levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

Н.С. Землякова,  (К.э.н., доцент, Донской государственный технический университет)

Ю.Н. Денисенко,  (К.э.н., доцент, Донской государственный технический университет)

О.В. Грищенко,  (Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет, РИНХ")

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ 2018
Инвестиции
В современных условиях для осуществления эффективной деятельности предприятия особо актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций. Формирование инвестиционной привлекательности, выработка четкой стратегии инвестирования, определения ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций является важнейшим условием устойчивого и качественного развития предприятий в сегодняшних непростых условиях. Существование и эффективная деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования нереальна без хорошо налаженного управления его капиталом, то есть основными видами финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в форме материальных и денежных средств, различных видов финансовых инструментов. Капитал предприятия является, с одной стороны, источником, а с другой, результатом его деятельности.

Ключевые слова: Инвестиции, управление привлекательностью, инвестиционный потенциал, привлекательность предприятия.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее общей, основной целью привлечения инвестиций является повышение эффективности функционирования фирмы в рыночных условиях.

Согласно современной точке зрения, результатом вложения инвестиционных средств, вне зависимости от выбранного способа, при эффективном менеджменте, должен явиться рост стоимости фирмы и других значимых показателей ее деятельности. Устойчивая конкурентоспособная работа любого современного предприятия возможна только в случае его модернизации, активного и всеохватывающего расширении деятельности, а также использования новейших технологий, как в производстве, так и в менеджменте. Реализация этих всех мероприятий требует изыскания наиболее доступных (дешевых) источников дополнительных финансовых ресурсов – инвестиций.

Оценка инвестиционной привлекательности фирмы имеет весьма весомую роль, поскольку потенциальные инвесторы уделяют наиболее значительное внимание именно этой характеристике, в большинстве случаев, прибегая, при этом, к изучению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 3-5 лет [1]. Помимо этого, для наиболее корректной оценки инвестиционной привлекательности предприятия, инвесторы осуществляют его оценку как элемента отрасли, а не как какого-либо обособленного хозяйствующего субъекта, сравнивая его с другими фирмами, функционирующими в данной отрасли [4].

Заинтересованность потенциальных инвесторов во многом зависит от экономической состоятельности фирм, а также степени устойчивости их финансового состояния. Эти параметры являются одними из самых главных, поскольку в наибольшей мере характеризуют инвестиционную привлекательность того или иного предприятия.

Тем не менее, стоит отметить, что даже в наши дни методология анализа и оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов ещё не достаточна разработана, а потому требует дальнейшего усовершенствования и актуализации.

Сегодня практически для любой ниши бизнеса характерен чрезвычайно высокий уровень конкуренции. Для того чтобы, не только выжить в данной среде, а также занять конкурентные позиции, компании вынуждены непрерывно развиваться, заимствуя передовой мировой опыт, осваивая новые технологии, расширяя сферы деятельности. Именно при таком динамичном развитии, приходит понимание того, что дальнейшее развитие фирмы не представляется возможным без притока инвестиций.

Таким образом, инвестиции наделяют компании конкурентными преимуществами и очень часто выступают в качестве наиболее мощного средства роста. Чрезвычайно важным для инвесторов является анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия, поскольку это дает возможность минимизировать риск неправильного вложения средств.

Обзор литературы

Анализ экономической литературы и хозяйственной практики дает основание утверждать, что предприятие не может отказаться от инвестирования. Это противоречит его жизненному циклу, делает его абсолютно незащищенным на фоне других предприятий-конкурентов. Правомерно говорить даже о том, что отказ от инвестиций – это самый значительный риск, которому может подвергнуть себя предприятие [2]. Он во многом равносилен банкротству предприятия. Реализация инвестиционного проекта позволяет фирме адаптироваться к макроэкономическим реалиям, к изменениям во внешней среде, предвосхищая их.

В качестве теоретической основы исследования по тематики «управление инвестиционной привлекательностью предприятия» выступили труды отечественных экономистов по вопросам инвестиций и инвестиционной политики предприятия: Бланка Б.А., Виленского П.Л., Липсица И.В., Сергеева А.А., Ковалева В.В., Любушина Н.П., Савицкой Г.В. и др., а также материалы периодической печати.

Вопросы и разработки методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий изучаются в различных зарубежных и отечественных научных школах.

Исследованию процессов инвестирования, проблем привлечения капитала, процессов принятия инвесторами решений о вложении средств посвящены работы таких известных зарубежных ученых-экономистов, как Ф. Бергер, JI. Гитман, Б. Грэм, М. Джонк, Дж. Кейнс, Т. Коупленд, К. Макконел, Д. Моррис, М. Скотт и др. Ими были созданы теории управления инвестициями, эффективности и риска вложений, теории портфельных инвестиций, а так же теория фундаментального анализа, обосновывающая принятие решений о вложениях в акции компаний.

Проблемы инвестиционной деятельности и роль государства в активизации инвестиций, обоснование эффективности и рисков инвестирования, оценка инвестиционной привлекательности исследовались российскими учеными: И.Т. Балабановым, Ю.В. Богатиным, Е.Г. Величко, А.Г. Граибергом, А.Г. Грязновой, В.П. Ковалевым, М.Н. Крейниной, Р.С. Сайфулиным, Е.С. Стояновой, А.Д. Шереметом, и др.

Анализ западных методик оценки с учетом российской специфики рассматривается в работах В.В. Бочарова, А.Г. Грязновой, В.П. Ковалева, В.Е. Леонтьева.

Вопросы управления привлечением капитала и оценки стоимости акций на основе коэффициента инвестиционной привлекательности описаны в работах Е.Г. Патрушевой.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов показывает, что в них обсуждаются преимущественно вопросы оценки эффективности и привлекательности уже привлеченного капитала, отдельных инвестиционных проектов.

Западные ученые исследуют проблему оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе фундаментального анализа ценных бумаг компаний-эмитентов, что неприменимо для российской действительности в виду неразвитости фондового рынка.

Отечественные авторы в трудах по оценке инвестиционной привлекательности часто отождествляют ее показателям финансового состояния предприятия, а включение в оценку других показателей, как правило, не сопровождается обоснованием их полноты и достаточности. Предлагаемые же отечественными экономистами рейтинговые оценки привлекательности предприятий не ориентированы на отдельные группы инвесторов и не учитывают региональных особенностей проблемы привлечения инвестиций [3, 9, 11].

Кроме того, в трудах российских экономистов по обсуждаемой проблеме практически не находит отражения стоимостной аспект оценки, как один из критериев выбора инвестором объекта вложения, что широко используется в западной теории фундаментального анализа.

Таким образом, в условиях, складывающейся в России, в рамках реструктуризации экономики, новой инвестиционной среды теория, методология и современные методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия имеют ряд недостатков. Остались неисследованными вопросы выявления и анализа основных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность с учетом региональной особенности. Почти полностью отсутствуют конкретные методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе стоимостных категорий оценки. Актуальность и состояние исследования указанных проблем предопределили цель и задачи данного исследования.

Материалы и методы

Основной целью данной работы выступает изучение теоретических основ анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Достижение поставленной цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:

  • проанализировать, существующие методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий, а также определить возможность их использования с позиции инвесторов;
  • определить ключевые показатели формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
  • уточнить экономический смысл инвестиционной привлекательности предприятия;
  • провести отбор наиболее значимых факторов инвестиционной привлекательности предприятия;
  • изучить теоретические основы механизма анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Объектом работы являются теоретические основы анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятий.

Предметом работы выступают основные инструменты и методы анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятий, а также основные факторы влияния на неё.

Теоретической и методологической основами исследования послужили научные работы российских и зарубежных ученых в области анализа инвестиционной привлекательности предприятий, а также законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, регламентирующие инвестиционные процессы. В работе использованы материалы периодической печати и научно-практических конференций по вопросам инвестиционного анализа и инвестиционного ранжирования.

Показатели и методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия

При оценке инвестиционной привлекательности предприятия рассматривают следующие аспекты: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная, социальная привлекательность.

Анализ привлекательности продукции предприятия для любого инвестора - это ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Конкурентоспособность продукции - многоаспектный показатель, слагаемый из следующих факторов:

  • анализ уровня качества продукции - ее соответствие отечественным и международным стандартам, наличие международных сертификатов качества продукции, надежность, долговечность, соответствие моде и т.д.;
  • анализ уровня цен на продукцию, его соотнесение с ценами конкурентов и ценами на товары-заменители;
  • анализ уровня диверсификации, то есть многопрофильности фирмы, ее способность выживать в условиях разной рентабельности производимых изделий.

Обобщающим показателем анализа конкурентоспособности продукции и ее инвестиционной привлекательности является цена. Она формируется под влиянием спроса и предложения и может косвенно выражать конкурентоспособность путем их сопоставления.

Анализ кадровой привлекательности предприятия характеризуется тремя слагаемыми:

  • деловыми качествами руководителя и его «команды»;
  • качеством «кадрового ядра» (работников высшей квалификации);
  • качеством персонала в целом.

Анализ инновационной привлекательности предприятия - это эффект от среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения на предприятии. При анализе инновационной привлекательности предприятия учитывается наличие:

  • стратегии технического развития производства, как основы всех других инноваций;
  • программы инвестирования производства из различных источников.

Обычно используются следующие показатели: структура основных средств и эффективность их использования, источники технического обновления производства, доля прибыли на техническое перевооружение предприятия.

Анализ территориальной привлекательности предприятия для инвесторов определяется следующими факторами:

  • удаленность предприятия от основных транспортных магистралей, связывающий город с другими регионами, наличие подъездных путей для перевозки грузов;
  • удаленность предприятия от центра города, где сосредоточены учреждения местной власти, лидирующие организации рыночной инфраструктуры и т.д.;
  • цена земли, которая во многом дифференцируется в зависимости от названных выше критериев.

Социальная привлекательность предприятия определяется социальной защищенностью работников данного предприятия. Показателем социальной привлекательности предприятия можно считать коэффициент социальной привлекательности, рассчитываемый как отношение средней заработной платы одного работника к стоимости рациональной потребительской корзины в регионе.

Анализ финансовой привлекательности предприятия заключается в минимизации затрат и максимизации прибыли. Это многокомпонентное понятие, складывающееся из множества показателей, рассчитываемых на основе отчетных документов предприятия.

Показатели финансового положения предприятия являются наиболее существенными для инвесторов.

Выделяют следующие этапы оценки финансовой привлекательности предприятия:

  • первый этап предполагает работу с такими отчетными документами, как бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. На их основе осуществляется расчет показателей, характеризующих различные стороны финансовой привлекательности;
  • второй этап – методологический. Он заключается в группировке показателей по обобщающим критериям. Предлагаются пять основных направлений анализа финансового положения предприятия:
  1. структура имущества;
  2. показатели ликвидности;
  3. показатели долгосрочной финансовой устойчивости;
  4. показатели деловой активности;
  5. показатели рентабельности;
  • третий этап оценки состоит из двух частей:
  1. расчета суммарных коэффициентов отклонений значений каждого сравниваемого показателя от эталонной величины;
  2. определение класса кредитоспособности заемщика [6, 7].

Таким образом, при оценке финансовой привлекательности предприятия используются такие показатели как рентабельность предприятия, ликвидность активов, финансовая устойчивость.

Оценку текущего состояния необходимо начинать с анализа имущественного положения предприятия, которое характеризуется составом и состоянием активов [8, 10]. Говоря об анализе имущественного положения, следует иметь в виду не только предметно-вещественную характеристику, но и денежную оценку, позволяющую судить об оптимальности, возможности и целесообразности вложения финансовых результатов в активы предприятия. Имущественное и финансовое положение предприятия представляет собой две стороны экономического потенциала, которые тесно взаимосвязаны.

Анализ структуры имущества производится на основе сравнительного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их в пассивах. Сопоставляя структурные изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники в основном поступали новые средства и в какие активы эти новые средства вложены.

Анализ ликвидности баланса. Важнейшим показателем финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Отрицательная динамика основных макроэкономических показателей, низкие темпы научно-технического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют сегодня эффективно управлять инвестициями на отечественных предприятиях на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики, которая бы способствовала формированию благоприятного инвестиционного климата в России. Такая система призвана обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения.

Сегодня эффективность инвестиционной деятельности промышленного предприятия в значительной степени зависит от организации управления инвестиционной деятельностью в компании. Принятие решений об инвестициях является наиболее сложной и важной задачей управления, в связи с чем возникает необходимость интеграции деятельности всех участников процесса управления инвестиционной деятельностью компании, которую возможно реализовать только через единую структуру управления инвестициями в рамках существующей организационной структуры управления.

Повышение инвестиционной деятельности компании возможно через повышение эффективности реальных инвестиций, которая формируется на двух основных стадиях - обоснования или разработки инвестиционного проекта, и реализации проекта, но реально проявляется эффективность инвестиций только на стадии функционирования будущего проекта компании.

Повышение эффективности инвестиционной деятельности на стадии разработки инвестиционного проекта может быть достигнуто, по нашему мнению, за счет сокращения срока проектирования; включение в проект прогрессивных форм реализации проекта; широкого применения там, где это возможно и целесообразно, таких типовых проектов, которые уже оправдали себя на практике, что позволит в значительной мере снизить затраты на проектирование, а также резко уменьшить риски; применение в проектах самых передовых технологий с учетом отечественных и зарубежных достижений; оснащения проектного отдела компании системами автоматизированного проектирования; повышения общего технического уровня проектирования.

Каждый инвестиционный проект должен  проходить индивидуальную процедуру технического, геологического, экономического обоснования с экспертным заключением специалистов компании о производственной целесообразности и инвестиционной привлекательности.

В рамках процесса совершенствования инвестиционной политики регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса должен формироваться на принципах сквозного планирования инвестиционных проектов.

Ключевыми моментами такого подхода являются следующие:

  • инвестиционная программа определяется как набор инвестиционных проектов, принятых к реализации. Инвестиционные проекты принимаются к реализации в составе инвестиционной программы один раз вне зависимости от их длительности;
  • процесс постановки инвестиционной задачи должен быть отделен от процесса выбора ее оптимального решения, это позволит снизить инвестиционные риски и повысить эффективность инвестиционной деятельности;
  • мероприятия, которые невозможно или нецелесообразно выделять в отдельный инвестиционный проект необходимо объединять в интервальные инвестиционные проекты со сроком реализации на планируемый период.

Также, по нашему мнению, необходимо разработать и использовать метод постинвестиционного мониторинга эффектов по инвестиционным проектам, внедрить современные информационные технологии проектного управления, провести обучение и сертификацию персонала финансово-инвестиционных служб по международным стандартам управления проектами.

Четкая регламентация и информационная поддержка процесса принятия решений при распределении инвестиционных ресурсов позволит усилить целевой характер вложений и обеспечить эффективное финансирование тех проектов, которые направлены на достижение стратегических целей компании [5, 12].

Для повышения качества работы по управлению инвестиционной политикой необходимо автоматизировать процессы инвестиционной деятельности. Внедрение автоматизации способно решить ряд проблем, связанных с упрощением системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в целом, а также с упрощением процесса управления инвестиционной деятельностью в частности.

Система управления инвестициями на базе mySAP ERP 2005 обеспечивает интегрированный контроль всех этапов планирования инвестиционной программы: от заявки структурным подразделением до инвестирования по основным направлениям инвестиционной деятельности. Это позволяет оперативно получать информацию по плановым и фактическим показателям каждого проекта и исполнению инвестиционной программы в целом, быстро реагировать на изменения в проектах в процессе их реализации.

Начата работа по внедрению программного обеспечения компании «Шлюмберже», позволяющая перейти на комплексный подход к оценке эффективности проектов, проводить оценку не только предстоящих капитальных вложений, но и инвестиционной стратегии в целом с оценкой рисков и анализом чувствительности проектов при построении дерева решений.

В целях контроля и минимизации инвестиционных рисков, по нашему мнению, по каждому проекту должна разрабатываться карта рисков с описанием возможных геологических, производственных, финансово-экономических, правовых, земельно-имущественных и других факторов, способных негативно повлиять на эффективность инвестиционных вложений.

Мониторинг реализуемых проектов необходимо осуществлять на всех этапах инвестиционного и эксплуатационного периодов до завершения срока их окупаемости.

Осуществление намеченных мероприятий должно привести, как мы считаем, к улучшению инвестиционной политики на анализируемом предприятии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует несколько трактовок данного определения, но, обобщив их, можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Опираясь на накопленный отечественный и зарубежный опыт, доказано, что инвестиционная привлекательность предприятий выступает основным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Инвестиционная привлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли, расположение данного предприятия) и внутренних (деятельность внутри предприятия) факторов.

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).

Также факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность, подразделяются на: производственно-технологические; ресурсные; институциональные; нормативно-правовые; инфраструктурные; деловая репутация и другие.

В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется на показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий подход основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем будет больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Applied Corporate Finance / Aswath Damodaran. 3rd ed. – John Wiley and Sons, Inc., 2011. - 738 p.
2. Kasper W., Streit M. Institutional Economics: Social Order and Public Policy. –Cheltenham: Edward Elgar, 1998.
3. Shkurkin, D. V., Shevchenko, E. V., Egorova, E. A., Kobersy, I. S., & Midova, V. O. (2017). The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand. Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities, 25(July), 179-194.
4. Williamson O. Mechanisms of Governance. New York: Oxford University Press, 1998.
5. Бланк И.А. Управление денежными потоками. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Ника-Центр, 2007. – 752 с.
6. Борисова Н.В. Теоретические аспекты формирования конкурентной среды на рынке инноваций // Инновации и инвестиции. – 2009. – № 2. – С.12-23.
7. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер. – 2009. – 384с.
8. Грибов В., Грузинов В. Экономика предприятия. – 2011. Режим доступа: www.inventech.ru
9. Gurieva, L. K., Kobersy, I. S., Shkurkin, D. V., Bekmuhametova, A. B., & Ignatyeva, O. V. (2017). Intellectual property management system of market relations. International Journal of Applied Business and Economic Research, 15(12), 121-133.
10. Липсиц И.В. Коссов В.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы. – М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2013. — 320 c.
11. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ – Консультант Плюс: Версия Проф. – Электрон. дан. и прогр. – ЗАО «Консультант Плюс».
12. Lomova, L. A., Shiryaev, D. V., Kobersy, I. S., Borisova, A. A., & Shkurkin, D. V. (2016). Marketing techniques in management of enterprises engaged in tourism. International Review of Management and Marketing, 6(6), 15-20.


©  Н.С. Землякова, Ю.Н. Денисенко, О.В. Грищенко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru