viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.А. Кулягина,  (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин))

Серия «Экономика и Право» # 3  2016

Импортозамещение
При изучении вопроса импортозамещения ставим целью проанализировать и систематизировать используемые государством меры поддержки отечественных предприятий в сложных условиях изменения политического курса РФ. В качестве основных инструментов преодоления импортной зависимости определено государственно-частное партнерство, выделение средств в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также гранты и преференции при государственных закупках. Кроме того, немаловажная роль отведена налоговым льготам и бюджетным гарантиям. Оценивая предложенные меры, предлагаем особое внимание уделить разработке отдельных отраслевых планов, в которых будут отражены конкретные механизмы и мероприятия, направленные на решение задач импортозамещения с учетом специфики и проблем каждой из отраслей экономики.

Ключевые слова: Импортозамещение, государственная поддержка, государственно-частное партнерство, проектное финансирование.

 

Современное состояние экономики РФ в сложившейся геополитической ситуации является противоречивым и неоднозначным, что требует от правительства изыскивать возможности улучшения и оптимизации реального положения страны в мировом хозяйстве. В данном контексте, вопрос импортозамещения очень остро стоит на повестке дня в экономике России.

Основной концептуальной идеей процесса импортозамещения является индустриализация экономики, основанная на ограничении и дискриминации импорта. Изменение политического курса показало неготовность отечественных товаропроизводителей к импортозамещению, поскольку на протяжении многих лет в целях всеобщей глобализации и ориентации на международные поставки, мы, по сути, ограничивали возможности внутреннего производства. В связи с этим степень импортозависимости российских отраслей еще очень высока. В некоторых отраслях промышленности уровень потребления импорта достигает 80 % и создает потенциальную угрозу, в первую очередь, национальной безопасности [1]. Однако, необходимо учитывать, что даже страны с самой развитой экономикой практически все товары производят с использованием схем транснациональной кооперации, оставляя за собой лишь ограниченный ряд компетенций. Поэтому, к импортозамещению нужно подходить выборочно, ориентируя к этому лишь некоторые отрасли.

В условиях, когда финансовые ресурсы у товаропроизводителей и государства ограничены, необходимо определиться с приоритетами, разработать дорожную карту и решить куда эффективнее осуществлять инвестиции, где лучше климатические условия, где логистика. На первом месте при такой ситуации должен быть вопрос не о тотальном импортозамещении, а об обеспечении производственной и технологической конкурентоспособности отечественных компаний. 

По мнению экспертов, наиболее перспективными отраслями с точки зрения импортозамещения являются: станкостроение, где доля импорта составляет более 90 %,  электронная промышленность (80-90%), легкая промышленность (70-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), тяжелое машиностроение (60-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). В этих и других отраслях импортозамещение возможно лишь при наличии достаточных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, способных предложить качественную продукцию по рыночным ценам. По оценкам Минпромторга,  в случае успешно проведенной политики импортозамещения уровень импортозависимости отраслей промышленности можно снизить с 70-90 % до уровня 50-60 % [1].

Целевыми ориентирами политики импортозамещения должны стать: ускорение инвестиционного процесса, технологическая модернизация отечественных производств, рост производительности за счет внедрения энергоэффективных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также возрастание инновационной активности, освоение высокотехнологичных производств. По мнению экспертов, программа импортозамещения позволит отечественным предприятиям сформировать дополнительные объемы производства на сумму более 30 млрд рублей в год.

Безусловно, в условиях сжатых сроков, ограниченного финансирования, политика импортозамещения претерпевает значительные трудности.

По мнению специалистов [2], основными препятствиями при решении проблем импортозамещения являются:

  • отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта;
  • ограниченный объем доступных кредитных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора экономики;
  • наличие бюрократических проволочек при разрешительных и таможенных процедурах;
  • отсутствие эффективной и полноценной инфраструктуры продвижения экспортной продукции;
  • нехватка высококвалифицированных кадров;
  • отсутствие опыта российских предприятий для успешной внешнеэкономической деятельности;
  • низкий уровень инновационной активности отечественных компаний;
  • слабый уровень осведомленности отечественных производителей о программах государственной поддержки.

Важную роль в разработке планов содействия импортозамещению играет формирование новых механизмов и мер государственной поддержки.

Государственная поддержка импортозамещения может осуществляться через выделение средств в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также в виде грантов и преференций при государственных закупках. Кроме того, с помощью таких косвенных мер стимулирования, как налоговые льготы, бюджетные гарантии, возможно добиться направления финансовых потоков в нужное импортозамещающее русло.

Важную роль в поддержке отечественных предприятий, участвующих в проектах по импортозамещению, будет играть принятый в 2015 году и вступивший в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], необходимость в котором назрела уже последние несколько лет.

Согласно данному закону, под государственно-частным партнерством, муниципально-частным партнерством следует понимать юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [3].

Именно такие, долгосрочные соглашения, могут стать для производителей гарантией сбыта отечественной продукции, позволят заменить импорт, а также повлекут увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы от развития собственной промышленности.

Долгосрочные инвестиционные контракты между государством и частными компаниями, гарантирующие неизменные условия ведения бизнеса до окончания реализации проекта, а также политическая и административная поддержка должны мотивировать бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные объекты [4].

Решение проблем импортозамещения с помощью использования механизмов государственно-частного партнерства можно назвать одним из приоритетных.

Важным препятствием на пути импортозамещения как уже отмечалось, является ограниченный объем доступных кредитных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора экономики. Именно поэтому, принятая программа государственной поддержки банков и инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования, целью которой является увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях, является безусловно важной [5].

В рамках программы финансируются лишь проекты, прошедшие конкурс, реализуемые до 2018 года в определенных отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, химическое производство, энергетика, связь и телекоммуникации, жилищное строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт и машиностроение. Важным критерием отбора является стоимость инвестиционных проектов, которая должна быть не менее 1 млрд. руб. и не более 20 млрд. рублей. Кроме того, финансирование за счет заемных средств не должно превышать 80 процентов полной стоимости инвестиционного проекта. Заемщику предоставляется уполномоченным банком целевой займ под 9 % годовых, причем средства предоставленные банком в виде кредитов, буду возмещены им Банком России. В настоящий момент, в реестре 42 инвестиционных проекта, отобранных для участия в программе [6].

Интересно мнение директора Департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Алексея Вялкина, который отмечает данную программу, безусловно, необходимой, однако рекомендует максимально упростить процедуру отбора проектов, сократить время от подачи заявки до получения финансовых ресурсов компаниями и снизить требования к проектным показателям. Кроме того, практика работы ТПП РФ доказывает необходимость снижения нижней планки стоимости инвестиционного проекта вдвое – до 500 млн руб., что позволит воспользоваться данной программой не только крупным, но и средним компаниям [7].

Необходимо также отметить государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая содействует политике импортозамещения с помощью инвестирования в проекты. Программой также предусмотрен ряд механизмов поддержки, включая субсидирование отечественных товаропроизводителей, в том числе на НИОКР и техническое перевооружение. Субсидии могут предоставляться как на развитие инфраструктуры, модернизацию производств, так и на субсидирование процентных ставок по кредитам в рамках инвестиционных проектов.  Подобная мера позволяет содействовать повышению экономической эффективности деятельности отечественных предприятий и создание качественно нового уровня современных импортозамещающих производств.

Еще одной мерой финансовой поддержки импортозамещения являются целевые займы предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, которые выделяются правительством за счет средств федерального бюджета. В 2014 году был создан Фонд развития промышленности, который активно содействует процессам импортозамещения. Условия получения финансовых средств являются льготными: займы российским производителям предоставляются на срок до семи лет под 5 % годовых [8]. Основными критериями для получения займов являются:

  • положительная кредитная история;
  • займы должны быть обеспечены чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением (гарантией банка);
  • проект, финансируемый Фондом, должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств [7].

В то же время, государство планирует расширить инструменты поддержки отечественным товаропроизводителям, участвующим в проектах по импортозамещению, в частности, в виде введения налоговых льгот. Так, предлагается субъектам РФ предоставить право участникам региональных инвестиционных проектов уменьшить налог на прибыль, в части поступающей в региональные бюджеты до 10 %, а в части поступающей в федеральный бюджет до 0 % [7].

Кроме того, в 2015 году Министерством экономического развития был утвержден список промышленных и сельскохозяйственных товаров, произведенных в России, которым предоставляются преференции в рамках государственных и муниципальных закупок. Преференции предоставляются в размере 15 % в отношении цены контракта. Таким образом, в рамках государственных и муниципальных закупок стоимость контракта на поставку отечественных товаров может быть на 15 % дороже поставки импортных аналогов [9].

Предложенные меры государственной поддержки и стимулирования импортозамещения не замыкают список имеющихся в арсенале органов государственной власти. В настоящее время необходимо особое внимание уделить разработке отдельных отраслевых планов, в которых будут отражены конкретные механизмы и мероприятия, направленные на решение задач импортозамещения с учетом специфики и проблем каждой из отраслей экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цыб С., заместитесь министра промышленности и торговли РФ: Интервью «Лекарство от зависимости» Российской бизнес-газете// Российская бизнес-газета. № 959 (30), 2014, 5 авг.
2. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике // Экспертный союз. 2014. № 12.
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 (ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Кулягина Е. А. Государственно-частное партнерство как необходимы инструмент привлечения инвестиций в коммунальную отрасль // Эволюция государственной политики в контексте современного неоиндустриального развития России: материалы Международной научно-практической конференции. / под ред. В. А. Семенихиной. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. С. 199.
5. Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Данные официального сайта Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2016).
7. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. 2016. URL: http://www.garant.ru/article/630000/#ixzz3zIB5y6Wi (дата обращения 23.02.2016).
8. Импортозамещение: проекты и инструменты // Торгово-промышленные ведомости: издание Торгово-промышленной палаты РФ. 2016. URL: // http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/6372.html (дата обращения 28.02.2016).
9. М. Кичанов. Удивительное импортозамещение // Эксперт online/ 2016. URL: // http://expert.ru/siberia/2015/46/udivitelnoe-importozameschenie/ (дата обращения 02.03.2016).
 



© 
Е.А. Кулягина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru