levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

 

Н.Б. Шевкиева,  (К.псх.н., ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста)

З.Н. Байтуманова,  (ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста)

Я.М. Басангова,  (ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста)

З.Р. Сержанова,  (ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста)

Серия «Познание» # 12/2  2017
Профессия
В статье дан анализ начальных этапов подготовки профессиональных психологов в России, отражен вклад некоторых персоналий в содержание и виды психологического образования. Рассмотрены представления о сущностных особенностях профессии «психолог», о ее востребованности в различных социальных сферах, тенденциях и перспективах развития.
Дана оценка одной из первых моделей психологического образования, концептуальный замысел которой был разработан Г.И. Челпановым. Показано, что он имел четкую теоретическую, методологическую и методическую проработку. Осмыслен опыт психотехников как первых практических психологов, дана его оценка. Автор обращает внимание на то, что именно психотехники заострили внимание на проблемах индивидуальной, дифференциальной психологии, на проблемах жизнедеятельности человека в специфических условиях деятельности и среды. Аргументируется необходимость использования опыта подготовки психологических кадров, а также кардинального изменения психологического образования и стратегий подготовки профессиональных психологов в России.

Ключевые слова: Профессия, психолог, теоретические идеи, эмпирические факты, персоналии, психотехники, диагностика, коррекция, консультирование, психологическое образование.

 

Неоднозначность трактовки сущностных характеристик и функций профессионала-психолога порождает неоднозначность осмысления и оценки  его статуса, подверженного многочисленным влияниям, зависимости от запросов общества и конъюнктуры, от  уровня развития психологической теории и практики. В свою очередь это затрудняет разработку концепции подготовки профессиональных психологов в вузах, а также   формирование в массовом сознании позитивного образа практикующего психолога, развитие его  психологической культуры как ментальной характеристики российского специалиста.

Сегодня оказался совсем забытым  опыт подготовки профессиональных психологов, разработанной более ста лет назад Г.И. Челпановым. В течение длительного периода образовательная практика не интересовалась его системой. Между тем, это  была одна из «первых моделей» психологического образования, концептуальный  замысел которой имел четкую теоретическую, методологическую и методическую аргументацию. Каждый из этапов подготовки профессиональных психологов был органичным продолжением предыдущего. Так, вначале студенты слушали пропедевтический курс общей психологии, затем посещали просеминарий по экспериментальной психологии, за ним следовал спецкурс по психологии и семинарий по общей и экспериментальной психологии. После этого изучались курсы педагогической и дифференциальной психологии.

Г.И. Челпанов ответственно относился к психологическому образованию. Он считал, что «…собирание материала должно быть предоставлено только лицам с серьезной научной психологической подготовкой… Я боюсь того плодящегося дилетантизма в психологии, когда очень многие думают, что в психологии можно производить исследования или собирать факты с такой  легкостью, с которой дети собирают гербарий или коллекцию насекомых…Я считаю, что коллекционерство в психологии является в некоторых отношениях вредным, потому что оно способно порождать дилетантизм» (Леонтьев А.Н.)

Г.И. Челпанову принадлежит заслуга в обучении студентов экспериментальным методам исследования, в основу которого был положен написанный им учебник «Введение в экспериментальную психологию». По оценке А.Н. Леонтьева, он был  первым и единственным пособием по психологическому практикуму на русском языке, лучшим среди аналогичных зарубежных изданий.

Первые практические психологи брали на себя миссию «устроителей» новой жизни, способных соответствовать социальным ожиданиям. Это значит, что начинающие  психологи-профессионалы брали на себя решение «сверх задач», почти неосуществимых по своей сложности и невыполнимых в условиях отсутствия необходимых психологических идей, методологии и техник.  Анализ ситуации, сложившейся в психологии того периода,  был дан в работе Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» [4]. Востребованность профессии «психолог» в начале ХХ столетия была ответом на социальный заказ, связанный с развитием и  максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. В основном, профессиональные психологи начали  работать в образовании и в сфере промышленного производства. С развитием этих двух отраслей связаны первые шаги профессиональных психологов.

Социальный заказ на работу практического психолога сформировал и образ психологической профессии на начальном этапе ее становления. Актом выделения и развития психологической профессии утверждался факт перехода психологии за границы исследовательской науки и учебного предмета. В связи с этим психология постепенно преобразовалась в антропотехническую практику, над развитием и расширением которой работали все последующие поколения теоретиков и практиков психологии.

Развитие профессии «психолог» требовало разработки статусно-нормативных позиций и положений, определяющих отношения внутри психологического сообщества, между ним и обществом, между психологом и заказчиком. Без приведения этих отношений в единую систему профессия не могла получить официального статуса.

Практические психологи  начали пользоваться новыми научными понятиями и категориями, которые  к этому времени вошли в структуру профессионального мышления. Среди них: воздействие-управление, манипулирование, формирование, психическая реальность, психологическое пространство, психологическое время [1].  В течение ряда десятилетий советского периода приложение сил психологов определялось как социальными импульсами, так  и спецификой тех концепций жизни, которые они воплощали в конструктах своего научного мышления. Именно оно лежало в основании принятия решений о мерах воздействия на других людей, их индивидуальные жизни, идеологические воззрения, стратегии и тактики поведения и общую картину мира. Из  этого следует, что психолог выступал как своеобразный исследователь индивидуальной жизни человека, воздействуя на нее в направлении, заданном «энергией революционного оптимизма» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) [7].

Особую роль взяли на себя психотехники, которые  проводили  массовое тестирование  уровня интеллектуального развития и выявление пригодности к обучению. Однако для такого анализа профессий у психотехников  отсутствовали теоретические основания. Оказалось, что используемые ими методы (опросный, наблюдение, трудовой метод) не способны обнаружить  наиболее важные функциональные моменты деятельности, обеспечивающие ее эффективность.

Используемые методы не удовлетворяли  психотехников, которые  обнаружили, что ни одно отдельно взятое психическое качество не дает высокой корреляции с профессиональной успешностью. Более того, недостаточное развитие  важных качеств часто компенсируется качествами, выступающими в виде целостного ансамбля.  Психотехники интуитивно поняли, что такие ансамбли составляют психофизиологическое ядро тех или иных типов личности.

Однако  их изучение оказалось для психотехников непосильной задачей, хотя они  одними из первых осваивали психологическую профессию, определяли ее научную состоятельность и сферу приложений.  Многие проблемы были психотехниками  определены и поставлены, но не решены. Под влиянием новой идеологии в общественном сознании формировались представления о значимости человека, его уникальности, неповторимости, возможности оказывать влияние на большие социальные группы и общество в целом. В это время  была поставлена  задача поиска эффективных способов и технологий управления людьми, которую возложили на психологов, образовательные структуры и психотехнику[7].

Именно психотехники заострили внимание на проблемах индивидуальной, дифференциальной психологии, на проблемах жизнедеятельности человека в специфических условиях деятельности и среды. Осмысление и анализ опыта психотехников как первых практических психологов был существенно отсрочен, но без их сложного опыта психологическая профессия вряд ли бы набрала тот темп развития и тот ресурс, который характеризует ее в настоящее время (Брушлинский А.В., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Мусалллаева А.Р.).

Не вызывает сомнений, что российские ученые  стремились изучать и использовать не только отечественный, но и  зарубежный опыт  подготовки психологических кадров.   Известно, что немецкая  модель психологического образования была вписана в университетские структуры.  Она была четко иерархизирована с точки зрения академического статуса. Немецкая психология   осуществила    с помощью  Вильгельма Вундта  победное шествие, что позволило сделать вывод,  о том, что « … все психологические школы и школки … вышли из Вундта». Однако позже она  стала постепенно тормозиться под давлением собственных доктрин. Известно, что первое положение о профессиональном психологе вышло в Германии  только в 1941 году.

Американская модель профессиональной подготовки интенсивно  развивалась на факультетах психологии  ряда  университетов  (Мичиганского, Корнуэльского, Оксфордского и др.). Американские психологи  активно брались за выполнение масштабных социальных заказов.  Так, во время первой мировой войны американские психологи решали задачи подбора рядового и офицерского состава, стремясь создать базу для постоянной армии. Они также широко участвовали в реконструкции системы образования, пытались заменить школьные оценки массовым тестированием. Они переходили от изучения одной социальной страты к другой.  По сравнению с Европой, в Америке психологическая профессия развивалась гораздо успешнее, а отряд  профессиональных психологов оказался наиболее многочисленным.

Психологи уже на начальных этапах становления профессии  осознавали, что имеют дело с уникальным предметом – с человеком, психическая реальность которого существовала по законам, свойственным только ей.  Высокая потребность в психологах трудно сочеталась с ее реальными возможностями, обусловленными  тем, что отечественная психологическая  наука на протяжении длительного времени  проходила этап ученичества. Этому также мешали специфические особенности социальной ситуации в России, кризисы и неэффективность промышленного производства и образования, сложная  демографическая  ситуация,  экзистенциальные  кризисы, обусловленные сменой системы жизненных ценностей и др.

Востребованность профессии «психолог» в начале ХХ столетия была ответом на социальный заказ, связанный с развитием и  максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. В основном, профессиональные психологи начали  работать в образовании и в сфере промышленного производства. С развитием этих двух отраслей связаны первые шаги профессиональных психологов.

В образовательной, производственной, юридической практике в течение  всего советского периода шла «подгонка» человека под общий стандарт: «быть как все». Идея общественного воздействия на человека приобретала многообразные формы, вплоть до прямого вмешательства в жизнь каждого отдельного человека.  Психологи  участвовали в формировании идеологии и мировоззрения «советского» человека, в наведении порядка во всех сферах жизни, включая науку и культуру.

В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и  другие  психологи-энтузиасты приветствовали социальные преобразования, проводившиеся под лозунгами «социальной справедливости», «равенства», «свободы», «братства», «интернациональной пролетарской солидарности». Введенный жесткий идеологический прессинг определил профиль отечественной психологии и судьбу психологической профессии на ряд последующих десятилетий (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский).

Профессиональные психологи того времени, будучи во многом дилетантами, брали на себя непосильные задачи и пытались выполнять одновременно различные виды деятельности, которые были диаметрально противоположными по  теоретическим посылам, лежащим в их основании принципам, по методическому оснащению, содержанию и сферам оказываемых воздействий, мере ответственности за оказываемые услуги. Несмотря на это,  были вычленены основные ракурсы психологической профессии: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Наиболее интенсивно развитие профессии «психолог» происходило уже в последней четверти 20 века.  Этому способствовало  расширение проблемного «поля» исследований, развитие теории и методологии психологии, углубление ее  междисциплинарных связей, а также взаимосвязь с различными областями социальной практики.  Изменение проблематики психологических исследований было также  обусловлено  влиянием научно-технического прогресса: разработкой теории информации и кибернетики, освоением космоса, интенсификацией инженерных разработок, развитием автоматизированных систем управления; появлением комплексных исследований в психологии.

Профессиональная подготовка психологов имела явно выраженную академическую направленность. Выпускники психологических факультетов ориентировались на два вида деятельности: преподавание и научные исследования. Однако  постепенно специализация психологов начала  приобретать   прикладную направленность.

В современном российском обществе потребность в психологических услугах стала явно обозначившейся тенденцией, изменившей меру востребованности психологических знаний и оценку готовности психологических кадров к осуществлению своей миссии.  Потребность в квалифицированных психологах во всех сферах социальной практики и производства сформировала социальный заказ на их экстренную подготовку. Однако сама психология оказалась явно неготовой к этому.

Как ни парадоксально, к началу двадцать первого века  профессия "психолог" превратилась из "элитарной" в "массовую", потеряв свой высокий рейтинг и былую популярность. Это сказалось на снижении числа поступающих в  высшие учебные заведения, которые осуществляют профессиональное обучение и переподготовку психологов. На рынке профессий и рынке образовательных услуг сложилась почти критическая ситуация, обусловленная перепроизводством психологов.

Оказалось, что выпускники психологических факультетов не имеют  реальных возможностей для профессиональной самореализации и обеспечения высокого качества жизни, что снижает их стремление оставаться в профессии или осваивать новые виды психологических практик, которые являются достаточно затратными. Указанные процессы происходят на фоне «девальвации»  всех видов психологических услуг, которые еще несколько лет назад были очень востребованными. Это касается психологических тренингов, психологических школ,  консультативных встреч т.д.  Многие пользователи психологических услуг высказывают недовольство  уровнем профессиональной подготовки психологов.

Это закономерно, так как подготовка профессиональных психологов в вузах уже достаточно долго идет вразрез с потребностями заказчиков этих услуг. Поскольку современная профессия "психолог" имеет большое количество специализаций, то применительно к различным сферам практики профессионально значимыми оказываются разные, а иногда и противоположные способности и личностные свойства.  Стало понятно, что отдельные инструментальные умения, способности и личностные свойства не могут обеспечить успешность психолога во всех видах    профессиональной деятельности. Отсюда следует правомерный вывод о необходимости целенаправленной подготовки психологов для различных социальных сфер и групп клиентов.

К настоящему времени эмпирически выявлены  значимые факторы, которые обусловливают снижение престижности и конкурентоспособности выпускников психологических факультетов, приводят к затруднениям в их трудоустройстве и адаптации  к  профессиональной деятельности.  Это касается  осознания выпускниками  своих психических ресурсов, наличия реальных жизненных  планов, а также уровня профессиональной направленности, формирование которой связано со  стремлением помогать людям, т.е. развивать модус служения.

Речь идет о необходимости накопления и обобщения студентами рефлексивного опыта  самоопределения в профессии, о формировании мотивационного компонента профессиональной деятельности и о  развитии субъектности  как специфического качества, обеспечивающего  их профессиональную идентичность (Мусаллаева А.Р.,  Темнова Л.В., Исаева Н.И., Помаз Г.С., Демин А.Н. и др.).

Сегодня достаточно активно дискутируется вопрос  о необходимости разработки новой концепции  подготовки  психологов в вузе. Это потребует изучения теоретических и эмпирических работ, отражающих  специфику  профессии «психолог», выделения ее  содержательных коррелят и  детерминант, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста, который характеризуется интересом и ценностным  отношением к субъективной реальности другого человека, стремлением его понять, оказать помощь и поддержку.

Установлено, что устойчивая Я-центрация, позиция превосходства и доминирования, интерес к манипулированию другими людьми и способам оказания на них влияния могут обусловливать возникновение деструктивных проявлений у  студентов, которые получают психологическое образование. Как показали исследования, у будущих психологов следует развивать профессиональные намерения, цели и планы, личностно-профессиональную рефлексию, интерес к внутреннему миру человека, умения прогнозировать профессиональные достижения, формировать адекватные представления о профессии и реалистичный образ  "Я-профессионал".

Из этого следует, что профессиональная подготовка должна быть  направлена на уточнение образа психолога, на осмысление критериев и факторов успешности его деятельности, на выбор конкретной специализации, на прогнозирование  индивидуальной траектории развития на каждом из  этапов  профессиогенеза.

В настоящее время в психологическом образовании как,  впрочем, и в высшем профессиональном образовании вообще, происходят  существенные изменения, обусловленные сменой научных парадигм; гуманизацией  и гуманитаризацией образования;  расширением  его сфер приложений и повышением уровня; изменениями  в подготовке профессионалов, обеспечивающих  маневренность в усвоении и реализации знаний;  разработкой новых  программ и структур образования;  наметившийся разрыв между теоретической и практической психологией [2;3].

Значительно расширяется  диапазон психологических  практик, которые  требуют  все более подготовленных  специалистов. Многие из них сами приписывают себе специализации и начинают вести приемы, не имея разрешительных лицензий и образовательных сертификатов. Наиболее серьезная задача возникает перед практикующими психологами при отборе методов и методик, используемых в их профессиональной деятельности.  Не обладая достаточным уровнем профессиональной подготовки, они    ведут «варяжные» приемы, которые  снижают доверие и авторитет не только их самих, но и  дискредитируют психологию в целом.  Этим объясняется необходимость кардинального изменения  психологического образования и   стратегий подготовки профессиональных психологов. Дискутируется также вопрос  о необходимости подготовки специалистов по системе «мастерских», по тьюторной системе, позволяющей самостоятельно осваивать образовательный опыт и производить авторское знание.  Перестройка психологического образования обусловлена также тем, что выпускники психологических факультетов государственных и негосударственных вузов уже в течение ряда лет испытывают затруднения при трудоустройстве по специальности.

Кризис трудоустройства выпускников-психологов     становится  почти тотальным. Часто этот кризис бывает инициирован извне и сопровождается изменениями статуса психолога на рынке труда. Проведенное Дёминым А.Н. лонгитюдное исследование  показало, что  из 155 выпускников вуза 23 не смогли найти никакую работу [6].

В настоящее время с особой остротой стали  проблемы социальной и профессиональной защиты психологов: учреждения службы практической психологии не включены в номенклатуры базовых образовательных учреждений; отсутствуют общепринятые критерии и процедуры профессиональной аттестации практических психологов; не определен статус практического психолога в различных образовательных учреждениях. Все вышесказанное затрудняет и дискредитирует деятельность профессиональных психологов [5].

Подготовка профессиональных психологов оставалась предметом длительных дискуссий и поисков многих поколений отечественных ученых (В.А. Артемов, А.В. Брушлинский, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, и др.). Сегодня становится понятным, что осмысление и анализ опыта подготовки первых профессиональных психологов в России  был неправомерно  отсрочен, но без его учета и оценки  трудно исправить накопившиеся недостатки в содержании, видах и уровнях психологического образования, которое  испытывает очередной кризис и не соответствует современной ситуации, сложившейся  в психологической науке  и в обществе в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берулава Г.А.Методология современной психологии. М.-Воронеж: Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та; Издво НПО « Модэк», 2009.
2. Берулава Г.А.Психологические основы развития личности. М.; Издательство Университета Российской академии образования, 2009.- 232 с.
3. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во Смысл, 2005
4. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ, СПб.: Иматон – М., 2000).
5. Дёмин А.Н. Психология общения: социокультурный анализ. Изд-во РГУ Ростов - на - Дону , 2003.
6. Котова И.Б., Развитие идеи личности в российской психологии (XIX–XX века) / И.Б. Котова, Э.А. Пирмагомедова.- Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2012. – 212 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1983.
8. Челпанов Г.И. Задачи современной психологии // Психология. Философия. Образование. – М.: Московский психолого-социальный инстут; Воронеж: Изд-во НПО «Модек» 1999, С.348-350)
9. Шиянов, Е.Н. Личностно-развивающая психологическая практика в российском образовании [Текст] / Е.Н. Шиянов, С.В. Недбаева. – Ростов/Д., 2002.


©  Н.Б. Шевкиева, З.Н. Байтуманова, Я.М. Басангова, З.Р. Сержанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru