Н.Р. Галлямутдинов, (Аспирант, Университет управления «ТИСБИ», Г. Казань)
Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2017
|
|||||
Цель настоящей статьи заключается в анализе изменений законодательства, внесенных в сентябре 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[3], которые ввели деление акционерных обществ на публичные и непубличные, изменили порядок раскрытия информации, порядок внесения имущества в уставный капитал и ряд других. Рассмотрим основные изменения законодательства об акционерных обществах: 1. Акционерные общества в настоящее время делятся на публичные и непубличные, однако срочной перерегистрации не требуется. Процесс исчезновения закрытых и открытых акционерных обществ и появления публичных и непубличных будет происходить постепенно. Закрытым акционерным обществам предоставляется право выбора: либо принять решение о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, либо остаться в форме акционерного общества, статус которого (публичный или непубличный) будет определяться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ). Отказ законодателя от закрытых и открытых акционерных обществ связан с тем, что первые почти полностью дублируют статус обществ с ограниченной ответственностью. Таким образом, издавна критикуемая «переходная» между обществом с ограниченной ответственностью и классической компанией на акциях форма закрытого акционерного общества уйдет в прошлое, а наиболее важным квалифицирующим признаком публичного общества станет публичное размещение акций путем открытой подписки либо их публичное обращение на условиях, установленных законами о ценных бумагах. В соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Соответственно, непубличными считаются акционерные общества, которые не отвечают этим критериям. Публичное акционерное общество (далее – ПАО) обязано представить для включения в реестр сведения о фирменном наименовании общества, содержащее указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ) и имеет право публично размещать (путем подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, с момента внесения таких сведений в реестр. Публичное акционерное общество формирует коллегиальный орган управления, число членов которого не может быть менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ). Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей лицензию, предусмотренную законом. Публичным акционерным обществам установлено следующее:
Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом. В непубличных акционерных обществах могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ). Высшим органом управления публичного и непубличного акционерного общества является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Кроме того, для управления публичным акционерным обществом может быть организован коллегиальный орган (наблюдательный совет), число членов которого не может быть более одной четверти состава коллегиального органа управления. Как отмечено в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ, коллегиальный орган управления контролирует деятельность исполнительных органов общества и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом общества. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [2] (далее – Закон № 208-ФЗ) и уставом публичного акционерного общества. Отметим, что непубличное акционерное общество может вовсе не формировать коллегиальный орган управления общества. Принятие решений общего собрания участников и состав участников непубличного акционерного общества, присутствовавших при его принятии, должно быть подтверждено путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии - так называемым регистратором (подпункт 2 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ). В непубличных акционерных обществах акции и ценные бумаги размещаются по закрытой подписке и публично не обращаются. 2. В соответствии со статьей 92 Закона № 208-ФЗ акционерное общество обязано раскрыть:
3. С 1 сентября 2014 г. внесение имущества в уставный капитал акционерного общества стало возможным только с привлечением независимого оценщика. Имущественный вклад (взнос) в уставный капитал акционерного общества может быть внесен только после предварительной независимой оценки такого имущества независимым оценщиком или организацией, имеющей разрешение на ведение оценочной деятельности. В законе установлена ответственность для акционеров и оценщика при внесении имущества в уставный капитал акционерного общества. Так, акционер, внесший имущество в уставный капитал акционерного общества, которое было оценено независимым оценщиком, совместно с таким оценщиком несет общую солидарную и субсидиарную ответственность при недостаточности имущества акционерного общества, если размер вклада (взноса) в уставный капитал был завышен. Ответственность акционера и независимого оценщика сохраняется в течение 5 пяти лет с даты внесения имущественного вклада (взноса) в уставный капитал акционерного общества, в результате которого сумма размера имущественного вклада была завышена при проведении оценки. 4. С 1 октября 2014 г. необходимо передавать введение реестра акционеров лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию. Ранее в зависимости от количества акционеров (более или менее 50) возможно было выбрать: либо регистратора (если акционеров более 50), либо самостоятельно вести реестр акционеров (если акционеров менее 50). Данные нововведение потребует дополнительных финансовых затрат за оплату услуг внешнего регистратора, при этом необходимо будет учитывать график работы регистратора и порядок осуществления им различных действий. 5. Изменения коснулись и порядка раскрытия информации. Так, акционерное общество не признается публичным, если его ценные бумаги, в прошлом размещенные путем открытой подписки или публично обращавшиеся, погашены до 1 сентября 2014 г. (до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Также не является самостоятельным основанием для признания акционерного общества публичным наличие проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг) при отсутствии указанных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ признаков публичного акционерного общества. Интересно, что в письме Банка России от 1 декабря 2014 г. № 06-52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации»[6] отмечено, что те акционерные общества, которые до 1 сентября 2014 года раскрывали информацию в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и разделом VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. №11-46/пз-н [4], обязаны продолжать раскрывать информацию и после этой даты, вне зависимости от того, являются они публичными или нет. Начиная с 1 сентября 2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, до приведения их устава в соответствие с ГК РФ, и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Это значит, что в случае приобретения после 1 сентября 2014 г. более 30%, 50%, 75% акций публичного акционерного общества необходимо сделать остальным акционерам общества обязательное предложение. Одновременно начатая до 1 сентября 2014 г. процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом статуса публичного акционерного общества. С 17 марта 2015 года вступило в силу Положение Банка России от 30 декабря № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[5]. Часть изменений по раскрытию информации носит технический характер, однако появились и совершенно новые положения. Так, например, нововведениями можно считать следующие положения:
Необходимо обратить внимание, что некоторые нововведения уже «не прижились» в корпоративной практике. Так, в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ органы юридического лица действуют от его имени как представители, при этом позволяется предоставлять полномочия директора компании нескольким лицам, действующим раздельно или совместно. Однако данная норма не оправдала себя, и поэтому в законодательстве будет действовать норма о директоре, являющемся не представителем юридического лица, а органом общества (ст. 53 ГК РФ в прежней редакции). В связи с указанными изменениями, на наш взгляд, лучшим выходом для закрытых акционерных обществ будет преобразование в общество с ограниченной ответственностью. Таким образом, можно отметить, что изменения произошли кардинальные, практика их применения в настоящее время еще складывается. Однако, уже сейчас можно констатировать, что акционерное общество обладает специальными правовым статусом и правосубъектностью, эти особенности можно разделить на следующие виды: а) общие для всех юридических лиц по сравнению с другими субъектами права; Таким образом, учитывая все новейшие изменения законодательства можно выделить признаки акционерного общества:
Любая дефиниция беднее действительности (неслучайно законодатель отказывается от четких определений в пользу многоступенчатой характеристики). Одновременно выявление сущностных, имманентно присущих акционерному обществу черт имеет как теоретическое, так и практическое значение, в том числе показывает связь с другими однопорядковыми и родовыми понятиями, дает схему для дальнейшей развернутой характеристики, выводит на смежные подчиненные понятия, позволяет различать генетически связанные и схожие лишь терминологически понятия. В заключение можно сделать вывод о том, что многие из рассмотренных новелл законодательства об акционерных обществах упорядочат хозяйственные отношения, связанные с жизнедеятельностью акционерных обществ, а именно: исчезнут закрытые акционерные общества, которые практически полностью дублируют статус обществ с ограниченной ответственностью, а также изменится порядок проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, ведения реестра акционеров, созыва и проведения собрания акционеров. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Н.Р. Галлямутдинов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |