VIP Studio ИНФО Моделирование структурных характеристик процесса формирования маркетинговой стратегии строительных организаций
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.А. Акимова,  (Аспирант, Международный Банковский Институт, Санкт-Петербург)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Строительный рынок
В статье разработана адаптированная к современным условиям развития строительного рынка программная процедура имитационного системно-динамического моделирования, основанная на количественных и качественных характеристиках функционирования и развития операторов строительного рынка, интегрированная в структуру оценки эффективности маркетинговой деятельности в соответствии с ресурсной базой предприятий строительной отрасли. Значительное внимание уделено специфике строительной отрасли и влиянию различных рискообразующих факторов на деятельность организаций этой отрасли экономики.

Ключевые слова: Строительный рынок, имитационное моделирование, взаимодействие, системно-динамическая модель, конкурентоспособный потенциал, позиционирование, маркетинговая стратегия.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее важное условие для эффективного использования ресурсного потенциала предприятия и, соответственно, полного осуществления конкурентной стратегии в области строительства - это правильное распределение материальных ресурсов во времени. С целью обеспечения обозначенного условия формирования ресурсного потенциала, механизм его использования в строительном предприятии должен приводиться в соответствие с осуществляемой конкурентной стратегией, необходимо установить стратегические ориентиры использования ресурсов, которые будут фиксировать целевое направление первоочередных расходов. Фактор времени  является одним из наиболее важных конкурентных факторов и проявляется в следующих основных отраслях:

  1. экономия времени (сокращение продолжительности всех процессов);
  2. пунктуальность (соблюдение сроков);
  3. временная гибкость (реорганизация существующих процессов);
  4. новизна (разработка новой продукции и технологии).

Строительные предприятия, которые приняли фактор времени как основное конкурентное преимущество перед конкурентами, стремятся организовать свою деятельность в рамках комплексных инвестиционных проектов, которые охватывают ряд планируемых, контролируемых и управляемых мероприятий, осуществление которых в перспективе ведет к достижению поставленных предприятием целей.

Функционально-аддитивную сумму ресурсов обеспечивает выбор целевого рынка, планирование сегментации рынка, позиционирование товара в целевом сегменте. Создание конкурентных преимуществ на рынке характеризует рыночный потенциал как структурный элемент потенциала. Под этим понятием объединяются не только ресурсы предприятий, взаимодействующие с системой управления, но и управленческие методы, использование которых позволяет наиболее эффективно реализовать строительным предприятиям выгодные рыночные возможности. Исходя из этих позиций, необходимо в процессе разработки маркетинговой стратегии строительной компании проводить:

  • оценку рыночного потенциала строительной фирмы, оценку возможностей и имеющихся ресурсов для достижения общих целей;
  • анализ внутренних факторов, которые обеспечивают рост и укрепление конкурентных позиций предприятия на рынке: коммерческих, технологических, социальных;
  • анализ внешних факторов, которые требуют принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям рынка;
  • оценку альтернативных направлений деятельности строительной компании и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;
  • принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития строительного предприятия.

Постановка задачи. Теоретические и методические аспекты ресурсообеспечения, ресурсного потенциала, качества ресурсов в системе строительного комплекса исследованы такими российскими учеными, как Ю. Авдеев, А. Асаул, А. Брехман, В. Бузирев, А. Горбунов, П. Грабовой Г. Дроздов, В. Заренков, М. Каменецкий, А. Ларионов, И. Яськова и др. Следует отметить, что проблемам системного подхода к формированию и реализации ресурсного потенциала строительных организаций и строительного комплекса в целом уделено крайне мало внимания.

Стабильность конкурентных преимуществ строительной компании можно обеспечить с помощью  создания ощутимых отличительных особенностей строительной продукции для определенного рыночного  сегмента. Создание отличительных особенностей строительной продукции компании необходимо целесообразно реализовать с использованием возможностей маркетинг-микса – это наиболее общепринятый маркетинговый подход, и наиболее простой, поскольку не требует досконального понимания методов предложения аналогичной продукции конкурентов, а характеризует только восприятие собственной позиции компании на рынке.  В процессе выбора маркетинговой стратегии развития строительной фирмы маркетологи предлагают руководствоваться системой объективных предпосылок формирования базовых стратегий, поскольку потенциал зависит не только от рациональной организации производства, снижения затрат, эффективности использования ресурсов, роста производительности труда и других организационных и производственных факторов, а, прежде всего, от способностей менеджмента компании  приспособиться к требованиям  внешней среды, в том числе к потребительским запросам, товарной конкуренции, каналам распределения и товародвижения, с первых шагов ориентируя производственную деятельность строительной фирмы на собственного конечного потенциального потребителя.

Практическая основа формирования любой маркетинговой стратегии строительной компании – проведение комплексного исследования регионального рынка, а том числе изучение рыночных потребностей строительной продукции и установившихся требований к ее потребительским свойствам; определение уровня конкурентоспособности строительной продукции; полный анализ рыночной сегментации и выявление тех сегментов рынка, которые наиболее полно соответствуют профилю продукции фирмы; изучение предпринимательской структуры рынка, конкурентных позиций, проведение соответствующих маркетинговых исследований, касающихся положения компаний-конкурентов; исследование форм и методов сбыта; определение социально-психологических особенностей потенциальных клиентов.

В пределах маркетинговой стратегии классически принято рассматривать три основных разновидности потенциальных возможностей роста строительной фирмы:

  1. полное проникновение на рынок, в случае если емкость рынка по предлагаемой фирмой строительной продукции большая, а производственные возможности строительной компании  практически отсутствуют;
  2. расширение границ рынка с помощью внедрения существующего товара фирмы на новые рынки, для этого от строительной компании требуются серьезные маркетинговые усилия и высокая готовность участия в сильной конкурентной борьбе;
  3. совершенствование товара компании, что выражается в стремлении строительной фирмы увеличить объемы сбыта за счет создания новых или усовершенствования уже имеющихся товаров для имеющихся рынков (например, смена районного расположения, планирование и комфортность предлагаемого жилья).

Самая высокая возможность для быстрого роста строительной фирмы существует при выходе на новый рынок, особенно если выводить на него принципиально новую продукцию (например, усовершенствованные технологии и строительные материалы, ранее не использовавшиеся), а также осуществлять работы «по заказу», что часто используется в строительстве, особенно при возведении капитальных объектов и освоении крупных инвестиционных проектов.

Результаты. Представленная в работе [10] процедура формирования маркетинговой стратегии строительной компании имеет следующие положительные черты: учитывает весь спектр маркетинговых факторов, отражает общепринятую структуру форматирования маркетинговых мероприятий (сегментирование, позиционирование, стратегическое планирование и др.). Кроме того, автор опирается на комплекс портфельных решений по макросегментам жилищного строительства, что вполне соответствует стратегическому характеру системы маркетинговых решений. В качестве определенных недостатков надо указать на сложный характер взаимосвязей между элементами модели разработки стратегии, отсутствие этапизации и конкретизации по характеру принимаемых решений (стратегические тактические, оперативные). Автор представляет модель как универсальный инструмент разработки стратегии, но не учитывает специфику других сегментов строительного рынка (промышленное, гостиничное строительство и т.д.), а также не замыкает цикл принятия решений процедурами контроля.

С целью преодоления указанных недостатков, мы предлагаем авторский подход к формированию маркетинговой стратегии развития предприятий строительной отрасли, основанной на системе принятия маркетинговых решений, которые ставят целью конкретизировать вектор развития строительного предприятия с учетом динамических характеристик строительного рынка и оценить эффективность маркетинговых решений исходя из задач роста потенциала строительных организаций (рис. 1).

Процедура представлена в системе четырех блоков принятия маркетинговых решений - целевой, диагностический по результатам исследований внутренней и внешней среды, а также блок реализации маркетинговых мероприятий с учетом динамики изменений в рыночном окружении. Дальнейшее исследование в полном объеме раскрывает указанные этапы. Центральным элементом представленной процедуры выступает ориентация на развитие - в этом смысле ставятся цели и задачи, контролируется характер их достижения. Эта особенность процедуры позволяет преодолеть основные недостатки существующих технологии разработки и реализации – ориентация исключительно на параметры роста и накопления ресурсов.

Важным элементом процедуры выступает конкурентный аспект процесса реализации стратегии. С одной стороны оценка маркетингового потенциала позволяет повысить уровень конкурентных преимуществ, а с другой сформировать собственную систему (модель) управления конкурентоспособностью строительных организаций, которая позволяет скорректировать вектор развития под влиянием конкурентной динамики.

Завершающим этапом выступает реализация маркетинговых решений на основе динамической оценки эффективности маркетинговой деятельности, что логично дополняет комплексную систему экономических показателей разработанную на принципах сбалансированности (ССП) и результатов анализа параметров строительного рынка в направлениях «развитие» и «функционирование».

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анин В.И. Оптимизация стратегий строительной организации в рыночных условиях: монография / В.И. Анин.- К.: «Ратибор», 2004. - 242 с.
2. Ваниева Э. А. Тенденции развития строительной отрасли Украины / Э. А. Ваниева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Выпуск 19. Экон. науки. - Симферополь: НИЦ КИПУ, 2009. - С. 39-45.
3. Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательский структур в строительстве: монография / М.Н. Гусева. - М.: Архитектура-С, 2011 - 400 с.
4. Коваленко, М. А. Управление инновационным развитием регионального строительного комплекса / М.А. Коваленко, В.Я. Проценко // Сборник научных трудов Черкасского государственного университета. Серия: экономические науки. Выпуск 15. - Черкассы: ЧГТУ, 2005. - С. 114-118.
5. Пинда Ю.В. Направления повышения уровня конкурентоспособности строительного комплекса региона в условиях открытой экономики / Ю.В. Пинда // Вестник Львовского государственной финансовой академии Львов. - 2007. - № 12 - С. 170-176.
6. Подольский, Р.Ю. Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность строительных организаций / Р.Ю. Подольский, В. Кузнецов // Вестник Тернопольской академии народного хозяйства. - Тернополь: Издательство ТАНГ "Наукова думка". - Вып. № 5. - 2002. - С.125-128.
7. Чечетова, Н.Ф. Тенденции финансового состояния строительных предприятий региона / Н.Ф. Чечетова, И. Кизилов // Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. сб. - Вып.37. - Серия: Экономические науки. - М.: Техника, 2002. - С. 43-46.
8. Феклистов И.И. Организационно-инновационные основы формирования ресурсного потенциала в строительном комплексе / И.И. Феклистов. - СПб.: Изд-во «Политехника-сервис», 2006. - 325 с.
9. Кузнецов В.Г. Концепция стратегического маркетинга в управлении строительным комплексом региона / В. Кузнецов, А.В. Таранич // Прометей: регион. сб. наук. работ по экономике; ДЭГИ, Институт экономики промышленности НАН Украины. - Донецк, 2011. - Вып. 3 (33) .- С. 43-47.
10. Кунниева З.А. Проблемы оптимального стратегического управления развития строительных предприятий // Региональный вестник молодых ученых. - 2009. - №1 (17). - С.35-37.
11. Савчук В.П. Как измерить эффективность маркетинга, или «финансы маркетинга». // Консалтинговая компания «Стратегический партнер». - Режим доступа: http://s-p.com.ua/biblio/?cat=2&bid=41.
12. Яшева Г.А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты // Витеб. гос. тех. ун-т, каф. коммерческой деятельности. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/practical/ 2003-08 / 02.shtmI/ Статья поступила в редакцию 25.02.2012 г.



© 
А.А. Акимова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru