levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

 

И.А. Левицкая,  (К.п.н., Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (филиал в г.Междуреченске))

Серия «Гуманитарные науки» # 05/2  2018
Профессиональный статус
    В настоящее время профессиональная система подготовки инженерно-экономических кадров находится в процессе модернизации и реформирования. Осуществляется обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, введение общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и поэтапная замена профессиональными стандартами квалификационных справочников. Процессы оптимизации необходимо рассматривать с позиций взаимодействия высших учебных заведений и индустрии, что в перспективе позволит достичь лидирующих позиций на мировых рынках, сформировать высокий потенциал конкурентоспособности инженерно-экономических кадров, обеспечить долгосрочные потребности инновационного развития национальной экономики страны в высококвалифицированных специалистах.

Ключевые слова: Профессиональный статус, специалист, профессионализация, конкурентоспособность специалиста, профессиональный стандарт.

 

Серьезные изменения в организации и содержании управления профессиональным образованием инженерно-экономических кадров вызваны социально-экономическими изменениями национальной экономики: ликвидацией централизованного управления производством, демонополизацией экономики, спадом производства, сокращением числа рабочих мест и др. Отсюда и разрушение жестко централизованной системы управления профессиональным образованием, в основе которой лежало вертикально-нисходящее делегирование полномочий и ответственности. Кроме того, темпы подготовки инженерно-экономических кадров в технических вузах в прошлые годы были резко снижены [11].

В связи с этим одной из актуальных проблем развития высшей школы становится проблема повышения эффективности и реализации ее интеллектуального, научного потенциалов для обеспечения инновационной модернизации национальной экономики, которая может быть решена, в частности путем активизации интеграционных процессов между университетами и реальным сектором экономики. В условиях перехода к рыночной экономике, реальной и скрытой безработицы существенным образом повышаются требования к профессиональной подготовке инженерно-технических специалистов: необходим более высокий уровень квалификации и компетенции работника, обеспечивающий конкурентоспособность продукции. Вся система кадровой службы предприятия должна быть сориентирована на осуществление этой задачи. Поэтому задача повышения качества подготовки инженерно-экономических кадров является первоочередной как для хозяйствующих субъектов, так и для организаций профессионального и дополнительного образования. Эти факторы в своей сущности являются специальными и нуждаются в конкретном исследовании в экономическом, социологическом и педагогическом аспектах и включают изучение критериев влияния подготовки кадров на качество трудовой жизни, национальную экономику и повышения качества профессионального обучения. Последнее, в свою очередь, выступает и как социально-образовательная новация, что находит отражение в многоуровневости профессиональной подготовки кадров в современных условиях.

Многоуровневость возникла в связи с созданием новых типов профессиональных учебных заведений с интеграцией, дифференциацией и интенсификацией подготовки молодых специалистов. Это дает возможность получить различный уровень образования, овладеть специальностью и квалификацией в структуре высшего образования, пройти все его стадии. На решение этой задачи нацелена деятельность образовательных учреждений по подготовке инженерно-экономических кадров для индустрии, в частности для топливно-энергетического комплекса.

Современные реалии таковы, что социально-экономические преобразования оказывают значительное влияние на систему профессионального образования. Основная задача профессионального образования направлена на формирование профессионально-личностных компетенций и развитие интеллектуальной творческой личности, способной адекватно оценивать динамические изменения содержания профессионального труда и адаптироваться к социально-экономическим условиям. Образование нельзя рассматривать исключительно как процесс трансляции знаний, формирования умений и навыков, становления профессионально значимых качеств инженерно-экономических кадров. Будущий специалист должен обладать не только определенными профессиональными и личностными. Очень важна потенциальная готовность брать на себя ответственность, решать профессиональные задачи в сложных ситуациях, принимать и наиболее эффективным образом реализовывать управленческие и технологические решения, способность специалиста обладать критическим мышлением, применять наиболее оптимальные в конкретных условиях методы. [8]

В современном мире возрастает ценность и значимость таких показателей конкурентоспособной подготовки современного специалиста, как высокий профессионализм, нравственная и социальная зрелость, мобильность, готовность к инновационной деятельности. Реализация данного подхода в практике высшего профессионального образования требует междисциплинарного интегративного подхода. Это обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных специалистов. После окончания вуза дипломированный специалист сталкивается с проблемой жесткой рыночной конкуренции. Будучи зависимым от изменений на рынке труда, специалист должен суметь реализовать свои потенциальные способности к труду, то есть, оказаться конкурентоспособным на рынке труда. Наибольшую важность имеет интегративная характеристика личности, обеспечивающая более высокий профессиональный статус, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, т.е. конкурентноспособность [6].

Анализ трудового потенциала как совокупности характеристик, относящихся к способности (готовности) будущих специалистов решать текущие и перспективные задачи профессиональной деятельности применительно к выпускникам университетов позволяет провести многостороннюю оценку подготовки инженерно-экономических кадров и разработать систему мер, направленных на снижение социальных рисков, обусловленных качеством трудовых ресурсов. Таким образом, оптимизация подготовки инженерно-экономических кадров соответствует задачам динамичного развития региона, тем не менее система профессионального образования содержит в себе потенциально высокие риски для заинтересованных сторон. [7]

Проведенный анализ выявил примерный перечень профессиональных и личностных качеств, отмеченных работодателями и рекрутинговыми службами как наиболее значимые. Это адаптивность, обучаемость, коммуникативность, конфликтоустойчивость; умение работать в команде, осуществлять корпоративную поддержку, нацеленность на результат и процесс; высокий уровень культуры профессионального общения; позитивное воздействие личным примером; уметь гармонизировать межличностные отношения, стрессоустойчивость; целеустремлённость, мотивация к действию, умение критически оценивать свои достижения; проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности.

Современные исследования, посвященные анализу в области профессиональной деятельности субъектов социально-экономических отношений, обусловлены актуальными условиями рынка труда. Успешность профессиональной деятельности становится показателем социальной зрелости самодостаточной, гуманитарно-направленной и гармонично развитой личности. Контекст современности придает определяющее значение в процессе профессионального становления субъективным особенностям личности и профессионально значимым качествам, а не социально-экономическим факторам и объективным условиям рынка труда.

Качественная подготовка инженерно-экономических кадров в высшей профессиональной школе долгое время осложнялась отсутствием общепринятых определений основных понятий, в первую очередь «компетентность» и «компетенция». В ФГОС ВПО третьего поколения разработчики остановились на понятии «компетенция» и определяют требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) подготовки специалистов, опираясь на следующие трактовки термина:

  • понятие компетенций включает теоретическое знание академической области, знание как действовать (т.е. практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (т.е. ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [проект TUNING] [3, 13];
  • компетенция включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, ценностную, поведенческую стороны [В.И. Байденко] [1];
  • компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [И.А. Зимняя] [4];
  • компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности обучающегося и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий; компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [А.В. Хуторской] [9].

Таким образом, компетенция, во-первых, включает личностный, социальный и профессиональный содержательный компонент и, во-вторых, проявляется в умениях, действиях, деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты "третьего поколения" являются модернизированными образовательными стандартами, которые характеризуются ориентацией на компетенции в трактовке способность применять знания и умения в определенной области и компетентностный подход как умение работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям.

Ядро модели выпускника в результате освоения образовательных программ ВО составляют общекультурные компетенции, которые, во-первых, не являются профессионально обусловленными, т.к. ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности и, во-вторых, именно они образуют базу для профессиональных компетенций и позволяют им более полно реализовываться [А.В. Хуторской] [9]. Общекультурная компетенция как интегративная способность личности обусловлена опытом освоения социокультурного пространства, ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

Общекультурные и профессиональные компетенции (по классификации ФГОС ВПО), дополняя друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных задач разного уровня сложности, с использованием определенного образовательного пространства. Общекультурные компетенции, формируемые средствами дисциплин социально-гуманитарного цикла, способствуют выработке мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, выработки цели и выбора её реализации. Способность решать проблемы, социально и личностно значимые задачи носит интегративный характер и формируется как в процессе образовательной деятельности, так и любой другой деятельности, в том числе и профессиональной. Субъект, приобщаясь к культуре, меняет не только свой внутренний мир, но и окружающее его пространство, образовательную и профессиональную среду. Субъект меняет способы и методы общения с людьми, отношения с культурой, и тем самым оказывается способным к решению все более сложных профессиональных и жизненных задач.

Опираясь на культурологическую концепцию личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской и др. [2], определены факторы моделирования профессионально-личностной позиции будущего специалиста, ориентирующие профессиональное образование на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления, с идеями различных культур.

Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста с точки зрения социокультурного подхода [12], опираясь на учение о ценностях (аксиологию), обусловлено объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Это предполагает необходимость формирования ценностного и ответственного отношения человека к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру; организацию образовательного процесса и создание образовательной среды, в которой формирование личности протекает в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека. Это означает ориентацию моделирования профессионально-личностной позиции будущего специалиста на общечеловеческие социокультурные ценности, мировую и национальную духовную культуру. Данное обстоятельство позволяет использовать компетентностный и социокультурный подходы как методологическую основу моделирования профессионально-личностной позиции будущего специалиста.

Цели и ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» обусловливают необходимость принципиально иного подхода к подготовке специалиста, а именно: раскрывать ее не только в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры («нравственная культура», «гуманитарная культура», «профессиональная культура» и т.п.). При таком подходе «знания» и «умения» переходят из ранга стратегических понятий в ранг тактических. Кроме того, прежнее разграничение образования на содержательную и процессуальную компоненты теряет смысл, ибо в структуру содержания включается и учебная деятельность, которая также становится содержательной основой образования [10].

И.А. Зимняя в социально-профессиональной компетентности выделяет следующие уровни: базовый, социальный и профессиональный. Базовый уровень обеспечивает основные мыслительные операции и личностный (интеллектуально-обеспечивающий). Собственно компетентностные уровни – социальный уровень определяет адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом, социумом; профессиональный уровень обеспечивает осуществление профессиональной деятельности [4].

В соответствии с данной структурой выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению. Эти задачи могут быть инвариантными в области деятельности и специальными, например, производственно-технические, расчетно-проектные, научно-производственные, экспериментально-исследовательские, эксплуатационные. Таким образом, компетентностная модель выпускника опирается на концепцию гуманизации профессионального образования и гуманитаризацию образовательных программ высшего образования.

Подготовка будущего специалиста к решению профессионально-творческих задач обусловлена социальным заказом общества соответствовать современным требованиям рынка труда. Это достигается в первую очередь максимальным учетом положений профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [6].

Оптимизация подготовки инженерно-экономических кадров является необходимым фактором обновления единой системы квалификаций работников и формирования национальных профессиональных стандартов. Введение общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и поэтапная замена профессиональными стандартами квалификационных справочников является достаточным основанием для проектирования новых образовательных программ профессионального образования, соответствующих быстро меняющимся реалиям рынка труда, что позволяет субъектам системы профессионального образования быстро реагировать и разрабатывать инновационные образовательные программы. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) при разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) все общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ОПК), а также профессиональные компетенции (ПК), отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОПОП, включаются в набор требуемых результатов освоения программы. Таким образом, профессиональные стандарты позволяют систематизировать требования работодателей к работникам, а также проводить оценку соответствия компетенций сотрудников требованиям конкретного работодателя. Кроме того, к планируемым результатам освоения ОПОП относятся компетенции выпускников, установленные ФГОС ВО, и компетенции выпускников, установленные организацией профессионального образования (в случае установления таких компетенций). Это означает, что, наряду с профстандартами используются различные инструменты для определения ПК (долгосрочное прогнозирование рынка труда, опрос экспертов, консультации с ведущими работодателями, перспективный анализ профессий и т.д.).

Введение профстандартов в набор требуемых результатов освоения программы является основой оптимизация подготовки инженерно-экономических кадров для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации. Логично, что организации профессионального и дополнительного образования разрабатывают ОПОП с позиций взаимодействия высших учебных заведений и индустрии, что является необходимым фактором преодоления масштабной ситуации дефицита квалифицированных работников на рынке труда, а также безработицы как социально-экономического явления. [5]

Система государственной стандартизации программ высшего образования не имеет показателей жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью, как ГОС ВПО первого и второго поколений, являясь в настоящее время рамочной регламентацией структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения, заложенных в ФГОС ВПО (ФГОС-3), ФГОС ВО (ФГОС-3+), ФГОС-3++.

Оптимизация подготовки инженерно-экономических кадров в условиях формирования системы профессиональных стандартов должна отражать требование соответствия квалификации, вида профессиональной деятельности и трудовых функций работника. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов. Поэтому одной из задач перехода на ФГОС 3++ является cопряжение профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Тем не менее, поэтапное введение профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, актуализирует в настоящее время взаимодействие образовательных организаций и иных субъектов образовательного процесса, а также промышленности и субъектов рынка труда в целях оптимизации профессиональной подготовки инженерно-экономических кадров.

Вследствие этого российские образовательные учреждения высшего образования получают все большую свободу в формировании основных профессиональных образовательных программ, что максимально увеличивает их возможности оптимально реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международном рынках образовательных услуг, одновременно значительно повышая ответственность самих образовательных организаций за качество предлагаемых образовательных программ. Поэтому важным является оценка качества основных профессиональных образовательных программ.

Во-первых, образовательные организации устанавливают и разрабатывают систему оценки качества программы самостоятельно через внутреннюю оценку качества основных профессиональных образовательных программ. Кроме того, на соответствие содержания и качества подготовки ФГОС ВО проводится государственная аккредитация. Наряду с государственной аккредитацией предусмотрена также профессионально-общественная и международная аккредитация.

Профессионально-общественная аккредитационная экспертиза ОПОП проводит, во-первых, оценку уровня усвоения компетенций как демонстрации выполнения действий в соответствии со шкалами оценки. Во-вторых, анализу подлежит и качество образовательного процесса, выявляемое через анкетирование субъектов образовательного процесса, взаимодействие с работодателями, опрос заинтересованных сторон и т.д.

Таким образом, настоящее время показывает изменение стратегических целей, методических подходов и социальных факторов подготовки инженерно-экономических кадров. Необходимость развития новых компетенций и профессиональных качеств выпускников инженерно-экономических направлений актуализирует новые подходы и технологии организации образовательного процесса в условиях реформирования приоритетных отраслей национальной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист №2 2003. С.2-6.
3. Горылев А.И., Пономарева Е.А., Русаков А.В. Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ. Нижний Новгород. 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unn.ru/cie/GorylevPonomarevaRusakov.pdf
4. Зимняя И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.
5. Левицкая И.А. Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста в условиях формирования системы профессиональных стандартов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С. 134-138.
6. Левицкая И.А. Совершенствование подготовки инженерно-технических кадров для угольной промышленности // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. СИБРЕСУРС 2016. Сборник материалов XVI международной научно-практической конференции. 2016. С. 60.
7. Урбан О.А. Социологический анализ кадрового потенциала региона// Высшее образование сегодня. 2009. №8. С 43-45
8. Урбан О.А. О развитии системы дополнительного образования (для предпринимательской деятельности) // Философия образования. 2010. №2. С. 184-191.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.
10. Competence-based learning . A proposal for аssessment of generic competences / Ed. A.V. Sanchez & M.P. Ruiz. –Bilbao: university of Deusto, 2008. 334 p.
11. Levitskaya I., Pastukhova N., Dubrovskaya O. Problems and prospects of sustainable development of mining regions // E3S Web of Conferences.
12. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 218-223.
13. TUNING Educational Structures in Europe http://www.unideusto.org/tuningeu/home.html


©  И.А. Левицкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru