viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ю.Ю. Швец,  (К.эк.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве )

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ  2017

Качество; медицинская услуга; система здравоохранения; рынок медицинских услуг; лечебно-профилактическое учреждение; государственные учреждения; частные организации
Исследовано современное обозначение понятия качества медицинских услуг, его основные характеристики. Выделены ключевые факторы, влияющие на оценку качества медицинских услуг. Проанализировано состояние рынка медицинских услуг России, соотношение государственного и частного секторов в системе здравоохранения. Дана оценка мнению потребителей о качестве и доступности предоставляемых медицинских услуг в стране, а также их приоритеты в выборе медицинских учреждений. Исследована взаимосвязь уровня конкуренции на рынке с качеством предоставляемых медицинских услуг. На основе данных официальных источников, статистической и аналитической информации с применением методов системного подхода, сравнительного анализа, социологического и статистического методов, определены ключевые направления совершенствования системы здравоохранения в стране.

Ключевые слова: Качество; медицинская услуга; система здравоохранения; рынок медицинских услуг; лечебно-профилактическое учреждение; государственные учреждения; частные организации.

 

Поскольку качество жизни в стране зависит от качества предоставляемой помощи (медицинских услуг), урегулирование вопроса обеспечения их качества зависит, как удовлетворенность населения жизнью в целом, так и уровень заболеваемости и смертности по стране. Поэтому, вопросы улучшения качества и доступности медицинской услуги являются первоочередными для обеспечения социально-экономического благополучия страны. В научной среде существует дискуссия по поводу эффективности частной или государственной медицины, необходимого уровня соотношения доли частных и государственных компаний для обеспечения населения качественными и доступными медицинскими услугами. Поэтому, с учетом современного состояния сферы здравоохранения страны, уровня конкуренции на рынке медицинских услуг, приоритетов и потребностей населения, существует необходимость определения наличия или отсутствия зависимости качества медицинских услуг от формы собственности и организации лечебно-профилактических учреждений их предоставляющих, а также, от соотношения частного и государственного секторов в системе здравоохранения страны, для определения основных направлений улучшения системы здравоохранения в России.

    Цель исследования – определить основные характеристики качества медицинской услуги, влияющие на нее факторы, в том числе, влияние уровня соотношения государственных и частных лечебно-профилактических учреждений в системе здравоохранения, их конкурентоспособность.

Результаты исследования

Общее развитие рыночных отношений в стране предусматривает и переход сферы здравоохранения к рыночным формам социально-экономических отношений. В этих условиях, лечебно-профилактические учреждения всех форм собственности обязаны адаптироваться к действию законов рыночной экономики и обладать конкурентоспособностью. На сегодняшний день медицинские услуги населению предоставляют два сектора: государственный и коммерческий (частный) сектор [12]. При этом, нет единогласного мнения по поводу относительно оптимальной доли частного и государственного секторов на рынке медицинских услуг [3].

Коммерческие учреждения здравоохранения имеют большую возможность приобретать и использовать высокотехнологическое оборудование, высококвалифицированный персонал. В России частный сектор реализуется в тех аспектах здравоохранения, которые невозможно реализовать на базе бесплатной медицины [8]. Но главным остается тот факт, что как любое коммерческое предприятие, негосударственное учреждение здравоохранения не заинтересовано в решении социальных задач, которые стоят перед системой здравоохранения в целом [17].

Сам по себе рынок медицинских услуг отличим от иных экономических рынков, что обуславливает и особенности его функционирования и соотношения частного и государственного секторов.

В частности, спрос на медицинские услуги зависит от таких факторов как уровень заболеваемости, возрастная структура населения, уровень его доходов, рекламы и психологической предрасположенности к тому, или иному лечащему специалисту. Предложение на рынке медицинских услуг зависит от стоимости факторов производства, научно-технологических разработок, качества, доступности предлагаемых услуг, налогообложения, конкуренции на рынке. Совокупность указанных факторов повышает риск медицинского предпринимательства. Но, в то же время, именно на государственный сектор возложена первоочередная задача в удовлетворении дифференцированных потребностей различных групп населения [8].

Медицинские услуги являются абсолютно приоритетными для сохранения здоровья и жизни потребителя, и соответственно потребитель в большинстве случаев, не может отказаться от них. Поэтому, мы можем согласиться с Ковалевой И.П. [8], что целесообразно существование как общественного, так и частного секторов предоставления медицинских услуг в стране.

Совокупный анализ нормативно-правового определения понятия качества медицинской услуги [4,16], дает возможность определить его как совокупность таких характеристик медицинской услуги, которые отражают своевременность ее оказания, правильность выборов методов и способов при ее оказании, а также, степень достижения запланированного результата. Иными словами, качеством медицинской услуги является соответствие ее содержания медицинской деятельности, потребностям потребителей, а также системе установленных стандартов и нормативов.

При этом на определение качества медицинской услуги значительно влияет мнение пациента, которое формируется от профессионализма медицинского персонала, используемых технологий, индивидуальных особенностей пациента и его субъективного восприятия [12]. Поэтому, оценка населением доступности и качества медицинских услуг - может рассматриваться как существенная характеристика состояния системы здравоохранения страны и конкурентоспособности медицинских учреждений.

Согласно социологическим данным, в 2013 году в частные клиники обращались за помощью 39% населения, в государственные – 72 %. В 2014 году возросло количество обращений, как в частные (47%), так и в государственные клиники (77%). При этом, как заключают аналитики, доля удовлетворенных пациентов качеством медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях с 2013 по 2014 год значительно возросла (с 39% до 50%), в то время как удовлетворенность качеством медицинских услуг в частных организациях увеличилась незначительно (с 69% до 70% пациентов) [1].

При этом в 2014 году процент получивших медицинские услуги в государственных медицинских учреждениях составил 92%; 2% - получили услуги в ведомственных учреждениях, и только 6% - в частных медицинских организациях [6]. Таким образом, государственные медицинские учреждения в России предоставляют достаточно широкий и качественный спектр медицинских услуг в целом, население страны удовлетворено их качеством. Но, в то же время, если проанализировать данные по требованиям, которые предъявляют пациенты при выборе медицинского учреждения, то в первую очередь во внимание берется цена медицинской услуги; на втором месте – месторасположение медицинских организаций [10]. Поскольку в государственных учреждениях основная часть пациентов получает медицинские услуги бесплатно [5], учитывая количество государственных медицинских учреждений, их территориальное распределение и низкая стоимость предоставляемых ими услуг, объясняется приоритет населения в выборе государственных медицинских учреждений и повышенная конкурентоспособность их по сравнению с медицинскими организациями частной формы собственности.

Однако, в целом, по информации за 2014 год, население России неудовлетворенно состоянием здравоохранения в стране. 32% обращавшихся за медицинской помощью указывают на наличие ухудшений в работе медицинских организаций (в 2013 году такую оценку дали только 19% опрошенных пациентов) [6]. В 2015 году, качеством получаемых медицинских услуг в целом удовлетворены только 50% опрошенных. Среди неудовлетворенных системой здравоохранения в стране: 49% - жаловались на недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей; 39% - недовольны оснащенностью медицинских учреждений; 25% указали на недоступности медицинской помощи населению [5]. Указанные данные могут быть взяты во внимание при исследовании вопроса влияния уровня соотношения государственных и частных секторов в системе здравоохранения на качество предоставляемых услуг населению. Однако необходимо учесть, что на рынке медицинских услуг прослеживается ассиметрия информации и неопределенность [8]. В частности, потребителям довольно сложно правильно выбрать лечебно-профилактическое учреждение, врача и необходимый курс лечения. Значительное влияние на выбор оказывает реклама, осуществляемые маркетинговые действия и т.п., которые зачастую не гарантируют качество предоставляемых медицинских услуг.

Далее рассмотрим статистические показатели распределения государственного и частного секторов в системе здравоохранения. В целом, необходимо учесть, что в статистические данные по количеству медицинских учреждений, в число амбулаторно-поликлинических организаций включаются медицинские организации, которые ведут амбулаторный прием (в частности, амбулатории, поликлиники, диспансеры, поликлинические отделения в составе больничных организаций и т.п.). Под больничными организациями - понимаются организации системы здравоохранения, которые осуществляют медицинское обслуживание госпитализированных пациентов [7, c.95].

Распределение больничных организаций по формам собственности представлены в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2015–2017 гг. [Электронный ресурс] / Аналитическое исследование КПМГ. – Режим доступа: https://www.kpmg.com/RU/ru/industry/Healthcare_and_Pharmaceuticals/Documents/Healthcare%20perspectives%20rus.pdf. – дата обращения: 25.12.2016 г.;
2. Виницкий Д.В. Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг / Д.В.Виницкий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 4. – С.326-329;
3. Герасимов П.А. К вопросу об экономических аспектах предоставления медицинских услуг за рубежом / П.А.Герасимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. - №6. – С.27-29;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ – дата обращения: 25.12.2016 г.;
5. Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов [Электронный ресурс] / Всероссийские опросы ВЦИОМ (Москва, 2015). – Режим доступа: http://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-09-02-zdravoohranenie.pdf - дата обращения: 25.12.2016 г.;
6. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения [Текст] : препринт WP8/2015/03 / Н. Н. Кочкина, М. Д. Красильникова, С. В. Шишкин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). – 56 с. – С. 8,48;
7. Здравоохранение в России 2015 [Электронный ресурс] /Статистический сборник // Федеральная служба статистики России. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/zdrav15.pdf . - дата обращения: 25.12.2016 г.;
8. Ковалева И.П. Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг / И.П.Ковалева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. - №44. – С.149-159;
9. Локтева О.А. Оценка конкурентоспособности бренда платных медицинских услуг (на примере Санкт-Петербурга) / О.А.Локтева // Проблемы современной экономики. – 2010. - №3. – С.260-261;
10. Медицина на высоте [Электронный ресурс] / Исследовательский холдинг Ромир (07.07.2015). – Режим доступа: http://romir.ru/studies/686_1436216400/. – дата обращения: 25.12.2016 г.;
11. Николаев И.С. Проблемы формирования предпринимательства и конкурентной среды в системе здравоохранения / И.С. Николаев // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. - №3. – С.76-78;
12. Оловянишникова И.В. Особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий оказывающих медицинские платные услуги / И.В. Оловянишникова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. - №3. – С.211-213;
13. Селезнев В.Д., Волков С.Д. Проблемы конкуренции в Российском здравоохранении / В.Д. Селезнев, С.Д.Волков // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. - №1. – С.112-117;
14. Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики / Г.А.Соседов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т.82. - №2. – С.15-22;
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/.- дата обращения: 25.12.2016 г.;
16. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // «Российская газета» от 23 ноября 2011 г. № 263;
17. Чернобаева Г.Е., Годзенко А.С. Разработка концепции проекта формирования лояльности как фактора повышения конкурентоспособности бюджетных учреждений здравоохранения города Омска / Г.Е. Чернобаева, А.С.Годзенко //
 



© 
Ю.Ю. Швец, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru