levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Г.Ю. Казимов,  (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Социально-педагогический институт, г.Дербент)

Серия «Экономика и Право» # ФЕВРАЛЬ 2016
Республика Азербайджан
    В статье рассматривается опыт поддержки малого и среднего бизнеса Азербайджана и возможность его применения в Южном Дагестане. Автор уделяет внимание показателям общего экономического развития страны. Иллюстрирует достоинства и недостатки системы малого и среднего бизнеса Азербайджана и делает вывод о причинах выбора именно этой страны для сравнения. Так же работа содержит описание делового климата Южного Дагестана и условия для возможности его повышения.

Ключевые слова: Республика Азербайджан, Южный Дагестан, малое и среднее предпринимательство, опыт, деловой климат.

 

В  зарубежных странах малый и средний бизнес развивается более быстрыми темпами, чем в России. Данный субъект имеет большое значение, так как малые и средние предприятия представляют собой базу для устойчивого развития экономики любой страны.

Многолетний опыт развития малого и среднего предпринимательства показал, что этот актор в сфере экономических отношений играет существенную роль в экономике той или иной страны, стимулирует конкуренцию, побуждая тем самым крупные компании внедрять новые технологии и модернизировать производство. Кроме того, малые и средние предприятия являются одним из основных источников налоговых поступлений в стране. Гибкость малого и среднего бизнеса превращает его в своеобразную «подушку безопасности» на случай развития кризисных сценариев.  Особенно возрастает значение малого и среднего бизнеса, если государство, в особенности, Россия, придерживается курсу импортозамещения.  Большую часть импортных товаров могут производить малые и средние предприятия республик, в частности, такой регион Российской Федерации, как Южный Дагестан.

Однако Южный Дагестан имеет достаточно низкие показатели в сфере развития и поддержки малого и среднего  бизнеса по сравнению с остальными регионами России. В течении продолжительно периода  Дагестан являлся дотационным регионом, получая около 90% бюджетных расходов из федерального бюджета. Развитие и модернизация малого и среднего предпринимательства в Южном Дагестане остается одним из главных направлений, которое позволит снизить зависимость региона от траншей из федерального бюджета, снизить уровень безработицы и в  следствие этого социальное напряжение, повысив тем самым уровень благосостояния населения республики.

Для  Южного Дагестана особенно актуальным становится изучение опыта поддержки малого и среднего бизнеса соседней Республики Азербайджан, поскольку экономика данной страны характеризуется стабильностью, динамичным ростом и благоприятным климатом для иностранных инвестиций.

Рассмотреть пример Азербайджана стоит потому, что и Азербайджан, и Дагестан обладают схожими факторами,  определяющими направление экономического развития. Среди них можно выделить следующие: выход к Каспийскому морю, запасы нефти и газа, наличие других природных ископаемых (медь), рекреационные ресурсы, схожие климатические условия, общая история развития. Кроме того, структура промышленного производства экономик как  Азербайджана, так и Южного Дагестана представлены топливно-энергетической отраслью, металлургией, машиностроением, химической промышленностью и развитым аграрным сектором.

Сейчас Азербайджан представляет собой аграрно-индустриальную страну с динамично развивающейся экономикой. Объем ВВП Азербайджана в 2015 году составил около 54 млрд. манатов, что превышает показатель 2014 года на 1,1%, по данным Государственного комитета по статистике Азербайджана. За указанный период не нефтяной сектор экономики Азербайджана увеличился на 1,1% по сравнению с 2014 годом, и как следствие, его доля в ВВП страны достигла почти 70%.  Сейчас больше половины ВВП Азербайджана было сформировано в сферах производства, из которых 34 %  – в промышленности, 12% – в строительстве, 6%– в сельском, лесном и рыбоводном хозяйства. [8].

В Азербайджане процесс развития малого и среднего бизнеса начался во времена бывшего президента Республики Гейдара Алиева. Современная экономическая политика, проводимая Азербайджаном, направлена в первую очередь на дивесификацию экономики, снижение зависимости от нефтяного сектора, динамическое и устойчивое развитие не нефтяного сектора. В рамках данной политики индустриализации особое внимание уделяется развитию не нефтяной промышленности, в том числе  особое внимание уделяется  поддержке малого и среднего бизнеса.[9]

Результаты политики диверсификации находят свои отражения в развитии не нефтяного сектора Азербайджана. Так, основными приоритетными отраслями в развитии малого и среднего бизнеса  в Азербайджане считаются информационно-коммуникационные технологии, туризм, транспорт, энергетика, особенно возобновляемая и альтернативная, переработка аграрной продукций. Особенно важны  сельскохозяйственная и туристическая отрасли. Доля малого и среднего бизнеса достигла 42% в 2014 году, что составляет 37-38 миллионов манат. Сейчас в южном Дагестане малые и средние предприятия также представлены в сфере сельского хозяйства (22,1%),  торговле (16,6%),  строительстве (15%) и обрабатывающих производств (20,6%) [6], но, в отличие от Азербайджана,  практически отсутствуют в туристическом секторе и ИКТ. Так, во-первых, южный Дагестан может выбрать именно эти направления для поощрения созданий предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, выбор данного направления приведет к снижению безработицы в Дагестане, ведь около половины занятого населения Азербайджана трудятся именно в данных сферах (учитывая смежные отрасли).  

Во-вторых, одной из мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в Южном Дагестане, может стать создание и поддержка благоприятного делового климата. В регионе необходима правовая база для предпринимательской деятельности. В Республике Дагестан уже принимаются программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, как  «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы». Но отметим, в Азербайджане, например, в рамках этой базы также были приняты Законы "О предпринимательской деятельности", "Об антимонопольной деятельности", "О земельной реформе",  "О товарной бирже", "О банках",  Об акционерных обществах", "О ценных бумагах", "Об урегулировании проверок, проводимых в сфере предпринимательства, и защите прав предпринимателей"[5], так же с недавних пор действуют современные Налоговый и Таможенный кодексы. Кроме того, в стране приняты к исполнению различные госпрограммы по поддержке отраслей экономики и стимулированию субъектов малого и среднего предпринимательства. Успешно внедряются такие формы, как "единое окно" для электронной регистрации бизнеса, централизованный государственный реестр проверок субъектов предпринимательства  и интерактивный портал "электронного правительства". 

В-третьих, особое внимание следует уделять таким показателям, как легкость регистрации предприятий и собственности, сложность в получении кредитов и разрешений на строительство, электроснабжение, уровень защиты миноритарных инвесторов, вопросы налогообложения, условия  международной торговли и др. Согласно рейтингу, построенному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, Республика Дагестан занимает последнее место, хотя по уровню государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республика Дагестан занимает 37 место среди 83 субъектов страны по уровню развития малого и среднего предпринимательства [1].

По сравнению с Дагестаном,  Республика Азербайджан имеет удовлетворительный рейтинг ведения бизнеса. По данным группы Всемирного Банка, Республика Азербайджан занимает 63 место из 189 стран  по условиям  ведения бизнеса, по данным исследования Doing Business 2016. По сравнению с рейтингом 2015 года, в стране произошли  значительные улучшения качества среды для предпринимательской деятельности.

Азербайджан прибавил 4 пункта по сравнению с 2015 годом  и поднялся на 7-ое место по легкости регистрации предприятий. Улучшение связаны с сокращением административных процедур и временных издержек. Теперь количество процедур составляет всего 2, хотя в общем по Европе и Центральной Азии показатель составил  4,7, а для, регистрация занимает в среднем 3 дня (10 дня для Европы и Центральной Азии), а стоимость регистрации минимальная -  1,2% от дохода на душу населения. Кроме того, в Азербайджане отсутствует  необходимость наличия уставного капитала.

В 2013 году была упрощена процедура получения разрешений на строительство посредством принятия нового Строительного кодекса Азербайджанской Республики, который рационализировал процесс выдачи разрешений на строительство и установил временные лимиты на некоторые процедуры [5]. Несмотря на то, что позиции в рейтинге все еще невысоки, индикатор увеличился на 24 пункта с предыдущим годом и достиг 114 места.

Несмотря на то, что количество дней, в течение которых осуществляется подключение к системе электроснабжения достигает 87, данный показатель ниже среднего по Европе и Центральной Азии на 31,5 дня, а стоимость подключения меньше аналогичного показателя региона в 4 раза -  104% от дохода на душу населения.

Высокое место в рейтинге ведения бизнеса Азербайджан занимает по показателю легкости регистрации собственности. Согласно докладу Doing business 2016, страна оказалась на 22 месте, что объясняется меньшим количеством процедур (3 дня против среднего показателя 5.4 в Европе  и центральной Азии), временем (8,5 дня по сравнению с 22 в регионе) и стоимостью (0,2% от стоимости объекта недвижимости).

Республика Азербайджан также поднялась на 18 пунктов по сравнению с рейтингом 2015 года по показателю защиты миноритарных инвесторов и оказалась на 36м месте. Высокие позиции в рейтинге ведения бизнеса 2016 страна занимает также и по легкости налогообложения. Во-первых, количество платежей в год сокращено до 7, что значительно упрощает ведение предпринимательской деятельности по сравнению с показателями Европы и Центральной Азии -  19,2 раза. Кроме того, затраты времени на 37,7 часов меньше, чем в регионе. Налоговый режим для хозяйствующих субъектов включает налог на прибыль, НДС, акциз, промысловый налог, земельный налог, транспортный налог. Прибыль предприятий (резидентов и нерезидентов Азербайджанской Республики) облагается налогом по ставке 20 %[5].

Особое внимание Южному Дагестану стоит уделить упрощению ведения внешнеторговой деятельности посредством оптимизации внутренних процедур таможенного контроля. В рамках проводимых реформ в области предпринимательства с 1 января 2008 законодательством был введен принцип «единого окна». Ранее процедура оформления компании включала в себя регистрацию в нескольких государственных органах (Министерство юстиции, налоговые органы, фонд социального страхования и комитета статистики), но с принятием данного принципа предприятия обязаны зарегистрироваться только в Министерстве по налогам. Так же правительство Азербайджана установило определенный срок в 3 дня в течение которого коммерческие организации должны пройти  государственную регистрацию в Министерстве по налогам. Время таможенного оформления на контрольно-пропускных пунктах сократилось до 15-20 минут против 2-3 часов до внедрения новых принципов работы .

40-ую позицию из 189 стран Азербайджан занимает по индикатору обеспечения исполнения контрактов. Количество дней, требуемых для подачи иска, судебного разбирательства, приятия  и исполнения судебного решения почти в 2 раза меньше, чем в Европе и Центральной Азии -  показатель составил 277 дней. Кроме того, стоимость юридических услуг и судебных издержек значительно ниже, чем в регионе (18,5 % от суммы иска против 26,2%).

Еще, одним из главных факторов, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Азербайджане, является привлечение иностранных инвестиций. В отношении иностранных инвестиций Азербайджан проводит политику открытых дверей: для зарубежных инвесторов не требуется каких-либо специальных разрешений, и они пользуются всеми возможностями, созданными для местных инвесторов. О результатах инвестиционной политики, направленной на развитие не нефтяного сектора и в целом, на диверсификацию экономики, можно судить и по отраслевой структуре инвестиций. Так, из 192 млрд. манат, инвестированных в экономику Азербайджана за годы независимости, более 112 млрд. манат приходится на долю не нефтяного сектора.

По степени конкурентоспособности экономики и ее привлекательности для инвесторов Азербайджан уже многие годы признается одним из наиболее передовых государств в СНГ. Такие оценки вполне оправданы, если принять во внимание, что за последние два десятилетия в экономику страны было привлечено порядка 273 млрд. манат около половины из которых приходится на зарубежные капиталовложения.  Особенно внимание уделяется сектору информационно-коммуникационных технологий, в который Азербайджан  получил почти 160 млн. манатов [4]  за первое полугодие 2015 года.

Высокая инвестиционная привлекательность  Азербайджана подтверждается рейтингами Всемирного экономического форума, оценками ряда рейтинговых агентств и другими авторитетными международными структурами. Так, к 2025 году, Азербайджан намерен приблизиться к группе стран с «самым высоким уровнем человеческого развития», из категории стран с «высоким человеческим развития» согласно классификации программы развития ООН.

Одним из результатов успеха, производимой экономической политики выступают позиции Азербайджана в международных рейтингах. Так, согласно данным доклада Мирового Экономического Форума Азербайджан занял 40 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Отметим значительное улучшение позиции Азербайджана -  страна поднялась на 30 пунктов по сравнению с 2008 годом.

Азербайджан продолжает улучшать конкурентоспособность своего региона, укрепляя свои сильные стороны. В стране создана благоприятная макроэкономическая среда (10-ое место в рейтинге стран). Кроме того, отмечается высокая эффективность рынка рабочей силы (30-е место).

Согласно исследованию  индексов экономической свободы организации Heritage Foundation в 2015 году,  Азербайджан занял 85 место по уровню Индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom) с оценкой 61,3. В Азербайджане денежные доходы населения более чем втрое превышают инфляцию, и это дает основание говорить о том, что благосостояние граждан улучшается, а позитивная динамика усиливается с каждым годом,  а экономическая свобода приносит относительно быстрые и ощутимые результаты

Таким образом, Республика Азербайджан представляет собой динамично развивающуюся на постсоветском пространстве экономику, в которой с каждым годом увеличивается роль малого и среднего бизнеса. Данный сектор экономики уже определяет темпы роста экономики и ВВП страны и способствует решению социально-экономических проблем. Поэтому Республике Дагестан, в частности, Южному Дагестану, следует применить  опыт внедрения малого и среднего бизнеса соседней страны и уделить особое внимание финансовой  поддержки малых и средних предпринимателей; упрощению нормативной базы, административных процедур; содействию  малому и среднему бизнесу в сфере информационно-коммуникационных технологий, туризма и инноваций; поддержанию конкуренции на рынке, повышение конкурентоспособности региона, в том числе, в целях выхода на зарубежные рынки; и поддержка различных форм сотрудничества между малыми и средними предприятиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.В. Буев, Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов, Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России. Информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М.: НИСИПП 2013. С. 17-18.
2. ВВП Азербайджана продолжает снижаться, Экономика и Финансы, 2015 [электронный ресурс] http://www.contact.az/docs/2015/Economics&Finance/041500112671ru.htm#.VqYUP5qLTcs
3. Государство - опора бизнеса. Зияд Самедзаде: Инвестиционная политика проводится исходя из интересов общества и экономической безопасности страны [электронный ресурс] http://www.rg.ru/2014/06/30/samedzade.html
4. Инвестиции в IT сектор Азербайджана выросли в 2,5 раза, 2015 [электронный ресурс] http://www.bakutel.az/2015/index.php?p=news__read&t=top&q=349&l=ru
5. Исследование специфики ведения в Азербайджане предпринимательской деятельности ООО «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» [электронный ресурс] http://permtpp.ru/upload/iblock/37e/spetsifika-vedeniya-v-azerbaydzhane-predprinimatelskoy-deyatelnosti.pdf
6. Малое и среднее предпринимательство, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/
7. Обзор экономики Азербайджанской Республики [электронный ресурс] http://www.ved.gov.ru/exportcountries/az/about_az/eco_az/
8. Сектор услуг обеспечил почти 40% ВВП Азербайджана в 2015 году, Новости бизнеса и экономики, 2016 http://www.trend.az/business/economy/2483490.html
9. Юлия Медведева Кто мешает малому бизнесу в Азербайджане? (наши проблемы), 2015 [электронный ресурс]http://haqqin.az/news/40031
10. Index of Economic Freedom 2015, The Heritage Foundation [электронный ресурс] http://www.heritage.org/index/ranking
11. Small entrepreneurship in Azerbaijan - The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [электронный ресурс] http://www.stat.gov.az/source/entrepreneurship/indexen.php
12. The Global Competitiveness Report 2015-2016 [электронный ресурс] http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf


©  Г.Ю. Казимов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru