levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

М.Ю. Митрофанова,  (К.эк.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары)

Э.Н. Рябинина,  (К.эк.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары)

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ 2016
Республиканский бюджет
    Настоящая статья посвящена выявлению направлений повышения собственных доходов республиканского бюджета. В работе был проведен экономико-статистический анализ основных финансовых показателей деятельности организаций в Чувашской Республике и Российской Федерации. Подробно представлена в динамике структура налоговых поступлений республиканского бюджета. Выводы и предложения позволили авторам выявить основные тенденции достижения сбалансированности бюджета республики и снижения его дефицита.

Ключевые слова: Республиканский бюджет, собственные доходы, сбалансированность бюджета, сальдированный финансовый результат, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность.

 

Существенные отличия субъектов Российской Федерации по природно-климатическим условиям, отраслевой специфике и принадлежности, в наличии сырьевой и ресурсной базы, уровню социально-экономического развития и других факторов позволяет выделить в их составе регионы-доноры и дотационные регионы.

Чувашская Республика по вышеперечисленным факторам является дотационным регионом - по уровню расчетной доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объеме республиканских доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики этот показатель в 2015 году составлял 41%, в 2016 году планируется сокращение бюджетного дефицита и величина данного показателя должна составить 30,6%.  Это связано с решеним проблемы необходимости обеспечения сбалансированности бюджета Чувашской Республики.

Решение проблем формирования бюджета Чувашской Республики нельзя рассматривать  изолированно от единой финансовой системы страны. В своем Послании парламенту  президент РФ В. Путин отметил: «Нужно добиться сбалансированности бюджета. Это, конечно, не самоцель, а важнейшие условия макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны. Напомню, по итогам исполнения федерального бюджета 2016 г его дефицит не должен превышать 3%, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых».

В проекте бюджета Чувашской Республики на 2016 год отражены цели и задачи, стоящие перед бюджетной системой страны – сбалансированность бюджета, снижение инфляции, повышение инвестиционной привлекательности, обеспечивающей экономический рост региона. В нем на 2016 год предусмотрено наряду с сокращением доходов (89,3% к 2015 году) и сокращение расходов (86,4% к 2015 году) Размер бюджетного дефицита при этом будет составлять 59,2% к уровню 2015 года.  Однако, структура доходной части  проекта республиканского бюджета свидетельствует об увеличении доли собственных доходов в общем объеме доходов (с 59% до 69,4%). Рост доходной части возможен, главным образом, за счет увеличения налоговых поступлений.

По данным Министерства финансов  Чувашской Республики, в 2015 году налоговые поступления сохранились на прежнем уровне. Темпы роста поступления налога на прибыль к 2014 году составили 108,3% (при снижении количества представленных налоговых деклараций), темпы роста поступлений по налогу,  взимаемому по упрощенной системе налогообложения, составили 114,7%, что является свидетельством повышения эффективности деятельности малых и средних предприятий.

Проведем анализ основных финансовых показателей деятельности организаций Чувашской Республики в сравнении с Российской  Федерацией (табл.1.). Главный из них  –  сальдированный финансовый результат (прибыль  минус убыток), характеризующий эффективность производства и являющийся одним из основных источников  собственных доходов бюджета.

Таблица 1.

Основные финансовые показатели деятельности организаций Чувашской Республики и Российской Федерации.


Показатель


2012 г.


2013 г.


Темп роста, %


2014 г.


Темп роста в %


Соотношение темпов
роста ЧР и  РФ

ЧР

РФ

ЧР

РФ

ЧР

РФ

ЧР *

РФ

ЧР

РФ

2013

2014

1. Сальдированный финансовый результат
(прибыль-убыток), млн р.
В том числе по основным видам экономической деятельности:

- обрабатывающие производства
- сельское хозяйство
- строительство
- транспорт и связь


10548,0


8089,8 382,6
639,0
31,0


7824000


1851863,5 76457,6
72553,7
599326,0


2458,2


705,8

308,7
1398,8
33,3


6854000


1203457,8

80470,7
64857,9
661355,8


23,3


8,7

80,7
218,9
107,4


87,6


65,0

105,2
89,4
110,3


1319,1


-1090,7

1104,8
568,3
515,4


4347000


297583,7

25598,7
-16408,9
128775,4


53,7


-

3,6раз
40,6
15,5раз


66,0


24,7

31,8
-
19,5


26.6


13,4

76,7
244,8
94,7


81,4


-

11,3раз
-
795раз

2. Сумма прибыли, млн р.
В том числе по основным видам экономической деятельности:

- обрабатывающие производства
-сельское хозяйство
-строительство
-транспорт и связь

14385,4

9064,9
478,3
824,7
141,1

9213000  

2340951,0
105727,0
137787,1
742249,5

13619,7

7193,0
463,7
1567,1
271,9

9519000

1960482,0
131703,9
158529,1
857580,3

94,7

79,4
96,9
190,0
192,7

103,3

83,7
124,6
115,1
115,5

15192,6

8503,9
1120,0
873,3
950,1

10465000

2031125,0
82058,1
111689,4
741323,4

111,5

118,2
241,5
55,7
3,5раза

109,9

103,6
62,3
70,5
86,4

91,7

94,9
77,8
165,1
166,8

101,5

114,1
3,9 раз
79,0
4,1раз

3. Убытки организаций,
млн р.
В том числе по основным видам экономической деятельности:

- обрабатывающие производства
-сельское хозяйство
-строительство
-транспорт и связь

3837,4


975,1
95,7
185,7
110,1

1389000


489087,5
29269,4
65233,4
142923,5

11161,5


6487,2
155,0
168,3
238,6

2665000


757024,2
51233,2
93671,2
196224,5

290,9


6,7раза
162,0
90,6
216,7

191,7


154,8
175,0
143,6
137,3

13873,5


9594,6
15,2
305,0
434,8

6118000


1733542,2
56459,4
128098,3
612548,0

124,3


147,9
9,8
181,2
182,2

229,6


229,0
110,2
136,8
3,1раза

151,7


4,3ра
92,6
63,1
157,8

54,1


64,6
8,9
132,5
58,8

4. Удельный вес убыточных организаций, %
В том числе по основным видам экономической деятельности:

-обрабатывающие производства
-сельское хозяйство
-строительство
-транспорт и связь

31,7


 

23,9
24,5
34,8
42,1

29,1


 

23,4
22,4
23,0
34,4

29,9


25,0
26,9
23,8
56,0

31,0


 

25,1
22,6
23,5
35,0

94,3


 

104,6
109,8
68,4
133,0

106,5


 

107,3
100,9
102,2
101,7

30,0


 

27,7
7,1
30,6
56,4

33,0


 

28,2
19,3
23,0
36,5

100,3


 

110,8
26,4
128,6
100,7

106,5


 

112,4
85,4
97,9
104,3

88,5


 

97,5
108,8
66,9
130,8

94,2


 

98,6
30,9
131,4
96,5

5. Кредиторская задолженность организаций на конец года, млн р
В том числе просроченная, %

73003,5

4,2

23632000

5,0

74465,2

3.5

27532000

5,3

102,0

116,5

83737,5

4,6

33174000

5,7

112,5

120,5

87,6

93,4

6. Дебиторская задолженность организаций на конец года, мпн р.
В том числе просроченная, %

79272,8 4,9

22867000 5,4

89056,7 3,5

26264000 5,6

112,3

114,9

92599,2 4,5

31014000 6,5

104,0

118,1

97,7

88,1

* Составлена по данным экспресс - информации Чувашстата

Как показывают расчеты, приведенные в таблице 1, темп снижения сальдированного финансового результата в 2014 году по Чувашской Республике составил 53,7%, по Российской Федерации – 66% соответственно. В 2013 году по сравнению с 2012 годом темп снижения данного показателя в Чувашской Республике был в 3,7 раза больше, чем по РФ. Эти цифры свидетельствуют о сокращении разрыва между темпами снижения сальдированного финансового результата в Чувашской Республике по сравнению с РФ, что оказало влияние на рост доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2014 году на 104,6% по сравнению с 2013 годом.

Из 550 крупных и средних предприятий Чувашской Республики в 2014 году 70% имели прибыль, 30% – убыточные (165 предприятий). За 9 месяцев 2015 года из 457 крупных и средних предприятий Чувашской Республики 73% получили прибыль, 27% – убыточные. Однако, несмотря на увеличение количества прибыльных предприятий, доля получаемой ими прибыли уменьшилась, о чем свидетельствуют представленные налоговые декларации, по данным которых снижение налога на прибыль составило 971 млн. руб. Эти цифры подтверждают слова Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева «о влиянии финансового кризиса на снижение собственных источников формирования доходов республики».

Изучение динамики сальдированного финансового результата по видам экономической деятельности показало его резкое снижение в обрабатывающем производстве (в 2014 г. убыток составил 1090,7 млн. руб.). За 9 месяцев 2015 года динамика отражает рост данного показателя, что свидетельствует о положительной тенденции, так как большинство предприятий (более 70%) относятся к данному виду экономической деятельности. Аналогичная тенденция отмечена по таким видам деятельности, как сельское хозяйство, транспорт и связь. По строительству в 2012-2013гг. наблюдался рост данного показателя, а в 2014 году наблюдается динамика его снижения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что динамика сальдированного финансового результата по всем видам экономической деятельности республики свидетельствует о росте данного показателя. Так, за 9 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года его величина увеличилась на 106,6%. Все это отражает позитивные изменения, происходящие в экономике Чувашской Республики.

Удельный вес убыточных организаций в Чувашской Республике ниже, чем в РФ в целом, что составляет 30% и 33% соответственно. Наибольший удельный вес убыточных организаций (в пределах от 19 до 36%) имеет место в транспорте и связи, обрабатывающем производстве, строительстве, сельском хозяйстве.

На ряде предприятий растет кредиторская и дебиторская задолженность. Данные таблицы 1 свидетельствуют об опережении темпов роста дебиторской задолженности над кредиторской в 1,1 раза, причем просроченная дебиторская задолженность меньше кредиторской, что говорит о возможности соблюдения расчетной дисциплины и повышении устойчивости финансового состояния предприятий и организаций республики. Сопоставление аналогичных показателей по РФ свидетельствует об обратном – кредиторская задолженность превышает дебиторскую  в 1,1 раза. Сложившаяся тенденция в Чувашской Республике позволяет прогнозировать рост доходной части республиканского бюджета.

В Чувашскую Республику входят 21 муниципальных района и 5 городов. В таблице 2 приведены основные финансовые результаты деятельности организаций Чувашской Республики.

Как видно из таблицы, из 5 городов Чувашской Республики наблюдается положительный сальдированный финансовый результат лишь в 3 городах – в городах Чебоксары (наибольший), Шумерля и Алатырь, который почти полностью поглощается  убытками городов Канаша и Новочебоксарска. Отрицательный сальдированный финансовый результат г. Канаша, составляющий 2602,8 млн.руб., покрывает почти всю прибыль эффективно работающих организаций городов Чебоксары, Шумерля и Алатырь. В городе Канаш такой финансовый результат связан с ростом удельного веса убыточных предприятий в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Таблица 2.

Основные финансовые результаты деятельности.

Города и районы
Чувашской республики


Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток), млн р.


Удельный вес убыточных предприятий, %

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

сумма

Темп роста, %

сумма

Темп роста, %

про­цент

откло­нение,
п.п.

про­цент

откло­нение от
2013 г., п.п.

Чувашская Республика

12100,7

5689,0

47,0

1319,1

23,2

31,7

29,9

-1,8

29,6

-0,3

г. Чебоксары

8273,4

5852,9

1305,9

22,3

33,7

31,4

-2,3

27,7

-3,7

г. Алатырь

388,0

344,6

88,8

620,4

180,0

21,4

35,0

+13,6

25,0

-10,0

г. Канаш

1058,7

-2315,6

-

-2602,8

-

12,5

21,7

+9.2

42,8

+21,1

г. Новочебоксарск

718,1

248,8

34,6

-218,5

-

36,8

34,6

-2,2

35,9

+1,3

г. Шумерля

309,7

551,0

177,9

980,6

178,0

53,8

53,3

-0,5

52,6

-0,7

Алатырский

-4,6

-

-

-

-

100

50,0

-50,0

-

-

Аликовский

27,6

42,3

153,3

53,7

127,0

-

-

-

-

-

Батыревский

3,7

6,1

164,9

12,9

211,5

22,2

10,0

-12,2

-

-

Вурнарский

66,4

87,5

131,8

121,3

138,6

30,8

42,9

+12,1

20,0

-22,9

Ибресинский

16,6

16,3

98,2

30,2

185,3

-

14,3

+14,3

33,3

+19,0

Канашский

90,7

75,3

83,0

-25,5

-

33,3

20,0

-13,3

50,0

+30,0

Козловский

2,2

-23,9

-

-8,6

-

50,0

51,0

+1,0

75,0

+24,0

Комсомольский

40,0

30,8

77,0

39,0

126,6

-

7,1

+7,1

-

-

Красноармейский

0,1

-6,3

-

-6,2

-

50,0

25,0

-25,0

60,0

+35,0

Красночетайский

14,1

8,6

61,0

36,7

426,7

20,0

28,6

+8,6

-

-

Марпосадский

-4,6

16,1

-

4,4

27,3

66,7

25,0

-41,7

50,0

+25,0

Моргаушский

31,4

47,3

150,6

85,6

181,0

30,8

11,8

-19,0

5,56

-6,24

Порецкий

11,3

18,6

164,6

0,3

1,6

14,3

25,0

+10,7

28,5

+3,5

Урмарский

5,1

0,7

13,7

-0,5

-

42,9

40,0

-2,9

37,5

-2,5

Цивильский

331,7

305,3

92,0

470,1

154,0

12,5

16,7

+4,2

36,4

+19,7

Чебоксарский

518,9

233,1

44,9

330,5

141,8

26,1

34,6

+8,5

32,0

-2,6

Шемуршинский

2,0

-

-

-

-

-

20,0

+20,0

33,3

+13,3

Шумерлинский

-12,7

-

-

-10,2

-

50,0

40,0

-10,0

66,7

+26,7

Ядринский

158,0

104,6

66,2

39,4

37,7

16,7

23,5

+6,8

42,1

+18,6

Яльчикский

28,3

21,6

76,3

32,1

148,6

33,3

20,0

-13,3

-

-

Янтиковский

26,7

-

-

28,3

-

33,3

-

-

-

-

 

В районах республики дело обстоит лучше. Из 21 района республики 13 районов имеют положительный сальдированный финансовый результат, лишь 8 районов – отрицательный (величина убытков составляет 4% к сумме прибыли).

Анализ финансовых результатов деятельности предприятий и организаций Чувашской Республики показал, что 10 крупных предприятий приносят в бюджет республики 21% налоговых доходов. Это ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии», ЛВЗ «Чебоксарский» – филиал ОАО «Росспиртпром», «Отделение №8613 Сбербанка России», «Чебоксарская ГЭС» – филиал ОАО «РусГидро», ОАО «Элара» имени Г.А. Ильенко», ОАО «АККОНД», ОАО «Химпром», ЗАО Фирма «Август», ОАО «Завод «Чувашкабель», ООО НПП «ЭКРА».

Тенденция роста поступлений по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, свидетельствует о том, что в республике созданы хорошие условия для ведения бизнеса. Это свидетельствует об эффективной системе взаимодействия органов власти республики и бизнес-сообщества. Анализ темпов роста налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, показал, что в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, по РФ он составил 109,9%, по Приволжскому федеральному округу – 108,6%, по Чувашской Республике – 114,6%. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте республики в 2014 году достигла 17,6%, доля налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства увеличилась до 2,7 млрд. рублей в 2014 году.

Наряду с вышерассмотренными налоговыми поступлениями необходимо отметить, что в республиканском бюджете Чувашской Республики за 10 месяцев 2015 года наибольшую величину занимает налог на доходы физических лиц (31,1%), налог на прибыль организаций (25,8%), акцизы (15,1%), налог на имущество организаций (11,5%), поступления по упрощенной системе налогообложения (8,2%) и др. Общая величина налоговых поступлений составила 18071,8 млн.руб., что в сравнении с аналогичным периодом 2014 года составляет 103,7%, а сумма безвозмездных поступлений снизилась на 1,4%.

В статье рассмотрены лишь некоторые наиболее значимые показатели доходной части республиканского бюджета. От величины сальдированного финансового результата и его значения непосредственно зависят поступления налога на прибыль, а это свидетельствует о тенденции развития реального сектора экономики Чувашской Республики и объеме валового регионального продукта. О развитии реального сектора экономики также можно судить по отмеченной в статье тенденции роста поступлений по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, в целях увеличения собственных доходов бюджета Чувашской Республики необходимо внедрение следующих мероприятий:

  1. совершенствование налогового администрирования и налогового менеджмента на всех уровнях бюджетной системы республики;
  2. повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом в целях увеличения поступлений по налогу на имущество организаций и от сдачи его в аренду;
  3. совершенствование патентной системы налогообложения за счет ежегодной индексации;
  4. эффективное использование природных ресурсов и роста платежей от их использования.

В целях увеличения доходов местных бюджетов необходимо выделить следующие направления роста доходов:

  • увеличение собираемости налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты при повышении эффективности взаимодействия с территориальными налоговыми органами;
  • установление более тесной взаимосвязи предприятий малого бизнеса с предоставляемыми налоговыми льготами и ставками по местным налогам;
  • проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества в целях привлечения их к налогообложению;
  • введение повышенной ставки налогообложения по неиспользуемым или используемым не по целевому назначению сельскохозяйственных земель.

Наряду с предложенными мероприятиями и направлениями роста доходов местных бюджетов необходимо осуществлять оптимизацию их расходов, а именно:

  1. Оперативно проводить оценку потребности в необходимости тех или муниципальных учреждениях с учетом сложившегося уровня обеспеченности ими.
  2. Осуществлять контроль за эффективным расходованием бюджетных средств на содержание муниципальных учреждений.
  3. Провести централизацию бухгалтерского учета муниципальных учреждений, что позволит сократить численность работников бухгалтерий.
Все вышеперечисленные мероприятия и направления позволят увеличить собственные дохода бюджета Чувашской Республики, достигнуть сбалансированности бюджета и снижения размера бюджетного дефицита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Енилина С.А. Нам стоит смотреть в будущее с оптимизмом // Моя империя. – Чебоксары: ООО «Наследие». – Декабрь 2015-январь 2016, №10-1 (92-93). – С. 44-47.
2. Куренков Д.В., Рябинина Э.Н. Проблемы сбалансированности бюджета Чувашской Республики [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. – 2015. – №2. – С. 15-20. – URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2015/2/3/.
3. Модернизация экономики – объективная необходимость. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. – С.261-278.
4. Федеральная служба государственной статистики ( Росстат) /[эл. ресурс]. – режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/(дата обращения - 29 января 2016 года).
5. Министерство финансов Чувашской Республики –http://gov.cap.ru/?gov_id=22/(дата обращения – 29 января 2016 года).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашстат http://chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chuvash/ru /(дата обращения - 29 января 2016 года).


©  М.Ю. Митрофанова, Э.Н. Рябинина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru