levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

С.Н. Кашулин,  (Аспирант, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова)

Серия «Экономика и Право» # МАРТ 2018
Конституционные принципы
Автор статьи провел анализ конституционно-правовых основания предоставления льгот организациям инвалидов в сфере закупок Российской Федерации. В качестве объекта исследования выбраны положения Конституции Российской Федерации, а также нормы российского законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере закупок и социальной поддержки инвалидов. Автор пришел к выводу, что анализируемые нормы законодательства в сфере закупок не противоречат конституционным принципам равноправия и запрета на ограничение конкуренции. Выявлены отдельные проблемы сбалансированности норм законодательства, регулирующих отношения по предоставлению льгот в сфере закупок для отдельных категорий лиц.

Ключевые слова: Конституционные принципы, льготы в сфере закупок, меры поддержки инвалидов.

 

Деятельность различных государственных и муниципальных учреждений, направленная на выполнение возложенных на них функций, во многом реализуется посредством существующей системы государственных и муниципальных закупок, при осуществлении которых за счет бюджетных средств приобретаются различные товары, работы, услуги, которые направлены только на удовлетворение публичных интересов. Именно в этом проявляется особая, публично-значимая природа государственных и муниципальных закупок, которая, тем не менее, выражена в сугубо частно-правовой договорной форме, то есть, эти закупки осуществляются в виде контрактов, которые по своей сути есть ни что иное как договорная форма отношений хозяйствующих субъектов.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере закупок, в настоящее время является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Данный Закон выделяет целую группу потенциальных «публично-значимых контрагентов» государственных и муниципальных учреждений и организаций, размещающих заявку на закупку необходимых им товаров, работ или услуг. Эта группа представлена субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), учреждениями уголовно-исполнительной системы (УИС) и организации инвалидов (ОИ). Представители данной группы пользуются определенными льготами, или преференциями, в сфере контрактной деятельности при осуществлении закупок.

Обязанность государственных и муниципальных закупщиков предоставлять отдельные льготы и иные, по сравнению с обычными участниками контрактной системы, преимущества организациям инвалидов предусмотрена в ст. 29 Закона № 44-ФЗ [2]. Надо отметить, что если ранее действовавший Закон № 94-ФЗ, регулирующий туже сферу общественных отношений, говорил о праве заказчика устанавливать те или иные льготы, предусмотренные Законом для организаций инвалидов, то с принятием Закона № 44-ФЗ это право стало обязанностью, то есть, законодательно предусмотренные льготы и преференции не обуславливаются волеизъявлением государственных и муниципальных структур.

Можно представить возможную критику ст.29 Закона № 44-ФЗ, усмотрев в ее положениях антиконкурентные аспекты, предоставление необоснованных преимуществ для одних участников экономической деятельности – организаций инвалидов, по сравнению с прочими участниками такой деятельности. Можно даже предположить обоснование для такой критики:

    Во-первых, можно говорить, что п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации гарантирует для инвалидов только повышенные меры социальной защиты, к которым традиционно относятся пенсии, пособия, льготы при трудоустройстве и т.п. [3], но о льготах и преференциях для инвалидов как участников экономической деятельности в данной конституционной норме речи не идет. То есть, здесь можно усмотреть формальные признаки противоречия положений ст.29 Закона № 44-ФЗ положениям Конституции, устанавливающим равноправие всех граждан (п.2 ст.19) и поддержку конкуренции (п.1 ст.8).

    Во-вторых, можно говорить о том, что из дословного толкования указанной конституционной нормы можно говорить о том, что льготы гарантируются непосредственно инвалидам, как лицам нуждающимся в мерах дополнительной социальной поддержки, но не организациям инвалидов, которые являются общественными объединениями, и в силу положений статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), могут рассчитывать на материальную, техническую и финансовую помощь со стороны государства. При этом, ст.33 Закона № 181-ФЗ совершенно не упоминает такого вида поддержки как предоставление льгот и преференций для организаций инвалидов как участников экономической деятельности.

Несложно догадаться, что эти доводы представляются нам несостоятельными, что можно подтвердить следующими обстоятельствами. Первый довод, о том, что льготы и преференции, предоставляемые организациям инвалидов в сфере закупок, не являются собственно мерами социальной защиты, гарантированными п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, требует дополнительного толкования самого понятия «социальная защита инвалидов»,  которое раскрывается в ст.2 Закона № 181-ФЗ. С одной стороны, законодательное определение данного понятия позволяет утверждать, что система мер социальной поддержки инвалидов имеет своей целью создание «равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества», но не создание особых преимуществ или преференций для данной категории лиц. С другой стороны, создание условий для равного участия в жизни общества для лиц, которые имеют физические ограничения для такого участия, без предоставления каких либо специальных льгот и преференций на практике просто не реализуемо. Особенно это касается всех видов экономической деятельности, где требуется активное взаимодействие всех участников, где деятельность ведется «на свой страх и риск», и последствия такого риска для лиц с ограниченными возможностями могут оказаться гораздо существеннее, чем для других участников. Поэтому, предоставление льгот и преференций для инвалидов и их организаций, принимающих участие в экономической деятельности, представляется вполне обоснованным и целесообразным, поскольку такие льготы и преференции помогают инвалидам гораздо интенсивнее адаптироваться к жизни в условиях современного общества.

Здесь нужно отметить и такой аспект понятия «социальная защита инвалидов», как неправильность его восприятия сугубо в патерналистком ключе, так как патерналистская модель социальной помощи, предполагающая лечение, материальную помощь, трудотерапию, создание специальных служб и т.д., помогает человеку не жить, а только лишь выживать. Такая модель ослабляет социальную позицию этой категории граждан за счет снижения их социальной значимости, а искусственная обособленность от других людей приводит к признанию их неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими членами общества [1, С.39].

В настоящее время более актуальной представляется более активная модель социальной помощи, модель инклюзивная, вовлекающая инвалидов в активное участие во всех сферах деятельности, в том числе и в экономической. Об этом недавно, 05 декабря 2017 года, говорил и Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с инвалидами и представителями организаций инвалидов в Российской государственной специализированной академии искусств [4].

Данный тезис находит свое подтверждение и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, который «в своих определениях от 15 июля 2008 г. № 399-О-О, от 28 мая 2009 г. № 762-О-О, от 22 марта 2012 г. № 580-О-О неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7), не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя» (Решение Верховного Суда РФ от 16.04.2015 № АКПИ15-58 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.). То есть, законодательное установление мер социальной защиты инвалидов и их организаций в виде льгот и преференций в сфере закупок ни в коей мере не противоречат положениям Конституции России.

Второй аспект исследуемой проблемы заключается в том, что льготы и преференции в сфере закупок предоставляются не собственно инвалидам, как лицам нуждающимся в мерах социальной поддержки, а организациям инвалидов, как общественным объединениям. Здесь, как представляется, необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со ст.33 Закона № 181-ФЗ, существуют строгие правила о количественном составе таких общественных объединение, преимущественно состоящих из лиц, признанных инвалидами в установленном порядке, и что целью деятельности таких организаций является именно оказание помощи инвалидам в полноценном участии в жизни общества, о чем было сказано несколько ранее при анализе понятия «социальная защита инвалидов».  Поэтому, в этом плане организации инвалидов представляют собой ни что иное, как социально-ориентированные некоммерческие организации, которым согласно п.п.3 п.3 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), государство предоставляет право участвовать в закупках на льготных основаниях. Так, помимо организаций инвалидов, ст.30 Закона № 44-ФЗ регламентирует участие иных СОНКО в закупках.

Но здесь, на наш взгляд, законодатель допустил некоторое ущемление прав организаций инвалидов при участии в закупках, по сравнению с другими СОНКО. Так, организации инвалидов, являющиеся такими же социально-ориентированными некоммерческими организациями,  как это следует из смысла ст.31.1 Закона № 7-ФЗ, исходя из дословного толкования ст.29 Закона № 44-ФЗ, не имеют такой преференции, как право на участие в определенном минимальном объеме от годовой суммы закупок, как это предоставлено для  прочих СОНКО в п.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ. При этом, если должностное лицо государственной или муниципальной организации, определяющее объем закупок, не выполнит требование данной нормы Закона № 44-ФЗ, то оно может быть привлечено к административной ответственности по п.11 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере до 50.000 рублей. За нарушение прав организаций инвалидов максимальный размер штрафа составляет лишь 3.000 рублей (п.4.2 ст.7.30 КоАП РФ), как и для других категорий участников закупок, то есть, совершенно без учета их особого «льготного» статуса. Здесь, как представляется, имеется определенный дисбаланс в правовой защите инвалидов по сравнению с другими СОНКО.

Таким образом, в качестве выводов можно отметить следующее:

  1. Предоставление льгот и преференций организациям инвалидов в сфере закупок не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о недопустимости антиконкурентных актов и решений и равноправия всех граждан Российской Федерации;
  2. Предоставление льгот и преференций в сфере закупок не непосредственно инвалидам, а организациям инвалидов также не противоречит конституционным принципам равноправия и поддержки конкуренции, так как организации инвалидов законодательно наделены правом оказывать инвалидам социальную помощь, в том числе и путем инклюзивного включения этих организаций в экономическую деятельность, где им, как и иным социально-ориентированным некоммерческим организациям, гарантировано предоставление льгот и преференций в сфере закупок;
  3. Нами отмечен определенный дисбаланс в предоставлении льгот и преференция для организаций инвалидов и других СОНКО, в части предоставления последним права на обязательное участие в общем объеме закупок, тогда как для организаций инвалидов такого права законодатель не предоставил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 38 - 42.
2. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; под ред. Р.Ю. Закирова // СПС КонсультантПлюс. 2015.
3. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013. 688 с.
4. Президент посетил Российскую государственную специализированную академию искусств [Электронный ресурс] //http://kremlin.ru/events/president/news/page/6


©  С.Н. Кашулин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru