levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.М. Игнатьев,  (Научный сотрудник НИЦ-1, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Конвоирование
В статье рассматривается вопрос применения дисциплинарного воздействия к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, допустившим нарушение режима содержания при конвоировании.
В работе проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок применения мер взысканий к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, а также возможность реализации данных правовых норм сотрудниками специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию в случае нарушения ими режима содержания. В ходе исследования выявлены проблемы в законодательстве Российской Федерации, требующие совершенствования с учетом возможного предоставления права применения мер взыскания в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, совершивших нарушение режима содержания при конвоировании, руководителям специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
По мнению автора, это послужит основополагающим средством в обеспечении режима содержания при конвоировании, а также окажет должное воздействие на конвоируемых лиц, стимулирующих их к правомерному поведению.

Ключевые слова: Конвоирование, осужденные, лица, содержащиеся под стражей, режим содержания, взыскания, уголовно-исполнительная система.

 

Совершение деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – РФ) предусматривает установление мер уголовно-правового характера в отношении лица, совершившего преступление.

Ученые определяют меры уголовно-правового характера как средства реализации уголовной ответственности [8, с. 27], как меры уголовно-правового воздействия [8, с. 14-15], как инструменты уголовного права [4, с. 71], однако очевиден тот факт, что ряд мер уголовно-правового характера направлены на изменение правового статуса лица, совершившего преступление связанного с его помещением в места принудительного содержания.

Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу либо назначение наказания в виде лишения свободы подразумевает необходимость соблюдения лицом требований режима содержания либо режима отбывания наказания, установленных законодательством РФ. При изучении уголовно-исполнительного кодекса (далее – УИК РФ) и Федерального закона РФ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следует сделать вывод о том, что одним из составляющих режима содержания либо режима отбывания наказания является соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и исполнение ими обязанностей, определяемых условиями отбывания наказания и содержания под стражей. Исполнение указанных требований законодательства РФ невозможно без института дисциплинарного воздействия на осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Как отмечает Красоткин П.Н., нахождение человека в системе общественных отношений делает возможным стимулирование его поведения через применение мер поощрения и мер взыскания [3, с. 27-30].

Следовательно, стимулирование правопослушного поведения человека может осуществляться посредством применения мер поощрения, а также мер принуждения, которые могут служить в качестве побудителя позитивного, социально значимого поведения [7, с. 644].

В настоящее время государство уделяет большое внимание уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) и совершенствованию нормативно-правовых актов ее регламентирующих. Основополагающим документом, определяющим развитие УИС на современном этапе, является Концепция развития УИС РФ до 2020 года утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 1772-р (далее – Концепция). Концепция предусматривает совершенствование системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом соразмерности взыскания дисциплинарному проступку[6]. Законодательство РФ закрепляет нормы, которые регламентируют порядок наложения взысканий на осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Необходимо отметить, что законодатель определяет круг лиц, которые могут налагать взыскания и определяет, что на осужденных взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица его замещающего, а на подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей или его заместителем. Также необходимо отметить, что взыскания налагаются в пределах юрисдикции начальников учреждений УИС, в ведении которых находятся осужденные, подозреваемые и обвиняемые.

Однако осужденные и лица, содержащиеся под стражей, находящиеся в местах принудительного содержания, по причине различных юридически значимых фактов (вынесение обвинительно приговора суда, производство следственных действий и др.) могут быть перемещены между учреждениями УИС. Согласно статьи 76 УИК РФ перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, происходит под конвоем.

Ведомственный нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность специальных подразделений УИС по конвоированию предусматривает, что на лиц, нарушающих установленный режим содержания начальник караула, обязан составить акт, в двух экземплярах и объявить его нарушителю. В акте необходимо указать характер и обстоятельства нарушения режима содержания. Первый экземпляр акта начальник караула приобщает к личному делу осужденного либо лица, содержащегося под стражей, а второй предоставляет начальнику специального подразделения УИС по конвоированию. Из указанных требований вытекает, что акт о нарушении режима содержания в последующем послужит основанием для применения администрацией учреждения УИС (органом–получателем) мер взыскания к осужденному либо лицу, содержащемуся под стражей, допустившему нарушение режима содержания при конвоировании.

Однако, при изучении норм законодательства РФ, определяющих порядок наложения взыскания и перечень должностных лиц, правомочных их налагать можно прийти к выводу, что наложение взыскания на осужденного либо лица, содержащегося под стражей, совершившего нарушение режима содержания при конвоировании, администрацией учреждений УИС невозможно. Это обуславливается двумя фактами. Первое – законодательством РФ четко регламентировано, что налагать взыскания на осужденных может только начальник исправительного учреждения либо лицо, его замещающее, а на подозреваемых и обвиняемых начальник места содержания под стражей либо его заместитель. Так, в процессе конвоирования осужденные, следуя к месту отбывания наказания, могут помещаться в транзитные следственные изоляторы УИС находящиеся по маршруту конвоирования, где соблюдение УИК РФ в части наложения взыскания на осужденных начальниками исправительных учреждений не реализуется. Во-вторых, осужденные либо лица, содержащиеся под стражей, нарушающие режим содержания при конвоировании, находятся под юрисдикцией специальных подразделений УИС по конвоированию, а не в ведении учреждений УИС.

Результаты проведенного в 2016 году ФКУ НИИ ФСИН России анкетирования практических работников специальных подразделений УИС по конвоированию показали, что отсутствие правовых норм, позволяющих налагать взыскания на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нарушающих режим содержания при конвоировании, является одной из наиболее актуальных проблем, с которой караулам по конвоированию приходится сталкиваться в служебной деятельности.

Личный состав караулов по конвоированию обязан требовать от осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соблюдение установленного режима содержания. В рассматриваемом случае сотрудники специальных подразделений УИС по конвоированию лишены так называемых рычагов воздействия на конвоируемых лиц при нарушении ими установленного режима содержания.

В целях предупреждения совершения конвоируемыми лицами установленного режима содержания при конвоировании, Федеральной службой исполнения наказаний (далее – ФСИН России) подготовлены и направлены в территориальные органы УИС указания. Указание 2013 года определяет, что в целях профилактики, а также фиксации правонарушений, в обязательном порядке необходимо применять видеорегистраторы в караулах по конвоированию во время приема и личного обыска осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их посадки (высадке) в специальный транспорт, приема (сдачи) конвоируемых лиц на обменном пункте и во всех случаях осложнения обстановки. Указание 2014 года говорит о необходимости размещения знаков о запрете курения в камерах специальных автомобилей и специальных вагонах, а также об изъятии на период конвоирования у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, зажигалок и спичек. На наш взгляд, принимаемые в настоящее время меры по предупреждению нарушений режима содержания при конвоировании недостаточны, они носят профилактический характер. Необходим четкий механизм, закрепленный в законодательстве РФ, и предусматривающий порядок наложения взысканий за нарушения режима содержания при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Взыскания, налагаемые на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусмотренные законодательством РФ, являются важным средством обеспечения режима содержания [1, с. 9-13]. Баранов В.М. справедливо отмечает, что стимулирование в праве осуществляется не только с помощью поощрительных мер, но и путем установления юридической ответственности за ненадлежащее поведение или нарушение установленного правовыми нормами порядка [2, с. 22].

На сегодняшний день складывается ситуация, что законодательными актами РФ за нарушение осужденными либо лицами, содержащимися под стражей, установленного режима содержания при конвоировании, не предусмотрено санкций.

Нормы законодательства РФ в сфере применения мер взыскания, за нарушение режима содержания при конвоировании, требуют совершенствования. На наш взгляд, необходимо предоставить право наложения взысканий на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, допустивших нарушения режима содержания начальникам специальных подразделений УИС по конвоированию либо лицам их замещающим. Виды взысканий и порядок их применения должны быть основаны на существующих нормах, а принятое решение о наложении взыскания в отношении осужденного или лица, заключенного под стражу совершившего нарушение режима содержания во время конвоирования должно направляться в учреждение УИС для его исполнения. Установление законодательством РФ указанных норм позволит сконцентрировать материалы о наложении взыскания (рапорт сотрудника о нарушение режима содержания, акт о нарушение режима содержания, объяснение осужденного либо лица, содержащегося под стражей, видеозапись, фиксирующую нарушение и др.) в специальных подразделениях УИС по конвоированию, а также минимизировать переписку между учреждениями УИС по данному вопросу. Важно также иметь в виду, что руководитель специального подразделения УИС по конвоированию будет налагать взыскания на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, которые находится под его юрисдикции.

По нашему мнению, закрепление в законодательстве РФ вышеуказанных норм послужит существенным подспорьем в надлежащем обеспечении сотрудниками специальных подразделений УИС по конвоированию режима содержания, а также окажет стимулирующий эффект на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к соблюдению требований Законодательных актов РФ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонов А.Г. О пределах усмотрения администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при применении мер поощрения и взыскания к осужденным // Вестник Кузбасского института. 2 (27). 2016. С. 9-13.
2. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права // Издательство Саратовского университета. 1978. С. 22.
3. Красоткин П.Н. Поощрения и взыскания как парные меры воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде исправительных работ, по законодательству Российской Федерации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 17. С. 27-30.
4. Пермиков О.Г. современные проблемы уголовной и уголовно-исполнительной политики // Черные дыры в Российском законодательстве. 2003. № 2. С. 71.
5. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т.2. С. 644.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544.
7. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью // Издательство Саратовского университета. 1997. С. 14-15.
8. Тюшнякова О.В. Отсрочка отбывания наказаний женщинами как мера уголовно-правового воздействия. Тольятти. 2002. С. 27.


©  А.М. Игнатьев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru