viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.А. Борисова,  (К.п.н., доцент, Политехнический Институт (филиал ) ДГТУ в г. Таганроге)

Т.С. Максименко,  (К.э.н., доцент, Таганрогский институт управления и экономики)

Серия «Экономика и Право» # АВГУСТ  2017

Экономика
В процессе написания статьи будут рассмотрены и проанализированы вопросы инноваций и диверсификаций производственной деятельности в РФ. Аргументируется концепция инновационного развития предприятий - создание и деятельность инновационных территориальных кластеров как основы экономики народного хозяйства. И сделан вывод о том, что развитие инновационной политики должно базироваться с учетом макроэкономического подхода, который содержит в себе формирование конкурентной и стабильной модели инновационного развития экономики.

Ключевые слова: Экономика, инновации, регион, кластер, государство, конкуренция, рынок.

 

Расширение политики инновационной деятельности есть главное и необходимое условие развития экономики народного хозяйства страны, региона, года и многих других субъектов в рыночной экономике. Политика инновационных внедрений на территории Российской Федерации основное направление отражает в формировании и стимулировании инновационной деятельности, превращении ее в стабильный и устойчивый источник экономического роста.

Экономика современного государства и ее внешнеполитическая дестабилизация значительно увеличивают роль инновационной политики и основных процессов. В первую очередь данное явление вызвано тем, что рыночная экономика инноваций отображает в себе метод повышенной конкуренции, так как инновация сама по себе ведет к снижению себестоимости, цен, увеличению прибыли, к образованию новых потребностей, к притоку денежных средств, к росту имиджа производителя современных продуктов и освоению рынка как внутреннего так и внешнего.

Достигнутый в Российской Федерации уровень становления инновационной политики в области народного хозяйства остается неизменным с 90-х годов XX века. Наше государство долгое время сохраняло стагнацию производства с высокой добавленной стоимостью, а именно сектора машиностроения, радиоэлектронная отрасль, информационная и другие. Поэтому полноценный механизм управления инновационной политикой и ее сферой в настоящее время не является полноценным. Доля инновационной экономики народного хозяйства повышается довольно таки медленными темпами, что отражает статистика инновационных предприятий, которые не превышают и 5% [1].

Основными источниками информации для написания данной статьи послужили публикации и доклады, современные научные подходы к исследованию особенностей развития и внедрения инновационной политики в сферу экономики народного хозяйства Российской Федерации, а также труды отечественных авторов по вопросам организации рынка, предприятий и других экономических систем. В работе использованы методы анализа сравнительных характеристик, группировки, системного подхода на основе соотнесения и сравнения теоретического и практического материала.

Основную базу для рассмотрения инновационной политики, ее программы развития в отраслях экономики дает законодательство, которое в настоящее время задает условия и основную долю финансирования в предприятия такого комплекса.

Переживаемая на сегодняшний день ситуация мировой экономической нестабильности среди ведущих стран и нашего государства также выводит на нашем рынке проблему переориентации отечественной экономики на более высокий и качественный уровень развития.

И главенствующей задачей для РФ выступает переход от экспортно-сырьевой модели экономической системы к новой, которая имеет свою направленность на стимулирование инновационного роста и научных, а также технический достижений. Таким образом, последующие становление и формирование экономики должно опираться на формирование высокотехнологичных исследований, производств и инноваций, которые в свою очередь будут являться динамичной силой экономики государства [2].

Но данная политика перехода и развития инноваций в сфере народного хозяйства затрудняется тем, что наука, образование и область бизнеса осуществляют свою политику развития по собственным траекториям, которые в свою очередь даже не соприкасаются друг с другом. И данная проблема объединения в единое целое данных областей не позволяет эффективно и целенаправленно применить их возможности и потенциал в интересах экономического, социального и инновационного развития. Воплощение данного направления объединения трех сфер должна определяться в соответствии с запросами, а также целями и задачами инновационной политики, которая определяет основную стратегию, инструменты и механизмы, которые позволят достичь инновационных программ и проектов в области народного хозяйства и экономики.

Развитие экономики народного хозяйства имеет немаловажное значение при переходе на инновационный сценарий движения вперед. При проведении анализа становления экономики мировых держав было выявлено, что основным источником развития является проведении инновационной политики и ее внедрение в отрасли хозяйств. Мировой опыт государственного руководства в экономике говорит о том, что эффективная работа экономической системы напрямую зависит от оптимального союза малой, средней и крупной сфер бизнеса, которые совместно могут соперничать и выступать конкурентом с крупными предприятиями, как на внутреннем так и на глобальном (мировом) рынке.

Одной из таких форм интеграции являются инновационные кластеры, которые имеют возможность решить задачи по повышению инновационной конкуренции в отраслях народного хозяйства.

Данные инновационные образования могут обеспечить эффективное общественное и экономическое становление через качественное повышение и рост инновационности многих отраслей экономики государства, увеличить высокотехнологичность рынка, а также активизировать взаимосвязь научной организации, бизнеса и государственного сектора.

Теория развития и становление инновационных кластеров и их политика внедрения в социальную и экономическую сферу деятельности привлекло внимание ученных и практикантов совсем в недавнее время. Но не смотря на не совсем долгосрочный срок изучения данных направлений в российской научной среде данная тематика становится актуальной и часто обсуждаемой.

В 2012 году государство утвердило и представило список инновационных кластеров экономики народного хозяйства, а также ввело в действие Программу поддержки кластерных начинаний и инициатив.

Документ, устанавливающий основные рамки развития инновационной кластерной политике в РФ является Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Данный документ содержит основные условия модернизации экономической сферы и реализации конкурентного преимущества регионов, выделено создание системы территориальных кластеров [3].

На развитие территориальных кластеров их актуальность и укрепление роста экономической системы обращается не малое внимание законодательными документами, постановлениями, указами Министерства экономического развития РФ. Во исполнение поручения Президента РФ Минэкономразвития объявило среди экономически-занятого населения конкурс на отбор и включение в Перечень инновационных кластеров.

После завершения данной процедуры отбора претендентов был сформирован перечень из 25 программ становления и поддержки эффективного внедрения инновационных территориальных кластеров.

Для формирования данных систем необходимо наличие основных выделение основных критериев: мировой уровень конкурентоспособности предприятий, непрерывная динамика роста объемов производимой продукции, значительный НТП как исследовательских так и образовательных организаций.

Не малый диапазон моделей становления и формирования инновационных территориальных кластеров определяет целесообразность применения лавирующего инструмента государственной поддержки с учетом основных отличительных критериев и признаков территорий базирования сформировавшегося кластера.

Однако данный инструмент государственной поддержки может отражаться не только к инновационной политике развития кластера, а также затрагивать и другие сферы народного хозяйства: жилищное строительство, развитие транспортной энергетической, инженерной и другой инфраструктуры развития территории.

Для более точного определения и характеристики всех имеющихся территориальных кластеров и их инновационной политики развития проведем анализ территориального и отраслевого состава отечественных кластеров.

В соответствии со спецификой экономической отрасли государства, географическими данными особенностями кластеры были сформированы в 6 отраслевых направлений:

  1. Ядерные и радиационные технологии;
  2. Производство летательных и космических аппаратов;
  3. Фармацевтика;
  4. Новые материалы;
  5. Химия и нефтехимия;
  6. ИТ и электроника.

Для того, чтобы данные направления развивались эффективно, имели высокие мировые уровни конкурентоспособности по отношению к мировым рынкам сбыта необходимо рациональное распределение данных направлений в пределах благоприятной территории осуществления их деятельности.

Основной процент инновационных территориальных кластеров находится в Европейской части государства, так как данная территория отличается наибольшей плотностью населения и ведущей хозяйственной деятельностью.

Азиатская часть РФ включает в свой потенциал только 7 из 25 инновационных кластеров. Основная же часть кластеров базируется в активно развивающихся регионах с высоким уровнем инновационной деятельности: Приволжский (9 кластеров), Центральный (6 – Москва, Московская область), Сибирский (5 кластеров).

Инновационные кластеры Приволжского региона составляют более трети кластеров, но их масштаб деятельности не так велик. Общее количество таких инновационных образований в форме территориальных кластеров находится почти на одном уровне с Центральным Федеральным округом, что отражает примерно равные производственные мощности кластеров.

По одному кластеру имеют Уральский и Дальневосточный округ. Политика инновационного развития кластера отражена в деятельности Титанового кластера, кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края. Их расположение и территория функционирования обусловлена тем, что основные материалы, производственные ресурсы и сырье расположены в близкой доступности, но, не смотря на это имеются и свои негативные стороны – это низкая оснащенность транспортной инфраструктуры ее степень развития, а также удаленность от потенциальных потребителей продукции.

Развитие производственного потенциала и привлечение инвестиционных партнеров инновационного территориального кластера – является основной программой развития и достижения поставленных целей кластера.

Ведь для осуществления планируемых достижений не всегда достаточно тех бюджетных дотаций, тогда необходимо проведение правильного составления имиджа инвестиционно – привлекательного объединения. В целом при характеристики инновационного проекта каждый кластер имеет свой потенциальный рост, несвойственный функционирующим и уже действующим на территории расположения производителям.

Для того, чтобы произвести анализ функционирования российских кластеров – необходимо произвести оценку его самого главного показателя – совокупного экономического потенциала в развитии народного хозяйства.

Данный показатель экономического потенциала включает в себя следующие характеристики: производственные, инвестиционные и НТП.

Производственный потенциал является основным фактором, который определяет потенциальную и реально сложившуюся конкурентоспособность территориального кластера. Одним из показателей, который позволяет оценить производственный потенциал кластера, есть объем совокупной выручки от продаж не сырьевой продукции. Так в 2012 году суммарный объем данного показателя составлял 1,9 трлн.руб, а в 2016 году уже 3,8 трлн.руб, темп прироста составил 105% [4].

Лидирующее место по объему совокупной выручки занял территориальный кластер по отраслевому направлению - «Химия и нефтехимия». Выручка данного инновационного проекта составила за год 1.1 трлн. руб, но дочерние кластеры данной отрасли также не остались в стороне и имеют совокупный объем не менее 274,4 млрд. руб в среднем на один кластер отраслевого направления).

Такую положительную динамику развития инновационного кластера не оставила без внимания Министерство энергетики РФ и утвердило план развития и функционирования инновационного территориального кластера отрасли на период до 2030 года, который содержит инвестиционные проекты российских компаний.

Данная политика предполагает создание и развитие 6 нефтехимических кластеров: Западно – Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо – Западного, Восточно – Сибирского и Дальневосточного.

Средние показатели развития инновационных кластеров и их совокупный показатель выручки относится к Информационным технологиям и электроники – 174,4 млрд.руб, а самый меньший показатель наблюдается в инновационных кластерах отрасли «Ядерные и радиационные технологии – 73,6 млрд.руб., а также «Фармацевтика» - 45,5 млрд. руб.

Для того, чтобы политика инновационного территориального кластера приносила ожидаемые результаты, необходимо в деятельность предприятий ежедневно вносить коррективы по производству продукции, предоставления услуги, выработки сырья и материала и многое другое. Все эти комплексы мероприятий и мер взаимосвязаны с осуществлением основной организационно – экономической деятельностью.

Как таковые инновационные кластеры – это частность в общей экономической политике народного хозяйства. Для осуществления эффективной политике данной частности необходимо непрерывно синхронизировать действия всех участников кластера на федеральном, региональном и местном уровне.

В настоящее время в российской экономике накоплен пусть и небольшой, но весомый практический и теоретический опыт по созданию инновационных кластеров [5].

В кластере быстрее и эффективнее «передаются» новые знания, научные открытия, изобретения. Отличие инновационного кластера заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер, и за его пределами. В них формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.

Помимо этого, территориальные кластеры выступают как важным инструментом в современной инновационной политике народного хозяйства государства. Они выдвигаются в качестве роли так называемых инструментов «сборки» и структурного обновления многих отраслей экономической деятельности, которые представляют собой отдельные элементы инновационных систем (наука, бизнес, образовательная деятельность и многое другое).

Известны примеры, когда предприятия таких отраслей, как металлургия, нефтехимия, активно экспортирующих свою продукцию, обеспечив себе интенсивную межрегиональную интеграцию, сырьевую независимость, смогли снизить производственные издержки и получили значительные финансовые и организационные источники для инвестиций и инноваций. Экономия, дополнительная прибыль за счет внедрения более глубокой переработки сырья позволяет таким предприятиям производить инновации процессов реконструкции, модернизации производства и технологическое перевооружение [6].

Отечественный и зарубежный опыт разрешает утверждать, что имеется тесное воздействие кластерной интеграции на инвестиционную и инновационную активность предприятий нефтехимического комплекса.

Интеграция в нефтехимии направлена на уменьшение «двойной надбавки», соответственно, увеличение прибыли всех субъектов в качестве источника финансирования нововведений позволяет закрепить и освежить сформировавшиеся технологические цепочки, ликвидировать сложности самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок.

Приоритет развития подобных структур закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В данном программном документе в качестве одного из перехода к инновационной модели развития страны названо создание сети территориально-производственных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластеры обладают большой способностью к инновациям, поскольку участники кластера способны быстро реагировать на потребности покупателей, они имеют доступ к новым технологиям [7].

Влияние кластерной организации на социально-экономическое развитие экономики в виде обратной связи можно проследить на вызванной им инновационной активности отраслей народного хозяйства. Кластеры обусловливают положительные внешние эффекты, связанные с наличием на одной территории компаний, деятельность которых направлена на создание одного продукта или услуги. Эти внешние эффекты проявляются в повышении инновационной активности при концентрации человеческого капитала. В результате прослеживается взаимосвязь уровня кластеризации государства и доли инновационной продукции [8].

Оценка эффективности занятия кластеров рассчитывает учет таких показателей, как число новейших инновационных стартапов, принявших инвестиции для своего развития. Они могут быть привнесены в стратегии финансирования кластеров, размещенных в экономике.

Практическая эффективность кластерной политики в условиях российской экономики связана не только с модернизацией производства и инфраструктуры, но с их поддержкой со стороны государства. Роль человеческих ресурсов, научно-исследовательских, инновационных центров в повышении инновационной активности региона базирования кластера является приоритетной и стратегической.

Кластеры представляют собой развивающиеся системы. Успешные сегодня в силу разных причин (в том числе внешних – прогресс науки и технологий, изменения конъюнктуры мирового рынка и т. д.), завтра они могут утратить динамизм и перспективы.

Таким образом, инновационное развитие экономики народного хозяйства и их отраслей - это сложная комплексная программа. В настоящее время необходимо проводить системный подход к созданию эффективной системы руководства, которая будет контролировать все экономические системы и отрасли в области их объединения и деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Promros.ru – Кластеры – системный инновационный инструмент;
2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ - Постановление РФ;
3. Пилотные инновационные кластеры в РФ/ Ред. Л.М.Гохберга, М.2014г., стр.152;
4. Грекова Г.И. Фихтнер О.А. Кластер как форма сетевого взаимодействия предпринимательских структур и инструмент управления территориальным развитием. Вестник №74, 2013 г. с.44-58
5. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times, 2010
6. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. http://politanaliz.ru/articles_695.html
7. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2011.
8. Эдилерская А.А. Кластерно-сетевые принципы организации современного предпринимательства //Актуальные проблемы развития общества, экономики и права, 2012.



© 
А.А. Борисова, Т.С. Максименко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru