levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

И.В. Балакина,  (Ст. Преподаватель, Новосибирский государственный технический университет)

Ю.А. Грухин,  (Ст. Преподаватель, Новосибирский государственный технический университет)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Прокуратура
Статья посвящена анализу законодательного регулирования в сфере организации и деятельности системы органов прокуратуры в процессе осуществления профилактических мероприятий. В частности, профилактика правонарушений опосредованно имеет место при осуществлении прокурорского надзора по предупреждению противоправных действий в отношении прав и законных интересов субъектов правоотношений. Непосредственная профилактическая деятельность системы органов прокуратуры осуществляется путем координации деятельности по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Анализ существующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что,, профилактическая деятельность органов прокуратуры неявственно, но просматривается.

Ключевые слова: Прокуратура, надзорные полномочия, иные направления деятельности органов прокуратуры, профилактические аспекты прокурорского надзора.

 

Ст.2 Федерального закона "О прокуратуре РФ" устанавливает основополагающие аспекты осуществления органами прокуратуры собственных полномочий - надзорные функции и иные направления деятельности, не связанные непосредственно с надзорной деятельностью, в частности - правотворческая деятельность прокуратуры, международное сотрудничество и т.д. Профилактического аспекта, как непосредственного направления прокурорских полномочий в законе не предусмотрено [1].

Часть 2 ст. 2 названного закона также определяет задачи деятельности прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства [1].

Профилактический механизм призван обеспечивать надлежащее исполнение, поставленных перед прокуратурой задач. Статьей 25.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" предусмотрено в частности принятие прокурором акта - предостережение о недопустимости нарушения закона. Но непосредственно не определены правовые механизмы своевременного выявления правонарушений для надлежащего принятия превентивных мер [1].

Профилактические полномочия системы органов прокуратуры должны быть определены, как основы деятельности непосредственно в законе "О прокуратуре РФ", устанавливающим основные статусные полномочия прокуратуры, поскольку в иных законах данные полномочия являются в той или иной степени «второстепенными». Хотя ст. 3 указанного закона закрепляет, что - организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами [1].

Т.Г. Воеводина определяет, что расширение полномочий прокурора без внесения соответствующих изменений в закон о прокуратуре недопустимо [5].

Исходя из анализа законодательного регулирования действующим законодательством, в частности Федеральным законом "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом "Об основах профилактики правонарушений в РФ" следует отметить, что профилактические механизмы в функциональной деятельности системы органов прокуратуры являются скорее опосредованными, чем непосредственными [1,2].

Надлежащий прокурорский надзор должен обеспечивать упредительные меры в отношении потенциальных правонарушителей. То есть непосредственные надзорные функции опосредованно обеспечивают профилактику противоправных деяний.

В ст.9 Федерального закона "Об основах профилактики правонарушений в РФ" устанавливается, что - органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" [2].

Бесспорно, более фундаментальными и рациональными являлись бы законодательные нормы, устанавливающие непосредственное самостоятельное профилактическое направление деятельности системы органов прокуратуры, предусмотренные в п.2 ст.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" [1]. Недостаточно определить профилактическую направленность прокурорских мероприятий, необходимо выработать непосредственные правовые механизмы, обеспечивающие цели осуществления прокурорского надзора.

Некоторые законодательные установления все же определяют данные механизмы, в частности – в Федеральном законе "Об основах профилактики правонарушений в РФ" - ч. 2 п.4 ст.6 - совершенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений – данный механизм осуществления профилактической деятельности в некоторой степени корреспондирует со ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре РФ" - координация деятельности по борьбе с преступностью. В рамках данного полномочия, не являющегося надзорным, возможно реализовать основные направления профилактики правонарушений, предусмотренные Федеральным законом "Об основах профилактики правонарушений в РФ" [2].

Также ч.2 п.2 ст.6 Федерального закона "Об основах профилактики правонарушений в РФ" предусматривает основные направления профилактики правонарушений, осуществляемые посредством правового регулирования профилактики правонарушений. Данная норма корреспондирует со ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре РФ" - участие в правотворческой деятельности [2].

В соответствии с п. 2.1 приказа Генеральной прокуратуры от 17 сентября 2007 года №144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" - не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, принять меры к углублению сотрудничества с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на регулярной основе участвовать в подготовке ими проектов законов и иных нормативных правовых актов, работе комитетов, комиссий и рабочих групп, осуществлять правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, готовить по ним заключения и другие документы [3].

П.2.2. указанного приказа определяет, что прокуроры в процессе правотворческой деятельности должны активнее использовать в нормотворческой работе материалы прокурорского надзора, осуществлять мониторинг федерального и регионального законодательства, выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений, в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования.

Соответственно в Федеральном законе "О прокуратуре РФ" предусматриваются профилактические мероприятия, которые реализуются через координацию деятельности по борьбе с преступностью, через участие прокурора в правотворческой деятельности, наиболее явным аспектом профилактической деятельности системы органов прокуратуры , предусмотренной Федеральным законом "О прокуратуре РФ" является в рамках правотворческой деятельности - проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов [1].

П.1 ст.9.1 указанного закона определяет, что - прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Реализация данной нормы обеспечивает применение одного из основных направлений профилактики правонарушений, предусмотренных ст.6 ч.1 п.12 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ" - противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения [2].

По мнению А.Ю. Винокурова "К вопросу об участии органов прокуратуры в профилактике правонарушений в Российской Федерации" - законодателю не удалось, несмотря на достаточно насыщенный характер норм, имеющих отношение к прокуратуре, определить четкое место органов прокуроры в системе профилактики правонарушений, и в конечном итоге роль их сведена к традиционно осуществляемому надзору за исполнением законов, что, как представляется, является следствием недостаточной проработки актуальных именно для прокуроров вопросов [4].

Данная позиция однозначно определяет роль системы органов прокуратуры в рассматриваемой тематике. Однако считаем, что анализ существующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что, профилактическая направленность деятельности органов прокуратуры в некоторой степени осуществляется прокурорами посредством реализации собственных фактических полномочий. Это подтверждается в частности ст.8, ст.9, ст.9.1, ст.25.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ", некоторыми ведомственными нормативными актами, в частности п. 2.1 приказа Генеральной прокуратуры от 17 сентября 2007 года №144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", а также ст.6 ч.1 п.12, ст.9 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ". В некоторой степени органы прокуратуры все же осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов соответствующими объектами, а также реализуя иные указанные направления деятельности прокуратуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
2. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3851.
3. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 N 144 (ред. от 06.02.2013) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
4. Винокуров А.Ю. К вопросу об участии органов прокуратуры в профилактике правонарушений в Российской Федерации// Административное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 620 - 626.
5. Воеводина Т.Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. 2016. N 9. С. 58 - 62.


©  И.В. Балакина, Ю.А. Грухин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru