viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.В. Ракитин,  (Аспирант, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск)

Серия «Экономика и Право» # СЕНТЯБРЬ  2016

Легализация
Данная статья посвящена развитию законодательства в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. В работе предложена пошаговая эволюция законодательства. На примерах в виде принятых международных конвенций и соглашений, прослеживается характеристика борьбы с подобными преступлениями от ответной реакции на уже совершенные преступления и до введения превентивных методов противодействия отмыванию доходов.

Ключевые слова: Легализация, отмывание преступных доходов, история развития, уголовное право.

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие законодательства, созданного для борьбы с легализацией преступных доходов, в первую очередь является признанием опасности вливания в легальную экономику денежных средств, полученных в результате легализации. Главная опасность заключается в том, что если количество «грязных» денежных средств, станет, к примеру, равным доходам транснациональным корпорациям, то эти средства негативно повлияют на стабильность всей общемировой экономической системы. Таким образом, рассматриваемая мною тема становится серьезной угрозой установившейся сейчас экономической модели мира.

Прошлый, ХХ век, характеризуется учеными, как период усиления международной борьбы с преступными организациями, ведущие подрывную экономическую деятельность, собственно не только обществу и государствам, но и всему мировому сообществу в целом, так как деятельность таких сообществ находится вне границ каких-либо государств. К сожалению, принятие новых международных уголовно-правовых норм происходило со значительным опозданием, это неудивительно, так как эти нормы, были ответом, на уже ведущуюся противозаконную деятельность.

Развитие международного законодательства об ответственности за легализацию доходов, приобретенных преступным путем, прошло три этапа. Рассмотрим их подробнее.

Первый этап развития нам мой взгляд пришелся на 1920-1969-е года. Его я характеризую борьбой с преступлениями, угрожавшими государственной монополии в области оборота денежных средств. На данном этапе не было понятия «легализация преступных доходов». Таким образом, была «лазейка в праве» для ввода «грязных» денежных средств в легальную экономику. С такой проблемой столкнулись США в 30-е годы ХХ века, в период «великой депрессии» и действия сухого закона. В принципе данное время можно назвать как зарождение мафии. На тот период, правоохранительные органы столкнулись с организованным противостоянием расследованию преступлений, коррупции в эшелонах власти.

В связи с этим для пресечения подобных действий, была принята Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков от 1929 года [5]. В ст.3 содержится перечень наказуемых деяний. Кратко основные положения статьи можно описать как, введение ответственности за незаконный оборот поддельных денег (равно как самостоятельный сбыт, так и посредничество в данном виде деятельности), за соучастие в незаконном сбыте, приискание средств и орудий для совершения данного преступления.

Анализируя данную конвенцию, напрашивается вывод о том, что понятие «легализация доходов полученных преступным путем» в современном понимании ещё не было принято. Но, тем не менее, использовалось понятие "сбыт", что, по мнению Иванова Э.А. говорило о том, что преступные доходы получены, и возможен их свободный запуск в оборот, экономическое процветание фальшивомонетничества и тайно связанных с ним структур [3].

Еще одним исторически сложившимся преступлением, предполагающим легализацию «грязных» денежных средств, считается незаконный оборот наркотических средств. Для противодействия данной «чуме», страны, признавая, что наркомания чревата социальной и экономической опасностью для человечества, а так же, что только эффективные меры против злоупотребления наркотическими средствами дадут эффективный результат, приняли Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года (далее конвенция 1961 года) [2]. По данной конвенции стороны обязывались обеспечить меры, чтобы незаконная реализация наркотических средств признавалась уголовно-наказуемым деяниям во всех случаях, когда они совершены умышленно (ст.14). Согласно статьям 36, 37 рассматриваемой конвенции 1961 года, предусматривалось возможность конфискации наркотических средств, веществ, оборудования, использованных или предназначенных для перевозки наркотиков. Однако остался открытым вопрос о конфискации самих легализованных денежных средств, на мой взгляд, под этим подразумевалось, что национальное законодательство стран самостоятельно должно выработать позицию по данному вопросу.

Второй этап можно связать, с решением ввести ответственность за совершение финансовых операций с собственностью, которую приобрели в результате совершения преступлений. Хронологически данный этап пришелся на 1970-1989-е года. На данном этапе стоит упомянуть о конвенции о психотропных веществах от 1971 года [4]. По данной конвенции, умышленное участие в совершении либо сговор с целью совершения и попытки совершения любого из действий по незаконному обороту психотропных средств, а равно подготовительные действия и, обращаю внимание, финансовые операции в связи с этими действиями являются наказуемыми правонарушениями (ст.22). Я не зря заострил внимание читателя, на «…финансовые операции…», здесь мы можем наблюдать, как впервые в истории развития уголовного права, призналось наказуемым, совершение «грязных» финансовых операций связанных с оборотом психотропных веществ.

С учетом развития международного финансового рынка в начале 80-х годов страны начали включаться в борьбу с легализацией преступно приобретенных денег. Стоит упомянуть Комитет по правилам и методам контроля за банковскими операциями, известный так же как "Базельский комитет", который выработал методику борьбы с отмыванием денег. Данный комитет был основан в г.Базель, Швейцария в 1974 году, президентами центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Великобритании, США, Швеции и ФРГ. На настоящий момент, Российская Федерация, так же состоит в «Базельском комитете». Таким образом, как мы видим, работа велась не между одной или двумя странами, а на широком международном уровне. В результате такой напряженной работы появилась декларация: "О предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем 1988 года". Кроме того, под эгидой ООН, в целях усиления борьбы с нелегальным наркотическим трафиком, была принята Венская декларация, «по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года», которая обязала стран-участников криминализовать деяния, являющиеся по своей сути, легализацией преступных доходов.

Несмотря на то, что Конвенция посвящена проблеме незаконного оборота наркотических средств, в статье №3, есть положения, которые применимы к рассматриваемой теме исследования, а именно признано уголовно наказуемым деянием:

1. оборот заведомо полученной собственности в результате любого правонарушения,
2. участие/соучастие в такой конверсии,
3. оказание любой помощи для совершения или сокрытия данного преступления,
4. придание легального вида собственности, с условием, что подозреваемое лицо знало источник получения данного имущества,
5. распоряжение данной собственностью, с учетом условий пункта №4,
6. пособничество, подстрекательство, содействие для совершения рассматриваемого вида преступления [6].

Плавно переходим к третьему этапу, который можно уже охарактеризовать как переход законодателя от ответных мер к превентивным методам борьбы. Данный этап пришелся на начало 1990 годов и, на мой взгляд, продолжается по настоящее время. Он характеризуется криминализацией легализации доходов, полученных в результате совершения любых преступлений. Здесь будет уместным упомянуть о деятельности группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), (далее ФАТФ). ФАТФ - структура разрабатывающая меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Данная организация была создана с целью координации действий национальных правоохранительных органов. Российская Федерация является полноправным членом с 2003 года. ФАТФ помимо координации действий ещё и вырабатывает правовые рекомендации. В таких рекомендациях существует ряд мер, которые следует принимать банкам и иным кредитным учреждениям, для предотвращения легализации преступных доходов [1].

Так же следует выделить основной международный нормативно-правовой акт по противодействию отмывания преступных доходов, которым является Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года [7].

Ст.6 криминализует:

  • оборот имущества с условием, что это имущество является результатом получения преступного дохода, а также сокрытие такого имущества и оказание помощи по его сокрытию,
  • сокрытие истинного характера приобретения права на имущество, либо места хранения этого имущества,
  • осуществление прав собственника с имуществом, заведомо приобретенным в результате преступной деятельности.

Данная конвенция была дополнена новыми положениями в 2005 году, на Варшавском заседании. Основная суть дополнений была в распространении ранних положений на финансирование террористической деятельности, а так же в организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки клиентов на выявление подозрительных операций.

Таким образом, подведя итог сказанному, отметим, что развитие международного уголовного законодательства на рассмотренном первом и втором этапе по борьбе с легализацией преступных доходов, можно охарактеризовать как ответ на посягательства на экономическую безопасность государств и здоровье населения. Но данный ответ не носил превентивных мер, а был последствием на совершенные преступления. Так, в связи с увеличением случаев подделки банковских денежных знаков и увеличением незаконного наркотического трафика были приняты конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков от 1929 года и единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. На втором рассмотренном этапе развитие химических наук позволило появиться психотропным веществам. Преступные сообщества тут же избрали своей промышленной деятельностью незаконный оборот таких веществ. И вновь государства на международном уровне дали поздний ответ в виде конвенции о психотропных веществах от 1971 года и декларации о предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем от 1988 года.

И наконец, рассмотренный заключительный этап, на мой взгляд, характеризуется тем, что государства отошли от дачи ответов на совершенные преступления и начали уже принимать превентивные меры, в виде созданий специально уполномоченных организаций (ФАТФ), которые не только вырабатывают методики борьбы с легализацией преступных доходов, но и координируют деятельность правоохранительных органов. Хочется верить, что принятая политика вырабатывания превентивных мер специальными уполномоченными группами, все-таки позволит побороть организованную преступную деятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голец Г.А. Меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях ЕС. М.: Юрист, 2010, № 2;
2. "Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" от 30.03.1961, Собрание законодательства Российской Федерации. 29.05.2000 г. № 22. Ст. 2269;
3. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: Рос. Юрид. изд. дом , 1999;
4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XXXV.- М., 1981;
5. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1933 г., вып. VII.;
6. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., 1994;
7. Собрание законодательства РФ, 20.01.2003, N 3, ст. 203
 



© 
А.В. Ракитин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru