levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.М. Магеррамов,  (Д.э.н., профессор, Бакинский Государственный Университет)

А.Э. Мансуров,  (Докторант, Бакинский Государственный Университет)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Банковский сектор
Статья посвящена динамике развития и направлению структурирования банковского сектора Азербайджана. Здесь отмечается, что банковская система Азербайджана функционировала в условиях весьма чувствительной глобальной экономической среды, а внутри страны сложилась высокая активность в ненефтяном секторе экономики. Также, автор отмечает, что финансовая стабильность в Азербайджане на фоне резкого падения цен на нефть и продолжающегося снижения курсов национальных валют стран, являющихся основными торговыми партнерами Азербайджанской Республики, в декабре 2015 года привела к переходу на режим плавающих курсов, регулируемых Центральным Банком.

Ключевые слова: Банковский сектор, экономическая активность, экономическая стабильность, валютные резервы, ненефтяной сектор.

 

До середины XIX века на территории Азербайджана, как и в других странах мира,  не было в современном понимании этого слова центрального государственного органа банковского регулирования. Первичные механизмы регулирования финансово-банковской сферы в Азербайджане стали формироваться только в связи с переходом к капитализму. В условиях ускоренного развития капиталистических отношений к концу XIX века, в Азербайджане сложилась наиболее развитая по сравнению с другими регионами Кавказа кредитно-банковская система, объединяющая около 200 кредитных учреждений.

После создания Азербайджанской Демократической Республики, Постановлением Правительства Азербайджанской Республикиот 7 марта 1919 года был учрежден Государственный Банк Азербайджана [1, c.5]. 16 сентября того же года парламент принял Устав Азербайджанского Государственного Банка, подготовленный кредитным отделом Министерства Финансов Азербайджанской Республики. 30 сентября 1919 года состоялось торжественное открытие Азербайджанского Государственного Банка и с этого дня Банк приступил к деятельности. 9 ноября 1919 года было открыто отделение Гянджинского Государственного Банка Азербайджана. Позже были учреждены отделения Государственного Банка и в других регионах страны.

Основная цель Государственного Банка Азербайджана заключалась в облегчении денежного обращения, содействии торговле, промышленности и сельскому хозяйству, укреплении денежной системы. Сумма уставного (основного) капитала Государственного Банка Азербайджана составляла 50.000.000 рублей. Предполагалось, что уставный капитал будет ежегодно увеличиваться за счет 10% от суммы годового дохода. Резервный капитал Банка до достижения объема в 10.000.000 рублей должен был сформироваться за счет 20%, а затем - в размере 10% от суммы годового дохода. Резервный капитал должен был сформироваться для покрытия возможных убытков по операциям Банка. В случае недостаточности этого капитала для покрытия убытков предусматривалось пользоваться основным капиталом. В свою очередь, недостающая часть основного капитала должна была покрываться за счет государственного бюджета. Одновременно предусматривалось создание специального резервного фонда для содержания Банка в случае отсутствия достаточного дохода. Этот фонд должен был сформироваться за счет выплат в размере 5% от суммы годового дохода.

28 апреля 1920 года, в результате оккупации Азербайджана большевистской Россией, несмотря на формальное сохранение государственной независимости (под названием Азербайджанской Советской Социалистической Республики), существующая денежно-кредитная система страны была полностью уничтожена.

Приказом Комиссариата Финансов от 31 мая 1920 года Государственный Банк Азербайджана был переименован на Народный Банк Азербайджана [2]. Решением Азербайджанского Революционного Комитета от 9 июня 1920 года все банки и другие кредитные организации были национализированы и включены в состав Народного Банка. Таким образом, банковское дело перешло под исключительную монополию государства.

В 1923 году в связи с образованием Государственного Банка СССР было создано его Бакинское отделение, и банковская системаАзербайджана, находящаяся в монополии государства, также стала управляться из центра.

В соответствии с Конституцией СССР, принятой в декабре 1936 года, Азербайджан в качестве «суверенной» республики вошел в состав СССР и до конца 1991 года функционировала Азербайджанская Контора Государственного Банка СССР. 18 октября 1991 года Азербайджан объявил о восстановлении своей государственной независимости. После этого была создана юридическая база для формирования независимой банковской системы, в том числе и Национального Банка Азербайджанской Республики. Так, статья 14 Конституционного Закона Азербайджанской Республики «Об основах экономической независимости Азербайджанской Республики» от 25 мая 1991 года под названием «Банковская системаи денежный оборот» полностью посвящена именно этим вопросам. Эта статья, наряду с закреплением правовых основ независимой банковской системы и оборота национальной денежной единицы в Азербайджане, также определила статус и полномочия Национального Банка. В частности, Национальный Банк был объявлен высшим эмиссионным учреждением, проводящим государственную политику в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений, регулирующим деятельность банковской системы в целом, и исполняющим функции резервного банка.

В то же время, в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 8 октября 1991 года «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни Республики», вопросы регулирования бюджетно-финансовой системы, а также создание и упразднение центральных органов государственного управления определялись указами Президента Азербайджанской Республики. Именно согласно этому Закону, а также в соответствии с вышеупомянутым Конституционным Законом, Указом Президента Азербайджанской Республики от 11 февраля 1992 года «О создании Национального Банка Азербайджанской Республики», был создан Национальный Банк на базе азербайджанских учреждений Государственного Банка, бывших Промышленно-Строительного Банка СССР и Аграрно-Промышленного Банка СССР и 7 августа 1992 года был принят Закон «О Национальном Банке Азербайджанской Республики». А 1 декабря 1992 года Милли Меджлис Азербайджанской Республики принял решение «Об утверждении Устава Национального Банка Азербайджанской Республики» [8]. Согласно этому Закону, Национальный Банк был определен в качестве центрального банка государства, наделенного исключительным правом выпуска денежных знаков в обращение и выполняющего роль резервной системы. При этом, Национальный Банк наделялся полномочиями регулирующего и контролирующего органа в банковской системе. В том же году был принят «Закон о банках и банковской деятельности в Азербайджанской Республике».

10 июня 1996 года был принят Закон «О Национальном Банке Азербайджанской Республики», а 14 июня 1996 года - Закон «О банках и банковской деятельности в Азербайджанской Республике» в новых редакциях. Новые банковские законы способствовали приближению банковской системы республики к передовой мировой практике в сфере банковского дела, созданию кредитных организаций. Однако необходимо иметь в виду, что банковская система и регулирующая ее нормативная база находятся в постоянном развитии. Следовательно, нормативно-правовая база постоянно должна быть усовершенствована с целью ее соответствия обновляющимся научно-теоретическим методам и меняющимся условиям. В то же время, учитывая многочисленные изменения, требуется периодическое обновления на уровне законодательства, урегулирующего и обобщающего соответствующие практику и знания.

Руководствуясь именно этими соображениями, на основе поручений, предусмотренных Указом Президента Азербайджанской Республики от 26 декабря 2002 года, в течение 2002-2004 годы были подготовлены Законы Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках», которые были приняты и вступили в силу в 2004 году. В процессе подготовки новых законов, наряду с сохранением преимуществ прежних законов,были учтены требования современного периода.

Закон «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» был принят 10 декабря 2004 года и вступил в силу 22 декабря 2004 года. Новый закон, состоящий из 12 глав и 66 статей, более точно определяет правовой статус Национального Банка, его цели и функции, место и роль среди государственных структур, предусматривает соответствующие механизмы для повышения ответственности и прозрачности деятельности Национального Банка.

Новый закон создает возможность для более эффективного осуществления деятельности Национального Банка по всем функциональным сферам. Важнейшими функциями Национального Банка являются: определение и осуществление денежной и валютной политики, регулирование и развитие платежной системы страны, осуществления банковского надзора, хранение и управление международных золотовалютных резервов государства.

В связи с вступлением в силу Акта Референдума Азербайджанской Республики «О внесении дополнений и изменений в Конституцию Азербайджанской Республики» от 18 марта 2009 года «Национальный Банк Азербайджанской Республики» был переименован на «Центральный Банк Азербайджанской Республики». В связи с этим были внесены дополнения и изменения в Закон «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и другие соответствующие законодательные акты [3].

В результате проведенных подсчетов выяснилось, что в течение 2000-2010 годов объем привлеченных вкладов населения увеличился в 6-12 раз, в том числе объем вкладов в национальной валюте возрос в 25-26 раз,а объем вкладов в иностранной валюте - в 3-8 раз.

Координированная деятельность Правительства Азербайджана и Центрального Банка позволила оперативно минимимизировать потенциальное воздействие глобального экономического кризиса на нашу национальную экономику. Благодаря политике регулирования, избранной для обеспечения стабильного курса национальной валюты, удалось сохранять стабильно низкий уровень инфляции, были предотвращены ожидаемые процессы девальвации и долларизации, минимимизированы случаи кризиса в деятельности банков и других хозяйствующих субъектов.

Меры по поддержанию стабильного курса национальной валюты также позволили предотвратить быстрый рост цен на товары, импортируемые с целью развития местного производства, препятствуя обесцениванию вкладов граждан и росту долгового бремени по кредитам в иностранной валюте. Меры урегулирования, своевременно предпринятые Центральным Банком в целях обеспечения финансового укрепления банковской системы, также создали благоприятные условия для поддержания производственной и инвестиционной деятельности ведущих предприятий нашей экономики.

Среди важнейших мер, предпринятых Центральным Банком для развития и активизации субъектов экономики, а также для поддержания качества и ликвидности банковских активов, можно отметить поэтапное снижение ставок рефинансирования, снижение норм обязательных резервов посредствам, привлеченным за счет внутренних источников, выделение банкам специальных кредитов, а также осуществление совместно с Фондом Страхования Вкладов мер по пятикратному увеличению суммы застрахованных государством вкладов.

С целью поддержания строительного сектора в условиях глобального кризиса банки Азербайджана продолжили ипотечное кредитование. При этом они, не ужесточив условия выдачи кредитов, избрали путь более серьезного анализа платежеспособности потенциальных заемщиков. В то же время банки активно работали над расширением ассортимента предлагаемых финансовых продуктов, повышением их качества и доступности. Постоянно расширяющаяся сеть филиалов банков создает условия для развития экономики и частного бизнеса во всех регионах Азербайджана. В настоящее время филиальная сеть банков охватывает 650 филиалов и 120 отделений. За последние два года число банковских филиалов выросло более чем на 20 процентов. В результате роста числа филиалов, расширения структуры небанковских организаций, реализации многочисленных мер по созданию почтово-банковской системы, удалось не только сохранить стабильность банковской системы страны, но и добиться определенного развития в этой системе.

Суть одного из процессов, происходящих в 2010 году в банковском секторе Азербайджанской Республики заключалась в том, что в течение 2010 года банки Азербайджана направили в Централизованный Кредитный Реестр (ЦКР) 219269 запросов, что в 3,45 раза превышает соответствующий показатель 2009 года. В 2010 году данными реестра пользовались 42 банка, в то время как в 2009 году этот показатель составил 38. На 1 января 2011 года в распоряжении ЦКР имелась информация о 962.546 заемщиках и 1.883.260 кредитах. Иными словами, эти данные, по сравнению с показателями на конец 2009 года выросли соответственно на 42,4% и 36,7%.

Азербайджан сохраняет финансовую устойчивость банковской системы. В 2010 году сумма вкладов населения возросла на 23 процента, а сумма всех банковских активов, кредитов и совокупного капитала - более чем на 8 процентов. В стране расширяется также ипотечный механизм. В 2010 году были предоставлены ипотечные кредиты 2435гражданам, в том числе 473 гражданам - на льготных условиях. Сегодня число семей, воспользовавшихся этой возможностью, превысило 6200.

В 2011 году сохранена финансовая стабильность в банковской системе, продолжалось институциональное развитие банковского сектора. Показатели адекватности капитала и ликвидности банковской системы были поддержаны на приемлемом уровне. Расширилась доступность финансовых услуг, продолжено кредитование экономики. Своевременно приняты меры по урегулированию потенциальных рисков банковского сектора. Продолжены меры по реструктуризации банковского сектора.

В 2011 году продолжалось формирование рамок рискового пруденциального надзора с учетом стандартов Базель-III по потенциальным рискам и банковскому надзору. В целях обеспечения более сдержанной и здоровой активности банков в новыхмакроэкономических условиях применяются необходимый режим и инструменты контроля. Продолжена реализация программ капитализации, началось внедрение новых нормативов, связанных со спросом накапитал. Все эти мерыбыли направлены на обеспечения стабильного и устойчивого функционирования банковской системы,сохранение доверия населения иинвесторов. В то же время были продолжены меры, направленные на усиление потенциала управления в банках, оздоровление их активов, повышение уровня финансового резервирования и урегулирование рисков.

В 2012 году совокупные активы банков возросли на 26.5% и к концу года составили 17.6 млрд. манатов. Отношениесуммы кредитов к общей сумме активов, исчисляемое для оценки диверсификации активов, составило 70.3%.

По данным на конец 2012 года, сумма кредитных вложений в экономику составило 12.7 млрд. манатов, что на 27.8% превышает значение соответствующего показателя 2011 года. По данным на 1 января 2013 года кредитные вложения банков составили 12.4 млрд. манатов, или 97.5% всех кредитных вложений в экономику. Рост кредитных вложений стал возможным благодаря росту кредитов, выданных домашним хозяйствам, а также в секторы промышленности и производства, строительства и имущества, транспорта и связи, энергетики, химии и природных ресурсов.

По статистическим данным на конец 2012 года, сумма депозитов и вкладов, размещенных в кредитных организациях, выросла на 13.3% и составила 10.7 млрд. манатов. При этом, 47.8% всех депозитов и вкладов составляли вклады,размещенные домашними хозяйствами, 26% -депозиты, размещенные финансовыми, а 26.2% - нефинансовыми организациями. Наблюдался рост вкладов домашних хозяйств на 24.1%. Из них 58% составляли вклады в манатах [4, c.26].

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Деньги. Управление делами Президента Азербайджанской Республики Президентская библиотека. http://files.preslib.az /projects/ remz /pdf_ru / atr_pullar.pdf
2. Мамедли И. 20 лет финансовой надежности от Центробанка Азербайджана.http://20il.cbar.az/meq06.html;
3. Закон о центральном банке Азербайджанской Республики. 10 декабря 2004 г. № 802-IIQ;
4. Концепция экономического и социального развития и прогнозные показатели Азербайджанской Республики на 2014 год и следующие три года. Август - 2013 Баку;
5. Годовой отчет Центрального банка Азербайджанской Республики 2013, стр. 26-27.;
6. Концепция развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее». Баку, 2012, 41 с. http://www.president.az/files/ future_ru.pdf
7. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики в 2016 году. Торговое Представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике;
8. Совокупные активы банковского сектора Азербайджана доведены до 26,163 млрд. мантов. http://abc.az/ru/news/1593


©  А.М. Магеррамов, А.Э. Мансуров, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru