений чаще отмечается низкий уровень когнитивного развития по всем изучаемым показателям, особенно неблагоприятные отношения оказывают негативное воздействие на такие показатели как: сформированность умений устанавливать заданную закономерность и удерживать ее  в процессе самостоятельной деятельности, сформированность операций обобщения и классификации.

Кроме того, выявлено влияние определенных типов неблагоприятных родительских отношений на конкретные показатели когнитивного развития детей. При этом мы рассматривали когнитивное развитие в отношении пяти его составляющих, указанных выше.  Так, чаше всего родители проявляют к детям с ОНР такие неблагоприятные отношения как: отсутствие кооперации, «авторитаризм» и «симбиоз», а матери еще и отношение по типу «маленький неудачник».

Данные типы отношения негативно влияют на все показатели когнитивного развития детей с речевой патологией, но больше всего на следующие показатели:

  • сформированность умений устанавливать заданную закономерность и удерживать еев процессе самостоятельной деятельности (у 90% детей - низкий уровень);
  • сформированность операций обобщения и классификации, выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения ведущего признака (у 73% детей - низкий уровень);
  • сформированность логически-опосредованной и слухоречевой памяти, соответственно у 47% и 37% детей низкий уровень сформированности по данным показателям. Детей с высоким уровнем развития по данным показателям не было вовсе.

Влияние данных типов неблагоприятных родительских отношений на формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления выявлено не было.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

  • родители проявляют неблагоприятные типы родительских отношений к детям с общим недоразвитием речи чаще, чем к детям с нормальным речевым развитием;
  • родительские отношенияявляются фактором, влияющим на когнитивное развитие детей пятилетнего возраста;
  • неблагоприятные отношения родителей к детям пяти лет с ОНР II уровня являются негативным фактором, влияющим на все показатели когнитивного развития ребенка;
  • неблагоприятные отношения родителей оказывают негативное воздействие чаще всего на следующие показатели  когнитивного развития: формирование умений выделять заданную закономерность и удерживать ее в процессе самостоятельной деятельности и на формирование операций обобщения и классификации.
Выявленные закономерности необходимо учитывать специалистам в работе с детьми пяти лет с общим недоразвитием речи и их родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гончаров В.С. Генезис артефактов когнитивного развития/ В. С. Гончаров // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 3. Москва-Челябинск: Образование, 2004. С. 13-15.
2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 320 с.
3. Сырвачева Л.А., Уфимцева, Л. П. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС: монография. – Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. 316 с.
4. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4-5 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: электронное издание / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2014. 232 с.
5. Сырвачева Л.А., Яковлева А.Ю.Сравнительный анализ характера родительских отношений в семьях детей пяти лет с ОНР и нормой речи / Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. г. Санкт-Петербург, 2017. С. 162 - 165.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155, 2013. 30 с.



© 
Л.А. Сырвачева, А.Ю. Яковлева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru