viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.Л. Ямщикова,  (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета)

Серия «Экономика и Право» # 3  2016

Правовое регулирование
В статье рассматривается возможность влияния слухов на правовое регулирование общественных отношений. Анализируются факторы, влияющие на возникновение слухов и способствующие проявлению интереса к слухам. Обозначаются грани взаимодействия слухов с правовым регулированием и описывается характерная модель данного явления. Определяется вероятность применения слухов для повышения эффективности правового регулирования.

Ключевые слова: Правовое регулирование, слухи, общественные отношения, факторы, модель.

 

Слухи являются неотъемлемым элементом в структуре неформальной коммуникации любого общества. Они представляют собой недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения. Существует несколько оснований, по которым производится их классификация: по содержанию (политические, правовые, экономические, экологические, психологические, социальные, и т.п.); временной ориентации (касающиеся прошлого, предсказывающие); типу происхождения (спонтанные преднамеренные); отношению к реальности (рациональные, фантастические); в соответствии с социальными элементами системы взаимодействия [2; 6, с. 3; 4, с. 23].

Можно предположить, что правовое регулирование общественных отношений зависит от множества факторов: и от вида правовых регуляторов, и от их качества, и от естественно-природных и других явлений. Среди обстоятельств, особо влияющих на действие права в разных сферах общественных отношений, по нашему мнению, существенную роль играет такое социальное явление как слухи.

Слухи можно рассматривать как особый механизм передачи информации, к которой не предъявляется требования достоверности. Не случайно, сообщая некие слухи, информатор замечает – было ли это, не было, не знаю. Кроме того, в текст слухов вводятся шифтеры типа: говорят, мне сказали и прочие. Слухи колеблются от слова к тексту, в связи с чем, трудно выявить их схему построения. Кроме того, слухи сродни подслушиванию и подглядыванию, т.е. косвенным способам добывания информации. Так происходит вмешательство в чужую жизнь, в события, не предназначенные для публичного обсуждения [1]. Многие авторы рассматривают слухи как специфический вид межличностной коммуникации, процесс и форма распространения более или менее достоверных сведений о социально значимом предмете по каналам межличностной коммуникации в обширной диффузной аудитории. Одним из отечественных авторов разработан более научный терминологический эквивалент для бытового понятия «слухи» – «самодвижущаяся коммуникативная единица». При некоторой вычурности, это определение представляется в то же время достаточно точным – в нем и указывается на то, что это некая единица коммуникативного процесса, и отмечается главное функциональное отличие слуха – то, что он не требует усилий для его распространения [3].

Важнейшим фактором, способствующим проявлению интересу к слухам, является наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию. Очевидно, что вакуум должен чем-то заполняться, и, когда не хватает объективной официальной информации, субъекты отношений заполняют её вымышленными вербальными конфигурациями. Это, конечно, не значит, что в последующем, когда станет известна официальная или подтвержденная информация, она будет сильно отличаться от передаваемой через слухи или будет вообще иной, но на момент передачи слуха, она предположительно отлична. Также, переменной, влияющей на интерес к слухам, является уровень тревожности индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают.

Еще одним фактором, влияющим на возникновение слухов, является значимость темы для человека [2]. Очень часто передается та информация, которая действительно затрагивает интересы человека, обсуждается то, что ближе и роднее. Нередко действие данного фактора приводит к тому, что слух циркулирует в достаточно ограниченных аудиториях, не затрагивая более широкие слои населения. Но, надо отметить, что для такой ограниченной аудитории, обсуждаемое и передаваемое становится важным и существенным [4]. К примеру, если перед проведением выборов кандидатуру будущего Президента Российской Федерации обсуждает вся страна (заметим, что данная информация предполагаемая и будет подтверждена только после подсчёта голосов), то кандидатура будущего главы муниципального образования интересна только для жителей конкретного муниципального образования, и утверждения о том, что «вот этот точно будет главой», передаются на достаточно ограниченной территории в виде слуха. Куликов Е.М отмечает, что ««Живучесть» слухов, актуальность и востребованность деятельности по созданию искусственно созданных слухов объясняется тем, что типичные для общества системы социальной информации не имеют реальных возможностей для достижения высокой слухоустойчивости. В числе способствующих этому факторов массовая безработица, наличие слоев, живущих на нетрудовые доходы, частная собственность на органы печати, исключающая общность целей между коммуникаторами и аудиторией, а также активное участие последней в работе средств массовой коммуникации. Тому же содействуют и соответствующие принципы функционирования массовой коммуникации (конкуренция, погоня за сенсациями и т. д.)» [4].

Обозначив факторы, способствующие возникновению слухов, и обозначив само понятие, установим его стороны взаимодействия с правовым регулированием. Можно отметить, что слухи в своем действии касаются не только частных, но и особо важных общественных отношений. Следовательно,  область воздействия слухов часто совпадает с областью правового воздействия на отношения между людьми. Ещё, слухи в силу их информационной природы, оказывая регулятивное воздействие на общественные отношения, выступают своеобразными социальными регуляторами. Как социальные регуляторы они могут иметь нормативную природу, т.е. являться относительно устойчивыми, массовидными и регулирующими типичные связи и процессы. Также, слухи формируют общественное мнение, и выступают основанием и содержанием правотворческих процессов. Слухи могут оказывать влияние на установки правоприменителя и иных лиц, реализующих правовые предписания. Ну и наконец, как показывают исследования, информацию о правовых  предписаниях значительная часть респондентов, в этой категории и юристы тоже, получают от родственников, близких и иных лиц, а так же из телевидения и радио. Иными словами, информация о праве  «доходит» до большинства населения в виде слухов.

Определяя слух как некую не проверенную информацию, можно отметить, что в современных условиях, способность слухов к обороту возросла, чему способствовало появление современных телекоммуникационных систем: телевидение, телефонная и радиосвязь, Интернет. Очевидно, что в настоящее время не представляется возможным полностью искоренить слухи, а значит, необходимо разрабатывать механизмы их нейтрализации в интересах государственных органов и органов местного самоуправления с целью поддержания правопорядка и законности.

Попробуем описать характерную модель этого явления. В построении такой модели необходимо учесть все составляющие, поскольку отсутствие хотя бы одного из элементов не позволит действовать системе в целом.

    Первая составляющая – это тот, кто формирует сообщение. В обществе им может быть любой субъект, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностное лицо.

    Вторая составляющая – это само сообщение. В идеальном варианте оно должно работать на повышение имиджа органов власти, правовой грамотности населения, улучшение правопорядка, в общем, на достижение целей взаимодействия государства и общества.

    Третья составляющая – способы передачи сообщения. Такими способами могут выступать вербальные каналы общения между людьми, средства массовой информации (очень часто в СМИ передачу информации оформляют в виде «По проверенным данным…», «Как нам стало известно из проверенных источников…», «По сообщению одного высокопоставленного чиновника…» и др.), Интернет и др. Данная составляющая позволяет сформировать доверие к слуху на этом этапе его создания.

    Четвертая составляющая – группа людей, на которую рассчитано распространение слуха. Это могут быть и жители многоквартирного дома, и население муниципального образования, и общество в целом.

    Пятая составляющая – обстоятельства, при которых распространяется слух. Идеальной почвой для распространения слухов являются события, которые могут восприниматься общественным мнением как представ­ляющие угрозу для безопасности людей (угроза безработицы, повышение цен, «слухи о войне»), события, нарушающие привычный ритм жизни. Как подчеркивает современная психология, слух призван объяснить и ослабить эмоциональное напряжение, которое может вызвать та или иная неприятная ситуация. Распространение слухов может быть и сознательным действием, имею­щим целью повлиять на суждение общественности, социальные эмоции и на­строение населения. Это можно проследить в период выборных кампаний. В современных условиях манипуляция электоральным поведением в ходе выборных кампаний приобрела открытый и целенаправленный характер. Политическая борьба существовала во все времена, а вместе с ней и технологии, склоняющие выбор общественности в ту или иную сторону. Развитие науки, смена политического строя, изменение ценностей способствовали разработке все новых способов манипуляции человеческим сознанием и коснулись практически всех сфер жизни российского общества [5].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что позитивным моментом изучения и использования слухов в правовом регулировании общественных отношений являются достаточно низкие затраты на реализацию и возможность охватить большую аудиторию. Однако, в то же время, слух – это явление стихийное, значит, непредсказуемо развивающееся. В механизме развития слухового тела трудно предугадать рамки его распространения, ореол распространения, и, соответственно, конечный вариант передаваемой информации. Отсюда, контролировать и корректировать запущенную в обращение информацию практически невозможно. Это обстоятельство  выступает негативным моментом использования слухов, влияющим на  регулирования общественных отношений в принципе. Следовательно, органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут обращаться к слухам как действенному средству, повышающему эффективность правового регулирования общественных отношений. Но невозможность использовать не означает, что органы власти должны полностью игнорировать это явления. Как мы уже отмечали выше, одним из факторов, способствующих возникновению слухов, является ощущения нехватки информации по какой-либо теме в обществе в целом и у индивида в частности. И заполнить отсутствие правой информации как раз и призваны органы власти, распространяя объективные и достоверные сведения  о праве.  Недостаток информации предопределяет наличие гносеологической (познавательной) проблемы. Конечным результатом информирования о праве и правовых явлениях является получение лицами точной информации о применении права, о нормах права, а также, удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных сведений, отсутствием пробелов в знаниях о праве.

Таким образом, можно сделать вывод, что слух – это весьма важное социальное явления,  которое, с учетом представленного выше анализа, позволяет при правильном использовании положительно влиять на регулирование общественных отношений. Несомненно, что это один из факторов, влияющих на форму и содержание, а так же качество правового  регулирования общественных отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Круглый стол «Слухи как коммуникативный механизм». Институт славяноведения РАН: сайт. - [Электрон. ресурс] – Режим доступа - URL: www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=104:27-2009-&catid=24:2009-08-05-14-37-19&Itemid=43 (дата обращения 22.01.2016)
2. Латынов В. В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. №1. URL: http://psyfactor.org/lib/rumours3.htm (дата обращения 23.01.2016)
3. Музалевский М. Е. Механизм распространения слухов (с примерами из художественной литературы). Центр общественных связей г. Саратова. - [Электрон. ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.pr-saratov.ru/masterial/mehanizm_rasprostranenija_sluhov (дата обращения 23.01.2016)
4. Куликов Е.М. Искусственные слухи как феномен социокоммуникативной реальности XXI века // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2010. № 12. - [Электрон. ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid20/pg6/ (дата обращения 12.01.2016)
5. Ольшанский Д. В. Классификация слухов // Политическая психология, М. 2002. С.22-28.
6. Пацынко С. В. Слухи как социально-психологический способ манипулирования // Relga: электр. журн. 2007. №3. [Электрон. ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1636&level1=main&level2=articles (дата обращения 25.01.2016)
7. Сорокин П. А. Система социологии. Т. I. Ч. II., Сыктывкар, 1991.
 



© 
С.Л. Ямщикова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru