levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.Н. Руденко,  (Ст. преподаватель, Краснодарский университет МВД России)

Серия «Экономика и Право» # 06 2018
Административное правонарушение
    Предметом исследования является недостаточная эффективность правоприменительной практики исполнения поставленной ФЗ № 120 (1999) задачи комплексного подхода к мерам профилактики безнадзорности и административных правонарушений, совершаемых подростками-девиантами. Приводятся статистические данные об административных правонарушениях несовершеннолетних. Внесены предложения по оптимизации комплексных мер превенции безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних в РФ и внесении изменений в законодательство РФ с целью его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: Административное правонарушение, административная ответственность, девиантное поведение, несовершеннолетние, превенция.

 

Актуальной и первостепенной задачей правоприменительной административной практики является задача реализации комплексного подхода к разработке и практическом применении мер профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и их правовая защита. Последняя относится, в первую очередь, к девиантам, находящимся в трудных жизненных случайных и предсказуемых ситуациях, в нестабильных социальных, экономических и политических условиях общественной среды на фоне недостаточного духовного и патриотического воспитания.

По данной проблеме объектом административно-правового исследования является безнадзорность и противоправное поведение субъектов исследования - несовершеннолетних в Российской Федерации. К предметам данного исследования относятся меры превенции девиантного поведения несовершеннолетних, обеспечение их практического применения на государственном, региональных и муниципальных уровнях при совместном, освобожденном от параллелизма и дискретности, участии инспекторов, психологов подразделений по делам несовершеннолеетних правоохранительных органов с одной стороны и межведомственных комиссий, созданных из представителей управлений по делам молодежи, организаций органов образования, учреждений по развитию спорта, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, службы занятости.

В связи с тем, что межведомственная система профилактики правонарушений не совершенна и действия ее не вполне скоординированы, недостаточно кардинальных позитивных изменений в этой сфере деятельности компетентных органов, для решения поставленной задачи необходима разработка и внедрение в практику новых превентивных мер.

Основные новые векторы принятия мер превенции безнадзорности и антиобщественных правонарушений, а также их организационно-технического обеспечения – это учреждения социальной защиты и трудовой занятости населения (благоустройство спортивных площадок, мест отдыха и досуга подростков, предоставление подросткам из «семей, находящихся в социально опасном положении» [п.8 ФЗ 120] рабочих оплачиваемых мест во время летних каникул); расширение направлений досуговых учреждений для несовершеннолетних; развитие рынка труда для несовершеннолетних, старше 16 лет; образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты (работа с «трудными» детьми и подростками; профилактика отсутствия занятости учебой среди детей и подростков, покидающих общеобразовательные школы и профессиональные средние учебные заведения); и т.п.

Сегодня своевременна актуализация собственно административной превенции правонарушений несовершеннолетних со стороны инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и пересмотр нормативных документов в части предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних. Например, Федеральный закон Российской Федерации № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [5] требует пересмотра и обновления.

Анализ исследований авторов по данной проблеме и результатов деятельности органов системы профилактики свидетельствует о недостаточной изученности форм и методов превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отсутствии высокой эффективности их применения. Подростки от 12 до 18 лет не достаточно защищены, нет точной статистики безнадзорности, их по различным данным насчитывается от 2 до 5 млн. [3, с.423].

По официальным данным МВД России, ежегодно в органы внутренних дел доставляется свыше полумиллиона подростков за различные административные правонарушения, в том числе за появление в общественных местах в состоянии опьянения или распитие алкогольных и спиртосодержащих напитков, на учете в органах внутренних дел состоит около 330 тыс. несовершеннолетних и около 170 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей и не выполняющих прямых обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних [4, С. 55-63].

Проведенный в данном исследовании анализ статистических данных показал, что по состоянию на 1 января 2017 года на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных отделов МВД России на районном уровне Краснодарского края состояло 3479 (3596, -117, -3,3%) несовершеннолетних, из них: 321 – употребляющих алкогольную продукцию (280, +41, +14,6%); 734 – совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания (615, +119, +19,3%); 1354 - совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (1341, +13, +1%); 366 - обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу (328, +38, +11,6%); 179 - осужденных условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (117, +62, +52,9%) [2].

Привлечение к административной ответственности является одним из действенных методов в проведении мероприятий по ранней профилактике и выявлению девиантного поведения несовершеннолетних. За 12 месяцев 2016 года инспекторским составом ОПДН территориальных органов МВД России на районном уровне Краснодарского края выявлено 22016 административных правонарушений (22152, -136, -0,6%), в т. ч. 37 – за появление в состоянии опьянения и потребление (распитие) несовершеннолетними алкогольной или спиртосодержащей продукции: ст. 20.20 КоАП РФ – 3200 (3062, +138, +4,5%), ст. 20.21 КоАП РФ – 580 (712, -132, -18,5%), ст. 20.22 КоАП РФ – 698 (703, -5, -0,7%). Кроме того, на 2,3%, +158 (с 6885 до 7043) увеличилось число родителей, привлеченных к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Необходимы новые решения в превенции и действенные меры противодействия безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Правонарушения и антиобщественное поведение несовершеннолетних отличаются динамичностью и высокой степенью активности подростков, в первую очередь «трудных». Они чаще всего вовлекаются в уголовные преступные деяния. Основные проблемы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, усугубляются тем, что российское законодательство в настоящее время отличается несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивает в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Административно-правовые меры превенции безнадзорности детей, токсикомании, употребления алкоголя и наркотических средств и наркомании не всегда охватывают все сферы социума и нуждаются в расширении поля деятельности. Оптимизация правовых норм должна основываться на теоретических разработках, анализе состояния законодательных актов в современных условиях. Несвоевременное реагирование на административные правонарушения несовершеннолетних со стороны государственных и муниципальных органов и учреждений, на которые возложены обязанности осуществления мер по защите и восстановлению прав несовершеннолетних, в том числе оставшихся без попечения родителей, зачастую становится обычным делом. Превентивная деятельность в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия, безусловно, строится на сочетании всего спектра регулирующих воздействий на истоки антиобщественного поведения, которые могут появиться в раннем возрасте правонарушителя, в начале становления личности.

Недоработкой в действующих нормативных правовых актах по вопросам превенции и противодействия административных правонарушений со стороны несовершеннолетних является и то, что реализация прав и законных интересов лиц, не достигших возраста 18 лет, в большинстве случаев предусматривается посредством родителей либо законных представителей, хотя, как показывает практика, нередко родители безнадзорных несовершеннолетних и правонарушителей оказываются несостоятельными для защиты их прав и законных интересов.

Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает сложную систему профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Субъекты профилактической деятельности, различаясь по конкретным задачам, объему, формам деятельности, находятся в системной взаимосвязи, но деятельность их не должна отличаться полной тождественностью, и для достижения наиболее эффективной работы всей системы превентивная деятельность должна строиться на началах синхронизированного  комплексного взаимодействия функционально специализированных субъектов, объединенных общей целью, итогом которого будет совокупный позитивный результат системы в целом, а не отдельных звеньев единой цепи. Единство целей различных субъектов предупреждения и пресечения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, обычно рассматривается в качестве одной из объективных предпосылок взаимодействия, в котором заинтересованы стороны, поскольку не каждая из них располагает всеми необходимыми средствами для решения общих задач. Вектор координации усилий всех этих органов должен быть направлен в одну сторону, а исполнение ими обязанностей на должном уровне должно привести к улучшению положения несовершеннолетних в стране и уменьшению девиантного поведения среди них.

Наиважнейшее место в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимает деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Предупреждение таких социальных явлений, как безнадзорность, административные и иные правонарушения несовершеннолетних, подразделениями органов внутренних дел возможно только при оперативном воздействии на негативные факторы, представляющие опасность для оптимизации социального, психологического и физиологического развития детей, и выявлении (с последующим устранением) условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, совершению подростками общественно опасных деяний и правонарушений.

Практика превентивной деятельности показала, что основная часть работы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда, а также общественных организаций.

Исходя из изложенного, представляется целесообразным внести изменение в законодательство РФ с целью его дальнейшего совершенствования, изложив Федеральный закон Российской Федерации № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» в следующей редакции:

Статья 1.
Основные понятия:
  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, направлению на обучение и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
  • антиобщественные действия несовершеннолетнего - действия, выражающиеся в систематическом употреблении или распространении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, направлению на обучение и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Статья 2.
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
  1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; при отсутствии над ними неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, направлению на обучение и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Новые предложения по оптимизации превенции административных правонарушений несовершеннолетних, новые поправки в законодательство РФ с целью его дальнейшего совершенствования, послужат эффективным инструментом для совершенствования научных и практических основ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, позволят качественно улучшить ситуацию в России в сегменте превенции административных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адамчик Н.В. Большой англо-русский словарь. М., 1998.
2. Аналитические данные // Сведения ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 2015.
4. Беженцев А.А. Проблемы превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних лиц // Советник юриста. 2011. № 4.
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.


©  А.Н. Руденко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru