levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Г.Л. Рубеко,  (К.ю.н., доцент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»)

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ 2018
Хозяйственные общества
В статье исследуются новеллы российского корпоративного законодательства, касающиеся изменения видов (типов) хозяйственных обществ. В частности, рассмотрены признаки публичных и непубличных хозяйственных обществ. Также анализируются особенности применения соответствующего законодательства в отдельных субъектах Южного федерального округа.

Ключевые слова: Хозяйственные общества, общества с ограниченной ответственностью, публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества.

 

Принятие Федерального закона 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ), повлекло за собой существенные изменения в корпоративное законодательство. Предшествовало этому долгое обсуждение его проекта как юридическим, так и предпринимательским сообществом. До этого необходимость изменения законодательства была предметом обсуждения юридического сообщества. И, нужно подчеркнуть, что многие положения указанного закона основаны на тех положениях, которые были выработаны юридическим сообществом в рамках соответствующих дискуссий.

Прежде всего, следует отметить отказ от общества с дополнительной ответственностью. Данная форма юридических лиц практически не использовалась в России.  «Непопулярность» обществ с дополнительной ответственностью была связана с отсутствием детального правового регулирования, возможностью привлечения дополнительной ответственности его участников. Также, по нашему мнению, сказывается и отсутствие традиций существования подобных обществ в России. Учитывая нераспространенность данной формы, такой подход следует считать правильным.

Важным нововведением следует признать деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Непубличными являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, не отвечающие признакам публичных. Согласно статистическим данным лидирующее место по количеству зарегистрированных юридических лиц среди коммерческих корпоративных организаций в Республике Калмыкия занимают хозяйственные общества. По состоянию на 1 октября 2017 года в Республике Калмыкия зарегистрировано 2 611 коммерческих корпоративных организаций, из которых 2 513 являются хозяйственными обществами. Из числа хозяйственных обществ 106 зарегистрированы в форме акционерных  обществ  (публичных акционерных обществ – 46, непубличных акционерных обществ – 60), в форме обществ с ограниченной ответственностью – 2 407.  Таким образом, всего лишь 98 коммерческих организаций из 2 611  функционируют в прочих организационно-правовых формах [8].

Кардинально изменилась и типизация акционерных обществ. Первоначально в ГК и в Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) закреплялось два типа акционерных обществ – открытые и закрытые. Последние законодательные изменения закрепили деление акционерных обществ на публичные и непубличные. Подобный подход при классификации обществ является принципиально новым для российского гражданского (корпоративного) права и, в целом, может быть объяснен влиянием на российскую правовую систему английского права, где выделяются публичные и частные компании с ограниченной ответственностью. В свою очередь корпоративное законодательство многих стран постсоветского пространства складывалось под влиянием российского законодательства. Как следствие, наличие в системе юридических лиц этих государств открытых и закрытых акционерных обществ. Так, в ГК Республики Беларусь предусмотрено деление акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 97). Также и гражданское законодательство Кыргызской Республики предусматривает подобные типы акционерных обществ (ст. 140, 141 ГК Кыргызской Республики).

В связи с произошедшими изменениями в российском корпоративном законодательстве, касающихся типизации хозяйственных обществ, весьма интересным является вопрос о том, будут ли внесены соответствующие коррективы в законодательство постсоветских государств. В этом плане несколько особняком стоит законодательство Украины. Первоначально в Законе Украины от 19 сентября 1991 года «О хозяйственных обществах» было закреплено деление акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 25). Однако, с принятием в 2008 году Закона Украины об акционерных обществах подобное деление претерпело изменение. Сейчас акционерные общества делятся на публичные и частные (ч. 5 ст. 152 ГК Украины, ст. 5Закона Украины об акционерных обществах). При этом основными критериями разграничения указанных типов являются способ размещения акций и количество акционеров [3].

Согласно российскому законодательству публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Кроме того, публичными являются общества, в уставе которых содержится указание на их публичный характер.

Помимо указанных, к признакам публичных АО можно отнести следующие. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 ГК РФ. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

Все остальные общества, не отвечающие указанным признакам, являются непубличными. Применительно к ним Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» детально регулирует процедуру преимущественного приобретения акционерами непубличных акционерных обществ акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами. Нужно отметить, что каких-либо существенных отличий от ранее действовавшего порядка в отношении закрытых акционерных обществ  действующей редакцией закона не закреплено.

Новеллой же является закрепление в законе возможности на уровне устава конкретного непубличного акционерного общества установить необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (п. 5 ст. 7 Закона об АО). Введение данного правила еще больше приблизило правовое положение непубличных акционерных обществ к обществам с ограниченной ответственностью. О наличии подобной тенденции в свое время говорилось в литературе применительно к регулированию закрытых акционерных обществ [7].

В то же время следует признать, что закрепленные в настоящее время положения больше отвечают общеевропейской тенденции относительно классификации торговых товариществ. Однако, характеризуя отечественное законодательство последних десятилетий, нельзя не отметить его непоследовательность и нестабильность относительно типов (видов) хозяйственных обществ. В 90-е годы прошлого столетия оно ориентировалось на североамериканское корпоративное законодательство. И именно с этим было связано появление открытых и закрытых обществ. При этом до принятия части первой ГК РФ в законодательстве вообще отождествлялись товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Подобный подход иначе как абсурдным назвать было нельзя. В настоящее время, как говорилось выше, влияние на законодательство оказывает английское право о компаниях. Понятно, что такая нестабильность в целом негативно влияет на российскую экономику.

Для государства и муниципальных образований данные изменения тоже имеют значения в связи с тем, что акционерные общества с государственным (муниципальным) участием, скорее всего, попадут в разряд публичных. Хотя, скорее всего, подобная трансформация не будет осуществлена автоматически. В связи с этим стоит ожидать изменения как общего законодательства о хозяйственных обществах, так и законодательства о приватизации, устанавливающих особенности правового положения АО с участием государства. Это будет иметь значение в том числе и для субъектов Российской Федерации, в которых имеются хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием. Так, в Республике Калмыкия имеется 20 хозяйственных обществ с государственным участием. Причем большинство из них действительно имеют важное значение для экономики данного региона. В частности, они функционируют в сфере племенного животноводства (ОАО «Племрепродуктор «Шатта», ОАО «Племенной конный завод имени 28 Армии» и др.), дорожного строительства (ОАОА «Сарпинское дорожное управление», ОАО «Яшкульское дорожное управление № 1» и др.), оказания коммунальных услуг и распределения природных ресурсов (АО «Энергосервис», АО Газпром газораспределение Элиста»). Также надо отметить, что среди акционерных обществ с участием Республики Калмыкия отсутствуют публичные акционерные общества. Что касается распределения соответствующих обществ по видам, то преобладают акционерные общества. Всего лишь три хозяйствующих субъекта с государственным участием созданы в форме общества с ограниченной ответственностью. Для повышения эффективности деятельности хозяйственных обществ, создаваемых с участием публично-правовых образований, прежде всего, нужно учитывать сферу их деятельности. Исходя из этого, необходимо выбрать форму хозяйственного общества – общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, а также размер уставного капитала и виды имущества, вносимого в его оплату.

В связи с реформированием законодательства о юридических лицах нельзя не остановиться на судьбе акционерных обществ работников (народных предприятий). В настоящее время правовое регулирование деятельности народных предприятий осуществляется Федеральным законом от 19 июля 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». В свое время посредством этого закона пытались перенести на российскую почву, имеющуюся в некоторых зарубежных странах практику привлечения работников к управлению акционерными обществами. Например, в США имеется ряд программ по привлечению работников к управлению корпорациями (в частности, программа ESOP). В Федеративной Республике Германии принят целый блок законов, регулирующих привлечение работников к управлению предприятием в зависимости от сферы деятельности.

Однако представители отечественной правовой доктрины неоднозначно относятся к такой разновидности акционерных обществ. Так, отдельные ученые негативно высказываются о существовании данного вида акционерных обществ. В частности, они указывают на неудачность наименования данной формы (народное предприятие). Указывается на смешение в рамках народных предприятий элементов хозяйственных обществ и товариществ и производственных кооперативов. Кроме того, отмечается, что народные предприятия являются дополнительной формой юридического лица, не предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, что недопустимо [1,4,5].

Другие ученые в целом положительно высказываются о существовании данного вида акционерных обществ [2]. Более того, они считают, что народное предприятие можно сделать обобщающей формой, которая может быть дифференцирована на государственные предприятия, акционерные общества работников, производственные кооперативы и т.п. [2]

На наш взгляд, в целом расценивая как положительную попытку привлечения работников к управлению акционерными обществами, можно отметить, что закон о народных предприятиях с этой задачей не справился. В частности, можно согласиться с учеными, которые выделяют недостатки вышеуказанного закона. От себя добавим, что крайне неудачно сформулированы нормы об управлении народными предприятиями [6].

Указанные недостатки обусловили редкое использование этого вида обществ в Российской Федерации. Поэтому полагаем, что данный закон должен быть отменен, а законодателю стоит подумать над иными механизмами наделения работников акциями и привлечению их к управлению обществом.

Однако и в данном случае законодатель оказался не совсем последовательным. Если в первоначальной редакции Проекта не содержалось упоминаний о народных предприятиях, то в Законе № 99-ФЗ уже говорится о возможности принятия закона, определяющего особенности правового положения народных предприятий.

Также подобная непоследовательность характерна и применительно к законодательству, регулирующему правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Так, первая редакция Проекта предусматривала принятие общего закона о хозяйственных обществах. Однако, в Законе № 99-ФЗ речь идет уже о законах (курсив наш – Г.Р.) о хозяйственных обществах. Таким образом, ныне  действующие Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Обществах с ограниченной ответственностью» сохранят свое действие, хотя их ожидает существенное обновление.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданское право. Учебник. Том Ι / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1999.
3. Корпоративне право Польщі та України: монографія / за ред. проф. В. А. Васильєвої. – Івано-Франківськ, 2016.
4. Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики приме нения акционерного законодательства. – М.: Статут, 2005.
5. Поваров Ю.С. Акционерное право. – М.: Юрайт, 2009.
6. Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. – М.: Статут, 2007.
7. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. – М.: Статут, 2014.
8. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия [Электронный ресурс] / Распределение предприятий и организаций по организационно-правовым формам на 01.10.2017 г. – Режим доступа: http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/kalmStat/organizations/, свободный.


©  Г.Л. Рубеко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru