levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.Д. Идиятуллов,  (Адъюнкт, Казанский юридический институт МВД России)

Серия «Экономика и Право» # МАРТ 2018
Суицид
В статье раскрывается значимость феномена суицид с использованием теоретических основ различных научных дисциплин. Феноменом суицида во все времена интересовались многие представители совершенно разных наук, деятели культуры, иные представители интеллектуальной элиты, что нашло отражение в их творчестве. Различными науками разработаны совершенно разные трактовки и теоретические построения, выявляющие причины возникновения данного феномена и отражающие его сущность, которые, отличительно друг от друга раскрывают природу самоубийств. В ходе проведенного исследования были получены теоретические положения, позволяющие глубже и всесторонне рассмотреть проблему суицида как социально – негативного явления и его детерминирующих факторов на основе различных научных положений и доктрин.

Ключевые слова: Суицид, самоубийство, социально – негативное явление.

 

Суицидальное поведение всегда и во все времена являлось серьезной проблемой для человечества. В истории и в культуре каждого народа уделяется особое внимание данной проблеме. В настоящее время самоубийство, как сложное многоаспектное явление, рассматривается различными науками, например, как криминологией, медициной, психиатрией, психологией, биологией, генетикой, социологией, философией, культурологией, а так же религиоведением. Поскольку, предметом изучения любой науки является узконаправленная сфера общественных отношений и человеческой деятельности, поэтому взгляд на феномен суицида у каждой науки различен. Ученые дают различные определения феномену самоубийства. Они по-разному интерпретируют суть суицида, его мотивы, причины.

Каждый год в мире сводят счет с жизнью примерно миллион человек, и примерно 20 миллионов совершают покушение на самоубийство [24]. При этом, значительно количество патентных попыток суицида. В реальности количество погибших людей в результате самоубийств в несколько раз больше, так как, не все случаи гибели людей, например, в результате аварий на производстве, при дорожно-транспортных происшествиях, отравлениях различными веществами признаются суицидом. Чаще они рассматриваются в качестве несчастных случаев. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения каждые 40 секунд в мире умирает один человек в результате суицида, и еще один покушается на свою жизнь [7]. Большинство покушений на самоубийство заканчиваются неудачей, приводят к ухудшению здоровья [15, с.37–39]. Нельзя обойти вниманием горе и страдания, которые причиняет суицид близким и родственникам погибшего, что существенно сказывается на их здоровье [23]. Суицид совершают люди обеих полов, независимо от расы, национальности, социального и семейного положения, материального благополучия, религиозной принадлежности, политических и иных убеждений.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что самоубийства - это глобальная и международная проблема, затрагивающая все страны мира и все нации. Она предопределяет необходимость серьезного и всестороннего изучения данного феномена. Нам представляется, что данный феномен необходимо изучить с позиций различных наук.

Общие положения, объясняющие феномен суицида позволят глубже и лучше понять данное социально-негативное явление.

Ученые по-разному интерпретируют понятие суицида, и вкладывают в него свое понимание. Понятие суицида (от лат. sui caedere — убивать себя) употреблял еще британский медик сэр Томас Браун (англ. Thomas Browne, 19 октября 1605, — 19 октября, 1682), в своем научном труде «Религия врача» изданном в 1643 году [40]. В Российской империи в 1704 году впервые данный термин был использован редактором газеты «Лек­сикон триязычный» Федором Поликарповым-Орло­вым [12, c.19].

Некоторые мировые религии, такие как Христианство, Ислам, Иудаизм придерживающиеся антисуицидальной позиции и крайне негативно относятся к самоубийству, рассматривая его как тяжкий грех [26, c.31], [32, c.7]. Однако, другие религиозные учения, например синтоизм, в некоторых критических жизненных ситуациях, (при потере чести и достоинства) поощряет самоубийство в виде ритуального социального действия харакири или сэппукку [36]. В этом случае, ритуальное самоубийство является необходимостью для сохранения доброго имени ушедшего из жизни, что придает суициду элитарность в японском обществе. В индийском обществе практиковалось ритуальное самоубийство вдов браминов – сати, при котором вдова совершает самосожжение вместе с телом супруга [19, c.272]. В дореволюционной истории России имели место религиозные ритуальные самоубийства старообрядцев – (массовые самосожжения) [28, c.96-102], которые происходили на фоне жесткого противодействия централизованной власти и русской православной церкви [14]. Таким образом, не все религиозные учения придерживаются однозначного антисуицидального мнения [26, c. 30-41]. Большинство религиозных конфессий и религиозных общин являются важными социальными институтами, препятствующими распространению суицидальных наклонностей, поскольку, прививают чувство общности, защищенности, умиротворения для его членов, дают социальную поддержку, воспитывают и подкрепляют чувство уверенности в своих силах [38].

Однако, необходимо упомянуть и о деструктивных псевдорелигиозных и сектантских учениях, таких как ваххабизм [2], секта «Христофора», орден «Храма Солнца», «Ветвь Давидова», «Народный храм» и т.д. [30]. Деятельность указанных организаций заключается в том, что их члены практикуют массовые убийства и самоубийства. Члены этих организаций характеризуются нахождением в полугипнотическом состоянии, психическими расстройствами с религиозно-мистическими переживаниями, и представляют значительную общественную опасность для социума.

Проблема суицида рассматривается философией, раскрывая мировоззренческую позицию смысла жизни и смерти [13, с.24-25]. С такой точки зрения, суицид это неотчуждаемое право человека распоряжаться своей жизнью и смертью, то есть это форма свободного волеизъявления, при котором человек руководствуясь собственной волей и мотивами, намеренно и добровольно лишает себя жизни. Большинство философских учений всегда акцентируют внимание на том, что человек вправе распоряжаться своим телом и душой, жизнью и здоровьем. Согласно античной стоической философии, которая оправдывала самоубийство, в случае, если человеческая жизнь не соответствует критериям достойности, разумности и нравственности, то человеку предпочтительней умереть, поскольку, высшее благо не продолжительность жизни, а качественно прожитая жизнь [10]. Истории известны имена философов, таких как Ефрат, Антипатр, Беньямин Вальтер, Вейнингер Отто, Уриэль Акоста  и другие, которые намеренно закончили жизнь самоубийством. Известный философ Эммануил Кант (22.04.1724 г.-12.02.1804 г.) считал, что суицид является оскорблением для всего человечества, который нарушает логическую и эстетическую целесообразность в природе и человеке [32, c.8]. По мнению В. Франкла (26.03.1905 г.-02.09.1997 г.), причиной самоубийства психически здорового человека является «экзистенциональный вакуум» [29, c.26-33].

Французский социолог Э.Дюркгейм в 1897 году опубликовал фундаментальную  научную работу «Самоубийство: Социологический этюд», в котором одним из первых среди социологов серьезно подошел к изучению данного явления. По мнению Э. Дюркгейма самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или от­рицательного акта, совершенного самой жертвой [11, c.32]. Изучив данное явление, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что одной из главных причин суицида является одиночество и утрата связей самоубийцы с социальными группами. При этом, одним из главных препятствий его распространению является сплоченность общества, как на уровне индивида, так и на уровне социума. Таким образом, чем больше члены социума психически отчуждены  друг от друга, и пребывают в состоянии аморфности, тем больше у них будут проявляться суицидальные наклонности. В зависимости от социальных причин ученый выделял аномичный, эгоистический, альтруистиче­ский и фаталистический виды суицида [11, c.42]. Его последователь, социолог М. Хальбвакс (11.03.1877 г.-16.03.1945 г.) акцентировал внимание на роли психических процессов, а именно на взаимодействии аномии и неврозов. Он выделял искупительный суицид, при котором личность совершает самоубийство вследствие самообвинения; проклинающий суицид, при котором личность совершает суицид-протест; дезиллюзионный суицид - результат разочарования и неудовлетво­ренности своим социальным статусом; альтруистический тип самоубийства или самостоятельный феномен самопожертвования [37]. Другой социолог Роберт Мертон (04.07.1910 г.-23.02.2003 г.), характеризует суицидальное поведение как тип поведения, называемый ретретизмом, при котором личность не принимает не цели, ни средства общества. Чтобы разрешить конфликт лицо должно покинуть враждебно им воспринимаемое общество или «уходить» из жизни, что подразумевается как «уход» в пьянство, наркоманию и крайнюю форму – суицид [22, c. 299-313].

Согласно социологу Я.И. Гилинскому, суицид – это вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения (наряду с алкоголизмом, наркотизмом, курением) [9, c.324]. Социология различает два разноплановых явления: индивидуальный суицид, который совершается одним человеком и суицид массовый, совершаемый определенным количеством людей. Массовый суицид изучается как социальное явление. Он  рассматривает суицид как одну из форм девиантного поведения, наравне с наркотизмом, алкоголизмом, проституцией и т.д. В его исследованиях, причиной суицида указывается социальное расслоение,   неодинаковое положение со­циальных слоев в реализации своих потребностей, целей и ожиданий. Я.И. Гилинский обращает внимание на существующую социальную неустроенность как результат нереализованных качеств и свойств личности [8].

С позиции биологии данный феномен, объясняется его инстинктивной природой самоуничтожения (S. Pepper, 1942), эволюционным характером самоубийства как «приспособительного» (хотя и не адаптивного) механизма освобождения от неполноценных, болезненных особей (Н. Murray, 1953), элемента естественного отбора (R. Dawkins, 1976). Или же результата биохимической депрессии (G. Murphy, 1998; A. Beck, G. Brown, R. J. Berchick et al, 1990; F. Goodwin, 1999). Очень близки биологическим антропологические или «конституциональные» воззрения, усматривающие основу суицидального поведения в конституциональных (физиологических, биохимических) или же характерологических особенностях индивида (Е. Kretchmer, 1977) [25, c.10].

С медицинской точки зрения, самоубийство это намеренное лишение себя жизни, род насильственной смерти, оно часто происходит в состоянии депрессии, развивающемся под влиянием длительных или повторных травмирующих психику факторов [20]. Согласно В.И. Покровскому самоубийство (suicidium; син. суицид) – это  умышленное лишение себя жизни [27, c.1065]. Большой толковый медицинский словарь дает определение суицида как (suicide) - умышленного самоубийства [6].

Отечественный суицидолог А.Г. Амбрумова (1913-2002 гг.) определяет суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта» [3, c.6-28]. Причиной суицида является дезадаптация личности в условиях остро переживаемого конфликта, который может быть как межличностным, так и внутренним переживанием по поводу настоящих и мнимых проблем. Самоубийству способствует противоречие между потребностями индивида и способностью их удовлетворения, утрата смысла жизни, психические расстройства. Суицидолог Эдвин Шнейдман (13.05.1918 г.-15.05.2009 г.) приводит следующую типологию самоубийств: эгоистический суицид как психологический самоанализ, дуалистическое самоубийство как результат коллизий с внешним миром, «выламывающийся» суицид - самоубийство как последствие «выпадения», непричастности к своему времени. Он же поведение самоубийцы охарактеризовывает снижением уровня психической активности, безна­дежностью, беспомощностью, душевной болью и бегством, как от себя, так и социальной действительности [33, c.157-177].

В работах психологов суицид определяется как (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания [17]. К причинам суицида они относят психологический кризис, невыносимость жизни, переживания необычайной силы и глубины, острое эмоциональное состояние, вызванное значимыми психотравмирующими событиями в жизни личности. В основе самоубийства как психологического явления лежит конфликтная ситуация, которая личностью осознается как сложная и неразрешимая. Личность, чувствуя при этом безнадежность жизненной ситуации, видит в суициде единственный способ разрешения сложившегося конфликта. Заслуживают особый интерес теории зарубежных психологов, например как A.F. Henry и J.F. Short [35], которые в 1954 году в своем исследовании «Самоубийства и убийства» предполагали, что при психическом состоянии, возникающем, в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям, которое называется фрустрацией, индивид, начинает проявлять агрессию или склоняется к самоубийству [5].

Согласно высказыванию психиатра Карла Меннингера (22.07.1893 г.-18.07.1990 г.) любой человек предрасположен к суициду, а самоубийце присущи элемент жестокости и добровольный уход из жизни. Он подразделял самоубийства на хронические (аскетизм, мученичество, алкого­лизм); локальные (членовредительство и преднамеренные несчастные слу­чаи); органические (болезни, привычки) [21, c.54].

В юриспруденции самоубийство рассматривается как лишение себя жизни посред­ством физического насилия над самим собой. Суицид – это вид насильственной смерти с указанием ее причины [34, c.657]. В уголовном праве предусмотрена ответственность за доведение, склонение, содействие совершению самоубийства и за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства. Кроме того, склонность к суициду относится к числу социально – негативных (фоновых) явлений, оказывающих влияние на преступность и околопреступное поведение [31, c.166-168].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства научных отраслей общими причинами возникновения суицида, являются незнание психологических приемов самосохранения в стрессовых ситуациях [18, c. 271-287], а также пси­хические расстройства, депрессии, нарко­тическая, игровая и алкогольная зависимость, семейные конфликты, соматические заболевания, ВИЧ-инфекция, сексуальные расстройства, одиночество и т.п. [4, c. 75-84]. Стереотипное утверждение о том, что самоубийство совершают лица из-за бедности, не подтверждается практикой. Основу человеческого комфорта составляет не материальный достаток, а внутреннее состояние счастья, которое зависит не только от внешних обстоятельств, но и от внутреннего ощущения индивида. Несмотря на то, что у каждой научной дисциплины существуют собственные определения и представления о сущности данного феномена, все они раскрывают социально – психологическую природу суицида как отклоняющегося девиантного поведения [16 c. 70-81], в основе которого находятся как внешние социальные, так и внутренние психические причины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) © КонсультантПлюс, 1997-2017 [электронный ресурс]. – Доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. Дата обращения: 25.01.2018
2. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. – М.: Ансар, 2007. – 396 с.
3. Амбрумова А.Г., Тихонечко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные вопросы суицидологии. М., 1978. С. 6-28.
4. Антонова О.Г., Жидков. Р.И. Теоретические основы изучения самоубийства как социального явления / О. Г. Антонова, Р. И. Жидков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 75-84
5. Антонова О.Г. Социальный контроль и возрождение России / О.Г. Антонова, Д.Г. Дыльнов. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1999. – 204 с.
6. Большой толковый медицинский словарь 2001. [электронный ресурс]. – Доступ: http://www.medslv.ru/html/s/suicid.html. Дата обращения: 25.01.2018
7. ВОЗ: Предотвращение самоубийств. Глобальный императив.2014. [электронный ресурс]. – Доступ: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/preventing-suicide-a-global-imperative. Дата обращения: 25.01.2018
8. Гилинский, Я. И. Самоубийство как социальное явление / Я. И. Гилинский // Проблемы борьбы с девиантным поведением. - М. : ИСАН СССР, 1989
9. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-ое изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 528 с.
10. Гузеева О. Отношение к суициду философов разного времени. [электронный ресурс]. – Доступ: http://palata6.net/page-id-31.html Дата обращения: 25.01.2018
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399
12. Ефремов, В. С. Основы суицидологии / В. С. Ефремов. - СПб. : Диалект, 2004. - 480 с.
13. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. / Бунтующий человек. М.1990 – 415 с.
14. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Минск: ООО «Харвест», 2007. В 2 томах, т. 2. – 592 с.
15. Коротун В. Н., Сивогривова Н. В., Перминов В. И. // Современное состояние проблемы суицидов детского и подросткового возраста(медико-социальные аспекты) / В. Н. Коротун, Н. В. Сивогривова, В. И. Перминов // Журнал: Проблемы экспертизы в медицине — 2003. — Т. 3. — № 3 (11). — с. 37–39
16. Кошарная, Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г. Б. Кошарная, Л. Н. Мордишева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1. - С. 70-81
17. Краткий словарь психологических терминов. [электронный ресурс]. – Доступ: https://vocabulary.ru/termin/suicid.html. Дата обращения: 25.01.2018
18. Кузнецов Л.И. Психология суицида. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1998. № 3 (7). С. 271-287.
19. Лысак И.В. Деструктивная деятельность человека: философско-антропологический анализ. – Saarbrücken (Germany): LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 272 с.
20. Медицинская энциклопедия [электронный ресурс].–Доступ: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/Самоубийство. Дата обращения: 25.01.2018
21. Меннингер, К. Влечение смерти / К. Меннингер. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 243с.
22. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313
23. Равочкин Н. Н. Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных исследований // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 651-654. — URL https://moluch.ru/archive/124/34219/ (дата обращения: 25.01.2018).
24. Статистика суицида 2017 по странам. [электронный ресурс]. – Доступ: https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html#_2017. Дата обращения: 25.01.2018
25. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие / И. А. Погодин. – 2 е изд., стереотип. – М. :Флинта : МПСИ, 2011 – 336 с.
26. Пашковский В.Э., Шамрей В.К., Софронов А.Г., Днов К.В., Рутковская Н.С. Суицидальное поведение и религиозность. Суицидология. 2015. Т. 6. № 3 (20). С. 30-41.
27. Покровский В.И. Энциклопедический словарь медицинских терминов M.: Медицина, 2005. — 1592 с.
28. Пулькин М.В. Историческая суицидология: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология – 2012. – № 2. – С. 96-102.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
30. Хвыля-Олинтер О.И. Криминальная направленность и опасность некоторых деструктивных религиозных организаций / Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера Справочник. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. − Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1997. − 459 с.
31. Шалагин А.Е. Предупреждение социально-негативных явлений, представляющих угрозу здоровью населения и общественной нравственности / А.Е. Шалагин // Вестник экономики, права и социологии. 2015. - №2. – С.166-168
32. Шелехов И. Л, Каштанова Т. В., Корнетов А. Н., Толстолес Е. С. Суицидология: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 203 с.
33. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. - М. : Смысл, 2001. – 315с.
34. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1995, С.657
35. A.F. Henry и J.F. Short: Suicide and Homicide. New York, Free Press, 1954
36. Corcoran J.J. Selflessness or sinfulness? How the peoples of the East and West differ in their views on suicide: University of Marquette; [cited 2015]. Available: [Электронный ресурс] – URL: http://academic.mu.edu/meissnerd/corcoran.html. (дата обращения 25.01.2018)
37. Halbwachs М., Les causes du suicide. Avant-propos de Marcel Mauss. Paris: Félix Alcan, 1930. Collection «Travaux de l’Année sociologique». Réimpression: Arno Press Inc., 1975. 520 pages
38. Kleiman E.M., Liu R.T. Prospective prediction of suicide in a nationally representative sample: religious service attendance as a protective factor // Br. J. Psychiatry. − 2014. – Vol. 204. − P. 262-266.
39. Maurice Halbwachs, Les causes du suicide. Avant-propos de Marcel Mauss. Paris : Félix Alcan, 1930. Collection «Travaux de l’Année sociologique». Réimpression : New York : Arno Press Inc., 1975, - 520 pages.
40. Thomas Browne. Religio Medici (1643) [электронный ресурс]. – Доступ: http://penelope.uchicago.edu/relmed/relmed.html Дата обращения: 25.01.2018


©  А.Д. Идиятуллов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru