viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.В. Косырев,  (Всероссийский государственный университет юстиции, Москва)

Серия «Экономика и Право» # НОЯБРЬ  2016

Правовой стимул
В статье рассматривается проблема постоянного увеличения количества дорожно-транспортных с участием нетрезвых водителей. Анализируются причины данного явления. Особое внимание уделяется вопросу отсутствия страха у водителей перед наказанием. Автор приходит к выводу, что в данном случае нужно действовать не с позиции ужесточения санкции, а с позиции правовых стимулов, высказывается предложение о том, что необходимо применять не только наказание в виде лишения специального права и штрафа, но и проводить курсы психотерапии, направленной на изменение отношения водителей к управлению автомобилем под воздействием алкоголя. На основании этого предлагается внедрить правовой стимул виде досрочного возвращения права управления транспортным средством при добровольном прохождении терапии, целью которого будет являться снижения количества рассматриваемых правонарушений.

Ключевые слова: Правовой стимул, гипотеза, санкция, психотерапия, правонарушение, транспортное средство.

 

В  настоящее время часть 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусматривает санкцию за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в виде штрафа в размере 30000 рублей, а также дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Также существует обязанность водителя после завершения срока прекращения действия права на управление транспортным средством сдать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения и предоставить медицинское заключение об отсутствии у водителя медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством для возврата водительского удостоверения [1]. Никаких дополнительных условий по поводу лишения или восстановления специального права в законодательстве не предусмотрено.

Обратим внимание на то, что количество дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием нетрезвых водителей постоянно растет: за последние пять лет с 2010 по 2015 год код их количество выросло на 28,5 % [2]. Данный факт несомненно говорит о плохой работоспособности правовых норм, запрещающих появление за рулем нетрезвых водителей. В свою очередь причины этой неработоспособности могут быть различны.

У данного явления далеко не одна причина, в первую очередь, обратим внимание на нигилистическое отношение водителей к запретам, низкий авторитет правоохранительных органов, неработоспособность в таких условиях принципа неотвратимости наказания. Применительно к административному праву действие принципа неотвратимости наказания выражается в том, что выявляется правонарушитель, посягающий на существующий общественный порядок управления, виновный в нарушении общеобязательных правовых норм и происходит привлечение выявленных лиц к конкретной административной ответственности [3]. Большинство водителей просто не считают, что их могут остановить для проверки сотрудники ГИБДД, что в большинстве случаев так и происходит, и по этой причине не боятся нарушать правила дорожного движения, в том числе, и садится за руль пьяными.

Отметим также, что у большинства водителей отсутствует страх перед наказанием. Но принимать меры в данном случае, нацеленные на его ужесточение, полагаем нецелесообразно. Большинство авторов, ученых считают, что тяжесть наказания либо незначительно либо вообще не влияет на количество совершаемых правонарушений. К примеру, внесение в 2013 году изменений в статью 12.8 КоАП РФ, которые добавили к существующей санкции в виде лишения права управления транспортным средством еще и штраф в размере 30000 рублей, не дали положительного эффекта, за следующие 2 года количество ДТП с участием нетрезвых водителей возросло на 12 % [4]. Из этого факта можно сделать также и вывод о том, что действующая система наказания, предусмотренная санкцией рассматриваемой статьи не способствует формированию установки водителей на правомерное поведение. И действовать в данном случае необходимо не с позиции ужесточения наказания и попыток запугать правонарушителя, а с позиции, как мы считаем, правовых стимулов.

Что же они собой представляют? В действующем законодательстве отсутствует определение правовых стимулов, в то же время среди ученых идут дискуссии по поводу данного понятия.

Мирошник С.В. в своей диссертации определяет правовые стимулы как «юридический институт, закрепляющий определенные средства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения» [5].

Ведяхин В.М. дает следующее определение правовым стимулам: «это правовые нормы, поощряющие развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, нормы, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и её результаты» [6].

В пример можно привести изменения, внесенные в КоАП РФ, вступившие в силу с 1 января 2016 года, устанавливающие, что по некоторым видам правонарушений, предусмотренных 12 главой КоАП РФ, назначенный штраф уменьшается на 50% процентов при оплате его в 20-дневный срок. В данном случае гипотезу правового стимула составляет условие по уплате штрафа в определенный срок, а санкцию, сокращение штрафа на половину. Целью в данном случае являлось не понижение количества соответствующих правонарушений, а улучшение статистики исполнения санкций по ним, то есть уплаты штрафов, что, в свою очередь, также является стимулом для правомерного поведения, так как своевременная неуплата административного штрафа является административным правонарушением.

Необходимо определить, что будет составлять гипотезу предлагаемого нами правового стимула. Для этого вернемся к системе наказания, предусмотренной рассматриваемой статьей. Нужно обратить внимание на то, что, как уже было сказано, существующая санкция не стимулирует правомерное поведение правонарушителей. Чтобы это исправить, по нашему мнению, обязательно обращая внимание на то, что данное правонарушение связано с употребление алкоголя, наркотических и психотропных средств, к водителям необходимо применять не только наказание в виде лишения специального права и штрафа, но и проводить курсы психотерапии, направленные на изменение отношения водителей к управлению автомобилем под воздействием алкоголя, наркотических и иных психотропных веществ. Прохождение данного лечения и будет являться в нашем случае гипотезой.

Большое внимание медицинским мерам уделяется с США, тип и продолжительность программ зависит от серьезности проблемы водителя и характера нарушения [7]. В Германии существуют аналогичные нормы. В России в 2010 году от Министерства здравоохранения и социального развития РФ поступали предложения по введению курсов реабилитации для водителей, попавшихся на управлении автомобилем в пьяном виде, но в данном случае они не были реализованы.

В первую очередь, по нашему мнению, нужно изменить само отношение водителя к управлению автомобилем под воздействием алкогольных, наркотических и иных психотропных веществ; убедить его в недоступности данного поступка, а не запугивать его жесткими санкциями. Отметим также, что проблема управления транспортными средствами в состоянии опьянения является несомненно не только правовой, но и медицинской. Но, к сожалению, в России не уделяется должного внимания проблеме лечения алкогольной зависимости при выявлении правонарушений в сфере дорожного движения.

На наш взгляд, не нужно насильно направлять всех водителей, совершивших правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ на данное лечение это принесет меньше пользы, если бы психотерапия была бы добровольной, а «аргументом» при её выборе, по нашему мнению, как раз необходимо сделать правовую норму, сокращающую срок лишения специального права наполовину, она и будет составлять «положительную» санкцию нашего правового стимула. Наличие её необходимо. Мирошник С.В. определяет, что «правовой стимул - это то, что порождает желание, стремление человека действовать так, чтобы получить премию, поощрение или иное благо, правовой стимул всегда содержит в себе награду» [8].

Предложенный стимул мы считаем возможным применять только по отношению к водителям, впервые совершившим рассматриваемое правонарушение, это также будет положительно влиять на сокращение случаев повторного его совершения.

Нужно добиться того, чтобы водитель не совершал рассматриваемое правонарушение не из-за боязни быть замеченным сотрудниками ГИБДД и не из-за страха перед наказанием а из-за осознания того, что находиться в состоянии опьянения за рулем нельзя. Несомненно, правовые стимулы являются более гибкими средствами воздействия на правонарушителей, чем правоограничивающие.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами: Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 // СЗ РФ. – 2014. - № 47. - Ст. 6551.
2. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей в РФ // URL: http://serega.icnet.ru/CarDTP.html (дата обращения: 01.10.2016)
3. Малаш Т. А. Принцип неотвратимости юридической ответственности: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Татьяна Анатольевна Малаш. - Москва, 1996. - 158 с.
4. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей в РФ // URL: http://serega.icnet.ru/CarDTP.html (дата обращения: 01.10.2016)
5. Мирошник, С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Светлана Валентиновна Мирошник. - Ростов-на-Дону, 1997. - 167 с.
6. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие и виды // Правоведение. – 1992. - № 1. – С. 51.
7. Иванова, О. С. Административная ответственность участников дорожного движения за правонарушения, совершенные в состоянии опьянения: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Оксана Алексеева Иванова. - Омск, 2004. - 212 с.
8. Мирошник, С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: монография / С. В. Мирошник. - Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2011. – 128 с.
 



© 
Е.В. Косырев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru