levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Цю Синь,  (К.филол.н., ст. преподаватель, Сычуаньский университет, Китай)

Серия «Познание» # 12/2  2017
Жанр «научная фантастика»
В данной статье рассматривается проблема развития китайских фильмов жанра «научная фантастика». Отмечается, что данный киножанр стал по-настоящему развиваться после образования КНР. Автор условно делит весь путь развития китайских фильмов жанра «научная фантастика» на три этапа: начальный этап (1952-1966 гг.); этап первого подъема (1978-2001 гг.); этап второго подъема (2001 г. – по настоящее время). В заключении утверждается, что история китайских фильмов этого жанра относительно коротка, она имеет множество пробелов и неточностей.

Ключевые слова: Жанр «научная фантастика», китайские фильмы, этапы развития, фантастические элементы, поджанры.

 

На сегодняшний день все большую популярность приобретает такой жанр кино, как «научная фантастика», в рамках которого изображаются различные фантастические миры, загадочное прошлое, настоящее и будущее, удивительные технологии и достижения и т.д. В Китае данный киножанр также весьма популярен. Так, например, за первые 5 месяцев в первую десятку в рейтинге фильмов, вышедших в прокат в Китае, уже вошли 3 американских фильма жанра «научная фантастика» [5]: «Капитан Америка 3: гражданская война», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Что, в свою очередь, свидетельствует о том, что этот киножанр пользуется огромным спросом у китайских зрителей, соответственно, он не может не обладать большим рыночным потенциалом. Все это и определило наш интерес к процессу развития китайских фильмов жанра «научная фантастика».

В 1904-ом году было написано первое китайское научно-фантастическое произведение – роман Чаньтьяня Тяосу «Колония на Луне» [3]. Лишь через 34 года (в 1938-ом году) в Китае выходит первый фильм в жанре «научная фантастика» – «Набережная Шанхая через 60 лет» [7], единственный научно-фантастический фильм, снятый до образования нового Китая. В фильме множество различных фантастических элементов: «роботы», «техника возрождения во сне», «кабинет управления климатом», «видеотелефон» и т.д. Практически половина из этих вымышленных и несуществующих для того времени предметов, технологий, явлений сегодня встречается повсеместно.

Научная фантастика как жанр кино стал по-настоящему развиваться после образования КНР. Проанализировав пройденный ей путь, условно разделим его на три этапа: начальный этап (1952-1966 гг.); этап первого подъема (1978-2001 гг.); этап второго подъема (2001 г. – по настоящее время). Следует отметить, что период с 1966 по 1976 гг. в истории Китая обозначается как время Культурной революции, которая, в свою очередь, нанесла серьезный ущерб изобразительному искусству, музыке, литературе, в том числе, и научной фантастике, как ее жанру. Так, в этот период научная фантастика практически прекратила свое существование, поскольку являла собой «идеологическое отклонение» [4]. Это было сложное время для данного жанра, поэтому период времени с 1966 по 1976 гг., на наш взгляд, целесообразно опустить.

Рассмотрим этапы развития жанра «научная фантастика» более подробно.

1. Начальный этап (1952-1966 гг.).

В 1952-ом году была закончена работа над фильмом «Малое солнце». Известный китайский писатель-фантаст Лю Цысинь отмечал, что этот фильм по праву считается первым научно-фантастическим фильмом после создания нового Китая. В нем заключалась смелая фантастическая идея о том, что люди установили грандиозное зеркало на ГСО, чтобы увеличить урожай [10]. Для Китая того времени, данная идея была свежей, ценной, она воплотилась цельным образом в фильме, который лишь однажды был показан на телеэкранах.

Позже, в 1958-ом году, в прокат вышла картина «Каприччио на Шисаньлинском водохранилище», которая рассказывала о жизни и быте людей, проживающих около Шисаньлинского водохранилища в 1978-ом году: в лесу растут деревья с различными плотами, люди общаются с помощью «видеоаппарата», меняет погоду по своей воле и т.д. Хотя множество критиков негативно оценивали этот фильм, называя его «результатом заискивания перед властью, созданным человеком не по-настоящему понимающим политику» [9], однако «по случайности» те вымышленные фрагменты действительно совпадали с требованиями художественной фантастики.

В этот период в Гонконге также были сняты два фильма в жанре научной фантастики – «Большая восковая тыква» и «Переполох двух идиотов в космосе», рассказывающие о скачках во времени и неземной жизни. В целом, на данном этапе своего развития китайские фильмы в жанре «научная фантастика» характеризуются «соединением революционного реализма и романтизма» [8], в чем фактически воплощены почти все требования политической пропаганды. Научно-популярная цель в этом процессе тоже сыграла немалую роль.

2. Этап первого подъема (1978-2001 гг.).

Проведенный в 1978-ом году в Пекине Всекитайский научный конгресс способствовал развитию у народа интереса к науке и технике [2]. В этот период издается первый (и единственный на сегодняшний день) в Китае журнал, который специализируется на публикации научно-фантастических работ. Бывшая «запретная зона» в творчестве постепенно начала открываться и собирать свою аудиторию. В общей сложности, в этот период были сняты около 15 фильмов жанра «научная фантастика»; хотя количество не столь впечатляющее, однако среди них мы можем уже выделить несколько поджанров (которые образуются за счет соединения элементов научной фантастики и элементов других жанров):

  • криминальный фильм – «Смертельный луч на атолле» (1980),
  • фильм-триллер – «Страшная тень» (1981),
  • детский фильм – «Электрический мальчик» (1988),
  • фильм-приключение – «Волшебные часы» (1990),
  • фильм-катастрофа – «Исчезновение атмосферы» (1990), «Ядовитый поцелуй» (1991),
  • комедийный фильм – «Изменчивая звезда жизни и судьбы» (1995) и т.д.

В этот период многие режиссеры, снимая свои фильмы, стремятся использовать различные методы и приемы, характерные для научной фантастики, экранизируют популярные произведения в жанре научной фантастики. Следует отметить, что «Смертельный луч на атолле» стал первым экранизированным фильмом в жанре «научная фантастика» в истории китайской кинематографии, который был снят по одноименному рассказу Тун Эньчжэна [6], названного советским критиком И. Желокиным «ярким антисоветчиком» [1]. Кроме того, в фильмах данного периода все более проявлялся интерес к личности. Например, в фильме «Электрический мальчик» была показана жизнь одного бедного мальчика, который обладал определенными способностями – мог передавать электрические разряды. Люди его боялись, унижали, оскорбляли, но даже такое «чудовище» имело друзей, которые, в конечном итоге, помогли ему избавиться от этих страшных способностей.

3. Этап второго подъема (2001 г. – по настоящее время).

С наступлением нового тысячелетия китайские фильмы в жанре «научная фантастика» переходят на новую стадию своего развития. Главная черта данного этапа – стремительный рост количества фильмов. Среди множества фильмов, снятых китайскими режиссерами или при «участии» китайского капиталовложения, особенно выделяются: «Звездная битва: Сквозь пространство и время» (2006), «Си Джей 7» (2008), «Киборги» (2009), «Патруль времени» (2010), «Город в осаде» (2010) и др. Следует отметить, что не все фильмы могут «похвастаться» большой популярностью и кассовым успехом. Так, из названных выше фильмов лишь «Си Джей 7» принес 54 млн. долларов США, прочие фильмы, к сожалению, имели довольно низкие рейтинги.

На наш взгляд, основными причинами низких рейтингов и кассовых сборов большинства современных китайских фильмов в жанре научной фантастики являются:

  1. «ненацеленость» на определенную аудиторию;
  2. давление голливудских однородных фильмов;
  3. примитивность спецэффектов;
  4. отсутствие привлекательных и убедительных сюжетов.

Подражая своим голливудским коллегам, стремясь создать образы супергероев, китайские режиссеры пока не дождались желанных результатов в сфере научной фантастики.

Кроме полнометражных фильмов, с развитием «Мы-медиа», в интернете появилось большое количество микрофильмов в жанре «научная фантастика», снятых по мотивам художественных произведений: «Parapax» (2007), «Стремнина» (2008), «Мистический день» (2010), «Правило одинокого» (2012) и т.д. Хотя большинство из них носят любительский характер, все-таки часть из них получили более высокую оценку по сравнению полнометражными фильмами. К примеру, по данным статистики, «Киборги» получили лишь 5.4 из 10, а «Правило одинокого» – 7.1 [11], что и отображает предпочтение китайских зрителей.

Не смотря на это, перспектива у китайских фильмов в жанре научной фантастики все-таки есть. Некоторые знаменитые кинорежиссеры готовы вкладывать свои силы, определенные ресурсы (финансовые, человеческие и пр.), чтобы получить качественные фильмы. Как правило, перед ними два пути:

  • Первый – активное сотрудничество с голливудскими режиссерами (так, например, Чжан Имоу, известный китайский кинорежиссер, снимает свой первый фильм в жанре «научная фантастика» с участием американских специалистов и актеров);
  • Второй – экранизация известных во всем мире произведений научных фантастов (Нин Хао, первый из тех, кто идет по второму пути – он приобрел право на экранизацию почти всех произведений Лю Цысиня; для себя поставил задачу – популяризировать китайские фильмы в жанре научной фантастики).

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что история китайских фильмов в жанре научной фантастики относительно коротка, она имеет множество пробелов и неточностей. Будущее этих фильмов зависит только от того, что будет сделано сейчас, какие будут сегодняшние действия. Если же китайские кинематографисты будут прикладывать достаточно большие усилия, то мы можем надеяться, что рано или поздно придет тот день, когда китайские фильмы в жанре научной фантастики будут иметь качественно высокий уровень, а также пользоваться особой популярностью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Желокин И. Что растет в саду «ста цветов»? // Литературная газета, 1980. – С.12-17.
2. Лазарева Т.В. Кадровая политика в национальных районах КНР, 1949-2001 гг. // Диссер. … кандид. истор. наук. – М., 2002. – 204с.
3. Окулов В. «Вэйдады Ю-и» в космосе. О космической дружбе былой // Электронный ресурс, 2004 – Режим доступа (дата обращения – 15.09.2017): http://old.litrossia.ru/archive/102/criticism/2374.php.
4. О'Коннелл С. Расцвет китайской фантастики. Часть 1 // Электронный ресурс, 2017 – Режим доступа (дата обращения – 14.09.2017): https://www.livelib.ru/translations/post/28433-rastsvet-kitajskoj-fantastiki-chast-1.
5. Полный список кассовых сборов // Электронный ресурс, 2016 – Режим доступа (дата обращения – 17.09.2017): http://58921.com/alltime/2016.
6. Там, за стеной. Фантастика // Электронный ресурс, 2016 – Режим доступа (дата обращения – 13.09.2017): http://fantlab.ru/blogarticle43556.
7. Харитонов Е. Заметки о китайской и японской фантастике // Статьи о фантастике, 1998. – С.247-260.
8. Хузиятова Н.К. Становление и развитие модернизма в современной китайской литературе // Электронный ресурс, 2013 – Режим доступа (дата обращения – 15.09.2017): http://revolution.allbest.ru/literature/00294272_ 0.html.
9. Цзянь Дон. Биография Тянь Хань. – М.: «Октябрь», 1996. – С.819-820.
10. Цысинь Лю – биография, книги, отзывы, цитаты // Электронный ресурс, 2016 – Режим доступа (дата обращения – 15.09.2017): https://www.livelib. ru/author/588904-tsysin-lyu.
11. Douban – оценка фильмов // Электронный ресурс, 2017 – Режим доступа (дата обращения – 15.09.2017): https://www.douban.com.


©  Цю Синь, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru