viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

З.В. Апевалова,  (К.филос.н., доцент, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена», координатор международных отношений МОО «Федерация женщин с университетским образованием»)

К.И. Булкина,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»)

А.А. Семенова,  (К.соц.н., доцент, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»)

Серия «Экономика и Право» # АПРЕЛЬ  2017

Человеческий капитал
Данная статья посвящена раскрытию вопросов воспроизводства человеческого капитала в условиях учреждений высшего образования. Немаловажную роль в эффективном воспроизводстве человеческого капитала в данной сфере играет доступность образования для способных абитуриентов, демонстрирующих хорошие данные обучаемости и способности в той области знаний, которую они выбирают в качестве будущей профессии. В то же время различные препятствия субъективного характера, неравенство возможностей абитуриентов и обучающихся – представителей различных национальных и этнических групп [1], гендерное неравенство, а также материальные барьеры провоцируют возникновение процессов деградации в воспроизводстве человеческого капитала. Поэтому представляется особенно важным поиск эффективных решений данных вопросов на этапе разработки образовательной политики высших учебных заведений.

Ключевые слова: Человеческий капитал, доступность образования, технологии воспроизводства человеческого капитала.

 

Изменения в экономическом укладе хозяйствования, трансформации в технологиях, усиление конкуренции на рынках всех уровней и отраслей приводят к необходимости обеспечения эффективного процесса производства и сопровождаются ужесточением требований со стороны работодателей к квалификации трудовых ресурсов. Обеспечение соответствия этим требованиям достигается благодаря высокому уровню подготовки специалиста, а также за счет развития специфических профессиональных качеств.

Многими специалистами отмечается, что процессы динамичного развития и быстрого обновления технологий вызывают существенные общественные преобразования, приводят к изменению места и роли трудовых кадров в общественно-воспроизводственной системе. Цивилизованные экономически развитые страны все больше внимания уделяют производительным силам. При этом все больше ценится человек, уровень его образования, навыки, личностные характеристики, готовность к саморазвитию. В связи с этим, происходят существенные перемены и в системе воспроизводства человеческого капитала, в накоплении и эффективном использовании кадровых ресурсов в различных сферах общественного развития.

Поскольку понятие человеческого капитала трактуют достаточно широко и включают в его интерпретацию и совокупность личностных качеств, и основные мировоззренческие установки, и ценностные ориентации, и знания, которые, которые могут оказать существенное влияние на результаты трудовой деятельности, то и понятие воспроизводства человеческого капитала оказывается тесным образом связано с  большим объемом явлений из разных сфер общественной жизни.

Поэтому многие специалисты, изучающие сферу высшего образования как особую области воспроизводства человеческого капитала, включают в состав этого понятия не только личностные свойства человека, но и социальный капитал, воплощённый в отношениях между людьми. Всемирный банк, который является одним из инициаторов создания системы оценки качества высшего образования, предпочитает проводить разделение между социальным и человеческим капиталом, определяя их как отдельные элементы мирового богатства, воплощённые в совокупных человеческих ресурсах.

Концептуальные основы интерпретации человеческого капитала как элемента национального капитала начиная с 70-х гг. XX века заложили такие ученые, как: Й. Бен-Порат, Б. Вейсброд, Э. Долан, Д. Минцер , Т. Стоуньер, Т. Шульц и др. Внес существенный вклад в фундаментальное обоснование теории человеческого капитала C. Кузнец, который по данной теме получил Нобелевскую премию в начале 70-х годов. Сегодня фундаментальные работы в этой области, претендующие на междисциплинарных охват проблемы развиваются такими учеными, как: Thomas O. Davenport, Bradley W. Hall, Patrick H. Sullivan и др. Большинство данных трудов не переведено на русский язык.

За рубежом теория человеческого капитала активно развивалась в русле изучения вопросов управления знаниями (интеллектуального или знаниевого капитала организаций, позже – более широкого понятия – экономики знаний). В  частности, данные вопросы рассматривали: Э. Брукинг, Дж. Кендрик, Т. Стюарт, С. Фишер, Л. Эдвинссон и др.

Самое масштабное направление, представленное учеными, занимающимися изучением макроэкономических показателей человеческого капитала, труды которых пока не переведены на русский язык, сегодня составляют: ученые Стэндфордского университета: (Andreas Savvides, Thanasis Stengos), представители Оксфордского университета (Dennis C. Carey, Dayton Ogden), ученые из Кембриджского университета (Nan Lin, Christiaan Grootaert, Thierry Van Bastelaer), а также американские исследователи из различных институтов: Lionel J. Beaulieu, David Mulkey.

Среди переведенных на русский язык трудов важно отметить работы К. Б. Маллигана и Х. С. Мартина, а также многочисленные аналитические труды представителей Всемирного банка, которые анализируют возможности расчета национального человеческого капитала с помощью индексов, а это, в свою очередь, делает возможным составление рейтингов национальных экономик с учетом вклада человеческого капитала и в контексте анализа инновационных процессов.

Но всё же основное количество трудов в сфере изучения человеческого капитала посвящено проблемам структурирования, развития и воспроизводства человеческого капитала. В качестве элементов, которые определяют структуру человеческого капитала, по версии Всемирного банка, можно выделить:

  • капитал здоровья и здорового образа жизни (а более широко – качества жизни);
  • научный и инновационный капитал (инновации, научно-исследовательские работы, НИР);
  • капитал образования (навыки, знания, умения);
  • капитал повышения квалификации в процессе трудовой деятельности (квалификация, навыки, опыт профессиональной деятельности);
  • капитал культуры (воспитание, самовоспитание, саморазвитие);
  • владение экономически значимой информацией (знание о состоянии рынков, цен, доходов);
  • капитал мобильности работников (трудовой миграции);
  • мотивация трудовой деятельности [2].

    Воспроизводство человеческого капитала – это циклический процесс постоянного производства человеческого капитала, куда включаются процессы формирования качеств людей, необходимых для осуществления им трудовой деятельности, и процессы последующего использования организациями сформированных производительных навыков, умений и приобретенных знаний своих сотрудников.

Таким образом, мы можем определить несколько этапов в воспроизводстве человеческого капитала:

  1. формирование знаний, умений и навыков для осуществления трудовой деятельности (приобретение необходимого уровня образования, совершенствование профессиональных навыков) – этот уровень воспроизводства и реализуется на уровне высшего учебного заведения,
  2. реализация сформированных способностей в экономической, политической и культурной деятельности. Использование человеческого капитала на этом этапе можно определить как процесс, связанный с реализацией в различных видах трудовой деятельности накопленного образовательного потенциала граждан страны, который приводит к как росту государственного и общественного благосостояния, так и увеличению производительности труда и заработной платы индивидуумов.

Формирование человеческого капитала интерпретируют как процесс создания трудовых (экономических, производительных) способностей человека путем осуществления инвестиций в образование, переподготовку и повышение квалификации, в культуру, в систему охраны здоровья. Процесс формирования капитала рассматривается с основных двух позиций: с одной стороны, акцент делается на различные формы жизнедеятельности (сферу культуры, образование, здравоохранение, промышленность) путем предоставления этими отраслями продуктов и услуг, направленных на накопление способностей к труду у человека. С другой стороны, данный процесс трактуется как деятельность людей, которая направлена на накопление знаний, умений и навыков, и воспроизводящаяся на протяжении всей жизни за счет привлечения инвестиций. Исследователями человеческого капитала подчеркивается, что процесс формирования капитала осуществляется в период активной трудовой деятельности в основном в сфере образования и воспитания.

Как отмечается К.А. Устиновой, «в общем виде в жизненном цикле человеческого капитала можно выделить как минимум две стадии, на одной из которых он формируется (инвестиционный период), а другая связана с его использованием.

Поскольку его формирование представляет собой долгосрочный стратегический процесс накопления производительных способностей человека, продолжающийся в течение всей его жизни, можно выделить несколько этапов этого процесса» [3]:

  1. этап накопления потенциала здоровья, приобретения базовых знаний, умений и навыков, социализации личности (воспитание в детском саду, обучение средне школе, доп/образование детей);
  2. этап получения профессиональных знаний путем обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  3. этап формирования профессиональной квалификации, совершенствование профессиональных и личностных компетенций, максимальная отдача от инвестиций в человеческий капитал [4];
  4. этап снижения общественной, профессиональной и творческой активности, утраты некоторых трудовых навыков и компетенций. Этот этап, как правило, совпадает по времени с выходом на пенсию.

Важно отметить, что на каждом из этапов формирования человеческого капитала осуществляются инвестиции: самим человеком, его семьей, предприятиями, государством. Так, например, на уровне вуза во вложении средств в данный процесс участвуют преимущественно семья и государство.

Когда человек устраивается на работу, организация также становится источником вложений в накопление специфического человеческого капитала. На следующем этапе, когда процент работающих людей становится меньше, да и интенсивность трудовой активности уже не столь высока, величина вкладываемых организацией средств со стороны предприятий снижается, и вновь становится необходимым активное участие государства и населения в поддержании жизнедеятельности личности.

Существует большое количество классификаций групп факторов, оказывающих влияние на формирования человеческого капитала в условиях вуза. Так, одна из классификаций была составлена Е.А. Боровских,  а впоследствии адаптирована авторами настоящей статьи для презентации факторов, оказывающих влияние на процесс трансформации человеческого капитала в системе высшего образования.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Публикация материалов, представленных в статье, и социологическое исследование мнений студенток российских вузов относительно доступности образования поддержаны средствами государственной поддержки, выделенными в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России
2. Цапенко И.В., Миронова Д.Д. Человеческий капитал и инновационные факторы его развития // Инженерный вестник Дона. №2. 2012
3. Устинова К.А. Типологизация факторов, влияющих на воспроизводство человеческого капитала // Вопросы образования. № 6. 2015
4. Савин О.И., Апевалова З.В., Галкина Е.А., Емельянова А.С., Колтакова Е.В., Лях В.И., Пашканг Н.Н. Достижение стратегических задач как способ разрешения вызовов и системных напряжений высшего образования в России // Стратегии и тенденции современного образования. 2015. № 2. С. 24-28
5. Чернейко Д.С. Прогноз воспроизводства человеческого капитала. URL:http://www.chelt.ru/2001/3/ cherneiko_3.html
6. Семенова А.А. Общественная экспертиза обеспечения доступности высшего образования в Российской Федерации // Менеджмент XXI века. Драйверы социально-экономического развития Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Издательство: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 215-217
7. Булкина К.И. Доступность высшего образования для представительниц разных этнических групп и регионах России // Менеджмент XXI века. Драйверы социально-экономического развития Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Издательство: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. C. 229-231



© 
З.В. Апевалова, К.И. Булкина, А.А. Семенова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru