viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.В. Никитин,  (Оперуполномоченный СОБР УМВД России по Вологодской области, майор полиции)

Серия «Экономика и Право» # 3  2016

Органы внутренних дел
В статье приводится анализ выявленных организационно-правовых факторов детерминирующих коррупционное поведение в органах внутренних дел Российской Федерации на современном этапе. Данные детерминанты связаны с недостатками таких институтов прохождения службы как институт наставничества, аттестации, отбора на службу, институт урегулирования конфликта интересов. В заключении делается вывод о том, что среди правовых норм именно административно правые нормы имеют огромный потенциал в приоритетном направлении по противодействию коррупции – ее предупреждении.

Ключевые слова: Органы внутренних дел, детерминанты коррупционного поведения, наставничество, аттестация, отбор на службу, урегулирование конфликта интересов.

 

Коррупция, являясь сложным многогранным социальным явлением с большим многообразием форм проявления, имеет широкий комплекс детерминант.

Понятие детерминанты коррупционного поведения объединяет в себе причины и условия, данного негативного поведения. Под причинами понимаются такие социальные явления, которые порождают коррупцию, поддерживают ее существование и вызывают ее рост или снижение. К условиям, способствующим коррупционному поведению относятся различные факторы, которые сами по себе его не порождают, но способствуют его существованию [6].

Приоритетным направлением противодействия коррупции является ее предупреждение [8], сущность которого заключается в разработке и применении мер направленных на ограничение влияния факторов ее детерминирующих. Поэтому разработка новых и оптимизации имеющихся административно-правовых антикоррупционных средств не возможна без исследования причин и условий, способствующих коррупционному поведению.

Ученые, изучающие природу современной коррупции, называют различные ее детерминанты. По мнению одних главная причина коррупции заключается в бюрократизации жизни общества и неоправданно расширенной роли государства в регулировании общественных отношений. По мнению других она заключается в несовершенстве законодательства, которое усугубляет деградацию личности. Третьи считают, что причины коррупционного поведения лежат в экономической сфере [10].

По нашему мнению выделение основных и второстепенных факторов детерминирующих коррупцию возможно только при анализе конкретного случая коррупционного поведения. Исследуя весь комплекс коррупционных проявлений, характеризующийся многообразием видов и форм, выделение какого-то фактора или даже группы факторов в качестве основных невозможно.

Коррупция в органах внутренних дел, являясь частью коррупции поразившей все публичные институты социального управления, также детерминирована широким комплексом факторов.

Имеющиеся в научной литературе множество исследований детерминантов коррупционного поведения в ОВД было проведено до значительных изменений связанных с реформированием системы МВД РФ. Поэтому, в целях разработки новых и совершенствования уже имеющихся административно-правовых средств противодействия коррупции в органах внутренних дел необходимо провести исследование причин и условий способствующих коррупционному поведению сотрудников на современном этапе.

В нашей статье исследование организационно-правовых детерминант коррупционного поведения в органах внутренних дел рассматривается в контексте административно-правовых средств противодействия коррупционному поведению связано с тем, что именно нормы материального и процессуального административного права, регулируя порядок осуществления государственной службы в ОВД, имеют огромный потенциал по ограничению влияния организационно-правовых факторов детерминирующих коррупционное поведение в органах внутренних дел.

Первым из выявленных нами организационно-правовых детерминант коррупционного поведения в органах внутренних дел является неразвитость института наставничества в системе ОВД. Приходится констатировать, что задачи данного института в становлении молодого сотрудника как хорошего специалиста в большинстве случаев реализуются, не так эффективно, как этого требуют реалии настоящего времени.

С нашей точки зрения причинами недостаточной эффективности наставничества является то, что лица, выполняющие данную функцию, осуществляют свою деятельность в лучшем случае на основе личного энтузиазма. Такие факты как отсутствие соответствующих должностных инструкций, материального стимулирования, выражающегося в процентной надбавке к должностному окладу, наличия периодических курсов повышения квалификации и квалификационных испытаний для лиц выполняющих функции наставников делают невозможным существование института наставничества на профессиональной основе, которое так необходимо реформируемым органам внутренних дел.

Проверить соответствие уровня профессиональных и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел занимаемой должности призван институт аттестации. Несовершенство этого института, относится к организационно-правовым факторам, детерминирующим коррупционное поведение в подразделениях полиции, так как дает возможность для необъективного рассмотрения аттестуемых лиц, допускающих коррупционное поведение, результатом которого, возможно благополучное прохождение ими переаттестации.

Как справедливо отмечают Н.П. Маюров и В.С. Бялт, институту аттестации, существующему на сегодняшний день присущ ряд недостатков [1].

    Во-первых, с их точки зрения, к этим недостаткам относится отсутствие условия, связанного с обязательным включением в состав аттестационной комиссии «независимых экспертов из числа сотрудников научных и образовательных учреждений, а также сотрудников других правоохранительных структур» [1]. Это, по мнению Н.П. Маюрова и В.С. Бялта, обеспечило бы ««внеаппаратный», заинтересованно-отстраненный взгляд на аттестацию и ее субъектов», что способствовало бы большей объективности при оценке аттестуемого лица [1].

    Во-вторых, при проверке соответствия уровня профессиональных и личностных качеств сотрудников полиции занимаемой должности отсутствуют формализованные методы оценки. Введение подобных методов, разработанных специально для конкретных подразделений полиции и учитывающих специфику их деятельности, помогло бы избежать субъективизма при оценке аттестуемого [1].

    В-третьих, наличие слабого общественного контроля над процессом аттестации также неблагоприятным образом влияет на ее объективность. Совершенствование имеющихся процедур общественного контроля и разработка новых, будут способствовать беспристрастной оценке уровня профессиональных и личностных качеств сотрудников полиции занимаемой должности.

Так как на результат любой деятельности большое влияние оказывает кадровое обеспечение, недостатки в системе поступления на службу в органы внутренних дел, несомненно, самым негативным образом отражаются на эффективности ее функционирования. Наибольшую опасность из них представляет - возможность проникновения в ОВД лиц склонных к коррупционному поведению.

Принятые в результате реформирования системы МВД правовые основы регулирующие поступление на службу в органов внутренних дел, закрепленные Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», определяют конкурсный отбор при поступлении на службу, а также предъявляют высокие требования к кандидатам на службу, неся в себе антикоррупционный потенциал. Однако реализация этого потенциала в настоящее время должным образом не реализована.

Одним из недостатков системы отбора на службу является слабая профессионально-ориентационная работа. Это объясняется тем, что данная деятельность осуществляется преимущественно формально. Причина в том, что в настоящее время отсутствует научно проработанное методическое обеспечение работы по профориентации граждан, а также не существует нормативного правового акта, который бы регламентировал эту деятельность. Приказ МВД России № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [7] утверждающий «Инструкцию о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» в очень общем виде описывает профессионально-ориентационную деятельность следующим образом: «Профессионально-ориентационные мероприятия проводятся с обучающимися образовательных организаций, военнослужащими в целях ориентации их для поступления на службу в органы внутренних дел, формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел и перспективы службы в органах внутренних дел».

Аналогичным образом обстоит дело и с работой по непосредственному поиску кандидатов на службу в органы внутренних дел. Приказ МВД России № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» утверждающий «Инструкцию о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» в общих чертах описывает эту деятельность следующим образом: «Непосредственный поиск граждан для службы в органах внутренних дел осуществляется руководителями и сотрудниками подразделений по работе с личным составом, структурных подразделений органов внутренних дел, в которых предполагается назначение на должности кандидатов, и включает в себя подбор граждан в образовательных организациях, воинских частях, военных комиссариатах, коллективах различных организаций, центрах занятости, направление запросов в указанные организации» [7].

Негативным объективным фактором, влияющим на качество отбора в органы внутренних дел является также сложная демографическая ситуация сложившаяся в нашем государстве в настоящее время. «Согласно демографическим прогнозам, Россия в ближайшие пять лет столкнется с резким сокращением численности населения в трудоспособном возрасте» [4],- сообщил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Топилин Максим Анатольевич. Также ситуацию усугубляет неудовлетворительное состояние здоровья трудоспособного населения в большинстве регионов нашего государства [5].

Отсутствие эффективной деятельности по проведению профориентационных мероприятий и непосредственного поиска кандидатов на службу на фоне демографического кризиса, сопровождаемого неудовлетворительным состояние здоровья трудоспособного населения, серьезно осложняет возможность качественного отбора граждан на службу в органы внутренних дел на конкурсной основе, превращая эту деятельность, в определенной степени, в набор на службу. В результате, значительно повышается возможность проникновения в подразделения полиции лиц склонных к коррупционному поведению.

Заключительным из выявленных нами организационно-правовых факторов детерминирующих коррупционное поведение в подразделениях полиции являются теоретические и практические проблемы, связанные с урегулированием конфликта интересов в подразделениях полиции.

Впервые, в законодательстве, регулирующем прохождение службы в органах внутренних дел, понятие урегулирования конфликта интересов было введено в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. В статье 71, упомянутого закона, конфликт интересов в органах внутренних дел определяется как «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника органов внутренних дел влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства» [9].

В этой же статьей Федерального закона раскрывается ключевое понятие института урегулирования конфликта интересов на государственной службе это – личная заинтересованность сотрудника органов внутренних дел, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей. Под ней понимается «возможность получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или для третьих лиц» [9].

По нашему мнению понятие личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение служебных обязанностей, в Федеральном законе, трактуется неоправданно заужено, так как в него не включена возможность получения сотрудником иных преимуществ, которые не связаны с получением материальной выгоды. Например, такая заинтересованность может возникнуть вследствие дружеских отношений или родственных связей.

Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов устанавливается Президентом Российской Федерации. В настоящее время такой нормативный акт не принят. Как справедливо отмечает В. С. Бялт, «отсутствие обозначенного нормативного правового акта обусловливает наличие определённых трудностей в реализации на практике действующих правовых норм в данной области. Это связано с тем, что нормы федерального законодательства в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов в органах внутренних дел не конкретизируются подзаконным нормативным правовым актом» [3].

Исследование организационно-правых детерминант коррупционного поведения в органах внутренних дел позволяет сделать вывод о наличии значительного количества организационно-правовых факторов, которые определенным образом способствуют его существованию.

Среди правовых средств, направленных на ограничение негативного воздействия факторов детерминирующих коррупционное поведение в ОВД, центральное место должно быть отведено именно административно-правовым средствам. Связано это с тем, что нормы административного права, регулируя порядок осуществления государственной службы в подразделениях органов внутренних дел, имеют огромный потенциал в предупреждении коррупционных проявлений, которое в свою очередь, как было отмечено ранее, является приоритетным направлением в противодействии коррупции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бялт В.С., Маюров Н.П. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК, 2012, № 3. С. 216
2. Бялт В.С., Маюров Н.П. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел: административно-правовое исследование // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК, 2013, № 6. С. 258
3. Бялт В.С. Особенности предотвращения и урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел / Научно – издательский центр «Социосфера» URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/198/osobennosti_predotvraweniya_i_uregulirovaniya_konflikta_interesov_v_organah_vnutrennih_del/ (дата обращения 12.02.2015).
4. Министр Максим Топилин на G20: Демографическая ситуация – вызов для российского рынка труда / официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/cooperation/25/ (дата обращения 10.01.2015).
5. Монгуш Х.Д., Ондар А.Б., Балчир М.Б. Медико-демографическая характеристика, факторы риска и динамика первичной инвалидности по сердечно-сосудистым заболеваниям в республике Тыва / электронный журнал «Врач-аспирант» URL: http://vrach-aspirant.ru/articles/cardiology/13511/ (дата обращения 10.01.2015).
6. Сопнева Е.В. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел: специальный курс для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Е.В. Сопнева, В.В. Сергеев, Д.А. Рясов. – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2009. С. 70-71
7. Приказ МВД России от 18.07.2014 № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2014 № 34103) // «Российская газета», № 223, 01.10.2014
8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // «Собрание законодательства РФ», 19.04.2010, N 16, ст. 1875
9. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
10. Харбиева Т.Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография.- М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С. 47 – 48.
 



© 
С.В. Никитин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru