levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Э.Н. Гендеев,  (Подполковник полиции, слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России)

Серия «Экономика и Право» # ЯНВАРЬ 2016
Административный
    Вопросы пресечения административных правонарушений, профилактики правонарушений и правового воспитания детей для любого государства ныне проблематичны. И деятельность подразделений полиции по делам несовершеннолетних (ПДН) МВД России актуальна. В действительности, ныне вопросы правоприменительной деятельности по существу недопустимо без совершенствования не только федеральных нормативных правовых актов. Но и непосредственно и приказов МВД России, которые регламентируют деятельность весьма значимых служб и подразделений данного ведомства. Тем более, на 2014 год под учётных несовершеннолетних составило 187 тыс. детей, - а в 2013 году количество преступлений составляло свыше 60 тыс. А что же касается административных правонарушений, то они составляют на много выше. И с учетом этих и других социальных факторов ныне целесообразнее пересмотреть организационные вопросы (нормотворческие), в области направления деятельности подразделений органов внутренних дел, которые непосредственно имеют отношения, к вопросам пресечения противоправных действий детей и их законных представителей.

Ключевые слова: Административный, безопасность, воспитание, государство, грамотность, дети, закон, КоАП РФ, ОВД, правосознание, правонарушение, правовое, право применение, юридическое.

 

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних осуществляется в соответствии с требованиями Конституцией РФ [1], Федерального закона «О полиции»[2] Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[3] и ведомственными нормативными правовыми актами (далее – НПА) МВД России [4].

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, являясь сотрудниками полиции в системе органов внутренних дел (далее – ПДН), выполняют задачи, возложенные на полицию, в том числе по производству дел об административном правонарушении.

В большинстве своем случаев сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (далее – ПДН) органов внутренних дел (далее – ОВД) при исполнении своих служебных обязанностей проводят мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, а также их профилактике, связанные с несовершеннолетними.

Согласно, Перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), утвержденного приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 на сотрудников ПДН возложены полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении и административному задержанию. Здесь необходимо отметить, что данным приказом МВД России возлагаются полномочия, не только на сотрудников ПДН территориальных органов МВД России районного и городского уровня, но и на сотрудников территориальных ОВД по субъектам РФ, центрального аппарата МВД России, курирующих, анализирующих и организующих деятельность ПДН. И НПА способствует выполнить требования ФЗ «О полиции» и требований КоАП РФ [5].

И так, в соответствии с названным Перечнем сотрудники ПДН уполномочены составлять протокол об административном правонарушении, по статье 5.35-5.37, 6.8, 6.9, 6.10-6.12, 6.16.1, 6.20, 6.21, 6.23, 6.24, 7.17, 7.27, 7.27.1, части 1, 3 и 5 ст. 11.1, части 3 и 4 ст. 11.3, статьи 11.17, 13.24, 14.2, ч. 1 ст. 14.3.1, ст. 14.15 (в части нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), часть 2.1 ст. 14.16, часть 2 ст. 14.53, статьи 17.7, 17.9, 18.8, части 1-3 ст. 18.9, часть 1 ст. 19.3, статьи 19.6, 19.7, 19.13, 19.15-19.17, 19.35-19.37, 20.1, 20.2.2, 20.3, 20.20-20.22, части 1 и 5 ст. 20.25 КоАП РФ.

В данном случае, при рассмотрении деятельности сотрудников ПДН в производстве дел об административном правонарушении целесообразно рассмотреть само понятие. И как показывает научная литература, многие ученные административисты давали понятие, но более широкое понятие, не нарушая требований КоАП РФ, в настоящее время дано ученными в области административного права России. Это мы видим в трудах А.С. Дугенца, Л.Л. Попова, Ф.П. Васильева, Ю.И. Мигачева, Н.В. Румянцев и др.

Исходя из характеризующих признаков и специфических особенностей они считают, что производство по делу об административном правонарушении - это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность уполномоченных лиц, по возбуждению, расследованию дел об административных правонарушениях, а также применению к виновным правовых мер, осуществляемые в особом административно-процессуальном порядке. Притом они направлены на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого факта, которые требуют разрешения их в соответствии с законом. В последующем обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению этих правонарушений [6,с. 477].

Производство по делам об административных правонарушениях, как и любой другой вид правоприменительного процесса, обладает собственной стадийностью. И в данном случае также, ученые и практики определяли разное количество стадий при производстве дел об административном правонарушении. Одной из этих причин увеличения количества стадий обусловлено тем, что они пытались разделить одну из стадий на две. Как пример – из стадии рассмотрения дела выделяли стадию принятия решения по нему, либо стадию пересмотр постановлений и решений по делу, разделяли на стадии обжалования и опротестования [6,с. 504].

В нашем же случае количество стадий при производстве дел об административном правонарушении также продолжают иметь свою актуальность. Но в данный момент, наверное, целесообразно применять наличие пяти стадий: возбуждение дела (составление протокола на месте); проведения административного расследования (или без таковое) рассмотрение дела; пересмотр постановления (решения) о назначении административного наказания; исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания [19, с40; 6, с.505]. Но в отношении, несовершеннолетних и их законных представителей (воспитателей, опекунов) не целесообразно применения мер на месте, т.е. обязательность проведения административного расследования. При этом, здесь же может присутствовать отдельная стадия - направление материалов (дела) на комиссию по делам несовершеннолетних (.т. е. коллегиальный орган).

Сотрудники ПДН при производстве дел об административных правонарушениях в своей деятельности не во всех стадиях принимают участие. Соответственно осуществляют два из трех видов производства: общее производство (обычный порядок) и особое [6, c.506].

Как, например, сотрудники ПДН единолично не выносят процессуальные решения о назначении административного наказания, в отличие от сотрудников полиции замещающие должность, например старшего участкового уполномоченного полиции (УУП), участкового уполномоченного полиции, сотрудников подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые согласно статьи 23.3 КоАП РФ уполномочены рассматривать, то есть выносить постановления (решения) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в виде предупреждения или штрафа.

Сотрудники ПДН выносят постановление о возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по административным правонарушениям, связанным с реализацией алкогольной продукции несовершеннолетнему, так как проведение расследования необходимо для проведения экспертиз.

В большинстве случаев сотрудники ПДН при производстве дел об административном правонарушении составляют протокол об административном правонарушении, в течение 2х суток с момента обнаружения факта административного правонарушения, что регламентировано частями 1 и 2 ст. 28.5. КоАП РФ, где закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно, либо в срок до двух суток, в случае если требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Таким образом, сотрудники ПДН осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством РФ, но не на всех её стадиях.

Вместе с тем, как показывает практика сотрудники (полиции) органов внутренних дел, замещающие должность в подразделении по делам несовершеннолетних, при выявлении факта административного правонарушения предусмотренного частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ, по итогам производства дела об административном правонарушении составляют административный протокол. В соответствии с требованиями ст. 23.2 КоАП РФ уполномочены рассматривать их Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Постановление Правительства России от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». СЗ РФ 1.11.2013 № 45 ст. 5829.). Указанные комиссии создаются в органах местного самоуправления. В большинстве своем случаев, лицо привлеченное к административной ответственности (родитель, либо законный представитель) с инкриминируемым им деянием согласен и обжаловать его намерений не имеет, однако явиться на заседание Комиссии также не может, причины в большинстве своем случаев действительно адекватны.

Таким образом, целесообразно внести изменения и дополнения в часть 1, пункты 1, 2 и 9 части 2 ст. 23.3 КоАП РФ, в части рассмотрения протоколов, об административном правонарушении предусмотренного частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в исключительных случаях.

Вместе с тем, в деятельности сотрудников полиции ПДН ОВД РФ присутствуют специфические особенности в области правоприменительной деятельности (профилактики) – это как пресечение административных правонарушений и вопросы правового воспитания (развития правосознания). Эти выводы позволяют сделать проведенный анализ различных источников в данной области. Так, они имеются в суждениях ученых и практиков, Н.Ф. Бережковой [10], Л.М. Ореховой, Ф.П. Васильева, А.С., Лятифовой и др. Тем более Президент России требует о необходимости развития правового воспитания граждан еще в дошкольных образовательных организациях и эти факторы должны реализовываться именно подразделениями ПДН России. Тем самым, если МВД России до настоящего времени не издает собственную ведомственную концепцию (как рекомендуют вышеназванные авторы), то целесообразнее издать МВД России (или дополнить отдельным разделом в названный приказ МВД России, регламентирующее деятельности ПДН полиции) приказ о деятельности сотрудников полиции ПДН в области правового воспитания и развития правового сознании несовершеннолетних. Это позволит обеспечить более качественную работу не только в области пресечения правонарушений (реализации норм КоАП РФ и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») среди детей (в школах и иных образовательных организациях), но их развития правовой культуры и патриотического воспитания. А патриотическое воспитание, думается также направлять во взаимосвязи с требованиями Распоряжения Президента России «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом России 28 апреля 2011 г. Пр-1168).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» (от 15.09.2015).
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2015).
4. Приказ МВД России от 19.01.2015 № 31 дсп «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия сотрудников ОВД РФ по предупреждению безнадзорности и правонарушению несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов».
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
6. Административное право России, учебник для студентов и вызов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 759 с.
7. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф. Васильев Ф.П., (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.
8. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.
9. Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Анохина С.Ю., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан// Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.
10. Васильев Ф.П., Демидов Ю.Н., Кубышко В.Л., Свинарев В.В., Герасимов В.Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учебное пособие / Предисловие В.Я. Кикотя. Чебоксары: «Новое время». 2009. 592 с.
11. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015. - 583 с. - (Серия «Научные издания для юристов»).
12. Васильев Ф.П. Понятие и сущность доказательств в административном процессе // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2006 № 9. - С. 68-79.
13. Васильев Ф.П. Доказывание по делу об административном правонарушении при привлечении законного представителя несовершеннолетнего // Конституционное законодательство: проблемы совершенствования и тенденция развития: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Чебоксары, 2004. (11 с.).
14. Васильев Ф.П. Проблемы доказывания по делу об административном правонарушении при привлечении к ответственности законного представителя несовершеннолетнего. / Государственный Совет Чувашской Республики Совет ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики. Чебоксарский кооперативный институт ОУ ВПО «Московский университет потребительской кооперации». Конституционное законодательство: проблемы совершенствования и тенденции развития. Межрегиональная научно-практическая конференция 22 мая 2004 г. Чебоксары. С. 40-50.
15. Васильев Ф.П. Классификация доказательств по делу об административном правонарушении// Служебно-экономическая преступность и коррупция: теория, практика и законодательная регламентация: Сборник научных трудов. М., 2004. С. 212-216.
16. Васильев Ф.П. Особенности реализации конституционных принципов при привлечении к административной ответственности физических лиц // Актуальные вопросы криминологической профилактики преступлений (проблемы законодательной регламентации и практики): Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Чебоксары, 2004. С. 87-103.
17. Васильев Ф.П. Доказывание на стадии возбуждения дела об административном правонарушении: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2004. 203 с.
18. Лятифова Т.С. Новый порядок деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в системе МВД России Алтайский юридический вестник. 2013. № 3. С. 54-61
19. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственной концепции о развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России. Закон и право. 2014. № 10. С. 75-79.
20. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/под ред. В.В.Гордиенко, А.В. Семенистый, А.Г. Николаев, Ф.П. Васильев, А.Н. Гугунский, и др. – М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 463с.


©  Э.Н. Гендеев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru