viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Г.Г. Шапошников,  (Аспирант, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва)

Серия «Экономика и Право» # ОКТЯБРЬ  2016

Классификации
В рамках настоящей статьи автор рассматривает классификации информационных систем, принимаемые к анализу в рамках экономической науки, а также в рамках науки об информационных технологиях. Данные отрасли науки рассматривают и признают наиболее практически распространенные виды информационных систем, а также выделяют особенности информационных систем, использование которых представляется возможным в рамках предпринимательской деятельности. В связи с этим автор анализирует положения действующего законодательства РФ, в частности Федерального Закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на предмет отражения знаковых особенностей информационных систем в пределах актуальной легальной классификации информационных систем.

Ключевые слова: Классификации, Информационные системы.

 

Характерные черты информационных систем проявляются в их предметной нацеленности, самореализации в условиях актуальных отношений, складывающихся по поводу их использования. Для того, чтобы иметь более целостный взгляд на сущность правоотношений относительно использования информационных систем представляется необходимым установить функциональное назначение таких систем и такое назначение при исследовании информационных систем отражает в их классификациях.

Предварительно, следует справедливо заметить, что существующие классификации информационных систем имеют не правовую, но информационно-технологическую, экономическую, основу. Прежде чем переходить к вопросу о рассмотрении действующих классификацией информационных систем с правовой точки зрения, представляется возможным проанализировать существующие классификации, основываясь на исследованиях ученых в области экономики и информационных технологий.

  Информационные системы, с точки зрения экономической науки могут классифицироваться следующим образом:

1. по объектам управления:

  • ИС автоматизированного проектирования;
  • ИС управления технологическими процессами;
  • ИС управления предприятием и т. д.

2. по функциональному назначению:

  • производственные ИС;
  • коммерческие ИС;
  • маркетинговые ИС;
  • финансовые ИС.
  • иные

3. по характеру использования информации:

  • информационно-поисковые (выдача, хранение, сбор информации по запросу пользователя);
  • информационно-советующие (системы поддержки принятия решений);
  • информационно-управляющие (результативная информация непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий);

4. по степени автоматизации процессов обработки

  • ИС с ручной обработкой информации;
  • ИС механизированной обработки информации;
  • ИС автоматизированной обработки информации;
  • ИС автоматической обработки информации.

В свою очередь, информационно - технологическая основа подразделения информационных систем позволяет выделить нижеследующие классификации:

По функциональному назначению (характеру решаемых с помощью ИС задач и, соответственно, характеру использования данных) выделяются:

- операционные и справочно-информационные

 К справочно-информационным следует отнести, например, электронные библиотечные каталоги, используемые для информационного сопровождения деятельности юридических лиц. Операционные информационные системы предназначены для управления различными технологическими процессами.

По характеру репрезентации и организации информации информационные системы подразделяются на геоинформационные, фактографические, документальные. Фактографические информационные системы хранят информацию в виде множественного количества копий одного или нескольких элементов информации. Каждая из таких копий отражает сведения по какому-либо фактическому элементу, выделяемому среди прочих. Составляющая каждого отдельного элемента информации состоит из набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов определенной информационной области. Например, фактографическая информационная система, которая накапливает информацию по лицам, каждому конкретному лицу в базе данных, ставит в соответствие запись, состоящую из определенного набора таких реквизитов, как фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, образование и т. д. Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации из документального источника [6].

В документальных информационных системах единичным элементом информации является документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном объеме. При этом, как правило, обозначаются индивидуализирующие его данные — дата формирования, количество страниц, предметная принадлежность и т.д. Отдельные разновидности документальных информационных систем обеспечивают установление смысловой связи, введенных в нее документов. Так, геоинформационные информационные системы организуют данные в виде отдельных информационных элементов, имеющих отношение к общей основе (электронной карте). Такие информационные системы применяются в целях информационного обеспечения в тех предметных областях, информационные элементы которых имеют географический и пространственный компонент (карты, схемы движения транспортных средств и т.д).

Иным критерием классификации информационных систем являются функции и решаемые задачи. К таковым можно относить: расчетные, поисковые, справочные, технологические. Наиболее распространенным типом функций информационных систем являются справочные функции. Их суть состоит в предоставлении пользователям информации относительно определенных объектов (физические лица, юридические лица, телефоны, местоположение объектов.) с определенной выходной информацией. К информационным системам, реализующим исключительно справочные функции, относятся электронные картотеки, электронные выписки. Имеют место также системы, помогающие осуществлять функции поиска информации в зависимости от формулируемого пользователем информационной системы запроса.

Информационные системы также представляется возможным классифицировать в зависимости от степени их доступности. Также возможно выделить общедоступные информационные системы, где доступ к данным может быть открытым для любого пользователя, и информационные системы с ограниченным доступом. В таких информационных системах, как правило, в свободном доступе находится только лишь определенная информация, а доступ к дополнительному массиву возможен в случае идентификации пользователя (действия по авторизации: введения личных данных, паролей).

Расчетные функции информационных систем состоят в находящейся в обработке информации для определенных целей расчета при помощи определенных алгоритмов расчета. Такая функция информационных систем востребована при необходимости вычисления статистических характеристик и показателей.

В качестве примера информационных систем, в которых на первый план выдвигаются расчетные функции можно привести инженерные, проектировочные информационные системы, системы бухгалтерского учета или иные финансово-информационные системы.

Технологические функции информационных систем как правило сводятся к автоматизации определенных процессов - автоматизированных систем управления, систем автоматизации документооборота.

Детерминировав практические ситуации применения и эксплуатации информационных систем, перед автором ставится вопрос о наличии закрепления классификаций информационных систем на законодательном уровне. В первую очередь представляется занимательным определить, признает ли законодатель факт использования информационных систем в предпринимательской деятельности, закрепляется ли законодательно аспекты правоотношений, затронутые при раскрытии «практических», описанных ранее, как имеющих место в реальной действительности, классификаций.  С этой целью автор обращается к ст.13 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Данное законоположение выделяет виды информационных систем, определяет статус оператора информационных систем, содержит положение об охране прав собственника информационных систем, очерчивает сферу распространения требований федерального закона, а также поясняет порядок эксплуатации отдельных видов информационных систем.

Ст. 13 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет три вида информационных систем, а именно:

1. государственные информационные системы
2. муниципальные информационные системы
3. иные информационные системы

При этом, законодатель определяет только первые два вида информационных систем. Например, приводится развернутое понятие государственных информационных систем. В интерпретации ст. 13 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" «государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов» [1];

В то же время муниципальные информационные системы, хотя и лишены эксплицитного определения, косвенно детерминируются словами «созданные на основании решения органа местного самоуправления». Таким образом, в переосмысленном варианте данное понятие могло бы звучать как: «Муниципальные информационные системы - это системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления».

Последний вид информационных систем, согласно классификации, приведенной в ст.13 рассматриваемого Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законодателем не определен. Более того, отсутствуют сведения или упоминания об информационных системах, составляющих или входящих в «иные» информационные системы. Напрашивающийся вывод относительно того, что к иным видам информационных систем относятся все те, которые не являются составной частью и не отвечают признакам государственных и муниципальных информационных систем, допустим, однако оставляет немало вопросов, поскольку правовой режим таковых не определен.

Подобная позиция подтверждается формулировкой нормы, содержащейся в ч. 6 ст. 13 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":

«Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами» [1]

Данная норма не содержит ссылки на конкретный законодательный акт, либо иной документ, закрепляющий порядок создания и эксплуатации иных информационных систем. Несомненно, законодатель поясняет, что такой порядок должен соответствовать Федеральному Закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иным федеральным законам, однако:

  1. Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не содержит иных требований, помимо тех, которые указаны в статье 13.
  2. Не отличается ясностью и однозначностью фраза: «в соответствии с иными федеральными законами» части 6 данной статьи. Представляется сомнительным трактовать ее как ссылку на специальное законодательство, поскольку такое специальное законодательство, выдвигающее требования к порядку создания и эксплуатации иных информационных систем на настоящий момент отсутствует. Приведенную формулировку также можно интерпретировать иначе – как указание на запрет нарушения требований иных федеральных законов. Однако при такой постановке акцента устраняется возможность однозначно и четко очертить круг таких актов.

Проведение анализа Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на примере закрепленных в данном законе классификаций информационных систем, имело цель прийти к выводу о наличии или отсутствии средств правового регулирования информационных систем, используемых в предпринимательской деятельности. По его результатам можно заключить, что такое или подобное по наименованию явление (информационные системы, используемые в предпринимательской деятельности) не является объектом законодательного закрепления, а существующие правовые нормы не отражают обстоятельств, обретающих себя в практической действительности осуществления предпринимательской деятельности. Автор предполагает, что отсутствие ссылок на информационные системы именно в аспекте использования в предпринимательской деятельности связано с изначальной целью принятия Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - закрепления правового режима информационных систем применительно к функциям, которые осуществляют как государственные органы, так и муниципальные образования. На данное обстоятельство указывает наличие принятых и вступивших в действие федеральных законов, направленных на урегулирование отношений в сфере использования информационных систем при обеспечении деятельности государственных и муниципальных образований:

  1. Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", ведение которой осуществляется Министерством Энергетики РФ,
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. Верховного Совета РФ 11.02.1993 N 4462-1) – Глава VII.1 – Единая Информационная Система Нотариата, контроль и ведения которой осуществляется Федеральной Нотариальной Палатой;
  3. Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система учета древесины и сделок с ней, оператором которой является Федеральное агентство лесного хозяйства является объектом закрепления Лесного Кодекса Российской Федерации
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" - Министерство транспорта Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области создания и функционирования Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Ярким указанием на то обстоятельство, что Законодатель в первую очередь имел цель закрепить официально-правовой статус информационных систем применительно к государственным и муниципальным нуждам является указание в Федеральном Законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на некие «иные» информационные системы, суть и назначение в рамках данного закона не раскрываются.

В связи с вышеописанным, автору представляется обоснованным предпринять меры по нивелированию описываемого законодательного пробела, расширив перечень информационных систем, представленный в Федеральном Законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в рамках ст. 13 упомянутого закона,  отразив  понятие «коммерческие  информационные системы», принимая во внимание ранее описанные сценарии использования информационных систем в предпринимательской деятельности, в следующей редакции:

«Коммерческие информационные системы - информационные системы, используемые в целях осуществления и сопровождения предпринимательской деятельности».

Не поддается сомнению то обстоятельство, что предложенная авторам мера не может полностью устранить имеющие наличие пробелы в законодательном регулировании коммерческих информационных систем, однако определение правового режима таких систем может способствовать дальнейшей работе по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.

Так, дальнейшими шагами в этом направлении автору представляется введение отдельных законоположений, отражающих правовой режим коммерческих информационных систем применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, выделение отдельных видов информационных систем, используемых в предпринимательской деятельности (например, информационных системы аудита организации, информационных систем проведения оценочной деятельности). Эти меры потенциально могут способствовать дальнейшему развитию феномена информационных систем не только на законодательном уровне, но и в предпринимательской деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный Закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Доступ из справочно - правовой системы «Консультант - Плюс». (дата обращения – 21.05.2016)
2. Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1
4. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"
6. Голицына О.Л., Максимов Н.В. Информационные системы. М. 2004. С.48-50
 



© 
Г.Г. Шапошников, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru