levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Ж.М. Саркисян,  (К.ю.н., Одинцовский филиал МГИМО)

Серия «Экономика и Право» # ДЕКАБРЬ 2017
Конституция Франции
В статье рассмотрены некоторые особенности, демонстрирующие, что специалисты выделяют категории ценностей, закрепленные в Конституции Франции. По мнению экспертов, можно отметить «приоритетные ценности» - ценности, ради которых могут ограничиваться иные ценности, в частности, таковыми являются безопасность общества и права других лиц, а также иные ценности, среди которых можно перечислить следующие: право собственности, защита семьи, право на охрану здоровья, право на социальное обеспечение, равный доступ к образованию.
В статье выделено, что Декларация прав человека и гражданина является составной частью Конституции Франции 1958 г. и имеет, пожалуй, всемирно историческое значение. В Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., принятой Национальным собранием Франции, торжественно изложены «естественные, неотъемлемые и священные права человека», принадлежащие ему от рождения. Благодаря этому она и оказала значительное влияние на демократические конституции практически всех государств мира. Скажем, в Конституциях Бенина, Габона, Мавритании, Нигера сформулированы нормы, согласно которым граждане этих государств пользуются всеми правами и свободами, провозглашенными именно Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, а также Всеобщей декларацией прав человека 1948 года.

Ключевые слова: Конституция Франции, Декларация прав человека и гражданина, правовой институт, правах человека и гражданина.

 

В  настоящее время широкое распространение в конституционно-правовых исследованиях получил так называемый аксиологический подход, который предоставляет возможность позволяющий выявить значимость закрепляемых в конституциях социальных ценностей, выстроить их иерархию и показать их место и роль в развитии общества [1].

Можно назвать множество работ, где конституция рассматривается сквозь призму закрепляемых ею ценностей [2; 6; ].

С ценностных позиций рассматривается статус личности [7; 17; 19, с.23-27].

Имеется ряд работ, в которых предлагаются различные варианты построения иерархии ценностей, как общесоциальных, так и специально конституционных [10; 12, с.19; 20, с.6-14].

В современных конституциях правам человека придается значение конституционных ценностей наряду с другими социальными ценностями, закрепляемыми в конституциях [4, с.18-25].

Известно, что конституционное развитие стран приобретает новые черты, в том числе, в связи со значительным усилением влияния так называемых глобализационных процессов на национальные правовые системы. Именно правовая, а в большей степени конституционно-правовая сфера вовлечена в эти процессы непосредственно.

Разумеется, в правовом государстве недопустим разрыв между конституцией и общественной практикой.

В современной французской литературе наряду с термином «конституция» используется понятие «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. в своей основе закрепляет систему и порядок отношений высших органов государства, а многие другие вопросы регулируются:

  • Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.,
  • действующей преамбулой ныне отмененной Конституции 1946 г.,
  • Хартией окружающей среды 2004 г. и другими актами.

Понятие конституционного блока во Франции, как и иные подобные понятия в странах романо-германской системы права, не препятствуют выявлению актов конституционной реформы. Они отличаются названиями: «конституционный закон», «закон о поправке к Конституции» и др., что не исключает их содержательного анализа с точки зрения значимости изменений, которые могут носить и характер незначительных поправок.

В большинстве государств для обобщенного названия этого основополагающего нормативного материала, даже если он состоит из разнородных элементов, используется термин «конституция».

В ряде стран мира сменилось достаточно много конституций: во Франции - 17, в Таити - 24, а в Доминиканской Республике с 1844 до 2014 гг. - 38.

Новый основной закон не всегда означал серьезные перемены, порой был связан с внесением лишь отдельных поправок, но в некоторых случаях знаменовал полноценную конституционную реформу.

Исследователями предложено много характеристик конституции:

  • юридическая и фактическая,
  • формальная и материальная,
  • гибкая и жесткая,
  • «живая»,
  • временная и постоянная,
  • кодифицированная,
  • консолидированная,
  • комбинированная и др. [3; 6; 8]

Под юридической конституцией государства понимается юридический документ (совокупность документов, а в отдельных случаях - иных норм) государства, который устанавливает основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина.

Фактическая конституция государства - это реально складывающиеся общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Они могут соответствовать тому, что предусмотрено в юридической конституции, а могут расходиться с ней. Это свойственно тоталитарным государствам: в тексты конституций могут быть включены самые передовые демократические положения, в том числе о правах человека, которые в действительности не реализуются.

Следовательно, в этой части юридическая конституция становится фиктивной. В таком понимании конституции, например, ее реформа приобретает неодинаковое значение. Она может закреплять действительные изменения, а может представлять собой лишь их видимость, по существу ничего не меняя, например, когда корректируется исключительно сами конституционные формулировки.

Думается, уместно сказать о том, что конституционная реформа связана с юридической конституцией, но новые нормы оказывают свое влияние и на реальный порядок, видоизменяя фактическую конституцию.

Под формальной конституцией французские юристы П.Амон и М.Тропе, по замечанию Т.Я.Хабриевой, понимают совокупность правил, принятых в форме конституции и изменяемых в особом порядке, совокупность положений, верховных по отношению к другим, и эта совокупность презюмируется как основная ценность для всех других норм [18].

Материальную конституцию они отличают от фактической. «Конституция в материальном смысле - совокупность правил, относящихся к организации государства» [18], причем с их точки зрения государство - это население, территория и власть.

Другие авторы материальной конституцией считают совокупность актов, которые не только являются по форме конституционными законами, но и по своему содержанию регулируют вопросы конституционного значения [10].

В юридической литературе различают, главным образом с точки зрения круга регулируемых отношений, инструментальные и социальные конституции.

Первые ограничиваются вопросами государственности и положениями об основных личных и политических правах граждан, вторые регулируют некоторые стороны общественного строя и содержат положения о социально-экономических правах человека и [10; 12.]

Хотелось бы упомянуть, что первый этап конституционного развития связан со становлением и утверждением капиталистического общества в странах Европы и Америки и с закреплением некоторых его основ в первых Конституциях (Франция, США и др.).

Принятие исторически первой конституционной модели - либерально-инструментальной конституции связано с утверждением капиталистического строя и закреплением в конституциях некоторых его основ.

Главное в них составляли положения о ликвидации федерального абсолютизма, признание естественных прав человека, введение элементов демократии (парламенты, ограниченное избирательное право, в одних странах - республиканская форма правления, в других - ограниченная монархия).

Соответственно, суть модели составляло регулирование групп отношений:

  • система органов власти,
  • права человека,
  • ограниченная демократия.

Отсутствовали элементы коллективистского характера (общественные объединения), не регулировались социально-экономические права [18].

Поскольку правовой институт, в том числе, и во Французском законодательстве - это совокупность и система однородных конституционно-правовых норм, сходных по своему содержанию, в пределах определенной отрасли права, можно выделить интересующий нас в данном случае институт основных прав человека, кроме того, институты гражданства, главы государства, правительства, конституционного контроля и др.

При этом ценностные ориентиры конституционных моделей ярко проявляются в подходах к конституционному статусу личности, выбор которого во многом определяет саму конституционную модель.

Специалисты отмечают, что можно выделить пять основных подходов к вопросу конституционного статуса личности: либерально-индивидуалистический, социалистический, мусульманский, существующий в обычном праве отдельных племен и складывающийся либерально-социальный [4; 5; 7; 9; 11; 13].

Эта классификация, разумеется, условна, но она дает общее представление о наиболее важных чертах указанных подходов.

Представляется важным, что именно либерально-индивидуалистический подход предполагает приоритет личности перед обществом и государством, личную свободу, выделяя естественные, неотчуждаемые права человека [18; 15; 14;16].

Неодинаковый характер конституционных положений обусловливает различные способы их воздействия на общественные отношения.

Конституция, следовательно, ее нормы могут применяться непосредственно либо путем издания других правовых актов, которые устанавливают порядок применения конституционных норм.

Согласно ст. 2 Конституции Франции 1958 г. девиз Республики – «Свобода, Равенство, Братство», а ее принцип - правление народа, народом и для народа. [18].

Конституционализация законодательства может требовать длительного времени, когда путем принятия нового законодательства и в практической деятельности происходит разностороннее оформление и утверждение измененного или нового конституционно-правового института.

Так, одной из важных составных частей конституционных преобразований институтов Пятой Республики во Франции в 2008 г. было предоставление физическим и юридическим лицам косвенного права (через другие высшие органы) обжаловать нарушения прав человека в Конституционный Совет. Однако обеспечение реализации этого права заняло некоторое время, и два года такой порядок не применялся. Соответствующий закон, установивший необходимые процедуры, был принят только в 2010 г.

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - предтеча современного конституционализма, являющая ещё и составной частью действующей Конституции Франции, добавив к ней преамбулу Конституции 1946 г., закрепляющую ряд социальных прав.

В конституционном законодательстве Франции содержатся ограничения прав личности, выраженные в общей форме: «...осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом» (ст. 4 Декларации); «Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу. Все, что не запрещено законом, то дозволено» (ст. 5 Декларации).

    Каковы же категории ценностей, закрепленные в Конституции Франции?

По мнению экспертов, можно отметить «приоритетные ценности» - ценности, ради которых могут ограничиваться иные ценности, в частности, таковыми являются:

  • безопасность общества и.
  • права других лиц, а также иные ценности, среди которых можно перечислить следующие:
  • право собственности,
  • защита семьи,
  • право на охрану здоровья,
  • право на социальное обеспечение,
  • равный доступ к образованию [1; 6; 8; 12; 16].

В гражданском обществе у граждан государства, по мнению И.А.Стародубцевой [16, с.31-33], правосознание основывается на следующих ценностях:

  1. свобода и безопасность личности как высшие ценности;
  2. понимание основных прав и свобод человека и гражданина и желание их реализовывать;
  3. осознание необходимости контроля государства со стороны общества;
  4. представление о социальных функциях государства.

Очень важную роль в формировании вышеназванных ценностей играют нормы конституции как основного закона, которые должны получить развитие в текущем законодательстве.

Как справедливо указывает И.А.Стародубцева [16, с.31-33], позитивным примером отражения таких ценностей на конституционном уровне является Декларация прав человека и гражданина 1789 г., являющаяся составной частью Конституции Французской Республики 1958 г.

В ней свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению признаются естественными и неотъемлемыми правами (ст. 2), дается определение свободы как возможности делать все, что не вредит другому (ст. 4), а закон может запрещать только те деяния, которые приносят вред обществу (ст. 5). Указанные нормы выполняют идеологическую функцию, воспитывающую граждан Франции «в духе» свободы [16, с.31-33].

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в Конституции Французской Республики содержится много норм, создающих основу для формирования гражданского общества и контроля за органами государственной власти.

Сформулированы они были еще в 1789 г. в Декларации прав человека и гражданина, которая в настоящее время является составной частью некодифицированной Конституции Французской Республики 1958 г.

Сравнительно-правовые исследования позволяют выявить позитивные аспекты правового регулирования общественных отношений в зарубежных странах и предложить возможность их использования для совершенствования законодательства России.

Формированию гражданского общества в России будет способствовать использование опыта конституционного регулирования предпосылок гражданского общества в Конституции Французской Республики путем закрепления в Конституции Российской Федерации и федеральных законах определения свободы как возможности делать все, что не вредит другому, обязанности государства гарантировать безопасность личности, права общества требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авакьян С.А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Национальная политика. 2001. N 4.
2. Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 3.
3. Алебастрова И.А. Возрастание роли конституционно-правового регулирования в эпохи экономических кризисов: закономерность или парадокс? // Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2013. N 1.
4. Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2.
5. Васильева Т.В. Некоторые размышления о защите интеллектуальных прав от узурпации третьими лицами (на примере России и Франции) // Закон. 2017. N 1.
6. Дерипаско Алексей Владимирович. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
7. Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 16.
8. Комаров В.Н. Конституционно-правовое закрепление основ экономической системы: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
9. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. М.: НОРМА. 2011.
10. Махник Д.И., Крысенкова Н.Б. Цомартова Ф.В. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей // Журнал российского права. 2014. N 8.
11. Михайлов С.В. Иерархия правовых ценностей // Современные гуманитарные исследования. 2010. N 3.
12. Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2011.
13. Середа М.Ю. Закрепление права на доступ в сеть Интернет в международно-правовых актах и законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2013. N 5.
14. Стародубцева И.А. Конституционно-правовая ответственность Правительства перед парламентом в России и Франции // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8/10.
15. Стародубцева И.А. Особенности конституционной системы "сдержек и противовесов" в России и Франции: от теории к развитию в законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3.
16. Стародубцева И.А. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации и Французской Республике // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 2.
17. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. N 7.
18. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН. 2016.
19. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 11.
20. Шустров Д.Г. Иерархия конституционных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6.



© 
Ж.М. Саркисян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru