levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ю.И. Грибанов,  (К.э.н., Председатель совета директоров, Группа компаний «Наше Агентство Сервиса»)

Серия «Экономика и Право» # 04 2018
Цифровая экономика
По различным оценкам, цифровизация экономики несет в себе огромные изменения для более чем 50% отраслей. Цифровая трансформация стала приоритетом для лидеров бизнеса всего мира, поскольку они стремятся преобразовать текущие бизнес-процессы для повышения эффективности и улучшения обслуживания клиентов в цифровой среде. В статье выделены возможности, которые цифровизация привносит экономику и сформулированы проблемы, вызываемые ее развитием. Приведены примеры современных разработок в области новых форм бизнеса по взаимодействию с госсектором в сфере ИКТ. Обозначены способы решения проблем, возникающих при этом, с учетом международной практики внедрения цифровых технологий.
Ключевая идея научных исследований автора состоит в том, что государственное управление в условиях ускоренной цифровизации экономики должно развиваться и трансформироваться на основе использования облачной универсальной платформы, доступной всем пользователям на принципах системного ИТ–аутсорсинга.
Процесс достижения поставленной цели исследования планируется описать в цикле научных статей. В данной статье автор ограничивается рассмотрением предпосылок к цифровизации государственного управления.

Ключевые слова: Цифровая экономика, кривая технологического развития, облачные вычисления, ИКТ, ИТ-аутсорсинг, управление, интеграция.

 

Как известно, цифровизация экономик стран мира в последнее время является одним из наиболее актуальных вопросов развития общества. Россия также встала на путь формирования и развития цифрового экономического пространства. Тем не менее, этот путь далеко не прост, и одной из актуальных проблем цифровизации отечественной экономики является, в том числе, необходимость предварительной трансформации бизнеса и реформы государственного управления. [23]

    Цель настоящего исследования состоит в обосновании необходимости активного участия государства в развитии цифровой экономики, исходя из присущих ему функций и возникающих проблем, с учетом мировых тенденций цифровизации экономических отношений.

Задачи исследования таковы:

  • выделение возможностей цифровой экономики и проблем, вызываемых ее быстрым развитием;
  • обобщение международного опыта участия государства в развитии цифровой экономики;
  • определение стратегических перспектив участия государства в цифровизации экономики в России.

Рабочая гипотеза исследования обусловлена новизной феномена цифровой экономики, требующей конкретизации возможностей и проблем, вызываемых цифровизацией социальных и экономических отношений в обществе. Определение перспектив участия государства в развитии цифровой экономики применительно к отечественной практике должно учитывать международный опыт и тенденции.

Методологическая основа и методы исследования

Теоретической основой выступили научные публикации по заданной тематике. Методологической основой исследования выступили Концепция информатизации экономики, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. и Программа развития цифровой экономики в РФ.

Исследование проводилось на базе методов анализа правовых регламентов, изучения международной практики, установления причинно-следственных связей между экономическими явлениями и процессами, аналитического обоснования выделяемых тенденций.

Результаты исследования

В контексте бизнеса и государственного управления внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (например, облачных вычислений) требует предварительной трансформации бизнеса и реформы государственного управления.

Построение цифровой экономики невозможно без участия государства. Место государства в новой экономической реальности во многом будет определяться способностью качественно и оперативно влиться в глобальные процессы, связанные с созданием нового технологического уклада. Цифровизация дает большие преимущества, выступая драйвером экономического роста, однако на этом пути необходимо, в первую очередь, защитить интересы граждан. [11]

Аналитические обзоры перспектив развития технологий (в частности, Accenture Technology Vision 2017 [28]) демонстрируют, что государственное управление и бизнес все в большей степени становятся цифровыми. Переход к цифровой экономике означает не создание новых экономических отраслей, а построение своего рода концептуальной основы для развития новых моделей бизнеса цифровой среде.

Новые технологии активно применяются в таких государственных ведомствах, как ФНС, Роструд, Минэкономики и Минпром и других. Работают онлайн-сервисы в сфере государственных услуг, дистанционного образования, медицины, электронных закупок. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный кабинет», в 2017 году составила 14,7% , в 2018-м должна достигнуть 50% , а в 2020-м – 100 %. [20]

Сегодня весьма актуальна тенденция масштабной диверсификации взаимоотношений общества с правительствами. Последним нужно не только найти способ взаимодействия с гражданским обществом в целом, но и научиться взаимодействовать с каждым гражданином индивидуально. Использование цифровых технологий для аналитики и выявления достоверной и релевантной информации в конечном итоге должно стать тем инструментом в руках правительств, который позволит отказаться от «ручного управления» и повысить качество принимаемых решений. [1]

Например, цифровая аналитика может использоваться для выявления случаев махинаций с налогами или уклонения от налогов, а социальные медиа могут помочь бороться с преступностью. Наконец, тренд создания социальных каналов сотрудничества граждан и государства лежит в одном русле с желанием объединить министерства и ведомства в «одну команду», в которой встраивание социальных технологий в бизнес-процессы и совместное использование технологий, которые эти бизнес-процессы поддерживают, должно привести к росту производительности (эффективности) работы самого правительства. [8]

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., к базовым направлениям развития отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным - государственное управление, «умный город» и здравоохранение. [3]

В последнее время, в связи с недавними законодательными новациями, требующими особых навыков в области использования ИТ-технологий и, как следствие поиска соответствующих специалистов, – принятие законов о конфиденциальности информации, обязательное введение электронного документооборота в государственных и муниципальных департаментах и ведомствах и т. п. – значительно вырос интерес госструктур и органов муниципального управления к ИТ-аутсорсингу, как альтернативному решению вопросов профессиональной подготовки собственных кадров или найма дополнительных сотрудников. [10] Наиболее востребованными услугами для подобного рода заказчиков являются услуги по комплексной поддержке инфраструктуры, обслуживанию территориально распределенных рабочих мест, а также аутсорсинг печати и передача функций оцифровки документации архивного хранения, что, в свою очередь, является новым направлением для ИТ-аутсорсинга. [7]

ИКТ создают огромный объем продукта на экспорт, увеличивают налоговые отчисления в казну государства, позволяют развивать новые виды бизнеса. Однако риски и угрозы, привносимые этими технологиями, весьма серьезны. Одними из самых острых проблем, стоящими перед государством при выполнении стратегических программ по внедрению цифровой экономики, являются: неразвитость законодательной и нормативной базы, неготовность предприятий к тотальному внедрению ИКТ в производственные процессы, проблемы с кадрами в ИТ-отрасли, недостаточный уровень квалификации менеджеров, проблемы информационной безопасности, а также изменение структуры рынка труда и угроза массовой безработицы. [9]

Риски для информационной безопасности это одна из самых серьезных угроз в современном мире. Как следствие, государства стремятся к максимальной технологической независимости, это, без преувеличения, столь же серьезный вопрос национальной безопасности любой страны, как угроза территориальной целостности или ядерная угроза. Каждое государство разрабатывает программы мер, которые должны помочь найти баланс между экономическим ростом, развитием цифровых технологий, информационной безопасностью и защитой интересов граждан. [2]

Естественным социальным явлением также считается и обычное человеческое «сопротивление инновациям», существующее во всех областях человеческой деятельности, и являющееся, если можно так выразиться, «пережитками прошлого» в сознании. К сожалению, оно проявляется не только для у людей, но и в коллективах, и в госаппарате. [15]

Так, например, внедрение электронного документооборота в российских госструктурах ставило основной целью автоматизацию делопроизводства, увеличение эффективности обслуживания физических и юридических лиц, упрощение ведения дел и оптимизацию процедур прохождения документов, а также развитие системы межведомственного электронного взаимодействия. В перспективе электронный документооборот должен стать основой единого информационного пространства органов власти. [6] При этом Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, предусматривала увеличение доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота с 10% в 2011 г. до 70 % в 2015 г. После 2015 г. документ утратил силу, и сразу же после этого, по данным официальной статистики, доля внедрения электронного документооборота по РФ упала на треть, и составила всего лишь 40,4% на 2016 год (табл. 1).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 19-25.
2. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 7-18.
3. Алетдинова А.А., Курчеева Г.И., Трансформация инфраструктуры в условиях перехода к концепции «умного города» // Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики. Санкт-Петербург, 2017. С. 545-569.
4. Бодрунов С.Д. Некоторые аспекты евразийской интеграции и процессы новой индустриализации России // Экономическое возрождение России. 2017. № 1 (51). С. 12-16.
5. Берберов А.Б. На пути к цифровизации российской экономики: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 7 (101). С. 30.
6. Василенко Н.В., Кудрявцева К.В. Становление экономики нового типа: взаимообусловленность ее цифровизации и сервизации // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. Санкт-Петербург, 2017. С. 67-91.
7. Грибанов Ю.И. Внедрение принципов цифровой экономики
с целью оптимизации и повышения эффективности системы управления в сфере IT // Экономика и предпринимательство, No 9 (ч.3), 2017 г. С. 171-174.
8. Грибанов Ю.И., Шатров А.А. Совершенствование систем технического регулирования в целях решения задач развития цифровой экономики в России // Развитие менеджмента организаций в условиях перехода к цифровой экономике: сб. ст. по матер. рос. науч.-практ. конф. Пермь: изд-во ПГНИУ, 2017.
9. Грибанов Ю.И. Последствия цифровизации малого и среднего бизнеса для рыка услуг ИТ-аутсорсинга в России // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 2(5). Новосибирск: СибАК, 2018.
10. Дуплякина О.К., Мирошниченко М.А. Необходимые условия развития цифровой экономики в России // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 225-232.
11. Жанасов Т.Б. Пути развития экономики Российской Федерации в условиях цифровизации // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 79-81.
12. Зотова Т.С., Мирошниченко М.А. Перспективы развития цифровой экономики в России и ее влияние на конфигурацию глобальных рынков // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 120-127.
13. Калюжный Е., Кулакова Т.А., Михайлов В.Н. Развитие цифровой экономики в России // Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике. Сборник материалов IХ-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 215-217.
14. Казанцева Е.Г. ТНК в цифровой экономике // Инновационные технологии в экономике и бизнесе. Материалы II Международной научной конференции. 2017. С. 156-161.
15. Мысляева И.Н. Социально-экономические последствия развития цифровой экономики в условиях глобализации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 9. С. 93-97.
16. Маймина Э.В., Пузыня Т.А. Особенности и тенденции развития цифровой экономики / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 6 (67). С. 37-45.
17. Нестеренко Е.С. Институционально-инновационные предпосылки цифровизации экономики в регионах России // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. 2017. С. 89-91.
18. Пичков О.Б., Уланов А.А. Риски и несовершенства развития цифровой экономики на современном этапе // Страховое дело. 2017. № 11 (296). С. 3-8.
19. Покровский А.В. Цифровой бизнес в современной России // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы 2017. С. 282-288.
20. Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 8 (572). С. 78-100.
21. Фалей И.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в инновационном развитии экономики РФ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85-2). С. 795-798.
22. Юдина Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики Российской Федерации: pro y contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 139-143.
23. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. No 1632-р об утверждении Программы «Цифровая экономика РФ» [Режим доступа: https://www.sbras.ru/files/news/docs/programma_tsifrovaya_ekonomika.pdf ] 24. Современное состояние российской экономки: задачи и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции // Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва, 2017. [Режим доступа: http://fa.ru:80/dep/economic_theory/news/Documents/Современное состояние российской экономки_задачи и перспективы.pdf ] 25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi, дата обращения 29.12.2017] 26. Gartner Hype Cycle: Research Methodologies [Режим доступа: https://www.gartner.com/technology/research/methodologies/hype-cycle.jsp ] 27. Kasey Panetta. Top Trends in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2017 [Режим доступа: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-in-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2017/ ] 28. Accenture: Technology Vision 2017 [Режим доступа: https://www.accenture.com/t20170530T164033Z__w__/us-en/_acnmedia/Accenture/next-gen-4/tech-vision-2017/pdf/Accenture-TV17-Full.pdf


©  Ю.И. Грибанов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru