levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

И.В. Липатова,  (К.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Инвестиционная деятельность
Налоговый механизм играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта. Алгоритм математической модели расчета инвестиционного налогового кредита, позволяет налогоплательщику обусловить формирование эффективного кредитуемого бизнеса. Управление рисками является одной из составляющих процесса управления инвестиционной деятельностью.

Ключевые слова: Инвестиционная деятельность, инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, налог на прибыль организаций, налоговые риски.

 

Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется государственная поддержка инвестиционного процесса на всех уровнях управления. В государственных планах и прогнозах долгосрочного развития Российской Федерации официально признает необходимость перехода к инновационному типу развития.

В условиях современного экономического кризиса становится актуальным поиск новых прогрессивных методов государственного стимулирования инноваций и инвестиций в них. Это позволит обеспечить национальной экономике существенный качественный скачок, который впоследствии будет способствовать финансовой стабильности предприятий и их устойчивому экономическому развитию.

Несмотря на наличие соответствующих государственных программ поддержки приоритетных отраслей и организаций России, важно использовать соответствующие финансовые рычаги воздействия на увеличение объема инвестиций в стране, в частности налоговый механизм. Растущая популярность налогового механизма связана с такими экономическими аргументами:

  • организации сами принимают решения относительно целей масштабов финансирования своей деятельности в области НИОКР;
  • административные расходы по функционированию налогового механизма незначительны;
  • не дискриминационный характер: основная часть налоговых преференций предоставляется независимо от размера компании, ее сферы деятельности и уровня технологического развития.

В настоящее время основной тенденцией развития экономики России является создание инновационной среды. Это находит отражение в прогнозах долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития.

Эффективность производства находится в тесной зависимости от системы налогообложения. Поэтому одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций [2]. Необходимо создать такие условия для организаций, чтобы при увеличении интенсивности и эффективности производства налоговая нагрузка снижалась. Тогда будет стимул попасть в зону наименьшего налогообложения, что обеспечит здоровую конкуренцию и высокие темпы развития.

Начиная с прошлого века, все большее количество развитых стран активно используют различные механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности. Данная практика оказалась более эффективным способом поддержки науки и инноваций, нежели прямые субсидии и обеспечила значительный приток частных инвестиций в исследования и разработки (НИОКР).

В ряде стран налоговые рычаги являются ключевыми инструментами воздействия на инновационную сферу (Испания, Португалия). Италия, Бельгия, Ирландия сохраняют достаточно прохладное отношение к налоговым льготам и больше используют прямые виды государственной помощи. Для Германии, Швеции и Финляндии мероприятия по специальному стимулированию инновационной и научно-технологической деятельности являются вторичными по сравнению с мерами общей налоговой политики. Франция и Великобритания практикуют как прямые методы стимулирования, так и налоговые стимулы.

Ниже в табл. 1. представлены основные механизмы налоговых льгот, наиболее часто встречающихся в мировой практике.

Таблица 1.

Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности.


Механизм
налогового стимулирования


Объект стимулирования


Страны, использующие
данную меру налогового стимулирования

Списание расходов на исследования и разработки

Объем инвестиций в исследования и разработки, темпы роста инвестиций в исследования и разработки

Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания и др.

Налоговый исследовательский кредит

Объем инвестиций в исследования и разработки, сотрудничество между частным бизнесом и исследовательской средой

США, Франция, Норвегия, Великобритания, Канада

Специальные режимы амортизации основных фондов

Инвестиции в дорогостоящее исследовательское оборудование

Австрия, Бельгия, Дания,
Италия, Испания, Ирландия,
Португалия, США, Швеция

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиции в технологическую модернизацию компаний

США

Налоговые льготы на доход из иностранного источника

Трансфер технологий

Страны – члены ОЭСР

Налоговые льготы на доход из иностранного источника

Трансфер технологий

Страны – члены ОЭСР

Налоговые льготы на прибыль от продажи акций

Инвестиции в высокорисковые долгосрочные проекты, диффузия инноваций

США

Налоговый зарплатный кредит

Объем инвестиций, инвестиции в человеческий капитал

Голландия

 

Рассмотрим выделенные механизмы несколько подробнее. Налоговые законодательства практически всех развитых стран разрешают компаниям целиком списывать текущие расходы на НИОКР в год, когда эти расходы производились.

Налоговый исследовательский кредит (НИК) преследует своей целью повышение общего объема расходов на НИОКР, а также их перераспределение между отдельными статьями расходов. НИК позволяет вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита.

Специальные режимы амортизации основных фондов (капитальных расходов) направлены на стимулирование приобретения капитальных активов. В странах ЕС и в США применяется два варианта специальных режимов амортизации основных фондов: свободная и ускоренная амортизация. Свободная амортизация означает отсутствие какого-либо определенного регламента списания и предлагает возможность одномоментного полного списания всех капитальных расходов, связанных с проведением НИОКР уже в первый год. Однако этот вариант также позволяет использовать компании полагающейся ей вычет не только в первый год, но и в любой другой период. Данный метод используется в Великобритании, Ирландии, Испании. Ускоренная амортизация позволяет компании списывать значительные суммы в первые годы службы оборудования и сокращает сроки его списания по сравнению сроком фактического использования. Данный метод применяется в Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Португалии, США, Швеции, Финляндии. В отличие от свободной амортизации этот метод обладает меньшей гибкостью. Оба данных метода позволяют получить отсрочку налоговых платежей и являются действенными мерами налогового стимулирования.

Еще одним инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности является инвестиционный налоговый кредит, который по своей сути аналогичен ускоренной амортизации. Данный инструмент позволяет списывать основную часть стоимости оборудования в первые годы его эксплуатации. Таким образом, снижается стоимость инвестиций в новое оборудование, и повышаются стимулы к технической и технологической модернизации производства.

Важным налоговым стимулом для интернационализации инновационного процесса являются льготы в налогообложении прибыли в связи с иностранными источниками дохода компании. Если компания открывает свое подразделение в другой стране, то, как правило, это подразделение использует технологии и патенты, права на которые принадлежат головной компании, за что ей перечисляется роялти. В таких случаях можно избежать двойного налогообложения за счет двухсторонних соглашений между соответствующими странами об урегулировании налогообложения. Отсутствие двусторонних соглашений и, как следствие, увеличение налогового бремени, негативным образом сказывается на трансфере технологий между странами. В пределах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) такие соглашения установлены практически между всеми странами-членами организации. Например, США имеет двусторонние соглашения с 50 странами и предлагает одинаковые ставки налогов на роялти и другие типы доходов для американских компаний, действующих в данной стране и для иностранных компаний, действующих на территории США. Наибольшей ставкой налога является 10%, наименьшей – 0%. Установление нулевой ставки налога является показательным, но пока еще редким примером в международном сотрудничестве, уменьшающим налоговую конкуренцию и стимулирующим продажу патентов и других объектов интеллектуальной собственности [3].

Похожим инструментом стимулирования диффузии инноваций являются также налоговые льготы на прибыль от продажи акций, связанных с технологическими активами. Чтобы привлечь инвесторов в высоко рисковые инновационные проекты, во многих налоговых законодательствах различных стран предусмотрены специальные налоговые льготы по налогу на доходы от продажи ценных бумаг, бывших в собственности более 1 года. Данная мера снижает спекулятивную мотивацию инвесторов и стимулирует их вкладывать средства в более долгосрочные проекты.

Стимулирование инновационной деятельности в частном секторе также осуществляется через уменьшение издержек предпринимателя на заработную плату сотрудников, частью которых являются обязательные страховые взносы, а также через уменьшение подоходного и социального налогов научных сотрудников. Данная мера налогового стимулирования получила название налоговый зарплатный исследовательский кредит (НЗИК). Он компенсирует издержки предпринимателя на высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд и является мерой двойного стимулирования, так как выгоден как предпринимателю, так и научному сотруднику [3].

Таким образом, арсенал налоговых мер по стимулированию НИОКР, используемый европейскими странами, в целом одинаковый, однако на практике каждая страна имеет свои особенности в развитии, способах и условиях применения налоговых льгот. Во многом это зависит от налоговой системы каждой страны. Однако в большинстве стран основным видом налоговой помощи становится налоговый исследовательский кредит, который в каждой стране имеет свою специфику.

В мировой практике используется, как правило, три схемы расчета ассигнований, выделяемых по налоговому исследовательскому кредиту:

  • на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР (Канада, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция сh2008 г.);
  • на основе увеличения расходов предприятия на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Япония, Мексика, США, Франция до 2004 г.);
  • комбинированный подход. Одна часть ассигнований рассчитывается на основе общих ежегодных расходов предприятия на НИОКР, другая – на основе увеличения расходов фирмы на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами на эти цели за предыдущие годы (Португалия, Испания, Корея, Франция с 2004-2008 гг.).

В части создания комфортных налоговых условий для осуществления новых инвестиционных проектов в настоящее время в налоговой системе Российской Федерации действует целый ряд механизмов, призванных стимулировать инвестиции. Это специальные налоговые условия для региональных инвестиционных проектов (РИПов), территорий опережающего развития (ТОРов), свободного порта Владивосток, специальных инвестиционных контрактов (СПИКи), для гринфилдов и организаций, осуществляющих капитальные вложения в производство. Эти механизмы позволяют не просто получить льготу по налогу на прибыль на сумму произведённых инвестиций, но и полностью профинансировать их за счёт бюджета (при соответствующем решении региональных властей и заключении инвестиционных соглашений).

Кроме того, можно наблюдать особенности налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации через:

  • налог на прибыль организаций (порядок учета расходов на НИОКР, амортизационная политика организаций);
  • налог на добавленную стоимость (освобождение от уплаты НДС научных организаций при реализации НИОКР, операций по реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • налог на имущество организаций и земельный налог (освобождения от уплаты).

Для получения льготы организациям следует иметь договоры:

  • на выполнение НИОКР, аннотации выполненных работ, счета-фактуры, акты сдачи-приемки работ;
  • выполнение НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав проводимых работ включаются следующие виды деятельности;
  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством под налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшить уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Данный тип кредитования представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства в качестве целевого налогового кредита [1].

Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (по решению органов власти субъектов РФ или местных органов власти), если организация проводит:

  • научно-исследовательские или опытно- конструкторские работы (НИОКР);
  • техническое перевооружение собственного производства, осуществление инновационной деятельности, в том числе совершенствование применяемых технологий;
  • создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение программ по социально-экономическому развитию региона.

Суть данного механизма заключается в изменении срока уплаты налога. Организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме предоставленного кредита. Таким образом, осуществляется не реальное кредитование организации, получение определенной отсрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении кредита по уплате федеральных налогов принимает Федеральная налоговая служба РФ, а по уплате региональных и местных налогов – управление ФНС по субъекту РФ по месту нахождения организации. Кредит предоставляется на следующих условиях:

  • по налогу на прибыль – на срок от одного года до 5 лет, по региональным и местным налогам срок может быть больше;
  • проценты, начисляемые на сумму кредита, льготные: от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

У одной организации может быть одновременно несколько договоров по разным основаниям, в этом случае накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из них. Однако суммы, на которые уменьшаются платежи, не могут превышать 50% их размеров.

Данный механизм играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но его дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита, растущим в результате высоких темпов роста уровня цен на оборудование, строительные материалы и удорожанием строительно-монтажных работ. Эффективность использования кредита снижают и другие причины:

  • крупные предприятия, ранее осуществлявшие реконструкцию, расширение или техническое перевооружение за счет централизованных капитальных вложений, получают прибыль, которой недостаточно для инвестирования в рыночных условиях хозяйствования, даже при использовании инвестиционного налогового кредита;
  • сложность оформления кредита и существенных последствий в случае нарушения его условий.

Налоговый кредит рассматривается в качестве инструмента, способствующего созданию положительной мотивации у организаций, направленной на развитие инновационной деятельности.

Согласно статье С.С. Ованесян, И.С. Кисловец «Обоснование предельной ставки налогового кредита в управлении инновациями» следует основывать этот кредит на принципе возврата заемных средств через рост налоговых отчислений. Налоговый кредит, как и банковский, должен удовлетворять трем обязательным условиям: срочности, платности и возвратности денежных средств. Единственное отличие налогового инвестиционного кредита от банковского заключается в размере процентной ставки: ставка должна быть ниже банковской. Налоговый кредит, несмотря на схожесть с банковским имеет существенные отличия, среди которых в первую очередь экономическая заинтересованность кредитора в результатах использования заемных средств – так называемом, последействии использованного кредита. В случае с банковским кредитом последействие отсутствует, так как банк от возросшей эффективности работы кредитуемого предприятия, вызванной использованием взятых под проценты средств, ничего не имеет [4].

В случае же с налоговым кредитом последействие оказывается значительнее с ростом эффективности использования кредитных средств, так как государство, предоставляющее этот кредит, будет иметь в дальнейшем более высокие поступления в бюджет в виде налогов. Таким образом, налоговый кредит оказывается одинаково выгодным как предприятию, так и государству. Направление данного вида кредитных средств на расширение и модернизацию производства приводит, в конечном счете, к росту объемов производства, прибыли предприятия, а, следовательно, и к росту налоговых отчислений в государственный бюджет. Если же эффективность использования заемных средств окажется такой низкой, что не обеспечит возврата средств к определенному периоду времени сроку, то разность недоплаченная сумма будет возмещена из других источников. Таким образом, у кредитора возникнет мощный экономический стимул для максимально эффективного использования предоставляемых средств, так как иначе кредит необходимо будет погасить с помощью других источников.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Кобылатова М.Ф. Инвестиционная деятельность как объект государственного налогового регулирования. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – №6. – 2007.
3. Налоговое стимулирование инновационных процессов. Отв. ред. Иванова Н.И. – М.: ИМЭМО РАН, 2009, - 160с.
4. Ованесян С.С., Кисловец И.С. Обоснование предельной ставки налогового кредита в управлении инновациями. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. C.2.
5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. СПб.: Питер, 2001. 432 с.
6. Безрукова Н.А. Математическая модель влияния инвестиционного налогового кредита на привлечение инвестиций на межрегиональном уровне, 2007. – с. 3.
7. Макарова Н.Н. Влияние учетной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска, 2009. – С.1.
8. Галюкшова Т.В. Бухгалтерские и налоговые риски при принятии к учету инвестиционных активов. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С.148.



© 
И.В. Липатова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru