levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.В. Озерова,  (Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы РАНХиГС, г. Владимир)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2016
Концепция COSO
    В статье проведено исследование взаимодействия компонентов, принципов и пунктов (фокусов) особого внимания в качестве критериев для оценки результативности и эффективности системы внутреннего контроля организации на основе алгоритма оценки и схемы взаимодействия составляющих системы.

Ключевые слова: Концепция COSO, система внутреннего контроля, компоненты, принципы, оценка.

 

Проблема оценки эффективности внутреннего контроля организации становится все более значимой в условиях сегодняшнего циклического кризиса и как следствие, тенденции к трансформации деятельности российских компаний в ответ на современные вызовы и угрозы. Использование подходов и принципов COSO в построении и функционировании эффективной системы контроля все большим количеством игроков на конкурентных рынках делает актуальной рассматриваемую проблему.

Оценка эффективности представляет научный и практический интерес, поскольку эффективная система внутреннего контроля дает разумную уверенность в достижении целей и задач организации в области операционной деятельности, внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности, соответствия законодательным и нормативным требованиям.

В результате исследования высказана точка зрения автора о возможности адаптации системы внутреннего контроля (далее по тексту СВК) по Концепции COSO к условиям деятельности каждой организации и перспективах применения таких подходов к оценке СВК в российских компаниях.

В Кодексе корпоративного управления Российской Федерации сказано о том, что эффективно функционирующая система управления рисками и внутреннего контроля направлена «на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед обществом целей» и подразумевает построение ее на операционном и организационном уровнях.

Вместе с тем, нормативно – правовые документы, дающие единое определение результативности и эффективности внутреннего контроля, а также регламентирующие методику оценки его эффективности в Российской Федерации отсутствуют.

Не дано четкого и конкретного определения результативности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля и авторами Концепции COSO.

Вопросу выработки научных подходов к оценке результативности и эффективности внутреннего контроля уделяли внимание в своих работах российские ученые В.В. Бурцев, В.И. Горло, М.А. Назарова, В. Н. Дейнега,  Т.Ю. Серебрякова.

Как совокупную «результативность отдельных элементов системы внутреннего контроля, полученную на основе эмпирических оценок и несложных расчетов» определяет показатель результативности В.В. Бурцев.

В.И. Горло определяет результативность как разницу «между прогнозируемыми убытками до и после прогнозируемого воздействия системы внутреннего контроля… Эффективность системы внутреннего контроля определяется с помощью экономии потерь, возникающей в связи с функционированием системы контроля».

В российском стандарте ГОСТ Р ISO 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» эти термины, относящиеся к результатам формулируются следующим образом:  «3.7.10 Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. 3.7.11 результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов».

Мне ближе точка зрения Т. Ю. Серебряковой, которая считает «наиболее надежным способом определения эффективности контроля аналитические процедуры в виде тестирования по отдельным вопросам построения аналитических обзоров специальных показателей, характеризующих эффективность внутреннего контроля».

Такой подход к оценке эффективности контроля близок к позиции, сформулированной в Концепции COSO, согласно которой систематически проводимая оценка результативности и эффективности системы контроля, основанная на требованиях и правилах, установленных в ней, является неотъемлемой частью процесса внутреннего контроля организации.

Построенная на основе Концепции COSO система контроля снижает до приемлемого уровня риск не достижения целей и задач организации, а ее оценка позволяет составить мнение руководства о том, существуют ли и применяются ли каждый из пяти компонентов и семнадцати принципов системы, а также подтверждает взаимодействие пяти компонентов между собой на всесторонней основе.

Воспользуемся в качестве основы для документирования оценки результативности и эффективности системы внутреннего контроля шаблонами (templates) COSO, которые содержат оценку по принципам (Principle Evaluation), по компонентам (Component Evaluation), сводный обзор недостатков (Summary of Deficiencies) и общую оценку системы внутреннего контроля (Overall Assessment of a System of Internal Control).  

Заложенный в COSO алгоритм оценки системы внутреннего контроля посредством составления отчета на основе шаблонов (Ш. №1-4) может быть отображен в виде схемы на рис. 1:

Концепция COSO

Рис. 1 Схема оценки системы внутреннего контроля.

где:   Ш. 1 – это Общая оценка СВК (шаблон)
Ш. 2 – это Оценка по компонентам
Ш. 3 – это Оценка по принципам
Ш. 4 – это Сводный анализ несоответствий

В процессе оценки системы контроля по принципам рассматриваются меры по контролю, влияющие непосредственно на принцип, а также подводятся итоги по анализу со стороны руководства о том, каждый ли компонент и соответствующий ему принцип существует и применяется. При этом несоответствия внутреннего контроля выявляются одновременно с определением первоначальной степени серьезности такого несоответствия.

На следующем этапе оценки СВК по компонентам кратко формулируется решение руководства о том, существует ли и применяется ли каждый компонент и соответствующие ему принципы. Здесь же рассматривается консолидация результатов оценок принципов и компонентов и на этой основе производится переоценка степени существенности несоответствий внутреннего контроля, учитывая, влияют ли мероприятия по контролю на другие принципы внутри компонента и между ними, компенсируя несоответствие.

Дальнейший этап процесса оценки - общая оценка результативности и эффективности внутреннего контроля, которая включает в себя рассмотрение консолидации результатов оценок компонентов и суждение о том, взаимодействуют ли компоненты на всесторонней основе, а также отвечает на вопрос: складываются ли несоответствия (deficiencies) внутреннего контроля в значительное несоответствие (major deficiency).

Далее все установленные несоответствия системы внутреннего контроля обобщаются и анализируются надлежащим образом в четвертом шаблоне.

Шаблоны не отражают ни выбор руководства и применение мер по контролю с целью оказания влияния на принципы, ни определение области, природы, сроков и степени оценки таких мер контроля, встроенных в компоненты.

Эти отчеты предназначены только для представления итоговых результатов оценки. Они не являются неотъемлемой частью Концепции и не могут рассматривать все вопросы, которые необходимо учесть при оценке системы внутреннего контроля.

Такая форма представления информации также не отражает предпочтительный метод проведения и документирования оценки.

Цель шаблонов ограничена отражением одного из возможных процессов оценки, основанного на требованиях к эффективному внутреннему контролю.

Повысить качество оценки поможет более четкое представление о механизмах взаимодействия составляющих элементов системы.

Наглядное представление о взаимосвязях компонентов и принципов в качестве критериев оценки системы дает схема их взаимодействия на рис. 2, которую мы рассмотрим далее, где:

СВК – система внутреннего контроля организации
КС – Контрольная среда организации
ОР – Оценка рисков организации
КП – Контрольные процедуры
ИиК – Информация и коммуникация
М – Мониторинг
П 1-17 Принципы с 1 по 17
ПОВ 1-77 - особые характеристики принципов, называемые пункты особого внимания (Points of Focus) с 1 по 77
Ш 1-4 Шаблоны оценки СВК с первого по четвертый
Н - Несоответствия

Концепция COSO

Рис. 2 Схема взаимодействия компонентов, принципов и пунктов особого внимания в качестве критериев оценки системы внутреннего контроля организации.

Схема показывает, что каждый из пяти интегрированных компонентов системы выстроен, функционирует и оценивается на основе своих, определенных принципов, представляющих фундаментальные основы, связанные с каждым из компонентов. 

Например, компонент «Контрольная среда» поддерживают первые пять из существующих семнадцати принципов, компонент «Оценка рисков» - следующие четыре и так далее.

Для более полного представления о характере взаимодействия компонентов и принципов, рассмотрим подробно оценку компонента «Контрольная среда» на основе поддерживающих и представляющие основу для оценки его результативности и эффективности принципов первого, второго, третьего, четвертого и пятого.

  • Принцип 1 – Организация демонстрирует приверженность принципам честности и этическим нормам.
  • Принцип 2 – Совет директоров демонстрирует независимость от руководства и осуществляет надзор за функционированием и развитием системы внутреннего контроля
  • Принцип 3 – Руководство, под надзором Совета директоров, устанавливает структуру, порядок подчиненности, а также соответствующие полномочия и ответственность в достижении целей и задач.
  • Принцип 4 – Организация демонстрирует готовность привлекать, развивать и сохранять компетентных специалистов сообразно целям и задачам.
  • Принцип 5 – Организация возлагает ответственность на сотрудников за выполнение их обязанностей по внутреннему контролю в достижении целей и задач.

В случае если каждый из пяти названных выше принципов существует, применяется и взаимодействует с другими на всесторонней основе, это означает, что существует и применяется в целом компонент «Контрольная среда».

Напротив, если имеет место наличие несоответствия внутреннего контроля относительно любого из этих принципов и степень несоответствия носит серьезный характер, это оказывает существенное негативное влияние на оценку результативности и эффективности системы внутреннего контроля организации.  

В свою очередь, критерием для формирования решения руководства о том, существует ли и применяется ли соответствующий принцип, служат важные характеристики принципов, именуемые Points of Focus, что в переводе на русский означает пункты (фокусы) особого внимания. 

Терминология в отношении характеристик принципов в русском языке пока не устоялась, поэтому для целей нашей статьи этот критерий оценки будем именовать кратко ПОВ.

В качестве примера рассмотрим оценку первого принципа компонента «Контрольная среда», демонстрирующего приверженность организации честности и этическим нормам. 

В этом случае COSO рекомендует особое внимание обращать на четыре основных ПОВа:

  • подачу примера сверху – показ Советом директоров и руководством на всех уровнях организации важности честности и этических ценностей для поддержания функционирования системы внутреннего контроля;
  • установку правил поведения – ожидания Совета директоров и высшего руководства касательно честности и этических норм определены в «Правилах поведения» организации. Эти правила усвоены на всех уровнях организации, а также сторонними поставщиками услуг и партнерами;
  • оценку соблюдения правил поведения – внедрение процессов оценки соблюдения сотрудниками и структурными подразделениями (службами, отделами, цехами) ожидаемых норм поведения структурной единицы (организации);
  • своевременное рассмотрение отклонений – своевременное определение и последовательное устранение отклонения от ожидаемых норм поведения структурной единицы (организации).

Далее, таким же образом, следует оценить оставшиеся четыре принципа из пяти, поддерживающих этот компонент на основе присущих им шестнадцати ПОВов. 

В случае если каждый из двадцати пунктов особого внимания, по которым оцениваются первые пять принципов, формирующих компонент «Контрольная среда» существует, применяется и взаимодействует с другими на всесторонней основе, это означает, что существует и применяется в целом компонент «Контрольная среда».

Этот же подход к оценке и последовательность ее проведения используется и в отношении всех остальных компонентов и принципов системы внутреннего контроля. 

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что при разработке качественной модели внутреннего контроля необходимо учитывать, что процесс оценки такой системы строится на определенных правилах, подходах, критериях и имеет строго регламентированную последовательность действий (алгоритм).
В свою очередь, высокая степень проработанности методологии оценки внутреннего контроля на основе Концепции COSO свидетельствует об универсальности такой методологии, возможности адаптации системы под среду каждой организации и перспективах применения таких подходов к оценке результативности и эффективности контроля в российских компаниях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вестник Банка России. М.: Прайм, 2014. №40 (1518). 47 с.
2. В.В. Бурцев. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения. Менеджмент в России и за рубежом. М.: Финпресс, 2002. №4. 38-50 с.
3. Горло В.И. Использование математических моделей при оценке эффективности системы внутреннего контроля. Экономический анализ: теория и практика. М.: Финансы и кредит, 2007. №4, 58 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2015. 46-47 с.
5. Серебрякова Т.Ю. К вопросу об оценке эффективности внутреннего контроля потребительского общества. Современные проблемы науки и образования. М.: Академия естествознания, 2013. №5, 453 с.


©  Е.В. Озерова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru