viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

С.М. Габиева,  (К.юр.н., доцент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»)

З.М. Мусалова,  (К.юр.н., доцент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»)

К.Р. Лабазанов,  (Магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»)

Серия «Экономика и Право» # НОЯБРЬ  2016

Конституция
В работе представлена попытка раскрыть содержание конституционного принципа народовластия. Исходя из положений Конституции РФ делается ряд выводов относительно особенностей правовой регламентации власти народа, ее форм. Исследуются позиции ряда авторов относительно права на представительство и форм его реализации. Отдельно затрагивается вопрос о соотношении представительной демократии в целом и представительных органов, как одного из его элементов.

Ключевые слова: Конституция, народовластие, власть, представительная демократия, непосредственная демократия.

 

Демократия означает принадлежность всей власти людям, свободную реализацию этой власти в полном соответствии с его независимой волей и собственными интересами. Именно народ выступает источником власти. Как отмечает Е.И. Козлова, понятие «источник власти» соответствует специфическим особенностям того трудного, многоуровневого механизма реализации демократии, в системе которой большое число различных институтов, обеспечивающих формирование как единой воли всего народа РФ, так и отдельных составляющих его частей» [1]. В той же самой статье Конституции Российской Федерации формы реализации народом власти определены: посредством непосредственной демократии (и референдум и свободные выборы как самое высокое прямое выражение власти людей более выделены) и представительной демократии - через государственные органы и местные органы власти. В этом отношении исследователи обращают внимание на особенность формулировки этой нормы Конституции Российской Федерации и объединяют представительную форму народовластия с органами, которые традиционно называют представительными, и рассматривают ее реализацию более широко - через государственные органы и местные органы власти.

Народная власть как общественная власть, согласно Е.В.Белусовой [2], во-первых, распространяется и на государственную власть и на власть, которая реализуется через местные органы власти, будучи вне системы государственных органов, и во-вторых, реализуются не только через органы, которые непосредственно избраны населением, но также и через те, которые сформированные другим путем (органы исполнительной власти, судебная власть федерального и регионального уровня, местные органы власти и т.д.).

Вполне обоснованно можно говорить о приоритете представительных органов при реализации принципов демократии. Некоторые факторы свидетельствуют об этом. Во-первых, статья третья Конституции Российской Федерации, где выборы, в результате которых формируются такие органы, определены как самое высокое прямое выражение власти людей. Вследствие названного порядка формирования у представительных органов есть специальная связь с населением - непосредственно реализует его интересы, формализуя его в предпринимаемых действиях и принятых решениях. Во-вторых, рассмотренные органы реализуют свои полномочия на основе принципа коллегиальности, при этом их деятельность правомочна только при избрании не меньше чем две трети установленного числа представителей, которое позволяет учитывать интересы населения соответствующей территории как можно больше. Кроме того, перед представительными органами прямо или косвенно исполнительные органы власти  несут ответственность.

Исследователи отмечают, что согласно существующей Конституции Российской Федерации народ реализует свою власть представительным правлением через государственные органы и местные органы власти, и также референдумы и некоторые другие институты непосредственной демократии [3;4].

Исторически сложилось, что система народного представительства, фактически включаясь в систему управления государством, осуществляет две ключевые задачи:

  • выступает своего рода посредником между обществом, гражданами и государством посредством выражения и защиты их прав и интересов;
  • исправление государственных решений, и на стадии их подготовки, и при возникновении потребности последующих изменений.

Таким образом, концепция народного представительства, которая начала складываться в XVII-XVIII столетиях, стала одной из главных конституционных принципов организации государственной власти, а механизмы представительства представляют собой главный способ передачи полномочий власти, принадлежащей народу к государственным органам и местным органам власти, которые, наконец, создали современную представительную демократию.

Представительная демократия в широком смысле представляет собой все публично-властные институты. В контексте данной проблемы представительная демократия включает только избираемые представительные органы, как на общенациональном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.  Существование этих органов, реальный объем их влияния в механизме общественной власти - важный индикатор демократического характера политического режима в стране.

Право на представительство может быть произведено из содержания статьи третьей Конституции Российской Федерации, согласно которой народ реализует власть непосредственно и через государственные органы и местные органы власти. Наряду с этим, Конституция Российской Федерации обеспечивает такие условия представительной демократии, как избираемость соответствующих органов, общность избирательного права, предоставляя каждому гражданину права выбирать и быть избранным.

Статьи 3 и 32 Конституции Российской Федерации недостаточно скоординированы друг с другом: статья третья исходит из широкого понимания суверенитета народа, в то время как статья 32 - из более узкого, обеспечивающего широкие возможности для граждан использовать социальные блага в политической сфере (обратная связь между народными представителями и избирателями просматривается, при этом нет никаких механизмов учета интересов граждан в ежедневной деятельности представительных учреждений, и т.д.).

По мнению некоторых авторов, в данном контексте более удачной конституционной и юридической формулировкой, способной исключить существующие «разногласия», является введение в научный оборот понятия «право граждан на народное представительство», к которому привязана обязанность избранного должностного лица или парламента реализовать требования и интересы народа. В отличие от активного и пассивного избирательного права, которые по природе являются индивидуальными, право на представительство принадлежит народу в целом, и также его частям, выделяемым по определенными критериями (политический, социально-экономический, территориальный, культурный, этнический, и т.д.). Отдельно взятый гражданин не может иметь права на представительство: здесь основное значение имеет массовый характер, общность, объединение [5]. В то же самое время право граждан на народное представительство целиком включает активное и пассивное избирательное право, принадлежащее определенным гражданам, и также политическим партиям, уполномоченным выдвигать списки кандидатов, используя пропорциональную избирательную систему.

Как размечает И.А. Старостина, «представительная демократия в целом включает много связанных компонентов.  Среди них наряду с правом на реализацию требований и интересов граждан в деятельности представительных учреждений и правом переизбрать или отозвать народных представителей с соблюдением правил, установленных законом и процедурами, определены как основные следующие правомочия:

  • право на организацию системы представительных органов государственной власти и местного органа власти, обладающими достаточными властными полномочиями власти и общественно-значимыми функциями;
  • право на демократическую избирательную систему и надежные результаты выборов» [6].

Таким образом, народное представительство - необходимый и существенный элемент в системе функционирования публичной власти любого демократического государства. Его социальная значимость, предопределяя ее способность, формирует волю избирателей, отражает и воплощает их разнообразные интересы в решениях, принятых представительным органом. Через народное представительство граждане могут осуществить контроль над деятельностью исполнительной власти и оказать, таким образом, влияние на управленческие процессы. Таким образом, представительные учреждения - некоторые каналы связи между обществом и исполнительными органами и призваны выразить мнения граждан относительно общественной и государственной жизни.

Б.А.Страшун отмечает, что в советской литературе только немного авторов обращаются к понятию «народное представительство» и, вообще определяет этот термин просто как осуществление власти через представителей (например, система власти народа, осуществляемая через избранных представителей. Это определяет народное представительство как форму реализации государственной власти и самоуправления определенной системой политических связей в обществе, которые в значительной части (но не полностью) урегулирована нормами конституционного права [7].

А.И.Ким определяет народное представительство как государственно-правовой институт, выражающий представительную демократию как одну из форм государственной деятельности народа, системы организации государственной власти, « в которой поголовное и притом решающее участие граждан век государственных делах обеспечивается через выборные органы государства, именуемые представительными» [8]. Народное представительство воплощено в организации и деятельности органов власти, имеющих, согласно С.В.Масленниковой, представительную природу, качество представительности органов, является формой народного представительства, представительных органов [9].

Качество такого органа публичной власти, вследствие которой он способен сформулировать волю граждан выражать их интерес, в своей деятельности С.В. Масленникова определяет как представительность [9].

Существующая Конституция Российской Федерации закрепляет, что народ реализует власть непосредственно или через органы (государственные органы и местные органы власти). Основной закон Российской Федерации, таким образом, устанавливает следующие каналы реализации демократии: прямая демократия, государственные органы, местные органы власти. Специальную роль в реализации народом власти осуществляют избранные представительные органы, воплощающие представительную демократию.

В завершении хотелось бы отметить, что конституционно-правовое содержание народного представительства позволяет особо выделить ее среди существующих проявлений и организационно-правовых форм представительной демократии, поскольку именно ей присущи некоторые специфические черты, как, например, коллегиальность, выборность и пр.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Козлова Е.И. К вопросу о правовом закреплении принципа народовластия в РФ // Проблемы эффективности публичной власти в Российской Федерации: Сб. мат-лов учеб. научно-практ. конф. Ростов н/Д, 2003. - С. 4.
2. Белоусова Е.В. Представительные органы местного самоуправления как органы публичной власти // Административное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 9.
3. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2006.
4. Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М., 2008.
5. Астафичев П. А. Народное представительство в современной России: Проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. … док. юрид. наук.. - СПб.,2006.
6. Старостина И.А. Избирательная система и формирование институтов представительной демократии в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2009.
7. Страшун Б.А. Социализм и демократия (социальное народное представительство)- М, 1976.
8. Ким А.И. Государственная власти и народное представительство в СССР / Государственно-правовое исследование – Томск, 1975.
9. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. – М., 2003.
 



© 
С.М. Габиева, З.М. Мусалова, К.Р. Лабазанов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru