viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

С.Г. Пальмина,  (Аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ  2017

Рынок ценных бумаг
В статье представлена классификация компонентов информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг с точки зрения различных подходов: функционального, деятельностного и системного. Автором сделан вывод о необходимости рассматривать информационную инфраструктуру рынка ценных бумаг в контексте формирования информационной экономики как комплементарную подсистему в системе рынка ценных бумаг. Повышение эффективности выполнения основной функции рынка ценных бумаг и улучшение качества информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными процессами.

Ключевые слова: Рынок ценных бумаг, информационная инфраструктура, системный подход, классификация, комплементарность.

 

Сложившаяся в последнее время неблагоприятная геополитическая и экономическая конъюнктура (санкции, резкий темп снижения ВВП, высокий уровень инфляции, продолжающаяся негативная динамика нефтяных котировок), повышает риски для финансовой стабильности и ведет к ослаблению экономической активности в России. Вместе с тем, с начала 2016 года по данным Emerging Portfolio Fund Research (далее - EPFR) зафиксировано снижение интереса западных инвесторов к развивающимся рынкам. Несмотря на это, отечественные и зарубежные экономисты подчеркивают значимость российского фондового рынка для динамичного развития мировой экономики. Кроме того, в последние годы специалисты единодушны в том, что в России необходимо формировать инновационную экономику, которая, очевидно, основана в том числе на активном применении информационных технологий.

Учитывая глобальную тенденцию к ускоренному развитию информационной составляющей экономики в целом и, соответственно, рынка ценных бумаг как одного из самых информационноемких высокотехнологичных рынков, вновь становятся актуальными исследования состава информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг. При этом следует учесть, что предыдущие исследования состава информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг, как правило, отличались фрагментарностью.

Необходимо отметить, что разные исследователи (например, Голева О.И., Мацкайлова Е. В., Молодкина А. Ю., Русскова Е. Г., Севастьянов А.А.) выделяют в информационной инфраструктуре рынка ценных бумаг различные элементы, то сужая, то расширяя ее состав.

На взгляд автора статьи, в целом состав информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг возможно классифицировать по нескольким основаниям.

Например, с точки зрения функционального подхода, то есть на основании исполнения различными элементами информационной инфраструктуры (организациями, учреждениями) определяющей функции.

Изучая состав информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг с точки зрения функционального подхода, при котором значимость информационной инфраструктуры для рынка ценных бумаг раскрывается через исполнение ею целевой функции, необходимо обратиться к определению миссии информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По мнению автора статьи, миссия информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг заключается в содействии субъектам фондового рынка в реализации их экономических интересов, посредством обеспечения функционирования и развития информационного пространства как основы удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей участников рынка.

К целевой функции информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг очевидно отнести информационную функцию, описанную во многих работах отечественных и зарубежных авторов. Ряд исследователей (например, Галанов В.А., Попова Е.М.) определяет информационную функцию рынка ценных бумаг как «общерыночную», присущую различным рынкам, которая заключается в том, что «рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участников» [3; 6].

А.Н. Буренин несколько иначе описывает информационную функцию, которая, по мнению исследователя, заключается в информировании участников рынка о текущей и будущей экономической ситуации и, как следствие, в ориентировании инвесторов о возможностях размещения своего капитала [4].

Думается, что под информационной функцией информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг целесообразно понимать и процесс обеспечения информационного взаимодействия участников рынка ценных бумаг. Представляется, что на основании данного критерия в состав информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг следует включить те организации и учреждения, которые в совокупности осуществляют информационную функцию рынка ценных бумаг.

Кроме того, информационная функция обеспечивает принятие инвестиционных решений участниками рынка и, способствуя совершению сделок (покупки/продажи), закрепляет результаты этих решений. Следовательно, возможно выделить организации, которые обеспечивают начало и окончание инвестиционной функции, которая является главной (целевой) функцией рынка ценных бумаг.

В целом, к функциям информационной инфраструктуры относятся следующие: функции производства, сбора, хранения, обработки, распространения, передачи, актуализации (приведение в соответствие текущему состоянию) и использования информации.

В частности, функции производства, сбора, хранения, обработки, актуализации информации исполняют: СМИ; рейтинговые агентства; фондовые биржи; профессиональные участники; эмитенты; Банк России; СРО; аналитические компании (в т. ч. подразделения профессиональных участников, квалифицированные инвесторы).

Функцию распространения, передачи, тиражирования информации исполняют: СМИ; рейтинговые агентства; фондовые биржи; профессиональные участники; Банк России; СРО; ВУЗы; консалтинговые компании; социальные сети и форумы.

Функцию использования, применения информации исполняют: СМИ; рейтинговые агентства; фондовые биржи; профессиональные участники; эмитенты; инвесторы, трейдеры; Банк России; СРО; аналитические компании; ВУЗы; консалтинговые компании.

Эти функции исполняются перечисленными организациями, учреждениями с помощью определенных технических средств, в частности, информационно-торговых систем/терминалов (например, Quick); информационно-аналитических терминалов (к примеру, MOEX Trade Info, раскрывающий текущие и архивные котировки, без возможности торговли); электронных средств связи (Bloomberg, Reuters Dealing, FX Trading Dealing (FXT), которые помимо предоставления новостной ленты, используются сторонами для проведения переговоров с целью заключения внебиржевых сделок); дата-центров (ЦОД) фондовых бирж, обеспечивающих коммуникационные каналы для передачи и приема информации; систем электронного документооборота (СЭД); электронных систем связи (например, SWIFT, телекс); вендоров (авторизованными биржей распространителями информации); мобильных приложений. Эти технические средства также следует рассматривать в качестве элементов информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг, в совокупности образующих технический компонент (или техническую подсистему) информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Далее, с позиций деятельностного подхода автором предлагается выделить компоненты информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг на основании критерия участия в том или ином виде информационной деятельности, которые осуществляются элементами информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг: деятельности по производству информации, фрагментации, тиражированию, распространению информации, ее использованию и контролю качества (безопасности) предоставленной информации.

И тогда есть все основания считать субъектами информационной деятельности все перечисленные выше организации, участвующие в осуществлении информационной функции рынка ценных бумаг.

Объекты информационной деятельности в структуре информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг возможно классифицировать с точки зрения содержания информации, необходимой участникам рынка, субъектам информационной деятельности на рынке ценных бумаг.

На взгляд автора, информацию, востребованную субъектами информационной деятельности на рынке ценных бумаг, имеет смысл классифицировать на виды по различным критериям: по происхождению: официальная, неофициальная; по источникам поступления: внешняя, внутренняя; по способу отображения (представления): текстовая, графическая (изобразительная), звуковая, комбинированная; по срочности (периоду) использования/получения: краткосрочная, долгосрочная; по степени обработки (готовности для использования при принятии решения): первичная (проспект эмиссии, например), вторичная; по степени доступа к информации: открытая (общедоступная), закрытая, ограниченного доступа, бесплатная, платная; инсайдерская; по функциям управления (по целям использования): фундаментальная (стратегическая), текущая, оперативная, справочная, нормативная, аналитическая; по содержанию: макроэкономическая, финансовая, статистическая, коммерческая, политическая, социальная, научная, обучающая.

При этом необходимо отметить, что специалистами в области информационной экономики уже признано, что в современной экономической формации информация становится не только наиболее важным фактором производства, но и непосредственно формой продукта.

Так, например, по мнению Г.А. Титоренко, информация является «экономическим благом и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги)» [5].

Пещанская И.В. также справедливо замечает изменение в постиндустриальной системе хозяйства в сторону повышения значения информации, которая приобретает черты экономического ресурса, товара и превращается в один из драйверов экономического роста [8].

Таким образом, есть основания полагать, что большая часть информации на рынке ценных бумаг является информационным продуктом, который производится с целью продажи, то есть обладает общественной потребительной стоимостью, следовательно, становится информационным товаром.

Очевидно, что участникам рынка необходима не просто информация в качестве набора фактов, событий, позиций, мнений, даже отобранных (отфильтрованных) специалистами и связанных между собой. Речь должна идти о выпущенных специально для участников рынка ценных бумаг информационных товарах, которые обладают полезностью и особыми рыночными свойствами, востребованными их получателями, например, инвесторами и трейдерами (для принятия инвестиционных решений), эмитентами (для принятия решения о выходе на публичный рынок IPO, SPO), государственными регуляторами (для обеспечения корректных условий функционирования рынка) и профессиональными участниками (для исполнения своих конкретных функций).

В целом, к объектам информационной деятельности на рынке ценных бумаг следует отнести информацию, информационные продукты и товары, выпускаемые субъектами информационной деятельности.

Кроме того, элементы, образующие связи и отношения (как субъектно-объектные, так и субъектно-субъектные) в информационной инфраструктуре рынка ценных бумаг, необходимо выделить в качестве отдельного компонента (подсистемы).

Далее, с точки зрения системного подхода информационную инфраструктуру рынка ценных бумаг целесообразно изучать в качестве социально-экономической системы [2], применяя при этом структурный анализ, который дает возможность исследовать «статические характеристики системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений, и связей между ними» [7]. Например, в соответствии с участием элементов информационной инфраструктуры в исполнении функций информационной инфраструктуры или в том или ином виде деятельности, осуществляемом в информационной инфраструктуре рынка ценных бумаг.

И тогда состав компонентов информационной инфраструктуры можно классифицировать следующим образом.

Первый компонент информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг можно определить как совокупность информационных продуктов, востребованных рынком ценных бумаг. В его состав можно включить следующие элементы: фондовые индексы (рассчитывают, разрабатывают, выпускают, производят как рыночный продукт специальные агентства, фондовые биржи); рейтинги, рэнкинги (рассчитывают, составляют, раскрывают рейтинговые и информационные агентства); финансовая информация публичная (внешняя), новостные ленты, отчетность (производят, выпускают СМИ, рейтинговые агентства, аудиторы, Банк России); биржевые бюллетени; информация о продуктовой линейке (инструменты), о листинге, о внебиржевых сделках; агрегированные итоги торгов и реестры сделок; котировки в режиме реального времени (выпускают и распространяют фондовые биржи); биржевая аналитика (производят и выпускают профессиональные участники, квалифицированные инвесторы, Банк России); базы данных профессиональных участников (ведут, формируют Банк России, СРО); законодательная и регуляторная база (разрабатывает и распространяет в соответствии с международными и российскими стандартами Банк России); электронные сервисы, используемые в целях процедуры KYC (Know Your Client) (разрабатывают и выпускают информационные агентства, организации в сфере финансовых телекоммуникаций (SWIFT), государственные органы (ФНС)); обучающие семинары/вебинары, мероприятия (организуют профессиональные участники, ВУЗы, консалтинговые компании); специальные мобильные приложения (выпускают профессиональные участники, фондовые биржи и их вендоры).

Во второй компонент информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг целесообразно включить производителей информационных продуктов для рынка ценных бумаг, таких как СМИ; рейтинговые агентства; фондовые биржи; профессиональные участники; эмитенты; Банк России; СРО; аналитические компании; ВУЗы; консалтинговые компании.

Третий компонент информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг составляют потребители информационных продуктов на рынке ценных бумаг: СМИ; информационно-аналитические компании; профессиональные участники; эмитенты; квалифицированные и частные инвесторы; рейтинговые агентства; ВУЗы; консалтинговые компании.

В четвертый компонент информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг можно сгруппировать средства, генерирующие коммуникационные каналы (каналы передачи информации) и техническую поддержку движения информации на рынке ценных бумаг, и включить в его состав следующие элементы: сеть Интернет; дата-центры (ЦОД) фондовых бирж; системы электронного документооборота (СЭД); электронные системы связи; IT-платформы для доставки информации; поисковые базы данных; переносные средства связи (телефоны, планшеты).

Таким образом, очевидно, что при изучении состава информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг нецелесообразно рассматривать функциональный, деятельностный и структурный подходы в качестве альтернатив друг другу, поскольку, используя одновременно все эти подходы, исследователь может рассчитывать на более полное и адекватное определение состава информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Следовательно, имеет смысл применять все эти подходы в контексте дополнения, возможно, даже комплементарности. Если принимать во внимание, что комплементарность, по мнению исследователей (например, Липова В.В., Кирдиной С.Г.)  отражает системное единство структурных и функциональных свойств социально-экономических систем, то, очевидно, что и саму информационную инфраструктуру рынка ценных бумаг в контексте формирования информационной экономики следует рассматривать как комплементарную подсистему в системе рынка ценных бумаг. Повышение эффективности выполнения основной функции рынка ценных бумаг и улучшение качества информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными процессами, изменениями.

Весьма перспективным видится и мнение специалистов, что комплементарность является «характеристикой качества интегративной целостности социально-экономической системы» [1], на основании которого можно сделать вывод, что при улучшении качества информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг комплементарно можно ожидать повышения рыночной эффективности рынка ценных бумаг. То есть, повышение информационной эффективности и качества информации, информационных продуктов и, соответственно, качества информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом будет способствовать реализации инвестиционных возможностей рынка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Липов В.В. Институциональная комплементарность в формировании и развитии национальных социально-экономических систем стран мира // Экономический вестник Российского государственного университета – 2009 – Том 7, №4 – С. 51-67.
2. Пальмина С.Г. Об универсальности системного подхода к изучению информационной составляющей рынка ценных бумаг. // Экономика и предпринимательство, № 12 ч. 1 (65-1), 2015 – С. 799-802.
3. Биржевое дело: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредиты" и "Бух. учет и аудит" / [В.А. Галанов, проф., д.э.н., А.И. Басов, доц., к.э.н., Е.В. Афанасьев и др.]; Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М: Финансы и статистика, 1998. – 302 с.
4. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие — М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. —352 с.
5. Информационные системы в экономике: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и по специальностям экономики и управления (060000) / под ред. проф. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 463 с.
6. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: для бакалавров и магистров: учебное пособие для магистрантов, обучающихся по направлению "Финансы и кредит" / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013 [т. е. 2012]. - 379 с.
7. Менеджмент организации. Структурный анализ и его особенности. URL: http://orgmanagement.ru/upravlen/page107.html (дата обращения: 11.05.2016).
8. Пещанская И. В. Рынок как коммуникативная система и его развитие в информационном обществе. Монография. Электронное издание. URL: http://disserwork.narod.ru/glava32.html (дата обращения: 03.05.2016).
 



© 
С.Г. Пальмина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Add Yours

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru