levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Г.Л. Рубеко,  (К.ю.н., доцент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»)

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ 2018
Хозяйственные общества
В статье исследуются новеллы российского корпоративного законодательства, касающиеся изменения видов (типов) хозяйственных обществ. В частности, рассмотрены признаки публичных и непубличных хозяйственных обществ. Также анализируются особенности применения соответствующего законодательства в отдельных субъектах Южного федерального округа.

Ключевые слова: Хозяйственные общества, общества с ограниченной ответственностью, публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества.

 

Принятие Федерального закона 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ), повлекло за собой существенные изменения в корпоративное законодательство. Предшествовало этому долгое обсуждение его проекта как юридическим, так и предпринимательским сообществом. До этого необходимость изменения законодательства была предметом обсуждения юридического сообщества. И, нужно подчеркнуть, что многие положения указанного закона основаны на тех положениях, которые были выработаны юридическим сообществом в рамках соответствующих дискуссий.

Прежде всего, следует отметить отказ от общества с дополнительной ответственностью. Данная форма юридических лиц практически не использовалась в России.  «Непопулярность» обществ с дополнительной ответственностью была связана с отсутствием детального правового регулирования, возможностью привлечения дополнительной ответственности его участников. Также, по нашему мнению, сказывается и отсутствие традиций существования подобных обществ в России. Учитывая нераспространенность данной формы, такой подход следует считать правильным.

Важным нововведением следует признать деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Непубличными являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, не отвечающие признакам публичных. Согласно статистическим данным лидирующее место по количеству зарегистрированных юридических лиц среди коммерческих корпоративных организаций в Республике Калмыкия занимают хозяйственные общества. По состоянию на 1 октября 2017 года в Республике Калмыкия зарегистрировано 2 611 коммерческих корпоративных организаций, из которых 2 513 являются хозяйственными обществами. Из числа хозяйственных обществ 106 зарегистрированы в форме акционерных  обществ  (публичных акционерных обществ – 46, непубличных акционерных обществ – 60), в форме обществ с ограниченной ответственностью – 2 407.  Таким образом, всего лишь 98 коммерческих организаций из 2 611  функционируют в прочих организационно-правовых формах [8].

Кардинально изменилась и типизация акционерных обществ. Первоначально в ГК и в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) закреплялось два типа акционерных обществ – открытые и закрытые. Последние законодательные изменения закрепили деление акционерных обществ на публичные и непубличные. Подобный подход при классификации обществ является принципиально новым для российского гражданского (корпоративного) права и, в целом, может быть объяснен влиянием на российскую правовую систему английского права, где выделяются публичные и частные компании с ограниченной ответственностью. В свою очередь корпоративное законодательство многих стран постсоветского пространства складывалось под влиянием российского законодательства. Как следствие, наличие в системе юридических лиц этих государств открытых и закрытых акционерных обществ. Так, в ГК Республики Беларусь предусмотрено деление акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 97). Также и гражданское законодательство Кыргызской Республики предусматривает подобные типы акционерных обществ (ст. 140, 141 ГК Кыргызской Республики).

В связи с произошедшими изменениями в российском корпоративном законодательстве, касающихся типизации хозяйственных обществ, весьма интересным является вопрос о том, будут ли внесены соответствующие коррективы в законодательство постсоветских государств. В этом плане несколько особняком стоит законодательство Украины. Первоначально в Законе Украины от 19 сентября 1991 года «О хозяйственных обществах» было закреплено деление акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 25). Однако, с принятием в 2008 году Закона Украины об акционерных обществах подобное деление претерпело изменение. Сейчас акционерные общества делятся на публичные и частные (ч. 5 ст. 152 ГК Украины, ст. 5Закона Украины об акционерных обществах). При этом основными критериями разграничения указанных типов являются способ размещения акций и количество акционеров [3].

Согласно российскому законодательству публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Кроме того, публичными являются общества, в уставе которых содержится указание на их публичный характер.

Помимо указанных, к признакам публичных АО можно отнести следующие. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 ГК РФ. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

Все остальные общества, не отвечающие указанным признакам, являются непубличными. Применительно к ним Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» детально регулирует процедуру преимущественного приобретения акционерами непубличных акционерных обществ акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами. Нужно отметить, что каких-либо существенных отличий от ранее действовавшего порядка в отношении закрытых акционерных обществ  действующей редакцией закона не закреплено.

Новеллой же является закрепление в законе возможности на уровне устава конкретного непубличного акционерного общества установить необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (п. 5 ст. 7 Закона об АО). Введение данного правила еще больше приблизило правовое положение непубличных акционерных обществ к обществам с ограниченной ответственностью. О наличии подобной тенденции в свое время говорилось в литературе применительно к регулированию закрытых акционерных обществ [7].

В то же время следует признать, что закрепленные в настоящее время положения больше отвечают общеевропейской тенденции относительно классификации торговых товариществ. Однако, характеризуя отечественное законодательство последних десятилетий, нельзя не отметить его непоследовательность и нестабильность относительно типов (видов) хозяйственных обществ. В 90-е годы прошлого столетия оно ориентировалось на североамериканское корпоративное законодательство. И именно с этим было связано появление открытых и закрытых обществ. При этом до принятия части первой ГК РФ в законодательстве вообще отождествлялись товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Подобный подход иначе как абсурдным назвать было нельзя. В настоящее время, как говорилось выше, влияние на законодательство оказывает английское право о компаниях. Понятно, что такая нестабильность в целом негативно влияет на российскую экономику.

Для государства и муниципальных образований данные изменения тоже имеют значения в связи с тем, что акционерные общества с государственным (муниципальным) участием, скорее всего, попадут в разряд публичных. Хотя, скорее всего, подобная трансформация не будет осуществлена автоматически. В связи с этим стоит ожидать изменения как общего законодательства о хозяйственных обществах, так и законодательства о приватизации, устанавливающих особенности правового положения АО с участием государства. Это будет иметь значение в том числе и для субъектов Российской Федерации, в которых имеются хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием. Так, в Республике Калмыкия имеется 20 хозяйственных обществ с государственным участием. Причем большинство из них действительно имеют важное значение для экономики данного региона. В частности, они функционируют в сфере племенного животноводства (ОАО «Племрепродуктор «Шатта», ОАО «Племенной конный завод имени 28 Армии» и др.), дорожного строительства (ОАОА «Сарпинское дорожное управление», ОАО «Яшкульское дорожное управление № 1» и др.), оказания коммунальных услуг и распределения природных ресурсов (АО «Энергосервис», АО Газпром газораспределение Элиста»). Также надо отметить, что среди акционерных обществ с участием Республики Калмыкия отсутствуют публичные акционерные общества. Что касается распределения соответствующих обществ по видам, то преобладают акционерные общества. Всего лишь три хозяйствующих субъекта с государственным участием созданы в форме общества с ограниченной ответственностью. Для повышения эффективности деятельности хозяйственных обществ, создаваемых с участием публично-правовых образований, прежде всего, нужно учитывать сферу их деятельности. Исходя из этого, необходимо выбрать форму хозяйственного общества – общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, а также размер уставного капитала и виды имущества, вносимого в его оплату.

В связи с реформированием законодательства о юридических лицах нельзя не остановиться на судьбе акционерных обществ работников (народных предприятий). В настоящее время правовое регулирование деятельности народных предприятий осуществляется Федеральным законом от 19 июля 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». В свое время посредством этого закона пытались перенести на российскую почву, имеющуюся в некоторых зарубежных странах практику привлечения работников к управлению акционерными обществами. Например, в США имеется ряд программ по привлечению работников к управлению корпорациями (в частности, программа ESOP). В Федеративной Республике Германии принят целый блок законов, регулирующих привлечение работников к управлению предприятием в зависимости от сферы деятельности.

Однако представители отечественной правовой доктрины неоднозначно относятся к такой разновидности акционерных обществ. Так, отдельные ученые негативно высказываются о существовании данного вида акционерных обществ. В частности, они указывают на неудачность наименования данной формы (народное предприятие). Указывается на смешение в рамках народных предприятий элементов хозяйственных обществ и товариществ и производственных кооперативов. Кроме того, отмечается, что народные предприятия являются дополнительной формой юридического лица, не предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, что недопустимо [1,4,5].

Другие ученые в целом положительно высказываются о существовании данного вида акционерных обществ [2]. Более того, они считают, что народное предприятие можно сделать обобщающей формой, которая может быть дифференцирована на государственные предприятия, акционерные общества работников, производственные кооперативы и т.п. [2]

На наш взгляд, в целом расценивая как положительную попытку привлечения работников к управлению акционерными обществами, можно отметить, что закон о народных предприятиях с этой задачей не справился. В частности, можно согласиться с учеными, которые выделяют недостатки вышеуказанного закона. От себя добавим, что крайне неудачно сформулированы нормы об управлении народными предприятиями [6].

Указанные недостатки обусловили редкое использование этого вида обществ в Российской Федерации. Поэтому полагаем, что данный закон должен быть отменен, а законодателю стоит подумать над иными механизмами наделения работников акциями и привлечению их к управлению обществом.

Однако и в данном случае законодатель оказался не совсем последовательным. Если в первоначальной редакции Проекта не содержалось упоминаний о народных предприятиях, то в Законе № 99-ФЗ уже говорится о возможности принятия закона, определяющего особенности правового положения народных предприятий.

Также подобная непоследовательность характерна и применительно к законодательству, регулирующему правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Так, первая редакция Проекта предусматривала принятие общего закона о хозяйственных обществах. Однако, в Законе № 99-ФЗ речь идет уже о законах (курсив наш – Г.Р.) о хозяйственных обществах. Таким образом, ныне  действующие Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Обществах с ограниченной ответственностью» сохранят свое действие, хотя их ожидает существенное обновление.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданское право. Учебник. Том Ι / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1999.
3. Корпоративне право Польщі та України: монографія / за ред. проф. В. А. Васильєвої. – Івано-Франківськ, 2016.
4. Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики приме нения акционерного законодательства. – М.: Статут, 2005.
5. Поваров Ю.С. Акционерное право. – М.: Юрайт, 2009.
6. Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. – М.: Статут, 2007.
7. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. – М.: Статут, 2014.
8. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия [Электронный ресурс] / Распределение предприятий и организаций по организационно-правовым формам на 01.10.2017 г. – Режим доступа: http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/kalmStat/organizations/, свободный.


©  Г.Л. Рубеко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru