levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

М.В. Мельничук,  (Д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.н.с., НИФИ Министерства финансов Российской Федерации)

Серия «Экономика и Право» # МАРТ 2018
Кредитно-денежная политика
Увеличение бюджетных рисков, повышающих уязвимость государственных финансов, требует внедрения методов эффективного государственного риск-менеджмента. В статье рассматривается зарубежный опыт по усовершенствованию подхода к управлению рисками за счет применения специального механизма управления рисками - стресс-теста. Стресс-тест является стандартным инструментом в финансовом секторе, но его применение в государственных финансах пока находится на этапе разработки и апробирования. В данной работе анализируется общая структура методологии для проведения стресс-теста государственного долга и иллюстрируется ее реальное применение на примере стран ОЭСР.

Ключевые слова: Кредитно-денежная политика, государственный долг, стресс-тест, риск-менеджмент.

 

Резкое ухудшение ситуации в государственном секторе в ряде стран ОЭСР привело к усилению экономической напряженности и повышению значимости оценки бюджетных рисков как важного элемента управления государственными финансами. В период финансового кризиса увеличение бюджетного дефицита и государственного долга вышло далеко за рамки, установленные законодательством, и ограничения, накладываемые бюджетными правилами ряда стран. В частности, сверхдоходы, которые бюджет получал в предыдущие годы, превратились в бюджетный дефицит; непрямые гарантии для финансового сектора стали прямыми; непогашенные задолженности существенно возросли, поскольку частные риски трансформировались государственные [7].

Резкое увеличение рисков, относящихся к государственным финансам, предопределило важность управления ими, в том числе с применением механизма стресс-тестирования. Стресс-тест выявляет корреляции рисков, которые могут возникать при неблагоприятном, но вполне вероятном сценарии. Хотя разработанный и применяемый в ряде стран механизм имеет ограничения (стресс-тест не является прогнозом), он, тем не менее, может дать полезную информацию об уязвимости государственных финансов. Концентрируясь на маловероятных событиях, он дополняет информацию о «вероятных» экономических и финансовых сценариях, на которых базируется годовой бюджет. Это облегчает принятие решений по таким важным вопросам, как допустимость прямых рисков, управление непрямыми обязательствами (включая политику их сокращения), ценовую политику гарантий и необходимость создания буферов безопасности для государственного долга. Кроме того, такой политико-ориентированный стресс-тест государственных финансов дополняет существующие модели управления долгом.

Интересен зарубежный опыт использования стресс-теста в странах ОЭСР, при разработке которого вначале изучают обычную реакцию бюджета на экономический рост, а затем включают эффекты, не учитываемые стандартной чувствительностью бюджета к изменениям. Объектом пристального внимания со стороны зарубежных экономистов стало влияние цен на активы и материализацию непрямых (имплицитных) и прямых (эксплицитных) обязательств, т.е. событий с низкой вероятностью, но с сильным воздействием. Предполагалось, данные маловероятные события будут коррелировать и их следует учитывать при разработке стресс-теста.

В дополнение к прогнозам наиболее вероятного или пессимистического сценария, любые экономические и финансовые прогнозы обычно содержат качественное описание основных рисков, при этом обязательно анализируется устойчивость долга и его распределение по срокам, что дает представление о долгосрочных событиях в государственных финансах. При этом, углубленный анализ реакции государственных финансов и, в частности, государственного долга, на коррелированные экзогенные шоки не проводится. Этот анализ становится все более актуальным из-за усиления рисков, возникающих в государственных финансах. В этой связи особое внимание следует уделять необходимости изучения влияния вероятных значимых потрясений на государственные финансы, в частности, на общий государственный долг. Выбор общего, а не чистого долга обусловлен тем фактом, что общий долг должен финансироваться. Кроме того, финансовые активы могут быть неликвидными или целевыми, т.е. выделенными на конкретные цели, и поэтому могут быть недоступны для погашения общего долга во время стресса. Отправной точкой является стандартное уравнение, которое связывает изменение долга с дефицитом бюджета и корректировкой потока запасов.

Дефицит бюджета, т.е. совокупные расходы минус совокупный доход, представляет собой изменение чистой стоимости активов и добавляется к чистому долгу. Главное положение идеи, высказываемой зарубежными экономистами, состоит в том, что базовыми составным элементами стресс-теста являются финансовые операции, которые добавляются к общему долгу.

Весьма важным и принципиальным моментом становится выявление основных факторов шоковых потрясений для дефицита бюджета и корректировка потока запасов. Это, в свою очередь, дает представление о последствиях потрясений для общего долга. В табл. 1 перечислены основные факторы, влияющие на государственный долг: экономический фактор, который проявляется в потрясениях, воздействующих на экономический рост; цена активов (в частности, как результат финансовых циклов); прямые (эксплицитные) и непрямые (имплицитные) обязательства. Во втором столбце приводятся примеры конкретных событий, которые включают механизм шокового влияния на государственный долг.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Girouard N., Andre C. Measuring Cyclically-Adjusted Budget Balances for OECD Countries (July 4, 2005). Режим доступа SSRN: https://ssrn.com/abstract=1618220
2. Morris R., Schuknecht L. Structural balances and revenue windfalls: the Role of Asset Prices Revisited // ECB Working Paper. No. 737, March. Режим доступа http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp737.pdf
3. Morris R., Rodrigues Braz C., de Castro F., Jonk S., Kremer J., Linehan S. et al. Explaining Government Revenue Windfalls and Shortfalls: An Analysis for Selected EU Countries // ECB Working Paper No. 1114, November. Режим доступа https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp1114
4. Schilperoort W., Wierts P. Illuminating budgetary risks: The role of stress testing // OECD Journal on Budgeting, Vol.12/3
5. OECD Best Practicies for Budget Transparency // OECD, 2002. Режим доступа http://www.oecd.org/governance/budgeting/Best%20Practices%20Budget%20Transparency%20-%20complete%20with%20cover%20page.pdf
6. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере // Международный валютный фонд, 2007. Режим доступа https://www.imf.org/external/np/fad/trans/rus/manualr.pdf
7. Фрумина С.В. Отдельные вопросы методологии оценки бюджетных рисков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. №4.


©  М.В. Мельничук, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru