levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.В. Петухов,  (К.с-х.н., доцент, Российский университет дружбы народов, Москва)

О.С. Фисенко,  (К.филол.н., доцент, Российский университет дружбы народов, Москва)

М.В. Яшина,  (К.и.н., доцент, Российский университет дружбы народов, Москва)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Технология управления
В статье описываются технологии социального менеджмента в Российской федерации. Освещаются проблемы, связанные с организацией социальной работы с наименее защищенной социальной группой – гражданами предпенсионного возраста. Продемонстрированы этапы работы с гражданами предпенсионного возраста.

Ключевые слова: Технология управления, социальная защита, лица предпенсионного возраста, Российская Федерации, социально-экономические и политические преобразования, социальный менеджмент.

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX – начале XXI вв. в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция увеличения числа лиц пенсионного возраста, соответственно возрастает роль и значение социальной работы с данной категорией лиц. По данным Пенсионного фонда России в 2015 году было зарегистрировано около 41 млн. пенсионеров. Из них 83% получают пенсию по старости, 3% – по потери кормильца, 6% – по инвалидности, 8% – по другим причинам. Соответственно, возрастает роль социальных служб, призванных в условиях экономического кризиса не только создавать условия для достойной жизни пожилых граждан, но и устанавливать гармоничные отношения с социальным окружением путем расширения возможностей социальной коммуникации и социальной активности граждан старшего поколения. Основными принципами, в соответствии с которыми строится система социального обеспечения населения в Российской Федерации, являются всеобщность социального обеспечения, гарантия социального обеспечения, адресность социальной помощи, его комплектность и дифференциация в соответствии с потребностями и нуждами, адекватность уровня социального обеспечения жизненным потребностям получателей [1, с.22-23].

Приоритеты Российской Федерации на обеспечение и создание условий для достойной жизни человека закреплены в Конституции: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2, с.3]. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение «по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [2, с.16]. Вместе с тем в Российской Федерации в области социального обеспечения граждан имеется множество нерешенных проблем (см. рабоы Л.С. Ржаницыной [5], В. Роик [6], О. Синявской, Т. Омельчук [7], А.А. Трегубовой, С.В. Долбиной [8]). Значимая роль в решении вопросов социокультурного, социально-правового, социально-консультативного, психолого-педагогического, социально-экономического характера отводится инновационным технологиям, которые применяются региональными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста. Инновационные социальные технологии являются основным средством выхода из кризисного состояния социальной сферы, т.к. социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью и приоритетными направлениями, ценностью социальной политики государства [3], [11].

Но прежде, чем приступить к модернизации оказания самих социальных услуг необходимо провести всесторонний детальный анализ действующей системы социального обслуживания населения, определить стратегию дальнейшего развития, в том числе, с учетом опыта других регионов.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации. Методологической базой исследования являются анализ и синтез, логический и комплексных подходы к оценке уровня социального обслуживания пожилых людей.

Постановка проблемы

Исследования социологов показывают, что лица пенсионного возраста являются недостаточно защищенной социальной группой население России. Помимо финансовых трудностей, граждане старшего поколения страдают от одиночества, страха смерти, чувства тревоги, депрессии, обиды, утраты необходимых контактов, наличия сложных взаимоотношений с родственниками, связанных с непониманием и нежеланием родственников идти на контакт с пожилым человеком. Важным элементом инновационной работы с пожилыми людьми становится деятельность, направленная на сохранение и поддержанием психического здоровья пожилых людей [12, с.20], поскольку стресс является важнейшей опасностью для здоровья в двадцать первом веке [13, с.35]. В этих условиях особую роль приобретают центры социального обслуживания населения, которые призваны играть компенсирующую функцию. К сожалению, в Российской Федерации центры социального обслуживания населения ориентированы в основном на оказание адресной помощи клиентам в решении их социально-экономических и бытовых проблем. Вне полня зрения остаются инновационные социальные технологии, позволяющие сохранять активную жизненную позицию граждан пенсионного возраста.

Значимую роль в создании и апробировании инновационных технологий организации социального обслуживания пожилых людей играют регионы Российской Федерации, в каждом из которых накоплен свой уникальный инновационный опыт организации социального обслуживания населения.

В данной работе нами представлен региональный опыт использования инновационных технологий социального обслуживания пожилых людей в Красноярском крае, где социальные услуги ориентированы на конкретного потребителя, его предпочтения, финансовые возможности, возможность выбора поставщика услуг и т.д. Мы полагаем, что инновационный подход к социальному обслуживанию населения, сложившийся в Красноярском крае, позволит менеджменту социальной работы оказывать социальные услуги пожилым людям на качественно новом уровне. Согласно инновационным технологиям, применяемым в Красноярском крае, лица пенсионного возраста рассматриваются как носители специфической субкультуры, представляющей собой систему особых ценностей, норм и стереотипов. Возрастная субкультура позволяет лицам пенсионного возраста адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи и отношения, перестроить свои психологические установки.

Системность решения вышеперечисленных проблем возможна путем внедрения в практику социально-педагогической деятельности учреждений социального обслуживания эффективных форм, методов, механизмов комплексной социальной поддержки и помощи пожилым людям, способствующим их позитивной социализации и адаптации к новой социальной роли.

Инновации в менеджменте социальной работы

Под инновационной деятельностью в менеджменте социальной работы понимается деятельность по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, а также внедрению их в практику социальной работы с различными категориями клиентов.

Инновационная деятельность реализуется с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере. Она направлена на улучшения социального положения пожилых людей и на организацию социального обслуживания пожилых людей.

Инновационные технологии затрагивают как сферу социального обслуживания граждан пожилого возраста, так и сферу социальных услуг.

Социальная характеристика граждан пенсионного возраста

Пенсионный возраст для населения Российской Федерации – это возраст, дающий право выхода на пенсию: у мужчин по достижению ими 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, а у женщин по достижению 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, лица в возрасте от 60 до 74 лет считаются пожилыми людьми, лица в возрасте от 75 до 89 лет – старыми людьми, а лица в возрасте от 90 лет и старше – долгожителями. Статистические данные демографии показывают, что в структуре населения Российской Федерации пожилые люди всех возрастов составляют около 23%-24% населения, достигая в некоторых регионах 27%. По прогнозам экспертов ООН и Всемирной организации здравоохранения число людей старше 60-ти лет к 2025 году достигнет 1,2 миллиарда, при этом ожидается наиболее радикальный рост возрастной группы старше 80-ти лет. Это свидетельствует о том, что для современного общества характерна тенденция активного старения. Соответственно, для решения их проблем требуются инновационные технологии менеджмента социальной работы.

Рассмотрим основные социальные проблемы пожилых людей.

    Во-первых, самая главная проблема с которой сталкиваются граждане пожилого возраста – это ограничение жизнедеятельности. Многие члены общества, достигшие пожилого возраста, вынуждены в силу возрастных особенностей отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов.

    Во-вторых, ограничения активной жизнедеятельности пожилого человека приводит к изменению характера его взаимоотношения с окружающими людьми, характеризующегося разрывом устоявшихся социальных связей и отношений.

    В-третьих, резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе приводит к утрате привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, что сказывается на эмоциональном, психологическом и физиологическом состоянии.

    В-четвертых, старость характеризуется наличием большого количества свободного времени.

Общая характеристика социальных учреждений Красноярского края

В рамках реализации Федерального закона № 122 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] происходит разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Инновационный подход к организации социального обслуживания в Красноярском крае осуществляется в рамках программ региональных программ по повышению качества жизни населения [4].

На сегодняшний день инфраструктура Красноярского края представлена практически всеми формами и видами социальных учреждений. Так, на территории Красноярского края система социального обслуживания населения представлена следующими муниципальными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Центр социальной помощи населению «Родник» (1), Центры социального обслуживания населения (45), отделения социального обслуживания на дому (173), специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому (48), отделения срочного социального обслуживания (52), медико-социальные и медико-психологические служб (9), отделения дневного пребывания (29), социально-реабилитационные отделения (22), специальные дома для одиноких пенсионеров (22), пансионаты для одиноких пенсионеров (5), социальные приюты для одиноких пенсионеров (23), социальные квартиры (259), социальные гостиницы (14), социально-оздоровительные центры (3), дома-интернаты малой вместимости (2), отделения временного проживания (2), геронтологические отделения (2), отделения «Милосердие» (9).

Наряду с базовыми технологиями в социальной работе с пожилыми гражданами в Красноярском крае используется масса новых технологий. Так как социальная работа с гражданами пенсионного возраста чаще осуществляется в форме социального обслуживания, то инновации затрагивают эту сферу в большей степени. Данный субъект Российской Федерации является примером положительных социальных изменений, а не просто «ликвидаторами» негативных последствий старения населения.

Стационарная форма обслуживания граждан пожилого возраста

К основным направлениям стационарной формы обслуживания граждан пожилого возраста в Красноярском крае относятся: обучающее, медико-коррекционное, здоровье сберегающее, досуговое.

Обучающее направление реализуется в рамках университета «Серебряный возраст», «Краеведенье как инструмент нравственного и гражданского воспитания».

Университет «Серебряный возраст» – обучение компьютерной грамотности получателей социальных услуг. На территории субъекта эту технологию работы реализует 38 учреждений социального обслуживания стационарной формы. В получении данной услуги задействовано не менее 10% от общего числа получающих социальные услуги в учреждениях. В результате пожилые граждане получают навыки пользования персональными компьютерами, а также навыков экономической грамотности (умение работать с банкоматами, порталом государственных услуг и т.д.).

Медико-коррекционное направление реализуется в рамках следующих занятий: пирография, изготовление декоративных изделий из лозы, бересты.

    Пирография – занятия по развитию мелкой моторики получателей услуг,  перенесших инсульт. Техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике: рисунок раскаленной иглой на поверхности какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани). Данная технология направлена на частичное восстановление утраченных способностей организма. Программа реализуется в 34 учреждениях социального обслуживания стационарной формы Красноярского края. Получателями данных услуг является не менее 30% от общего числа получающих социальные услуги в учреждениях.

Изготовление декоративных изделий из лозы, бересты – технология направлена на частичное восстановление утраченных способностей организма. Всего задействовано 15 учреждений социального обслуживания стационарной формы. Получателями услуг является не менее 5% от общего числа получающих социальные услуги в учреждении.

Здоровьесберегающее направление реализуется на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях, в рамках «Школы безопасности» и т.д. Цель состоит в отказе клиентов от вредных привычек, приобщении к ведению здорового образа жизни. Задействовано 80% от общего числа получающих социальные услуги в учреждении. На территории субъекта в данную деятельность вовлечены все учреждения социального обслуживания стационарной формы.

Досуговое направление реализуется в рамках социального туризма, фестиваля самодеятельного творчества коллективов, Православного проекта «Изба - читальня».

Социальный туризм в Красноярском крае реализует 40 учреждений социального обслуживания стационарной формы. Технология направлена на социализацию получателей социальных услуг, улучшение их психоэмоционального самочувствия. Задействовано 40% от общего числа получающих социальные услуги в учреждении. Цель – поездки в выставочные залы, Краеведческий музей, драматический театр, на природу.

Полутационарная форма обслуживания граждан пожилого возраста

Не менее распространенной в Красноярском крае является полустационарная форма обслуживания клиентов, которая реализуется в тех же направлениях: обучающее, медико-коррекционное, здоровьесберегающее и досуговое.

Обучающее направление реализуется в «Клубе новых возможностей» и «Школе молодого пенсионера». Популярностью пользуются «Основы английского языка» и «Основы компьютерной грамотности».

Обучение компьютерной грамотности реализуется в рамках программы «Основы компьютерной грамотности». На территории Красноярского края успешно функционируют 52 компьютерных класса, программы которых предусматривают получение навыков работы с текстовыми, табличными документами, презентационными материалами, навыков работы с поисковыми системами в сети Интернет, общение в социальных сетях, умение пользоваться электронной почтой, электронными услугами в различных сферах жизнедеятельности. Всего получателями данных услуг являются 9014 человек, в том числе 6318 граждан пожилого возраста. Цель – сохранение социальной и интеллектуальной активности людей пожилого возраста. Задействовано 51 учреждение социального обслуживания.

Обучающие семинары, мастер-классы в рамках проектов «Клуб новых возможностей» и «Школа молодого пенсионера» – обучение пользованию банковскими картами, устройствами самообслуживания, реализации денежных операций через систему «сбербанк online» (совместно со Сбербанком России проведено 704 семинара). В программе задействовано 3644 граждан пожилого возраста. Цель – повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста. Программы реализует 31 учреждение социального обслуживание.

Возмещение затрат, связанных с оказанием услуг  по организации проведения лекций для граждан из числа пенсионеров, производится в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки населения» (на указанные цели на 2014-2016 годы программой предусмотрено более 1 млн. рублей).

Медико-коррекционное направление представлено программами «Скандинавская ходьба», «Здоровая старость», «Очаг» и т.д.

    «Скандинавская ходьба» – эффективное занятие для пожилых граждан, в том числе с проблемами опорно-двигательного аппарата, с целью тренировки сердечно-сосудистой системы и выносливости. У получателей данной услуги укрепляется здоровье, повышается настроение, происходит возвращение к полноценной жизни. Данные услуги оказывает 45 учреждений социального обслуживания.

Программа «Здоровая старость», «Очаг» – групповые и индивидуальные занятия с гражданами пожилого возраста по восстановлению позитивного отношения к самому себе и окружающему миру, по технологии моделирования событий прошлого, настоящего и будущего в ситуации «здесь и сейчас». Задействовано 30% от общего числа получающих социальные услуги в учреждении. Цель – формирование умения изменить понимание и отношение к сложившейся трудной жизненной ситуации, переосмысления жизненных целей и ослабления депрессивных симптомов. Программу реализуют 60 учреждений социального обслуживания.

Здоровьесберегающее направление реализуется в направлении обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов лекарственными препаратами, поезд Здоровья (передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)», народный университет  «Активное долголетие» и др.

Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, не состоящих на надомном социальном обслуживании, лекарственными препаратами, назначенными по медицинским показаниям, с доставкой их на дом. Цель – своевременная доставка лекарственных препаратов и лечение одиноких граждан пожилого возраста. Реализуется во всех муниципальных образованиях края.

По Соглашению от 18.06.2013 между министерством социальной политики Красноярского края, Министерством здравоохранения Красноярского края и ГПКК «Губернские аптеки» специалисты отделений срочного социального обслуживания учреждений социального обслуживания края принимают информацию от граждан пожилого возраста о необходимости доставки лекарственных средств на дом, а также осуществляют их доставку. Данную услугу получает 13 313 граждан пожилого возраста.

Поезд Здоровья (передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)») – проведение углублённой диспансеризации населения, в том числе лиц пожилого возраста, в рамках соглашения между Правительством Красноярского края и ОАО «Российские железные дороги».

Цель – оказание квалифицированной медицинской помощи гражданам в отдаленных и труднодоступных территориях. Задействовано 12 муниципальных образований края (47 станций). Получателями услуг является более 9 тыс. граждан пожилого возраста.

Народный университет «Активное долголетие» ежегодно посещает  более 600 пожилых граждан 9 муниципальных образований края. Цель – социальная адаптация и интеграция в общество граждан пожилого возраста.

Досуговое направление реализуется в рамках образовательных объединений, различных клубных объединениях.

Клубные объединения любителей творчества («Школа нужных наук», «Встреча», «Золотой возраст», «Мое вдохновение», «Литературная гостиная») – объединения граждан пожилого возраста, созданные для удовлетворения их духовных потребностей, их адаптации в обществе, психологической поддержки и повышения жизненной активности. Цель – повышение эмоционального фона и поддержка  в стремлении к активной жизненной позиции. В предоставлении этих услуг задействовано 135 учреждений социального обслуживания. Более 11 тыс. граждан пожилого возраста, в том числе: 978 пожилых человека занимаются прикладным творчеством, рукоделием, народными промыслами в 55 кружках и клубах; 132 человек заняты в 9 театральных студиях; 678 граждан являются участниками литературно-поэтических объединений; 2273 человека –  постоянные участники хоровых и танцевальных коллективов; 3801 человек являются членами 135 досуговых клубов.

Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому реализуется в следующих направлениях: социально-экономическом, социально-психологическом, социально-правовом и социально-адаптационном.

Социально-экономическое направление

На территории Красноярского края в 9 учреждениях социального обслуживания функционируют пункты проката изделий бытового назначения,  средств реабилитации. Пользователями данных услуг являются 385 человек.

Социально-адаптационное направление

Мобильные бригады «Мобильная социальная помощь» существуют в 66 учреждениях социального обслуживания надомного типа. Работа направлена на экстренное реагирование на сигналы социального неблагополучия пожилых граждан участковых специалистов по социальной работе, специалистов отделений срочного социального обслуживания, юристов и психологов, входящих в состав  мобильных бригад, обеспечены транспортом. Цель – оказание экстренной помощи гражданам пожилого возраста. Услугу получает 20% от общего числа получающих социальные услуги в учреждениях.

    «Мобильный парикмахер» – технология используется для улучшения качества жизни посредством предоставления парикмахерских услуг в надомных условиях. Задействовано 40% от общего числа получающих социальные услуги в учреждениях. Цель состоит в социальной адаптации маломобильных гражданам. Оказывают данные услуги 21 учреждение социального обслуживания.

Социально-психологическое направление

«Дружба по телефону» – технология, реализуемая в МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.Минусинска. В ее рамках социальный работник оказывает помощь в поиске собеседника одиноким пожилым гражданам, выступая в роли посредника. Задействовано 60 человек. Данная технология помогает пожилым одиноким людям найти новых друзей, собеседников из той же местности, что и они, справится с одиночеством, переживаниями и стрессом.

Социально-правовое направление

«Школы безопасности» («Осторожно, мошенники!», «Защити себя от манипуляций» и т.д.) проводятся для всех обслуживаемых на дому (25,6 тыс. граждан пожилого возраста). Занятия в целях профилактики мошеннических действий, способах и методах предотвращения противоправных действий, разработаны и переданы памятки с подробным алгоритмом действий в той или иной ситуации, которая представляет опасность, в том числе финансовую. Данные школы проводятся в 135 учреждениях социального обслуживания.

ВЫВОДЫ

В современной России спрос населения, особенно граждан пожилого возраста, на социальные услуги устойчив и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. В связи с чем необходимо увеличивать количественные и качественные показатели социального обслуживания. Это возможно посредством внедрения инновационных технологий, разрабатываемых в регионах Российской Федерации, в систему социального обслуживания пожилых людей.

Региональный опыт, представленный Красноярским краем, показывает, что инновационные технологи социальной работы с пожилыми людьми можно применять как в стационарных и полустанционарных формах обслуживания граждан, так и при социальном обслуживании на дому. Главными приоритетами инновационных технологий социальной работы является включение пожилых граждан в различного вида досуговые, обучающие и здоровьесберегающие программы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ершов В.А., Толмачёв И. А. Право социального обеспечения : право социального обеспечения в системе российского права, виды пенсионного обеспечения, условия назначения и размер пенсий, формы обязательного социального страхования, система социальных пособий, государственная социальная помощь, основания и формы социального обслуживания: учебное пособие. – Москва: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2009. – 311 с.
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2016. – 39 с.
3. Кузина Т.С., Фисенко О.С. Социальная защита лиц предпенсионного возраста как фактор сохранения здоровья: теоретический аспект // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 19. – С. 31-33
4. Министерство социальной политики Красноярского края // [электронный ресурс]. – режим доступа: http://szn24.ru/node/249
5. Ржаницына Л.С. Проблема пенсий. Возможные решения // Уровень жизни населения регионов России. – 2012. – №3. – С.49-58
6. Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 277 с.
7. Синявская О., Омельчук Т. Последствия демографического старения для пенсионной системы в среднесрочной перспективе: опыт прогнозирования для России // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. – 2014. – №19. – С.7-30
8. Трегубова А.А., Долбина С.В. Статистическая оценка влияния социально-экономических и демографических характеристик на пенсионные стратегии россиян // Учет и статистика. – 2014. –№3 (35). – С.54-62
9. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
10. Федеральный закон № 122 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
11. Adonina L.V., Lazarev S.V, Fisenko O.S., Chernova N.V. Universal values: semantic-and-cognitive approach // Journal of Language and Literature. – 2015. – V.6. – No. 4. – P. 393-396
12. Bonnie A. Green Culture and Mental Health Assessment // Culture and Mental Health: Sociocultural Influences, Theory and Practice, Sussie Eshun and Regan A. Gurung (eds), Malden, MA and Chichester, Wiley-Blackwell, 2009. – P.19-35
13. Regan A. R. Gurung, Angela Roethel-Wendorf Stress and Mental Health // Culture and Mental Health: Sociocultural Influences, Theory and Practice, Sussie Eshun and Regan A. Gurung (eds), Malden, MA and Chichester, Wiley-Blackwell, 2009. – P.35-55



© 
Н.В. Петухов, О.С. Фисенко, М.В. Яшина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru