viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.А. Южин,  (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина)

Серия «Экономика и Право» # 3  2016

Cпециальные составы мошенничества
Исследование настоящей статьи посвящено анализу состава преступления мошенничества при получении выплат. Для определения сферы действия настоящего мошенничества были проанализированы источники законодательства о социальном обеспечении в РФ. Выявлены ряд проблем, связанных с формулировкой диспозиции ст. 1592 УК РФ. На основе исследования судебной практики и критического анализа были сформулированы ряд предложений по совершенствованию ответственности за мошенничество по УК РФ.

Ключевые слова: Cпециальные составы мошенничества, уголовно-правовая характеристика, мошенничество при получении выплат, социальные выплаты, проблемы квалификации.

 

В  Конституции в ст. 7 закреплено, что РФ является социальным государством, задачами которого являются обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Для реализации этих целей в РФ обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты[1].

В РФ действует система социального обеспечения, юридическую основу которой составляют  международные акты ( Международный акт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина» Всеобщая декларация прав человека и т.д.), федеральное законодательство ( Конституция РФ, ФЗ «Об основах социального страхования», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и т.д.), подзаконные акты (Указы президента, постановления правительства), правовые акты субъектов РФ, правовые акты муниципальных образований. Юридическое содержание, складывающихся отношений в настоящей сфере предполагает отсутствия власти, подчинения и равенства.

Объектом мошенничества при получении выплат является собственность. В качестве факультативного объекта выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения. Отношения социального обеспечения могут носить самые различные формы воплощения: денежные средства, натуральная форма, оказание социальных услуг и т.д.

Выплаты выступают предметом данного вида мошенничества. Родовой предмет выплат охватывает конкретные виды его реализации: пособия, компенсации, субсидии и иные социальные выплаты, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Формой реализации настоящих выплат являются денежные средства или иное имущество. Под иным имуществом следует понимать вещи, которые предназначены для социально-ориентированных слоев населения: инвалидная коляска, медицинские препараты, предметы первой необходимости и т.д.  Представляется более удачная формулировка к родовому понятию «социальные выплаты», содержащаяся в разъяснении постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.07 № 51.  Под социальными выплатами следует понимать определенные меры поддержки и защиты, направленные на удовлетворение общественных потребностей человека.

В ФЗ «О государственной социальной помощи» содержится определение социального пособия - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ [2]. Т.к. они являются именно мерой социальной выплаты, то они представляют собой цель возмещения утраченного заработка или источника дохода, либо вид оказания дополнительной материальной помощи.

В законодательстве не содержится определения, что понимается под социальной компенсацией, однако перечисляется огромное количество ситуаций, когда назначается такая форма социальной выплаты: единовременная компенсация за вред здоровью; ежемесячная компенсация за потерю кормильца- участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста; компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Аналогию можно провести со ст. 164 ТК РФ, где под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (служебные командировки, при переводе на другую работу, транспортные расходы) [3].  Таким образом можно сделать вывод, что компенсация представляет собой денежную выплату, в целях возмещения затрат социально нуждающихся слоев населения, связанных с обстоятельствами не зависящих от воли лиц.  Как можно заметить то такие выплаты могут назначать единовременно, периодически, так и на регулярной основе. Однозначный ответ в науке, обосновывающий их отличие от пособий не существует. Ю.П. Орловский считает, что компенсационные выплаты отличаются от пособий, т.к. их размер, как правило, незначителен и ограничивается определенным периодом [4, 331-332]. С.Б. Цветков полагает, что размер пособий значительно выше, чем компенсаций и что пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсации – на основе подзаконных актов и размер пособий значительно выше [5, 159].

В Бюджетном Кодексе РФ содержится два вида субсидий: 1) межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджетам системы РФ (ст. 129 БК РФ); 2) возмещение затрат юридических и физических лиц в связи с производством (реализацией) определенного вида товаров выполнением работ, оказанием услуг из средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета государственных внебюджетных фондов (ст. 78 БК РФ). Особенность заключается, что субсидия представляет собой целевую помощь на безвозмездной и безвозвратной основе, кроме случаев нарушения условий их предоставления. Таким образом, субсидия представляет собой вид социальной помощи из определенного бюджета. Субсидия принята покрывать лишь часть затрат для целей, которых она была выделена. Примером субсидии может служить проблема помощи в обеспечении молодых семей жильем. Так приговором Усть-Ишимского районного суда Омской области было установлено следующее.  П. достоверно зная, что одним из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», согласно которой молодая семья может получить денежные средства на строительство жилого дома является наличие семейных отношений, т.е. нахождение в браке. П. обратился в администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области с заявлением о внесении его и его семьи в список на получение субсидий на строительство. В качестве факта нахождения в семейных отношениях предоставил сведения о нахождения в браке с Х., брак с которой был расторгнут до момента подачи заявления. На основании представленных П. заведомо ложных и недостоверных сведений о наличии семейных отношений он незаконно получил из федерального, областного и местного бюджетов денежные средства (субсидии) в сумме 392090 рублей. Данными денежными средствами П.А.В. распорядился по своему усмотрению [6].

Диспозиция ст. 1592 УК РФ позволяет заключить, что объективная сторона характеризуется мошенничеством в форме хищения. Объяснение исключения формы мошенничества в виде приобретения права на чужое имущество заключается в моменте окончания преступления.  Анализ практики показал, что данный вид мошенничества считается оконченным с момента, когда имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получают реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению. Способ совершения деяния обман. Мошенничество при получении выплат подразумевает возможность его совершения не только в форме действий, но и путем и бездействия, когда лицо умалчивает о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, как это имело место в вышеуказаном приговоре Усть-Ишимского районного суда Омской области от 11.10.2013, когда П. умолчал о факте, что брак был расторгнут [6].

Характерными признаками правового регулирования получения выплат является наличие строго императивных правил, касающихся порядка, условий и оснований их выдачи.  Следовательно, не предполагается каких-либо отхождений от правил, т.к. речь идет о расходовании части внутри валового продукта государства. Для получения конкретных выплат нередко требуется наличие документов, подтверждающих определенные обстоятельства, относящиеся к конкретной личности. Примером подобных документов может быть: свидетельство о заключении брака, удостоверение инвалидности, пенсионное удостоверение и т.д. В соответствии с ППВС РФ от 27.12.07 № 51, если подобные документы были предварительно похищены, то действия подлежат дополнительной квалификации по ч.1 ст. 325 УК РФ, если речь идет о официальном документе, либо по ч.2 ст. 325 УК РФ, если речь идет о паспорте или ином важном документе [7].

Что касается субъекта мошенничества при получении выплат, то условно в науке точки зрения можно разделить на две группы, что субъект данного преступления специальный (А.В. Шеслер, И.А. Александрова), а другие полагают, что субъект преступления является общий (Н.А. Колоколов, А.В. Архипов). С учетом анализа практики субъектом мошенничества при получении выплат является вменяемое, физическое лицо, достигшее 16 лет, которое претендует на получение выплаты.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла и наличие цели в виде извлечения имущественной выгоды или избавление от материальных затрат, как и при всяком ином хищении лицо должно осознавать факт, что оно имеет или не имеет право на определенные выплаты.

 Исследование нормы позволяет сделать вывод, что в целом по структуре состав мошенничества в сфере получения выплат (ст. 1592 УК РФ) совпадает с основным мошенничеством (ст. 159 УК РФ). В качестве предмета преступления выступают денежные средства и имущество, находящееся в бюджете государства, субъекта государства или органов местного самоуправления. В остальных же случаях, когда иные организацию осуществляют определенную поддержку, например, какие-либо фонды, то виновный при наличии признаков мошенничества - должен будет нести ответственность по общей норме о мошенничестве (ст. 159 УК РФ), при этом наказание по общей норме о мошенничестве строже, чем по специальной, хотя все формы собственности охраняются в равной степени (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Возникает определенная неясность, связанная с законодательным закреплением единственного вида мошенничества в форме хищения, хотя жилье также может выступать в качестве объекта социальной помощи, например, военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, получают право на его получения по достижении определенного стажа, и других условий в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». Основанием предоставления настоящего жилья является заключение договора социального найма, в соответствии с которым собственник настоящего жилого помещения из соответствующего уровня жилищного фонда, либо управомоченное лицо от его имени обязуется передать его другой стороне (нанимателю) в целях проживания (ч. 1 ст. 60 БК РФ).

Предпосылками предоставления настоящего жилья является подпадание граждан под определенные социальные категории:
1) граждане, признанными малоимущими;
2) граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту;
3) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний (ч.2 ст. 49, ч.2 ст. 57, ст. 91.15 БК РФ). 

 Недвижимое имущество может быть предметом лишь мошенничества в форме приобретения права на чужое имущество.  Следовательно, в этой ситуации виновный также будет нести ответственность по общей норме о мошенничестве (ст.159 УК РФ).  Определенная дилемма связана с тем фактом, что ч. 3 ст. 1592 УК РФ является конкурирующий по отношению к ст. 2851, 2852 УК РФ, когда должностное лицо, являющееся получателем бюджетных средств, расходует их на цели не связанные с условиями их предоставления (государственных или государственных внебюджетных фондов), расходуют их по-своему усмотрению.

Все это позволяет обоснованно прийти к выводу, что число ошибок не снизилось, а наоборот лишь прибавилось, следовательно, обоснованность существования ст. 1592 УК РФ сомнительна, а все предложения, необходимо учитывать в рамках общего состава о мошенничестве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3699
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
4. Орловский Ю.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2014. 539 c.
5. Цветков С. Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Волгоград, 2009. 200 c.;
6. Приговор Усть-Ишимского районного суда Омской области от 11.10.2013. Дело № 1-57/2013 // Отдел судебного делопроизводства по уголовным делам Усть-Ишимского районного суда (Омская область)
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета», N 4, 12.01.2008.
 



© 
А.А. Южин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru