viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Аль Рубайе Мохаммед Касим Нафл,  (Аль-Нахрин университет-Ирак, Аспирант, Саратовский государственный университет)

Серия «Экономика и Право» # ОКТЯБРЬ  2017
Конституция Республики Ирак
Статья посвящена исследованию конституционного регулирования особых режимов и чрезвычайного положения в Ираке. Автором рассмотрены проблемы возникающие при установлении и применении ограничений. На основе сложившейся конституционной практики обоснована необходимость ограничения прав и свобод граждан только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены конституционным правом государства и соответствуют нормам международного права.

Ключевые слова: Конституция Республики Ирак, права и свободы, конституционных ограничений, чрезвычайное положение.

 

Конституция является совокупностью правил, организующих деятельность власти в государстве, и документ определяющий, насколько законы соответствуют конституции как высшему правилу в государстве. Конституция определяет образ государства, его политическую систему, отношения правителей к гражданам, т.к. конституция это высший законодательный акт в государстве, которому подчиняются другие законы, а конституционный режим это тот режим, при котором, власть ограничивается конституцией, гарантирующей права и свободы граждан.

Чтобы четко познакомиться с законными и политическими условиями применения особых режимов и чрезвычайного положения, необходимо рассмотреть конституционную историю современного Ирака, возникшую в начале прошлого века, когда  была принята  первая конституция иракского государства в 1925 г. после революции 1920 г., направленная  против британской колонизации и объявления королевского правления в Ираке. Также рассмотрим и другие конституции, организующие политическую жизнь Ирака: временную конституцию 1958 г., временную конституцию 1963 г., временную конституцию 1970 г., и постоянную конституцию Ирака от 2005 г. [1].

Рассмотрим кратко данные конституции.

Первая конституция Иракского государства королевского режима 1925 г.

Данная конституция является первой современной конституцией иракского государства после независимости и была утверждена королем  21-ого марта 1925г. При выходе в свет, она содержала 123 статьи, которые увеличились до 125 после поправок.  Еще и временная статья, которая приписалась к конституции при поправке от 1958 г. Данная конституция включила в себя (введение, 10 глав).

При чтении статьи первой конституции Иракского Государства, мы отмечаем, что она включала в себя главу о разных гражданских правах (политических, экономических, и социальных), где был установлен принцип равенства между всеми гражданами разных национальностей и религий. Обеспечены личная свобода, невозможность ареста вне закона, свобода передвижения, местожительства, недопустимость высылки иракца, право на собственность, право на правосудие, свобода слова и публикации и др. гражданские права и свободы, которые распространились по международным конституциям после первой мировой войны.

Термин (особые режимы) был упомянут в 9-ом пункте 26-ой статьи второй главы (король и его права), в которой было записано: "король является главнокомандующим всех вооруженных сил, он объявляет войну при согласии кабинета министров, он может заключать мирное  соглашение при условии не подтверждения его окончательно до того как Совет нации "парламент" соглашается.  Король может объявить особые режимы или чрезвычайное положение по данному закону". 120-ая статья десятой главы объясняет способ объявления особых режимов и чрезвычайного положения. Данные конституционные статьи об объявлении особых режимов и чрезвычайного положения по конституции 1925 года показывают, что король был уполномочен объявить чрезвычайное положение при согласии кабинета министров, и раскрывают способ объявления чрезвычайного положения. Также определены причины объявления данного положения, которые были указаны в конституции (опасность, путч, угроза мира и всеобщего интереса).

Данный способ объявления чрезвычайного положения приводит к наложению запретов на права и свободы, т.к.  приостанавливаются действующие законы в стране при объявлении чрезвычайного положения, к тому же исполнители особых режимов могут быть вынуждены  приостановить законы до того как Совет нации объявит закон об их амнистии. К тому же те регионы, в которых объявляются особые режимы, определяются королевской волей. Статью 120 критиковали осуждали за то что срок особых режимов не определялся, за неустановления способа судебного процесса для путчистов и приговор без суда.

Следовательно, можно сказать, что были политические и законные условия объявления особых режимов и чрезвычайного положения по конституции 1925, а данные условия узаконяются советом министров и ратифицируются королевской волей. Таким образом, исполнительная власть сама распоряжается в стране, и временно прекращается правосудие, т.к. судебные дела в государстве приостанавливаются после объявления особых режимов из-за внутренней опасности, внешней атаки, и катастрофы, которой может подвергаться страна. Тогда король мог объявить особые режимы во всей стране или ее части, которая будет управляться особым образом. Иракская конституция  закрепила эту возможность, чтобы возложить ответственность, которая может быть причинена этими мерами  на кабинет министров до того как парламент проголосует за закон об освобождении от ответственности.

Вторая / временная конституция Ирака от 27 июля 1958

Данная конституция является непосредственным результатом революции, заменившей форму правления на республиканскую. Эта конституция включала в себя 30 статьей, которые были оформлены и разделены на четыре главы после введения, в котором речь шла о причинах отмены прошлой конституции, и о целях новой временной конституции. По содержанию данной конституции можно делать несколько замечаний: Она является очень краткой, т.к. состоит из 30 очень коротких статьей и не содержит статей по регулированию многих дел. Была названа (временной), т.е. она  предназначена для определенного периода, который  не был определен. Данная конституция не затронула особых режимов,  чрезвычайного положения, и наложения запретов на права и свободы, но кратко было написано о правах и свободах в статьях 9-13, где говорилось о том, что иракцы равны  перед законом, о свободе религии и веры, и о правах человека.

Но к глубокому сожалению, исторические факты показывают, что особые режимы были объявлены с первого дня революции 14-ого июля 1958 по декларации № 3, провозглашенной главнокомандующим вооруженных сил, и по данной декларации, особые режимы были объявлены по всему Ираку, начиная от 14-ого июля. Было решено объявить главнокомандующего военным правителем  всего Ирака. Власти объявили, что особые режимы будут временными до того как объявится приказ об их отмене. Полномочия были абсолютными для военной администрации, что привело к приостановке законов о профсоюзах,  свободы печати, дисциплины чиновников, деятельности судов, и др. [3]

Временная конституция 1958 г. долго не просуществовала , т.к. политический режим был свернут революцией 8-ого февраля 1963, но конституционная и политическая жизнь в стране никак не стабилизировалась.

Третья / временная конституция 29-ого апреля 1964 г.

Данная конституция состоит из введения и 60 статьей, разделенных на пять глава. Третья глава была посвящена  правам и свободам, таким как  равенства всех граждан, иракцы одинаковы перед законом, свободы религии – статьи (18-39). 20-ая статья данной конституции установила принцип, что действие не считается преступлением, и не наказывается, если закон не говорит об этом.

48-ая статья 4-ой главы этой конституции касается особых режимов и чрезвычайного положения, т.к. она гласит: "Президенту можно объявить чрезвычайное положение при согласии кабинета. 48- статья не содержала законного конституционного способа, уполномочивающего президента наложить запреты на права и свободы граждан. Не были определены случаи, при которых президенту можно объявить чрезвычайное положение, поэтому сам президент решает о том, заслуживают ли обстоятельства объявить чрезвычайное положение или нет. Это значит подчинить судьбу страны, права человека и его свободы личному желанию президента без всякого контроля. [4]

Четвертая / временная конституция Ирака от 21-ого июля 1968 г.

Данная конституция состоит из введения и пяти глав – 95 статей. Общие права и обязанности были приведены в 3-ей главе (статьи 20-40), где было упомянуто о социальных, политических, и экономических правах граждан – все граждане равны перед законом, нельзя дискриминировать граждан  по расе, языку, религии, и национальности, было закреплено много положений, гарантирующих права на правосудие. Каждый гражданин имеет право на защиту в суде, был введен принцип презумпции невиновности, а так же недопустимости принуждения к признанию вины и запрет использования доказательств, получении с нарушением закона.

Объявление чрезвычайного положения, и его конституционные и законные условия были предусмотрены в данной конституции в 50-ой статье, т.к., пункт которой гласит о том, что "Председатель революционного командования является главой государства, президентом республики, главнокомандующим вооруженных сил, председателем исполнительной власти, и имеет следующие полномочия:   «т». Объявить чрезвычайное положение и прекратить его по указанным в законе условиям.

Текст данной статьи, показывает, что конституция дала президенту право объявить чрезвычайное положение и прекратить его по закону, а закон, который регулирует  чрезвычайное положение по временной конституции 1968 – это закон национальной безопасности № 4 от 1965 [5, с.169].

Первая статья данного закона рассматривает возможность объявления чрезвычайного положения, т.к. она гласит: "можно объявить чрезвычайное положение по всему Ираку или в любом его регионе в следующих случаях:

  1. При опасности агрессивной атаки, объявлении, возникновении войны, и любом случае, угрожающем возникновением войны.
  2. При угрозе безопасности.
  3. При общей эпидемии или общей катастрофе.

Вторая статья закона национальной  безопасности включала в себя, что "объявление чрезвычайного положение начинается и прекращается республиканскими указами и при согласии Кабмина, а данные указы должны содержать:

  1. Причину, вызывающую объявить чрезвычайное положение.
  2. Определение места, охватываемого чрезвычайным положением.
  3. Дату вступления в силу чрезвычайного положения.

Закон национальной безопасности № 4 от 1965 дает премьер-министру широкие исключительные полномочия при объявлении чрезвычайного положения [6]. Приводим самые важные их них:

  1. Установить запрет на свободу людей передвигаться, проходить, и гулять в определенных местах в определенное время.
  2. Арестовать лиц, подозреваемых в криминальном поступке, и заключать их в местах, выделенных для данной цели или наложить на них домашний арест.
  3. Дать приказ об обыске людей и мест, где бы они не были, при условии определения лица или места, которое необходимо обыскивать.
  4. Установить запрет свободы собраний, и разогнать собрания, группировки насильно в том случае если эти собрания приводят к нарушению общейбезопасности.
  5. Расформировать профсоюзы, если было доказано, что они занимаются той деятельностью, которая нарушает общую безопасность, или они работают на иностранное государство, или приводят к национальной розни народа.
  6. Наложить запреты на поездки из Ирака и в Ирак.
  7. Наложить запреты на газеты, журналы, книги, брошюры, и все публикации, и также можно приостановить издание газеты и журналов на определенное время, отменять их лицензии.
  8. Установить контроль за почтовыми, телеграфными сообщениями.

По закону о национальной безопасности формируются суды государственной безопасности, рассматривающие преступления, которые приводятся в приказах, сообщениях, и решениях, принятых премьером или лицом, исполняющим его обязанности во время чрезвычайного положения. Государственные суды рассматривают преступления, которые затрагивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства во время чрезвычайного положения.

Пятая / временная конституция от 16-ого июля 1970

Данная конституция состоит из 70-и статей, разделенных по пяти главам. Основные свободы и обязанности были приведены в третьей главе (статьи от 19-ой до 36-ой), в которых были указаны следующие права:  равенство перед законом; нельзя разделять иракцев по расе, религии, и национальности; право защиты святое; подсудимый невиновен, пока его вина не доказана; наказание индивидуальное; судебные заседания должны быть публичными; достоинство человека гарантируется; физические и психологические пытки запрещаются; нельзя арестовать и объявить человека вне закона; и др.

Что касается чрезвычайного положения, особых режимов, и конституционной основы их объявления, они были  закреплены в  пункте (з) / 62-ой статьи. Он гласит: "Кабмин занимается следующими полномочиями": З – объявить общее или частичное чрезвычайное положение, и прекратить его по закону [5,с.198].

По тексту данной статьи, можно заметить, что полномочие объявить общее или частичное чрезвычайное положение было дано исполнительной власти. Не были указаны исключительные условия, требующие объявления чрезвычайного положения, не определен срок объявления  чрезвычайного положения и его прекращения. В данном случае, конституция не  закрепила чрезвычайное положение, но оно вводится по закону национальной безопасности № 4 от 1965 г., который действует при временной конституции 1970 г/ (По третьей поправке конституции от 1969 г., совет министров был отменен, и президент стал заниматься полномочиями, приведенными в 4-ой статье закона национальной целостности № 4 от 1965).

Можно сказать, что Ирак пережил тираническую власть, не уважающую права и свободы человека, поскольку  по конституции 1970 г. беспрецедентны были нарушения права человека в Ираке в то время.

Шестая / постоянная конституция Ирака 2005 г.

Эта конституция состоит из шести глав, содержащих  144 статей. Она была опубликована в официальной газете № 4012 от 28 декабря 2005. В первой главе были приведены права, а во второй свободы. Можно сказать, что статьи конституции Ирака от 2005 г. соответствует сущности международного права и международной декларации прав человека, поэтому можно считать принятие данной конституции большим качественным скачком в области прав и свобод человека.

Что касается чрезвычайного положения, конституционных и законных условий его объявления, то оно было приведено в 9-ом пункте 61-ой статьи данной конституции, где гласит: "парламент имеет право на:

Девятый пункт /А – согласиться с объявлением войны, чрезвычайного положения при голосовании двух его третей за объявление при обоюдном заявлении президента и премьера министров.

Б. чрезвычайное положение можно объявить на 30 дней, и допускается его продление каждый раз при согласии парламента.

Г. премьер министр обладает полномочиями, позволяющими ему управлять страной во время войны и чрезвычайного положения. Данные полномочия, определяются законом, не противоречащим этой конституции.

Д. премьер министр сообщает парламенту о мерах, принятых им и о результатах во время объявления войны и чрезвычайного положения в течение 15 дней, начиная от даты окончания войны и чрезвычайного положения [7].

По 9-ому пункту 61-ой статье, можно подытожить конституционные и законные основания объявления чрезвычайного положения:

  1. Обусловлено согласие двух третей членов парламента для объявления чрезвычайного положения в результате исключительных внутренних или внешних обстоятельств, требующих объявления чрезвычайного положения, чтобы обеспечить общий порядок, общий интерес страны, и сохранение прав общества [5, с.202].
  2. Обязательно обоюдное заявление президента и премьера министра (исполнительная власть) на имя парламента (законодательная власть), в котором они просят объявить чрезвычайное положение из-за исключительных обстоятельств, требующих объявления чрезвычайного положения.
  3. Определен срок объявления чрезвычайного положения на 30 дней, а это явное условие установление срока чрезвычайного положения, которое нельзя нарушать, чтобы не смогла исполнительная власть дольше ограничить права во время чрезвычайного положения.
  4. Премьер-министру (исполнительная власть) даны полномочия, которые позволяют ему управлять страной во время чрезвычайного положения. Данные полномочия закрепляются законом, не противоречащим этой конституции. Данные полномочия контролируются судебной и законодательной властью, чтобы не нарушались права человека, и наложение запретов не могло содержать злоупотребления полномочиями.
  5. Для регулирования полномочий премьер-министра должен быть принят закон, поэтому конституция обусловила законодательно данные полномочия во время чрезвычайного положения. Конституция закрепила определение запретов, которые можно наложить по закону в тех регионах, в которых объявлено чрезвычайное положение с указанием даты вступления в силу данного положения и срока его прекращения в законе о защите национально целостности [8].
  6. Премьер министр обязан сообщить парламенту о принятых им мерах через 15 дней после окончания чрезвычайного положения, чтобы представители народа (законодательная власть) смогли ознакомиться с принятыми мерами и их результатами, которые могут ограничить права и свободы людей во время чрезвычайного положения.

Проведя анализ конституций Ирака делаем вывод, что возможные ограничения прав и свобод граждан во время чрезвычайно­го положения должны коррелировать с международно-правовыми нормами и осуществляться в строгом соответствии с национальным законо­дательством, объем ограничений непременно должен иметь конкретные пре­делы. Отсюда следует, что какие-либо ограни­чения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены конституционным правом государст­ва и соответствуют нормам международного права.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституции Ирака от 1876 г. до 2005. Судья Ваэл Абуль-Тайф Алфазил. Второе издание. – Багдад, 2006. (на арабском языке).
2. Алла Акаб Халаф. Иракская конституция и ее отражение на структуру государства и права гражданина // исследования третьей научной ежегодной конференции кафедры политических исследований. Багдад. – 2014. с. 200. (на арабском языке)
3. Раад Аль-джада. Конституционные законодательства. Бэиту Альхикма. Багдад. Первое издание. – 1998. с. 31-32.
4. Конституция Иракского государства 1925 (м /120) документы Иракского государства / Ваэль Абдультаиф / с. 85-86.
5. Салах Муним Альабдали. Конституционные гарантии прав человека / сравнительное исследование. – Бейрут.: Юридические публикации Зайна. Ливан. – первое издание. с.169. (текст переведен с арабского)
6. Раад Аль-джида. Генеральная теория конституционного закона и конституционной системы Ирака. – Багдад, 1990. – с. 381. (текст переведен с арабского).
7. Раад Альджида. Конституционные законодательства в Ираке. Багдад.: Бэиту Альхикма. -1998. – с. 115.
8. Садик Джафар Аль-анбари. Конституция и группа законов регионов и областей. Багдад.: Законная библиотека. – 2005. с. 20.
9. Приказ о защите национальной целостности, «Иракские события», № 4039 от 18 апреля 2007



© 
Аль Рубайе Мохаммед Касим Нафл, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru