VIP Studio ИНФО Внедрение принципов Болонского процесса в процесс модернизации управления высшим образованием Кыргызской Республики
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ч.У. Адамкулова,  (К.э.н., профессор, Кыргызский Национальный Университет, Бишкек)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2018
Кыргызская Республика
Основным локомотивом повышения эффективности национальной экономики и обеспечение баланса на рынке труда является модернизированная система высшего образования. Болонский процесс, принципы этого процесса являются основными направлениями реформирования системы высшего образования Кыргызской Республики. В статье раскрывается современное состояние системы высшего образования в Кыргызской Республике. Определены задачи и основные направления модернизации высшего образования на основе принципов Болонского процесса.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, высшее профессиональное образование, ВУЗы, модернизация, Болонский процесс, Болонское соглашение.

 

Ключевую роль в переводе экономики на рельсы инновационного развития, а также в создании условий для формирования достойного уровня социально-экономического развития играет образование. Как показывают результаты исследований крупнейших международных организаций, роль знаний значительно опередила роль прочих факторов, обеспечивающих благополучный уровень жизни и социально-экономического развития. Данное утверждение подтверждается, в частности, результатами исследований Всемирного банка, согласно которым определяющий вклад в формирование национального богатства всех стран вносит качество человеческих ресурсов[2].  При этом в развитых странах (Германии, Японии, США), вклад человеческого капитала в формирование национального богатства доходит до 80 %. Роль образования определяется также множеством функций социального и экономического характера, которые реализуются в данной сфере деятельности.

Изменение социально-экономического уклада, переход к новым форматам общественного развития, новому научно-технологическому укладу – сопровождаются логичными изменениями в сфере образования. Обеспечение результативного функционирования системы образования требует, чтобы оно шло «в ногу со временем», изменяясь как содержательно (образовательные программы, направления обучения и профессиональные навыки), так и, с точки зрения форм реализации основных функций образовательных учреждений [1]. В этой связи во многих странах, в том числе в Кыргызской Республике происходит постепенная трансформация и реформирование системы образования для решения тех или иных задач долгосрочного развития государства. В Кыргызской Республике (далее КР) основным ориентиром и направлениями модернизации системы высшего образования стали положения Болонского процесса.

Целью Болонского процесса является формирование общеевропейского пространства высшего образования, которое бы обеспечивало рост мобильности граждан на рынке труда, повышение качества оказываемых услуг, увеличение возможностей студентов и ряд других преимуществ, предоставляемых странам-участницам Соглашения [7].

Необходимость и общее согласие различных, преимущественно европейских стран к переходу к Болонскому процессу является, по точному замечанию исследователей «европейским ответом» на глобализацию [3]. Помимо этого необходимость создания общеевропейского, в какой-то мере стандартизированного образовательного пространства обусловлено следующими тенденциями:

  • увеличение мобильности студентов (за счёт внутриевропейской миграции и миграции преимущественно из стран Азии);
  • переориентация образовательных программ и характера преподавания – задача большинства ВУЗов сводится к смещению акцентов с обучения базовым дисциплинам к обучению профессиональным программам и навыкам студентов;
  • рост значимости качества образования, обусловленный появлением значительного числа участников на рынке образовательных услуг (к «традиционным» поставщикам образовательных услуг добавляются новые организации, качество услуг которых нередко ниже, чем в классических образовательных учреждениях) [12];
  • изменение структуры и способов финансирования образовательных учреждений, стремление государств оптимизировать расходы на образование в условиях сокращающихся или слаборастущих бюджетов;
  • увеличение значимости частного сектора на рынке образовательных услуг;
  • изменение роли и особенностей реализации профессии преподавателя;
  • появление полноценного рынка образовательных услуг и конкуренции на этом рынке [11].

Как было отмечено выше, в соответствии с государственной политикой Кыргызской Республики в отношении развития системы образования, одним из методологических основ её модернизации является Болонская декларация, положения которой должны быть распространены на всех уровнях управления системой образования, в том числе на уровне управления ВУЗами.

Современное состояние системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике целесообразно рассматривать через призму её эволюции, включающей следующие этапы [5]:

  • 1965-1985 гг. – создание предпосылок реформирования высшего профессионального образования в период СССР;
  • 1985-1991 гг. – проведение образовательных реформ высшего профессионального образования в период перестройки;
  • 1991-1994 гг. – переход системы высшего образования к новым условиям функционирования;
  • 1994-2012 гг. – создание сферы негосударственного высшего образования;
  • с 2012 г. – настоящее время – модернизация (реформа) высшего профессионального образования в Кыргызской Республике, переход на двухуровневую систему высшего образования.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике функционирует система высшего профессионального образования, включающая две параллельные образовательные подсистемы:

  1. Систему непрерывной подготовки специалистов (со сроком обучения 5 лет).
  2. Систему двуступенчатой подготовки, в рамках которой осуществляется реализация образовательных программ по двум ступеням профессионального образования с дальнейшим присвоением выпускникам степени «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет).

На рис. 1. представлена динамика выпуска студентов в Кыргызской Республике по различным уровням образования в период с 2007 по 2014 гг.

Несмотря на позитивную динамику выпуска студентов со степенью «бакалавр» и увеличение их относительного количества (как доли в совокупном выпуске в КР), темпы роста выпуска студентов по данной степени, всё же не соответствуют намеченным планам, что обусловлено наличием ряда специфических проблем. К примеру, в числе основных проблем распространения степени «бакалавр», можно выделить сложности признания её рынком труда, что проявляется, главным образом, в недостаточно проработанности вопроса применения тарифно-квалификационных характеристик.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education
2. Where is the Wealth of nations? Measuring capital for the 21st Century. -Washington: World Bank, 2006.
3. Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования ( книга - приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед наук, профессора В. И. Байденко. – М .: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 304 с.
4. Власова О.Ю. Модели образовательной политики современных европейских государств // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 229-247.
5. Демидова Л. А. Образовательный процесс в негосударственном высшем учебном заведении: коллективная монография // Быков А. К., Демидова Л. А., Кузина Т. Ф. и др.; под общ. ред. Т. Б. Соломатиной. – М.: Институт бизнеса, психологии и управления, 2007. – С. 35-58.
6. Интеграция высшего образования Кыргызстана в Болонский процесс: проблемы и перспективы. [URL] - http://vepi.ru/science/scnews/image/23-24102014prez/giyazov.pdf
7. Кожевникова Н.Ю. Влияние болонского процесса на преобразование учебных бизнес-процессов и распределение ресурсов вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 9. № 11 (71). С. 98-102.
8. Конькова Н.Н., Лисенкова Е.В. Болонский процесс как тенденция к глобализации в контектсе мирового образовательного пространсва // Научные труды SWorld. 2012. Т. 26. № 3. С. 59-60.;
9. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2006-2010 Статистический сборник. Бишкек, 2012 г.
10. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2009-2013 Статистический сборник. Бишкек, 2014 г.;
11. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
12. Пьянова О.А. Сущность болонского процесса в европейском образовательном пространстве и причины присоединения России к этому процессу // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 22-24.
13. Разумкова Г.М. Болонский процесс-процесс, сближения и гармонизации систем образования стран Европы // В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Уварина Н.В.. 2014. С. 381-383.



© 
Ч.У. Адамкулова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru