levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Л.А. Зинченко,  (Ст. преп., Донской государственный технический университет)

А.А. Борисова,  (К.п.н., доцент, Политехнический институт (филиал) Донского государственного технического университета в г. Таганроге)

В.С. Новиков,  (К.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар)

Серия «Экономика и Право» # МАРТ 2018
Макроэкономика
Мирохозяйственный подход основан на том, что в процессе исторического развития в мире образуется определенная система стран, которая благодаря своей экономической мощи, культурному потенциалу, успехам в научно-техническом прогрессе, общему пониманию международной политики, прежде всего международных обязательств по правам человека и функционирования демократических властных структур, оказывает влияние на события во всем мире. Так, к концу XX в. в мире сформировался особый регион, включающий Великобританию, Италию, Россию, США, ФРГ, Францию, Японию. Совместные действия этих стран позволяют выполнять три функции: во-первых, содействовать собственному развитию путем активной интеграции; во-вторых, активно поддерживать отношения добрососедства и мира; в-третьих, оказывать в различных формах материальную, финансовую и военную помощь странам, которые в этом нуждаются. Геополитический подход характерен для некоторого территориального единства близлежащих стран. В Европе, Азии, Латинской Америке образовались союзы стран, которые создали общий рынок. Возникла новая экономическая интеграция европейских стран с сохранением лишь символических границ стран, входящих в союз. Создано единое экономическое поле с общим рынком, валютой, правилами хозяйствования.

Ключевые слова: Макроэкономика, регион, региональная экономика, развитие, регионы глобального мира.

 

ВВЕДЕНИЕ

Глобализация жизни человечества и модернизации мировой экономики

    Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов.

Глобализация – это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. Одни возлагают на глобализацию огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А другие - антиглобалисты - люто ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней.

В глобализации сегодня видят:

  1. интенсификацию трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей.
  2. исторический период (или эпоху), наступивший после завершения холодной войны.
  3. трансформацию мировой экономики, буквально направляемую анархией финансовых рынков.
  4. триумф американской системы ценностей, обеспеченный комбинацией нелиберальной экономической программы с программой политической демократизации.
  5. ортодоксальную идеологию, настаивающую на вполне логичной и неизбежной кульминации мощных тенденций работающего рынка.
  6. технологическую революцию с многочисленными и не до конца ясными социальными последствиями
  7. неспособность национальных государств справиться с глобальными проблемами (демографическими, экологическими, прав человека и распространением ядерного оружия), требующими глобальных решений.

Материалы и методы

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. В процессе исследования использовались как общенаучные методы (моделирование, анализ, синтез, дедукция, классификация, системный подход), так и специальные методы познания (статистические методы, графический метод).

Информационную базу исследования составили макроэкономические показатели США, Великобритании, стран Европейского валютного союза, Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китая и ЮАР, а также документы и материалы центральных банков и министерств перечисленных стран, международных экономических организаций (Всемирного Банка, МВФ, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции), информационных агентств (Tradingeconomics, Bloomberg, Reuters).

 Управление и прогнозирование макроэкономических тенеденций и развития региона

Масштабы региона, его границы оказывают большое влияние на систему управления, выбор типа экономического роста, разработку гипотез, концепций, прогнозов и программ. Выяснить эти актуальные проблемы региональной теории и практики необходимо, ибо они аккумулируют все основные проблемы и противоречия процесса реформирования экономики.

Существующие регионы сложились как административные единицы еще в условиях существования СССР. Без изменений они превратились в субъекты Федерации и таким образом в административно-правовой единице были объединены:

  • политика в лице властвующих структур на уровне республик, областей и национальных образований;
  • экономика, включающая все население, проживающее в административной единице, и агентов хозяйствования на базе всех форм собственности [8. C. 47].

В силу этих причин процесс регионообразования еще не окончился. В этом случае можно прогнозировать увеличение территорий регионов, но есть основание и для обратного процесса. Увеличение регионов вытекает из воспроизводственного принципа их формирования. Нормальный ход процесса воспроизводства возможен при наличии мощностей, населения, комплексности, участия в общефедеральной и мировой специализации. Малые объекты Федерации затрудняют экономический рост, но зато удобны для установления политической власти, нужной центру. Малые регионы, даже если власть в них принадлежит оппозиции, не могут нанести реально опасного урона Федеральным властям.

В процессе уточнения границ регионов придется учитывать еще целый ряд обстоятельств, кроме административных. Среди них принцип пассионарности и исторической преемственности, когда в основе административного управления заложены многолетние исторические традиции. Здесь могут возникнуть противоречия и основы конфликтности, особенно на территориях, которые неоднократно меняли свои административные границы. Важное значение имеет географический принцип, когда основой демаркации границ становятся реки, горы, моря и прочие географические объекты, позволяющие подчеркнуть границы естественным путем.

Необходимо принимать во внимание принципы национальной целостности. Наконец, воспроизводственный подход – принцип, который требует специального расчета по модели оптимальности формирования валового внутреннего продукта. Воспроизводственный подход должен преодолеть все ограничения в определении масштабов региона, кроме одного – максимальной эффективности формирования потенциала роста и развития. Воспроизводственный подход делает регионы дифференцированными, не похожими друг на друга, что усиливает возможности роста и развития регионов и создает возможности центру помогать отстающим. При этом общий эффект получится более весомым, чем если бы регионы находились в одинаковых условиях и равных территориальных масштабах.

Практическим выводом из теории оптимальных границ могут быть два положения: во-первых, границы регионов должны иметь постоянно-переменный характер. Постоянный – на довольно продолжительное время и переменный – при периодических изменениях в связи с тем, что изменяется потенциал роста, структура хозяйства и внутренние связи. Во-вторых, в зависимости от величины территории региона и степени комплексности его развития – разделения труда и интеграции – различаются масштабы реформ, их направление и глубина, широта охвата и результаты.

Оптимальные масштабы регионов позволяют определить направление, или тип, экономического роста, внутренне имманентный для региона. Таких возможностей две: экстенсивный и интенсивный типы экономического роста и развития. Для экономически зарождающихся регионов характерен экстенсивный тип, который связан с привлечением в производство новых производственных мощностей и рабочей силы. Интенсивный тип характерен для освоенных регионов, когда их развитие связано с сокращением потребления рабочей силы, сырья, энергии, капитала. Региональная экономика, в конечном счете, должна быть направлена на интенсификацию материального производства и экстенсивное развитие сферы услуг и духовных ценностей. Оптимизация интенсификации и экстенсивного развития региона в условиях рынка составляет равновесный вариант соотношения спроса и предложения по линии товаров, услуг и рабочей силы. На современном этапе интенсификации в мире наблюдается более быстрый, чем материальное производство, рост информации, особенно научно-технической и управленческой.

Региональная система управления экономикой должна стимулировать рост потребления и продаж на внутреннем и внешнем рынках научной информации. Для этого следует предусмотреть поощрение частного предпринимательства, а также акционерных и государственных структур через кредиты, цены, налоги, поощрительные призы, льготы банков и других коммерческих организаций. Этими вопросами могли бы заняться региональные банки, а также вузы, коммерческая деятельность которых значительно ниже, чем их научный потенциал [6. C. 9].

Региональные законодатели могли бы разработать и принять ряд документов по углублению интенсификации, которая была бы выгодна всем участникам: производителям, потребителям, финансистам, торговле и другим посредникам. Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что до сих пор региональные власти не отразили в своих документах развитие интенсификации, а предпринимательская деятельность даже в малой степени не проявила себя в деле ее ускорения.

Определяя важнейшие направления экономической политики в регионе, нельзя не отметить актуальность интеграционного процесса. Регион как часть целого выделяется именно потому, что он не случайная часть, а такая, которая характеризуется целостной системой производства, распределения, обмена, потребления. Регион – это не автократическое замкнутое хозяйство, а открытая подсистема [4. С 28].

Именно это делает его способным осуществлять собственный экономический рост при усилении экономических связей с другими регионами и странами. Чем теснее экономические связи с другими регионами и странами, тем в большей степени региональное воспроизводство самостоятельно и качественно. Выход регионов на широкие внутренний и внешний рынки ставит их в ряд мировых производителей, а это позволяет на равных использовать возможности выбора товаров и услуг мирового уровня качества.

Ряд экономических региональных реформ в Российской Федерации должен быть направлен на формирование условий для хозяйствующих агентов выхода на рынки других регионов и стран. Свободные экономические зоны или зоны свободного предпринимательства должны широко представлять ресурсы некоторых наших регионов. Эти зоны выполняют не только роль полномочных представителей страны в мировом хозяйстве, но и роль университетов синтеза большого предпринимательства и большой науки.

Выделение регионов, готовых к конкурентной борьбе на международном рынке, дает возможность стране интегрироваться в мировом хозяйстве и свести риск к минимуму.

Россия: трудности и противоречия модернизации регионов

Процессы модернизации в России, рассматриваемые с социально-философских позиций, имеют, наряду с общими характеристиками, присущими модернизации любого общества, также целый ряд особенностей и отличительных черт. Среди этих особенностей прежде всего обращает на себя внимание необычайная длительность, растянутость во времени процесса российской модернизации: он насчитывает уже по крайней мере три века и еще далек от завершения. Для сравнения можно привести пример Китая, модернизация которого началась лишь в конце XIX в. и насчитывает всего около века. Несколько дольше – около двух веков – идет процесс модернизации в странах Латинской Америки и Индии; что же касается большинства других стран, то в них длительность периодов модернизации еще меньше. Понятно, что необычная растянутость во времени и незавершенность процесса модернизации российского общества сама по себе является проблемой, требующей объяснения. Но пока мы ограничимся констатацией этой важной особенности российской модернизации, а объяснение этого феномена попытаемся дать чуть позже.

Следующая, связанная с предыдущей особенность модернизационного процесса в России состоит в периодически реализующейся разнонаправленности процессов модернизации государства и модернизации общества. Благодаря слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства – его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его роли как мировой державы часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества. Пожалуй, только в России это расхождение между модернизацией государства и общества становится столь радикальным, что внедрение современных и даже наукоемких производств в военных отраслях государственной экономики может происходить за счет восстановления тотального коллективизма, деиндивидуализации, ликвидации частной собственности, обращения к первобытным формам общинного коммунизма, перехода от интенсивного к экстенсивному развитию и т.п. Неучет этой разнонаправленности, амбивалентности российского модернизационного процесса, как представляется, существенно затрудняет его понимание и осмысление.

Еще одна общая особенность модернизационного процесса в России заключается в необычайно глубоком и долго существующем культурном и идейно-политическом расколе общества по отношению к определенному этапу модернизации (например преобразованиям Петра I) и к основным направлениям дальнейшей эволюции государства и общества. Это отмечалось целым рядом исследователей, в том числе В.В. Розановым, Н.А. Бердяевым, Е.Н. Трубецким, а также А.С. Ахиезером, Б.С. Ерасовым и др. В частности, А.С. Ахиезер считает социокультурный раскол главной особенностью российского общества, определяющей весь путь его развития, он пронизал не только все отношения, институты, нравственность в обществе, но и саму личность, ее мышление, поступки, деятельность. Сущность раскола А.С. Ахиезер характеризует следующим образом: «Всякое различие в обществе может в определенной ситуации превратиться в противоречие как в его относительно простых, легко преодолимых, так и в непреодолимых для соответствующего общества формах. В последнем случае умножаются неразрешимые, болезненные проблемы. В определенных социальных условиях различия превращаются в особый тип застойного противоречия, преодолеть которое общество оказывается не в состоянии и к которому оно соглашается приспосабливаться». Одним из главных последствий августовских событий 1991 г. стало перемещение государственной власти, сосредоточенной в союзном центре, в республики, в первую очередь в Россию. Распад СССР, оформившийся в декабре 1991 г., а затем и исчезновение СССР как субъекта международного права, поставили на повестку дня вопрос о социально-экономических основах будущего российского государства. Российскому президенту, Верховному Совету, правительству предстояло претворить в жизнь радикальные реформы в экономической и социальной сферах, идеи которых вынашивались, начиная еще с 1989 г. «Прыжок» в капитализм.

Стратегия и тактика реформ. Процесс распада СССР приобрел необратимый характер после августовского путча 1991 г. Российская политическая элита, осознавшая это, начала действовать на российском экономическом пространстве, ставя перед собой несколько стратегических и тактических задач. К числу стратегических задач относилось создание предпосылок для преобразования экономики социалистического типа в рыночную, изменение форм собственности, структурная перестройка народного хозяйства и его управления. Монетаристские реформы включают в себя два базовых инструмента – свободную торговлю и приватизацию государственной и колхозно-кооперативной собственности. Приватизация- это процесс продажи частному сектору полностью или частично имущества госпредприятий. Синонимом приватизации является понятие «денационализация».

Тактические задачи определялись конкретной социально-экономической и политической ситуацией. В конце 1991 г. РСФСР, как и остальные 14 республик, стало суверенным государством. Ее экономическое положение быстро ухудшалось. Эффективность управления экономикой заметно слабела. Распад Совета экономической взаимопомощи и прекращение действия Варшавского договора привели к крушению десятилетиями существовавших экономических связей в рамках бывшего содружества социалистических государств. Аналогичный процесс проходил на экономическом пространстве бывшего Советского Союза.

Экономика страны бала значительно расшатана под воздействием как политических, так и экономических факторов. В стране к концу 1991 г. имел место системный социально-экономический кризис. Его основные проявления были в следующем:

  1. Снижение национального дохода более чем на 11%,ВВП – на 13%, промышленного производства – на 28%, продукции сельского хозяйства – на 4,5%. Уменьшился торговый оборот на 37%, импорт – на 36%.
  2. Накачка экономики деньгами в результате стремления союзных и российских властей привлечь население на свою сторону путем провозглашения новых социальных программ.
  3. Рост государственного долга. Внешний составлял 76 млрд. долларов, внутренний – 5,6 млрд. долларов.
  4. Потеря правительством контроля над финансовыми процессами и денежным обращением. Некоторые республики начали выпуск национальных валют.
  5. Дефицит государственного бюджета. Он увеличился по сравнению с запланированным на 1991 г. в 6 раз.
  6. Безработица насчитывала в конце 1991 г. 2 млн. человек и стала фактором социальной напряженности.

Российские реформаторы, исходя из того, что объективные законы экономики приведут к складыванию рыночной инфраструктуры, решились на запуск рыночных реформ. Это бала радикальная модель реформы экономики.

Политика, с помощью которой планировалось решить задачу быстрого перехода к рыночной экономике, получила название «шоковой терапии». Термин «шоковая терапия» достаточно точно отразил сущность проводимых мер: «извлечение» российской экономики от социализма быстрым и резким способом. Результатом такой терапии должна была стать структурная перестройка экономики. Главный советник от Международного валютного фонда Дж. Сакс Тоа определил суть структурной перестройки: «В стране сформировалась очень не здоровая структура экономики. Огромное количество людей работает на экономически нежизнеспособных предприятиях и живет в экономически бесперспективных районах. В будущем должны произойти колоссальные изменения в существующих видах трудовой деятельности, если России суждено преодолеть кризис».

Идеологами «шоковой терапии» стали молодые экономисты, сформировавшиеся как ученые и практики под воздействием либеральных рыночных теорий, разрабатываемых на Западе применительно к странам Латинской Америки и Восточной Европы, вступивших на путь демократических преобразований в ходе демократизации режимов в 1970-1980-е гг. Реальная ситуация в стране во многом предопределила авральный характер реформ, смену тактических приемов реформирования. Осенью 1991 г. под воздействием бюджетного и товарного дефицита в стране началась потребительская паника: с прилавков магазинов исчезли товары, люди делали запасы соли, муки, спичек.

ВЫВОДЫ

Социально-экономическое развитие и политику многих государств на современном этапе непосредственно реализуют регионы. Через регионы осуществляется управление всей страной. При этом современное региональное развитие Российской Федерации определяется нарастающими социально-экономическими различиями между регионами, напряжёнными отношениями между центром и регионами, дезинтеграцией экономического пространства. В этой связи проблемам регионального экономического развития в последнее время уделяется особое внимание. Успешное социально-экономическое развитие региона невозможно без осуществления эффективного управления региональной экономикой, что требует наличия финансовой базы, которая формируется преимущественно за счет налоговых поступлений. Это выдвигает на первый план вопросы налогового регулирования экономических процессов. Изучение проблем налогового регулирования невозможно без создания адекватной информационной базы, объективно и полно характеризующей происходящие в стране и в каждом отдельном регионе реформы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России (вопросы теории и практики) / Под общ. ред. Волгина Н.А. – М.: Б.и., 2006. – 428 с.
2. Антошкин В. Стратегия устойчивого развития регионов на основе учета их социально – типологических характеристик // Экономика и управление – 2009. - №6. – 83-88
3. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я.Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2008. – 265 с.
4. Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России (актуальные проблемы, вопросы теории и практики). – М: Изд-во РАГС, 2008.- 281 с.
5. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Куклина В.И., Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2006, 492 с.
6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. Феникс – Дубна, 2007. – с. 164 с.
7. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом 2006. - №4. – 6 – 14.
8. Жуковская Г.К. Преобразования переходного периода: теория и практика // МЭиМО. - 2007. - №6. – 45 - 51
9. Золотарев М.Б. Экономика России и ее регионов. – М.:. Экономика, 2007. – 269.
10. Каримов М.Б. Особенности региональной политики // Экономика – 2008. - № 3. – с. 57 – 64.
11. Курс переходной экономике: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2009. – 261 с.
12. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 597 с.
13. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.И. Киселевой. - Киров: АСА, 2008. – 264 с.
14. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд./ Под общей редакцией д.э.н., профессора А.в. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 218 с.
15. Меньшиков С. Экономика регионов России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. – М.: Международные отношения, 2007. – 183 с.
16. Митрошенков О.А. Социальная политика в России: мегатенденции 1999-2010 г.г.-М.: НОРМА, 2006. – 348 с.
17. Фролов В.Л. Перспективы региональной социально – экономического политики. Спб.: Нева, 2008. – 162 с.
18. Экономика Башкортостана / Под ред.А.Х. Барлыбаева. Уфа.: Изд. Башкркирск. Ун-та, 2008, 552 с.


©  Л.А. Зинченко, А.А. Борисова, В.С. Новиков, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru