viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.А. Хмара,  (Аспирант, Северо-Западный Институт Управления РАНХиГС)

Э.А. Псарев,  (Аспирант, Северо-Западный Институт Управления РАНХиГС)

Серия «Экономика и Право» # ИЮНЬ  2017

Санитарно-эпидемиологическое благополучие
В статье рассмотрены основные направления деятельности органов санитарно-эпидемиологического надзора в сфере розничной торговли на примере Северо-Западного федерального округа, отмечено большое количество направлений этой деятельности- основными из которых являются контроль за качеством реализуемой продукции через предприятия розничной торговли и защита прав потребителей в указанной сфере. Авторы отмечают, что некоторые направления деятельности Роспотребнадзора появляются только в ситуации повышенного общественного внимания или изменения приоритетов государственной политики в сфере экономической деятельности.

Ключевые слова: Санитарно-эпидемиологическое благополучие, розничная торговля, защита прав потребителей, качество продукции.

 

Проблемы санитарно-эпидемиологической безопасности населения входят в число одних из наиболее важных проблем общественной безопасности, находящихся под постоянным государственным контролем. Данный тезис подтверждается тем, что на законодательном уровне принят специальный нормативный правовой акт – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее – Закон), посвященный исключительно вопросам санитарно-эпидемиологической безопасности [2]. То есть, это не комплексный акт, регулирующий сразу несколько сходных по своей природе аспектов общественной безопасности в сфере охраны жизни и здоровья, а специальный акт, сосредоточенный исключительно на вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны.

Решение указанной проблемы, а именно обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невозможно без создания действенной системы специальных органов, наделенных специальными полномочиями для решения своих функциональных задач. Глава VI Закона регламентирует вопросы деятельности данной системы, которую «характеризуют единство, системность, государственность, централизация»[7].

В п. 2 статьи 46 Закона приведена структура системы органов государственной власти, осуществляющих специфические надзорные функции, которая подразумевает территориальный принцип формирования отдельных элементов этой системы в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации. Согласно этим принципам в отдельных регионах России деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) – специально уполномоченного органа государственной власти.

Одним из направлений деятельности Роспотребнадзора является контроль за деятельностью физических юридических лиц в сфере розничной торговли. Перечень нормативных актов, регулирующих особенности контроля за деятельностью предприятий розничной торговли довольно широк: это акты, устанавливающие требования санитарного характера к продовольственным товарам[3], законодательство о защите прав потребителей при купле-продаже[1], а также нормативные акты по вопросам контроля за обоснованностью цен на товары первой необходимости[5] и стабилизации потребительского рынка в целом[6].

Рассмотрим деятельность территориальных органов в сфере контроля за обеспечением благополучия населения в сфере розничной торговли на примере Северо-Западного федерального округа.

Так, например, с целью исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2017  №7 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией»  за период с 27.01.2017 по 14.03.2017 в ходе проведения мероприятий государственного надзора сотрудниками Роспотребнадзора в г. Санкт-Петербурге проконтролирована реализация продукции на 50 объектах, запрещенная к реализации непищевая спиртосодержащая продукция  выявлена на 8 объектах, арестовано 118 упаковок объемом 11,2 л. По данным фактам возбуждено 8 административных дел в соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ[8].

Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу также проводились внеплановые проверки в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции.  В ходе надзорных мероприятий установлены факты реализации незамерзающих стеклоомывающих жидкостей для автомобилей, не соответствующих требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 предприятиями розничной торговли Санкт-Петербурга. Например, ООО «Автоцентр «Выборгский»» по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 212/а, осуществляло реализацию стеклоомывающей «Winter way» -30°C с превышением нормы по массовой доле метанола в 690 раз и не соответствующей по маркировке. В отношении хозяйствующих субъектов ООО «Автоцентр «Выборгский»», ИП Смагин А.Н., ИП Рыбин А.А возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, продукция арестована и изъята из оборота[8].

В 2016 году в Консультационный центр и пункты для потребителей, созданные в структуре филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по городу Санкт-Петербург» обратилось 3969 человек по вопросам защиты прав потребителей. По результатам мониторинга обращений, поступающих к специалистам Центра и пунктов, наиболее актуальными для граждан стали следующие сегменты потребительского рынка: продажа непродовольственных товаров (46,2%), оказание бытовых, жилищно-коммунальных, финансовых услуг (17,1%), продажа товаров дистанционным способом (4,6%)[8].

В 2016 году Управлением осуществлялась работа по судебной защите неопределенного круга потребителей.   Управлением было подано в суд 92 иска в защиту неопределенного круга лиц, из них в защиту определенных лиц Управлением предъявлено 2 иска.  При этом удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу Управления, из числа рассмотренных судом составил 94%, как и в 2015 году. Так, например, решением Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 27 июля 2016 года по делу № 2-5426/2016 на ООО «N» возложена обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, допускаемые в процессе осуществления розничной торговли по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, дом 9, корпус 5, лит. А, пом.10-Н. В соответствии с решением суда ответчик обязан обеспечить размещение в удобном для ознакомления покупателей месте информации о номере и сроке действия лицензии на право реализации алкогольной продукции, а также об органе, ее выдавшем.

Решением Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 07 сентября 2016 года по делу № 2-7965/2016 удовлетворено исковое заявление, предъявленное Управлением к ИП. Представленными в материалы дела результатам проведенной внеплановой проверки установлено, что ИП в процессе розничной торговли допущено нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55. На основании вынесенного решения ответчик при осуществлении розничной торговли по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 24, корпус 1 обязан обеспечить наличие книги отзывов и предложений и информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа[8].

Если обратиться к практике других регионов, то можно отметить, что в связи с повышенным общественным вниманием к многочисленным отравлениям спиртосодержащей продукцией, территориальные организации Роспотребнадзора уделяет этой области контроля в последнее время особое внимание. Например, специалисты Управления Роспотребнадзора по Архангельской области продолжают проверки торговых предприятий по продаже спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции.  С 27.01.2017 по 15.03.2017 при содействии сотрудников органов внутренних дел обследован 231 объект реализации непищевой продукции, арестовано 571 единица спиртосодержащей непищевой продукции общим объемом 106,2 литров. Было составлено 9 протоколов об административных правонарушениях по ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Административные материалы направлены мировому судье[9].

Надо отметить, что практика деятельности органов Роспотребнадзора связана не только с пищевой или «псевдопищевой» продукцией, реализуемой через предприятия розничной торговли. Так, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжает обеспечивать в рамках установленных полномочий контроль за оборотом на территории республики швейных меховых изделий по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

16.02.2017 на основании информации, поступившей из Карельской таможни в рамках взаимодействия, Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу меховых изделий, по признакам правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.12, частью 1 статьи 14.43, статьей 14.45 КоАП РФ. Административное дело находится на стадии производства[10].

Отдельным направлением в деятельности органов Роспотребнадзора является контроль за соблюдением не только качества или маркировки соответствующей продукции, но и порядка ее реализации, особенно это касается как спиртосодержащий, так и табачных изделий. Например, 26 декабря 2016 года Четырнадцатым Арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление по делу А05-9171/2016, согласно которому решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 октября 2016 года об отказе в удовлетворении заявления АО «Тандер» о признании постановления Управления Роспотребнадзора по Архангельской области незаконным, оставлено без изменения. Ранее при проведении административного расследования в отношении АО «Тандер», было установлено, что обществом в магазине по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 24 допущена реализация табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от образовательного учреждения МДОУ детский сад №147.  В связи с выявленными нарушениями в отношении АО «Тандер» был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление   о   привлечении   к   административной   ответственности по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в суд. Арбитражный суд Архангельской области, рассмотрев материалы дела, установил, что обществом действительно допущена реализация табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от образовательного учреждения, на основании чего отказал в удовлетворении заявления общества. Не согласившись с решением Арбитражного суда Архангельской области, АО «Тандер» обжаловало его в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, который, рассмотрев материалы дела, постановил оставить решение Арбитражного суда Архангельской области без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения[9].

Подводя итоги этого краткого исследования можно утверждать, что деятельность органов Роспотребнадзора Северо-Западного федерального округа в сфере розничной торговли носит довольно многоплановый характер, рассмотреть который в рамках одной статьи не представляется возможным. Тем не менее, можно сделать вывод, что наряду с «традиционными» направлениями, такими как защита прав потребителей при покупке товаров народного потребления, контроль качества реализуемой через предприятия розничной торговли продовольственной и промышленной продукции, в направлениях надзорных мероприятий появляются и такие, которые обусловлены изменениями государственной политики и проблемами, привлекающими пристальное общественное внимание, что было доказано  случаями указанными в  примерах - контроль за реализацией немаркированных меховых изделий, внимание на которое обратили только в период обострения отношений России и Турции, основного поставщика меховых изделий на российский рынок, так и  в ситуации с повышенным контролем за реализацией непродовольственной спиртосодержащей продукции, многочисленные негативные последствия употребления которой довольно бурно обсуждаются в последнее время в средствах массовой информации.

С одной стороны, это свидетельствует об оперативной реакции государства на злободневные проблемы, с другой – указывает на несистемный подход в области государственного контроля в сфере розничной торговли, а также отсутствие четко выраженных приоритетов в программных документах Роспотребнадзора. Следовательно, работа по совершенствованию нормативно-организационного обеспечения деятельности органов Роспотребнадзора должна продолжаться.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ.1996. № 3. Ст. 140.
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ.1999. № 14. Ст. 1650.
3. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ.2000. № 2. Ст. 150.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с "СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2.) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 22, 23.
5. Письмо Роспотребнадзора от 11.10.2007 № 0100/10267-07-32 «Об участии управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации в мероприятиях по контролю за обоснованностью цен на продукты питания первой необходимости» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
6. Письмо Роспотребнадзора от 16.10.2007 № 0100/10418-07-32 «О дополнительных мерах, направленных на стабилизацию потребительского рынка» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
7. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постатейный) / под ред. О.А. Слепенковой. М.: ЭлКниги, 2015. 728 с. // Доступ из СПС КОнсультантПлюс.
8. Официальный сайт Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу [Электронный ресурс] URL://78.rospotrebnadzor.ru/
9. Официальный сайт Роспотребнадзора по Архангельской области [Электронный ресурс] URL: //29.rospotrebnadzor.ru/
10. Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия [Электронный ресурс] URL://10.rospotrebnadzor.ru/



© 
В.А. Хмара, Э.А. Псарев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru