levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Э.В. Зарецкая,  (Ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»)

Серия «Экономика и Право» # МАРТ 2018
Налоги
    Основным источником доходов государства при НЭПе были прямые налогообложения. Основным составляющим прямых налогов составлял подоходно-имущественные налоги. С первых дней НЭПа подоходный налог играл важную роль в налоговой системе Советского государства, являясь крупным источником государственного дохода. В статье анализируется определенные трудности при взимании подоходно-имущественного налога. Так как в начальном периоде такие налоги не дали необходимый эффект. Под доходом понимался полученная денежной или натуральной форме сумма, которая за вычетом производственных и торговых расходов, связанных с извлечением дохода из данного источника. Из-за того, что большая часть налогоплательщиков подпадала под категорию с минимальными квотами обложения, такое исчисление налога себя не оправдало. В место того, чтоб обогатить государственный бюджет, налог в те времена играл исключительно политическую составляющую и по этой причине давал очень ничтожный результат. Чтобы устранить все недостатки, каждый год принимались новые законодательные акты для дальнейшего совершенствования системы подоходно-поимущественного обложения.
Особо следует отметить введение подоходного налога, так как в дореволюционной России он не успел заработать. В выводах статьи указывается, что приведение конструкции подоходного налога в соответствие с научными принципами к мировым стандартам — это безусловная заслуга Наркомфина СССР, наркомов Г.Я. Соколовского, Н.П.Брюханова. После того как они внесли свои изменения в налоговую конструкцию государства доля косвенных и прямых налогов повысились в разы, налоги превратились в главный источник доходов бюджета.

Ключевые слова: Налоги, подоходный налог; поимущественный налог; НЭП, правовое регулирование налогов; налоговая система; государственные доходы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Прямые налоги при НЭПе (новом экономическом периоде) были основным налоговым источником доходов государства. Удельный вес поступлений от прямых налогов от всех налоговых поступлений к 1926 году почти удвоился: в 1922 году прямые налоги составляли 43 % всех налоговых поступлений, в 1926 году — уже 82 % [13]. одним из основных прямых налогов, к которому обратилось советское правительство, был промысловый налог, который воспроизводил сложную конструкцию, применявшуюся для его начисления еще Российской империи. Промысловый налог состоял из двух независимых частей: патентного сбора и уравнительного сбора. патентный сбор был связан с выборкой патентов предприятиями, цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачиваемый с суммы хозяйственного оборота.

Исторически промысловое налогообложение в России возникло в XVIII в. Он появился в виде гильдейской пошлины «в эпоху Петра І в связи с созданием им торговых гильдий и цехов» [11]. Окончательно промысловое обложение сложилось к концу XIX в. (в 1898 г.) в виде налога, состоявшего из двух самостоятельных в отношении объекта обложения сборов: основного и дополнительного.

Основной сбор взимался посредством выборки промысловых свидетельств, а дополнительный — в зависимости от правовой формы предприятия или в виде налога с капитала, или в виде процентного сбора с прибыли [11]. После революции 1917 года промысловый налог по инерции просуществовал какое-то время с некоторыми изменения и период «военного коммунизма» был упразднен.

В целях поддержания и развития мелкой промысловой деятельности в сельской и городской местности от промыслового налога освобождались все подсобные к крестьянскому хозяйству кустарные промыслы, производство которых осуществлялось хозяином лишь с помощью членов семьи и без применения специального оборудования, и «промыслы, производимые единолично без помощи наемных рабочих и членов семьи».

По своей структуре промысловый налог напоминал дореволюционный налог, адаптированный Наркомфином к текущим условиям. В целом в Положении о промысловом налоге проводилось весьма условное разделение обложения по отраслям промышленности и типам торговых предприятий, было чрезмерное дробление местностей по поясам (хотя в действительности из-за экономической отсталости всех регионов не существовало резких различий между ними по размерам торгово-промышленного оборота и прибыли), короткие сроки начисления (два раза в год) и взимания (ежемесячно) налога. Все это создавало определенные трудности при взимании промыслового налога (особенно в части уравнительного сбора), также как и неверие частника в долговечность НЭПа, неустойчивый характер предпринимательской деятельности. По этим причинам доход от него в первый год введения был недостаточно высоким.

Следует заметить, что, так как объектом обложения уравнительным сбором был оборот предприятий, некоторые экономисты того времени, например П.П. Гензель, считали уравнительный сбор времён НЭПа грубым универсальным акцизом, который гарантировал «при данных условиях наименее безболезненный для торговли и промышленности и наиболее продуктивный для фиска способ налогового ресурса» [1].

Вскоре промысловый налог был распространен на государственные и кооперативные предприятия и организации в связи с принятием 3 февраля 1922 г. нового Положения о промысловом налоге [3]. В него были внесены изменения, соответствующие не только экономическим условиям, но и идеологическим требованиям советского строя. Дополнительно к Положению был принят Декрет СНК от 18 июля 1922 г. «О порядке обложения кооперативов промысловым налогом».

Новое Положение о промналоге вносит коррективы в обложение торговли — торговые предприятия делятся на 5 разрядов, в промышленные предприятия вносят изменения в отношении наличия двигателя, личные промысловые занятия делятся на 3 разряда, вводится обложение роскоши (64 и 12%). Процент обложения уравнительным сбором остается прежним (кроме предметов роскоши) — 3%. Налоговый период, ввиду текучести частной торговли и частого ее перехода от одной отрасли к другой, остается быть поквартальной.

Подоходно-поимущественный налог

Прямое обложение доходов и имуществ в начальный период НЭПа не сразу дало необходимый эффект ввиду недостаточной развитости товарных отношений, раздробленностью единоличных крестьянских хозяйств, низкой их товарностью и неустойчивостью денежной системы. В этот период продолжали взиматься косвенные налоги, как наиболее удобные, акцизы (например, на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина, на табачные и гильзовые изделия), гербовый сбор и пошлина на имущество, переходящего в порядке наследования. Уже с первых дней НЭПа подоходный налог играл важную роль в налоговой системе Советского государства, имел большое значение в регулировании накоплений в стране, являясь крупным источником доходов как государственного, так и местных бюджетов.

По мнению профессора П.П. Гензеля, «первоначальной формой денежного личного налога был дважды осуществленный у нас в течение 1922 г. "общегражданский налог"» [1].

В дореволюционной России подоходный налог появился, как уже было сказано выше, во время войны 1916 года, должен был вступить в силу с 1 января 1917 года, но известные события не позволили ему заработать в полную силу. В первое время, сразу после революции, он взимался в измененном виде, о чем было сказано в разделе работы, посвященной переходному периоду.

Начало развития подоходного обложения уже в связи с новой экономической политикой в городах было положено введением, наряду с общегражданским налогом, 16 ноября 1922 г. Декретом ВЦИК И СНК [4] подоходно-поимущественного налога. В основу был положен совокупный доход декларируемый плательщиками.

Согласно п.1 указанного Положения, государственному подоходно-поимущественному налогу подлежат проживающие в городах граждане, а также всякого рода общества, извлекающие доходы из перечисленных ниже источников, а именно: а) от участия в торговых, промышленных и кредитных предприятиях в качестве собственников, владельцев, совладельцев, арендаторов, пайщиков, вкладчиков и вообще от всяких занятий ремеслами и другими промыслами, торговлей, подрядами, поставками, посредничеством, комиссионерством, экспедиторством, биржевыми и кредитными операциями и т.п.; б) от владения зданиями и другими имуществами в городах и от арендования этих зданий и имуществ в целях коммерческой эксплоатации; в) от денежных капиталов, процентных и дивидендных бумаг; г) от занятий свободными профессиями, как-то: вольнопрактикующие врачи, техники, члены коллегии защитников, артисты, литераторы и т.п.; д) от вознаграждения за работу и службу в учреждениях и предприятиях, превышающего размер, установленный особыми постановлениями.

Под доходом в смысле ст. 1 Положения понимается полученная денежной или натуральной форме сумма, которая за вычетом производственных и торговых расходов, связанных с извлечением дохода из данного источника, может быть использована налогоплательщиком на удовлетворение личных потребностей или обращена в имущество, сбережение и на расширение предприятия.

Налог взимался по полугодиям по доходам за предшествующие шесть месяцев, причем полугодие устанавливалось с 1 октября по 31 марта и с 1 апреля по 30 сентября. Срок уплаты налога устанавливался Народным Комиссариатом Финансов РСФСР.

Подоходно-поимущественный налог исчислялся по декларируемому доходу за предыдущий год, который могла проверить подоходно-поимущественная комиссия с помощью дополнительных объяснений налогоплательщиков, а также представленных по требованию комиссии документальных данных. Шкала обложения была прогрессивная, но не в твердых ставках, а в долях, которые зависели от размера дохода и устанавливались на каждое полугодие. Размер самой доли определялся на каждое полугодие.

Положением была предусмотрена ответственность за предоставление недостоверных сведений в декларации (п.10), предусмотренная ст.ст. 79,80 УК РСФСР, вплоть до лишения свободы (или принудительные работы) на срок не ниже шести месяцев или конфискации всего или части имущества, или наложения имущественных взысканий не ниже двойного размера платежей или повинностей.

Обращает на себя внимание порядок обжалования постановлений участковой подоходно-поимущественной комиссии: жалоба могла быть подана в губернскую по подоходно-поимущественному налогу комиссию решение которой было окончательным (п. 14 Положения).

Но такое исчисление налога себя не оправдало, налога было собрано меньше запланированного, в основном из-за того, что большая часть налогоплательщиков подпадала под категорию с минимальными квотами обложения. Имущественное обложение затрагивало всех физических лиц, кроме рабочих, владеющими имущество и предметами не первой необходимости на сумму свыше устанавливаемого на каждый год минимума на каждого члена семьи. Налог играл исключительно политическую составляющую, давал очень ничтожный результат, так как те самые предметы не первой необходимости тщательно скрывались.

Декретом от 27 июля 1923 г. ставки подоходно-поимущественного налога были переведены на твердое процентное исчисление. Оклад налога в процентах по ступенчатой шкале, прогрессия колеблется от 1 до 12 % и от 1,5 до 12 % с имущества. Необлагаемый минимум устанавливается в золотом исчислении в 150 рублей. Все остальные недостатки налога остались: множественность деклараций из-за низкого необлагаемого минимума, недоучет и, как следствие, низкие поступления в казну.

Для того периода было характерным постоянное изменение правового регулирования тех или иных налогов, последующие нормативно-правовые акты пытались исправить недостатки предыдущих. Так было и с подоходно-поимущественным обложением. В результате каждый год принимались новые законодательные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы подоходно-поимущественного обложения.

12 ноября 1923 г. постановлением 3-й сессии ЦИК СССР I созыва было утверждено новое Положение [5], которое значительно перестроило систему подоходно-имущественного обложения. Обновленный налог вобрал в себя в том числе следующие государственные налоги: трудгужналог, общегражданский и налог с лиц, получающих высокую заработную плату*, и местные: квартирный и с лиц, пользующихся домашней прислугой.

* Так как подоходный налог 1922 года не охватывал рабочих и служащих, 24.01.1923 года был введен налог с высокой заработной платы, взимаемый с зарплат служащих и рабочих, получающих оклад свыше 17 разряда 17-ти разрядной тарифной сетки. ставка колебалась от 6 до 80%.. Позднее стали взимать налог с дохода свыше установленного максимума.

Как и прежде, система подоходно-поимущественного обложения строилась на основе разделения налога на две части: подоходный налог и поимущественный. Данным новым положением все налогоплательщики были разделены на 4 группы:налогоплательщики, получавшие доход от личного труда по найму (группа А); налогоплательщики, получавшие доход от личного труда не по найму (группа Б); налогоплательщики, получавшие доход от владения промышленными и торговыми предприятиями, строениями, капиталами, от кредитования имущества и других нетрудовых источников (группа В); частные акционерные общества и кредитные учреждения (группа Г).

Сам налог состоял из двух частей: обложение по твердым окладам и по совокупности доходов по прогрессивным ставкам. Необлагаемый минимум совокупного дохода (в полугодие) был дифференцирован: для рабочих и служащих — 1200-1400 рублей, для остальных — 300-500 рублей. если совокупный доход превышал установленный минимум, то возникала обязанность по предоставлению налоговой декларации. Ставки налога определялись по особой «табеле» по прогрессивной шкале от 2 до 25%. Для отчислений в местный бюджет прибавлялась надбавка в виде 1/4 государственного оклада. Твердые оклады засчитывались в счет оклада по совокупному доходу. Частные акционерные общества и кредитные учреждения облагались по той же прогрессивной шкале, но были освобождены от поимущественного налога.

Объектом налогообложения для физических лиц являлся доход свыше 300-500 рублей (в зависимости от местности) как «сумма получений в денежной или натуральной форме, которая, за покрытием необходимых производственных и торговых расходов, связанных с извлечением дохода из данного источника без включения в них отчисляемого владельцем вознаграждения себе и членам своей семьи, может быть употреблена получателем на удовлетворение личных потребностей или обращена в имущество, капитал, сбережения и на расширение предприятий» (ст.14 Положения), а также имущество стоимостью свыше 300 рублей на члена семьи: экипажи, лошади, предметы роскоши, драгоценности и проч., кроме предметов обычной домашней обстановки и домашнего обихода.

За неподачу деклараций, несвоевременную их подачу или представление органам Народного Комиссариата Финансов неполных сведений может быть наложен штраф по постановлению губернских или уездных и соответствующих им финансовых отделов в размере до 200 рублей в червонном исчислении. Представление же деклараций, содержащих заведомо неверные сведения, карается по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик (п. 19 Положения).

Объектом налогообложения для физических лиц являлся доход как «сумма получений в денежной или натуральной форме, которая, за покрытием необходимых производственных и торговых расходов, связанных с извлечением дохода из данного источника без включения в них отчисляемого владельцем вознаграждения себе и членам своей семьи, может быть употреблена получателем на удовлетворение личных потребностей или обращена в имущество, капитал, сбережения и на расширение предприятий» (ст.14 Положения), а также имущество стоимостью свыше 300 рублей на члена семьи: экипажи, лошади, предметы роскоши, драгоценности и проч., кроме предметов обычной домашней обстановки и домашнего обихода.

Постановление ЦИК СССР от 29.10.1924 "О введении в действие Положения о государственном подоходном налоге" [6] вносит очередные изменения в правовое регулирование подоходного обложения. В частности, группа налогоплательщиков юридических лиц (категория Г) дополняется товариществами: полными, на вере и с ограниченной ответственностью. Поимущественное обложение было отменено, однако прогрессия обложения по совокупности доходов увеличилась до 30%. Налог с рабочих, служащих и государственных пенсионеров (ст. 4) удерживался из выдаваемого им вознаграждения или пенсии теми учреждениями и предприятиями, которые производили эти выдачи.

В части обжалование решений постановлений налоговых комиссий, в постановление говорилось, что состав комиссий и их компетенция устанавливается специальным законом. 29 ноября 1924 г., в соответствие с п.24 Положения о подоходном налоге, оно было дополнено инструкцией, устанавливавшей порядок взимания подоходного налога. В частности, инструкцией определялся порядок регистрации налогоплательщиков, порядок определения окладов, порядок определения доходов и т.д. Например, регистрация налогоплательщиков осуществлялась финансовым инспектором на основании сведений о каждом лице, достигшем 18 лет, занесенных в списки, которые предоставлялись домоуправлениями (в сельской местности - волостными исполкомами). Кроме этих сведений для более точного определения потенциальных плательщиков налога учреждения и юридические лица, пользовавшиеся наемным трудом, обязаны были предоставлять в финансовые отделы списки рабочих и служащих, получавших заработную плату в размере, соответствовавшем необлагаемому минимуму. Финансовым органам предоставлялось также право требовать от этих лиц сведения (кроме текущих счетов, вкладов и переводов от кредитных организаций) для определения плательщиков прогрессивного налога по совокупности доходов.

Определение окладов подоходного налога производилось налоговыми комиссиями после того, как все зарегистрированные лица распределялись по своим группам. Необходимо отметить, что до осени 1926 г. для определения окладов подоходно-поимущественного налога, подоходного налога с госпредприятий и уравнительного сбора создавались отдельные налоговые комиссии, и только в ноябре 1926 г. был введен новый порядок организации по исчислению и взысканию налога.

Обновленное Положение о государственном подоходном налоге было утверждено ЦИК и СНК СССР 24 сентября 1926 г.[7]. Как и прежде, положение касалось как физических, так и юридических лиц (в которых не было государственного участи), операционный год ( он же налоговый период) был обозначен с 1 октября по 30 сентября. Изменения в части увеличения налогового периода позволили налоговому аппарату получить дополнительное время для планирования своей работы, более детального изучения доходов налогоплательщиков. Согласно нового Положения, все налогоплательщики делились на три группы (по расписанию), для которых были предусмотрены соответствующие прогрессивные ставки. Установленный необлагаемый минимум для рабочих и служащий, получающих доход от работы по найму в зависимости от местности составлял 900-1200 рублей; для остальных налогоплательщиков — 500-800 рублей. Доходом признавалась разность между валовой суммой всех полученных плательщиком поступлений в денежной и натуральной форме и суммой расходов, связанных с извлечением дохода. Распределение местностей по поясам устанавливается Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР (п.2 Положения). Пункт 17 Положения содержал подробный перечень принимаемых к зачету расходов. В Положении была предусмотрена обязанность налогоплательщиков по подаче декларации (кроме работающих по найму) по доходу за предшествующий год, а для юридических лиц — заключительные балансы и отчеты за операционный год, а равно расчетов причитающегося с них налога по установленной инструкцией по применению Положения форме (инструкцию Народный Комиссариат Финансов Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза ССР.). За непредоставление налоговой декларации, подачу заведомо ложных сведений была предусмотрена административная и уголовная ответственности. Оклад налога исчисляется финансовым инспектором на основании определенного участковой налоговой комиссией размера облагаемого дохода.

Окончательная доработка подоходного налога была произведена последней редакцией Положения «О государственном подоходном налоге», принятого ЦИК и СНК 14 декабря 1927 г.[8] и практически завершившего процесс развития подоходного обложения с частных лиц, действовавшего во времена НЭПа.

Закон устанавливал систему подоходного обложения, которая по сравнению с предыдущими годами в наибольшей степени соответствовала советской идеологии, являвшейся основой государственной политики тех лет. В соответствии с этим существенно понижалось налоговое бремя в отношении рабочих, служащих и пенсионеров, получавших минимальный доход.

Например, сохранялся установленный законом 1926 г. необлагаемый минимум. При этом в Положении 1927 г. отсутствовало обложение совокупного дохода для рабочих, служащих и пенсионеров, так как пунктом 3 было предусмотрено, что в случаях, когда рабочие и служащие получают заработную плату по работе или службе в нескольких местах, заработная плата по каждому в отдельности месту работы или службы, не превышающая указанных размеров, не подлежит обложению, хотя бы общая сумма заработной платы, получаемой по всем местам работы или службы, превысила эти размеры. Тот же порядок применяется в отношении пенсионеров. Для прочих физических, а также юридических лиц необлагаемый минимум устанавливался по совокупности доходов, полученных за год, предшествовавший «окладному периоду». Его размер определялся в зависимости от местности, где было зарегистрировано предприятие. Если сумма дохода превышала необлагаемый минимум, обложение производилось по всей сумме дохода без вычета необлагаемого минимума, что явно указывало на ужесточение налогообложения в отношении лиц, получавших более высокий доход.

Помимо необлагаемого минимума, с введением которого произошло существенное снижение налогового бремени в отношении малоимущих рабочих, служащих и пенсионеров, законом предусматривались льготы, которые имели как социальный, так и идеологический характер. Например, идеологический подход прослеживался в том, что наравне с теми, кто не имел иных доходов, кроме облагаемых единым сельскохозяйственным налогом, и сезонными рабочими от уплаты налога освобождались также военнослужащие, лица строевого состава милиции и штатные сотрудники ОГПУ, но только в том случае, если они не имели иных доходов, кроме получаемого по службе вознаграждения.

Льготных характер обложения предусматривался в отношении трудящихся как по найму, так и не по найму в случае наличия у них иждивенцев. Так, ставка налога уменьшалась на 1/4 если на их иждивении находились более двух человек, и на 1/3, если налогоплательщики имели на иждивении четырех и более лиц.

Обложении подоходным налогом предприятий, принадлежавших государственному сектору регулировалось специальным Положением о подоходном налоге с государственных предприятий от 15 октября 1926 г., которое распространяло свое действие на общества и товарищества, учрежденные государством с участием частного капитала и возникшие в результате слияния государственных и частных учреждений и предприятий [8].

Полностью освобождались от обложения подоходным налогом:

  1. государственные и коммунальные предприятия, которые не сдавались в аренду, и деятельность которых была направлена на общественное благоустройство (к ним относились предприятия по канализации, водоснабжению, ассенизации, по содержанию пристаней и портов и т.д.);
  2. государственные предприятия по доходам от операций по производству предметов всех видов снабжения Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
  3. Государственный банк СССР и органы государственного страхования по доходам, полученным по всем операциям, кроме торгово-промышленных операций, производившихся этими учреждениями за свой счет;
  4. сельскохозяйственные кредитные товарищества и сельскохозяйственные кредитные союзы, промыслово-кредитные товарищества и промыслово-кредитные союзы; 5) кооперативные организации по доходам от эксплуатации домов отдыха, обслуживающих членов этих организаций, и т.д.

Классовая сущность советской налоговой политики в наибольшей степени проявилась с введением постановлением ЦИК и СНК от 18 июня 1926 г. налога на сверхприбыль [9] "в целях усиления обложения чрезмерных прибылей, получаемых отдельными частными предприятиями и лицами" Это был чрезвычайный временный налог, который начал действовать со второго окладного полугодия 1925-1926 гг., но уже через год в соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 18 мая 1927 г. «О государственном налоге на сверхприбыль» [10] он стал взиматься на постоянной основе. Размер сверхприбыли подлежавшей обложению, определялся «как разница между полученной прибылью и той прибылью, которая могла бы быть получена при соблюдении цен, установленных регулирующими органами». Введение подобного налога также вполне отвечало выбранному курсу на сворачивание НЭП-а.

Особенность налога на сверхприбыль от 1927 г. заключалась в том, что в отличие от вводившихся ранее налогов данного тип, его плательщиками являлись не только юридические, но и физические лица. Например, обложению подлежали физические лица, получавшие доход от участия в качестве владельцев и совладельцев частных торговых предприятий по патентам 2-го и выше разрядов (по постановлению 1926 г. обложение налогом на сверхприбыль начиналось с 3-го разряда). Не подлежали обложению налогом на сверхприбыль те из совладельцев предприятий, которые не облагались подоходным налогом.

Однако налог на сверхприбыль использовался советским руководством не только в качестве инструмента подавления капиталистических элементов. В постановлении 1927 г. закреплялась норма, в соответствие с которой 25% поступлений от уплаты налога обращалось на нужды борьбы с детской беспризорностью [10, что указывало на его частично целевой характер и социальную направленность советской налоговой политики. Несмотря на то, что налог затрагивал немногочисленную группу плательщиков, не принес желаемого результата, он продолжал действовать вплоть до окончательной ликвидации частного производства и в 1934 г. в связи с тем, что утратил свое экономическое и политическое значение, формально был объединен с подоходным налогом.

ВЫВОДЫ

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что восстановление денежной налоговой системы началось с ориентировочных и упрощенных с точки зрения конструкции построения системы прямых и косвенных форм налогов. Это было вызвано той экономической обстановкой и податными возможностями самого населения. Сами объекты налогообложения были «призрачными», отсутствовал налоговый аппарат, не было никакой информации для определения налогоспособности той или иной категории налогоплательщиков. На первых этапах существовали сложности по взиманию прямых налогов, связанные с падающей валютой. Меньше было проблем с промысловым налогом, так как он взимался с 1998 года.

В это время взимались чрезвычайные общегражданские налоги. Особо следует отметить введение подоходного налога, так как в дореволюционной России он не успел заработать. Следует заметить, что приведение конструкции подоходного налога в соответствие с научными принципами к мировым стандартам — это безусловная заслуга Наркомфина СССР, наркомов Г.Я. Соколовского, Н.П.Брюханова. Так, если в 1913 году соотношение доли прямых и косвенных налогов было 26,8/73,2, то в 1927/1928 году — 47,1/52,9 [12]. Для сравнения доля косвенных налогов в 1923/1924 году в Италии была 75,5 %, во Франции — 71,2, в Японии- 58,8. В единственной стране — США доля косвенных налогов снизилась до 30,6%, демонстрируя мировую тенденцию усиления роли прямых налогов [2].

Фискальная эффективность построенной в СССР налоговой системы выражалось в том, что налоги превратились в главный источник доходов бюджета.

Хронологические рамки новой экономической политики определяются постановлением ВЦИК 21 марта 1921 года о замене продразверстки продналогом до постановления ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года о налоговой реформе. Хотя до сих пор этот вопрос в научном сообществе остается дискуссионным.

Само по себе налоговое законодательство стало объемным, многообразными были и формы налоговых нормативно-правовых актов. Почти всегда, вслед за установлением того или иного налога, к нему в дополнение следовал ведомственный циркуляр, уточняющий многие положения. Фактически, часто само положение, принятое на высшем государственном уровне содержало основные тезисы и посылы по налогу, а все подробности можно было найти в циркуляре.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гензель П.П. Налоги Союза ССР. Москва. Фин. Изд-во НКФ СССР, 1926, 140 с..
2. Гензель П.П. Налогообложение в России времен НЭПа. Москва, 2006, 384 с.
3. Декрет ВЦИК «Об общегражданском налоге для оказания помощи го лодающим и на усиление средств по борьбе с эпидемиями» от 1 апреля 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. - № 16. – Ст. 162.
4. Декрет ВЦИК и СНК «О подоходно-поимущественном налоге» от 8 декабря 1922 г. /СУ РСФСР. 1922. № 76. Ст. 940.
5. Декрет ВЦИК и СНК «Положение о подоходном налоге с государственных и кооперативных предприятий и смешанных обществ» от 20 июня 1923 г. СУ РСФСР. 1923. №1114-1115. Ст. 1053.
6. Постановление ЦИК СССР «О финансовой политике» от 1924 года // СЗ СССР, 1924, № 20, ст. 195
7. Постановление ЦИК и СНК. «Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и акционерных обществ (паевых товариществ) с участием государственного и кооперативного капитала» от 15 октября 1926 г.// СЗ СССР. 1926. № 64.Ст. 483, 484.
8. Постановление ЦИК и СНК «Положение о государственном промысловом налоге» от 10 августа 1928 г.//СЗ СССР. 1928. №1.Ст.2.
9. Постановление ЦИК и СНК СССР от 11.06.1926 г. «Об отчуждении государственного имущества» // СЗ СССР. 1926. № 42. Ст. 307.
10. Постановление ЦИК и СНК «О государственном налоге на сверхприбыль» от 18 мая 1927 г.//СЗ СССР. 1927. № 25. Ст. 273.
11. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского народа. Русское государство. Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», Москва,2002, 944 с.
12. Соловей Г.Г. Довоенная и современная финансова система. в кн. Основы финансовой системы СССР : Сборник статей / М.И. Боголепова, К.Ф. Шмелева, И.И. Рейнгольда и др.; Под общ. ред. Г.Я. Сокольникова. - Москва : Гос. фин. изд-во СССР, 1930 ([тип.] Гознак). - 404 с.
13. Толкушкин А.В. История налогов в России.Москва, МАГИСТР, 2011, 480 с.


©  Э.В. Зарецкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

> >
> nd mdiv> foocend " ifoocenght" classhawin-upent">
>
Ккурмырет
c 14.08.-) 201
01
. ДеЂеє С01
68,2234я б.
Еев01
77,6519я б.
т 1тинаусвыюрай01
99,22т я б.
artictable class="moduletabliod col-4a " id="275667" data-id75684->
ns> e-sectita-ibotuste --> "
4-> 4-> lg>