viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

К.А. Хагвердиева,  (Диссертант, Азербайджанский Университет Кооперации)

Серия «Экономика и Право» # НОЯБРЬ  2016

Продовольственный рынок
В статье уделяется особое внимание регулированию отношениям между продовольственным рынком и потребителями продуктов. Здесь автор проводит исследование таких вопросов как экономическое законодательство, в том числе антимонопольное законодательство, эффективное регулирование цен на продукты питания, его методы и механизмы, передовой зарубежный опыт в данной сфере и т.д. В процессе исследования он приводит ряд обобщенных выводов относительно поведения потребителей на рынке.

Ключевые слова: Продовольственный рынок, потребители продуктов, антимонопольное законодательство, государственное регулирование, ценообразование, конкуренция.

 

Современное движение товаров на продовольственном рынке является результатом длительного процесса эволюции, поиска оптимального соотношения саморегулирования рынка и нерыночных регуляторов. В различных странах, несмотря на существующие различия в этом соотношении, существует общий подход и направления  в формировании современных хозяйственных механизмов. В качестве примера таких подходов можно привести антимонопольное регулирование, финансово-кредитное регулирование, регулирование налоговой практики и защита прав потребителей. В последние годы регулирование механизмов хозяйствования  происходит в условиях научно-технического прогресса, стремительного развития компьютерных и информационных технологий. Формирование сильных информационных систем происходит в условиях углубления маркетинговых исследований спроса и предложений товаров.  Все это, в свою очередь, позволяет прогнозировать объем продовольственного рынка и соответственно планомерно их регулировать.  В странах, где развиты вышеуказанные направления, особо проявляется необходимость организации поведения потребителей и  изучения современных тенденций. Прежде всего, особо необходимо проведение ретроспективных исследований и параллельно осуществление перспективных оценок.  Особенно следует отметить, что ретроспективные наблюдения позволяют говорить о развитии антимонопольного законодательства  в США. В 1890-м году в США был впервые принят антимонопольный закон Шермана [4].  Этот закон запрещал монополизацию, ограничивающую торговлю, в частности внешнюю торговлю, заключение тайных договоров. Согласно положениям  данного закона любой контракт, в том числе соглашение, направленное на ограничение  торговли и коммерческой деятельности объединений-трестов с несколькими штатами или зарубежными странами, признавался не законным.  Любое лицо, заключившее подобный договор, должно было быть признано виновным и подвергнуться штрафу в размере выше 1000 долларов или аресту сроком не более 1 года.   Вместе с тем, некоторые положения вышеуказанного закона предусматривали конфискацию имущества этих лиц или трестов за ущерб, нанесенный их торговлей и коммерческой деятельностью, а также продление срока ареста до 10 лет.

Позднее в 1914-м году был принят закон Клейтона. Настоящий закон был принят в  октябре 1914-го года Конгрессом США и был утвержден президентом Вудро Вильсоном. Новый закон вошел в историю законодательства США как закон Клейтона, названного в честь Генри Клейтона,  разработавшего данный законопроект. Согласно основным положениям закона запрещалась дискриминация цен. Для надзора за деятельностью трестов была создана Федеральная Торговая Комиссия.

Аналитики, занимающиеся исследованием истории экономического законодательства, в том числе антимонопольного законодательства, справедливо считают, что закон Клейтона относительно дополнял положения закона Шермана. Уместно отметить, что в данном законе был закреплен запрет на любую форму монополии в сфере торговли, а также виды деятельности, ослабляющие конкуренцию.

Для развития свободной конкуренции в стране  большое значение имел принятый в 1936-м году закон Робинсона-Патмана.  Этот закон, защищая интересы мелких предпринимателей, признавал ценовую дискриминацию противозаконной. Точнее в этом законе усовершенствованы прежние положения, связанные с ценовой дискриминацией.  То есть в данном законе был расширен круг актов, закрепленных как запрещенная дискриминация.

Согласно же закону, принятому в 1950-м году, объединение компаний, негативно влияющее на конкуренцию,   признается запрещенным. После второй мировой войны антимонопольные законы были приняты и в других странах и была начата транснационализация этой деятельности, в национальных государствах в рамках национальных границ стали формироваться органы, регулирующие товарооборот [5]. Вышеупомянутый процесс более активно стал наблюдаться в рамках государств Европейского Союза. В эти же годы стали совершенствоваться антимонопольные законы посредством поддержки государством малого бизнеса.  В США для сохранения конкурентоспособных институтов предпринимательства в 1953-м году был принят закон «О малом бизнесе» [3]. Согласно положениям закона государство обязуется оказывать помощь мелким предпринимателям путем предоставления информации и консультаций, защищать их интересы и при необходимости оказывать любое содействие. В США в последние годы в условиях сильной конкуренции ограничивалась сфера прямого регулирования рыночных цен , а также  высокий уровень обеспечения рынка товарами.  В эту сферу, прежде всего, включались цены на товары естественной монополии – производство электроэнергии, услуги связи. С целью предотвращения повышения цена на сельскохозяйственную продукцию использовались государственные дотации. Например, 5% расходов в рамках федерального бюджета выделялись фермерам, занимающимся производством риса, ячменя, пшеницы, кукурузы, крупы, хлопка, проса.  Размер дотаций в ценах этих культур колебался между 15%-35%. Вместе с тем, фермеры получили возможность в случае падения цен в условиях обилия товаров на рынке продать государству по заранее согласованным ценам такие продукты, как молоко, масло и сыр.  Удельный вес продукции, выкупаемой государством, ежегодно рос. Государство гарантировало фермерам минимальный размер залоговых цен. При этом государство регулировало соотношение между ценами производимой и закупаемой фермерами продукции.  Данная функция в США осуществлялась Министерством Сельского Хозяйства, Министерством Юстиции, Федеральной Торговой Комиссией.  Регулированием торговли внутри страны в США занимается Министерство Торговли [4].

В Германии (ФРГ) одним из основных направлений регулирования продовольственного рынка является устранение причин, препятствующих мелким предпринимателям вести конкуренцию с крупными предпринимателями.  Разрабатываются и совершенствуются соответствующие правовые нормы, осуществляется контроль за их соблюдением участниками рынка. К примеру, в 1956-м году был принят закон об ограничении конкуренции (Закон « О картелях»).

Данный закон позволял государству контролировать слияние и объединение предприятий и регулировать этот процесс, а также контролировать процесс заключения соглашений, препятствующих выполнению договорных обязательств, согласования цен, мешающий конкуренции. Основные положения закона нижеследующие [2]:

  • Запрещается слияние и объединение предприятий, устанавливающих гегемонию на рынке;
  • Требуется извещение конкурентов о слиянии компаний, оборот которых превышает 1 млн. марок;
  • Требуется контроль слияний предприятий, удельный вес которых составляет свыше 5%.

На формирование здоровой конкуренции, а также на малое предпринимательство оказывает влияние и государственная поддержка. Для стимулирования небольшой деятельности законом об особых мерах предусматривается оказание  нижеперечисленных форм содействия:

  • стимулирование создания предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе прогрессивных технологий и форм организации труда;
  • рационализация деятельности предприятий в рамках улучшения региональной экономической структуры и выдача ссуд для технического обеспечения;
  • предоставление гарантий кредитным организациям;
  • информационная и консультационная поддержка.

В   ФРГ за конкуренцией на рынке следит Министерство Экономики, Антимонопольное Управление земель ФРГ, а также Комиссия по особому контролю за монополиями.

Вышеупомянутая комиссия контролирует процесс концентрации и монополизации в экономике страны и представляет отчеты в Бундестаг.

В соответствии с законом о ценах государственные органы контролируют цены на продукты социального значения и лекарства.  Как правило, цены регулируются экономическими методами, а при необходимости  и административными методами. Здесь значение имеет учет и согласование интересов населения и потребителей товаров. С целью предотвращения роста цен на продовольственную продукцию, а также обеспечения рентабельности сельского хозяйства государство предоставляет дотации на производство сельскохозяйственной продукции.   Для защиты интересов 75 производителей сельскохозяйственной продукции была создана система кооперативов, эффективно функционирующая в направлении освобождения производителей от многочисленных торговых операций. В Германии в качестве специфического инструмента регулирования розничной торговли выступает создание государственной сети розничной торговли. Согласно закрепленным государством правилам, был установлен лимит на открытие крупных магазинов и их расширение в размере 1200м2. Следует отметить, что для их создания требуется разрешение местных органов власти.  В законодательстве закреплено размещение предприятий оптовой торговли в 10 типах жилых местностях города, специализация предприятий, их формы торговли и сферы деятельности. В развитых странах опыт регулирования рынка позволяет определить уровень регулирования отношений с потребителями продовольствия, прямое и косвенное влияние государства на конкуренцию, цены и внутреннюю торговлю.  В зарубежных странах особое значение имеет опыт регулирования продовольственного рынка, который используется для развития инновационной деятельности, повышения эффективности деятельности предприятий и развития малого предпринимательства.  В странах с развитой экономикой полная информация о товаре, его качестве и цене позволяет судить об уровне организации регулирования рынка и его соответствующих критериях. Подобная информация позволяет определить стратегию развития торговых и производственных предприятий, а также позволяет потребителям выбрать безопасный и качественный товар.

В соседнем с нашим государстве -  в Российской Федерации - действуют антимонопольные законы, положения которых, по нашему мнению, необходимо рассмотреть. 

В Российской Федерации антимонопольное законодательство влияет на экономические отношения, формирующие конкуренцию на продовольственном рынке.  В этих отношениях в качестве участников выступают национальные и иностранные юридические лица, управленческие органы всех уровней, физические лица [1]. Правовые нормы законодательства действуют тогда, когда вышеуказанные лица своей деятельностью за пределами Российской Федерации могут ограничить конкуренцию на местном рынке, либо их деятельность, приводит к негативным последствиям на продовольственном рынке страны.  Монопольная деятельность расценивается как противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйственных субъектов и исполнительных органов, направленные на  ограничение и устранение конкуренции [6].

С целью государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии  были созданы федеральные исполнительные органы, которые занимаются регулированием естественной монополии на контролируемой ими территории. Антимонопольное законодательство, в сущности, служит созданию правовой базы реализации методов и мер борьбы с жесткой и несправедливой конкуренцией.  

Особо следует отметить, что осуществление антимонопольной политики с целью развития продовольственных рынков и конкуренции, предупреждения, ограничения и устранения монопольной деятельности было возложено на Министерство экономики Азербайджанской республики и  его органам управления на местах.

Антимонопольным законодательством Азербайджанской Республики предусмотрено осуществление соответствующего государственного надзора за созданием коммерческих организаций, реорганизацией деятельности, слиянием предприятий. Антимонопольные органы обязаны осуществлять целенаправленную деятельность по предупреждению случаев злоупотребления коммерческими организациями своим доминирующим положением на рынке. В принципе, очевидно, что антимонопольные органы должны строго контролировать процессы создания коммерческих организаций, их слияния и объединения.   

Таким образом, в результате коммерцизации и приватизации государственных предприятий в отдельных отраслях экономики страны появились условия для рыночной конкуренции, и соответственно сформировалась благоприятная почва для конкуренции, в том числе для проявления на рынке  всех форм конкуренции.  В таких условиях требовалось прогнозирование, основанное на точных аналитических исследованиях. Однако, к сожалению, именно в вопросах  конкуренции и монополии стали формироваться разнящиеся мнения, ложные представления. К примеру, характерной чертой первоначального этапа переходного периода в стране было  чрезмерное преувеличение возможностей саморегулирования рынка и в большинстве аналитических оценок внимание акцентировалось на учете государственной роли, в частности роль государства в регулировании цен и доходов, росте инвестиционной активности предприятий и населения, реализации структурных изменений в экономике.  Как неопровержимый факт следует отметить то, что в развитых западных странах в этой сфере был накоплен значительный положительный опыт, поэтому некоторые из них не нуждаются в накоплении опыта в регулировании рынка. В то время как для Азербайджана, двигающегося в направлении углубления рыночных отношений, такой опыт чрезвычайно необходим.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что согласование рыночного и государственного регулирования в экономических отношениях создает дополнительные возможности для успешного осуществления экономических изменений на продовольственном рынке страны.

С развитием экономических отношений на продовольственном рынке Азербайджана значительно меняются цели и задачи государственного регулирования. Государственные органы управления освобождаются от функций непосредственного контроля за деятельностью торговых предприятий, а также утрачивают коммерческие функции в торгово-посреднических операциях. Реализация основных направлений государственного регулирования осуществляется территориальными органами управления посредством совокупности определенных функций. На конкурентоспособность продовольственной продукции, производимой в Азербайджане, влияет дефицит, а иногда и вовсе отсутствие точных статистических данных и прогнозной информации. Решение данной проблемы возможно за счет направления деятельности территориальных органов регулирования на прогнозно-аналитическую и информационную работу.

Создание информационной системы должно ориентироваться на три основных типах потребителя информации:   

а) республиканские и региональные органы регулирования продовольственного рынка;
б) отраслевые объединения, ассоциации и другие корпоративные структуры;
в) средние и мелкие предприниматели.  

Слабым звеном в государственном регулировании является влияние систем управления отраслей на условия развития. В результате значительно снизилась торговля продукцией, финансовая устойчивость предприятий.  Решение этой проблемы, на наш взгляд, связано с завершением либерализации цен и отнесением ее ко всем звеньям управления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Савченко, П. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России [Текст] / П. Савченко, Мю Федорова, Е.Шелкова // РЭЖ. - 2000. - №1. - С.66 – 73.
2. Пичурин, И.И. Прогноз тенденций в динамике материальных потребностей развитых стран [Текст] / И.И. Пичурин // Журнал экономической теории. - 2004. - ЯУЬ - С.40.
3. Лучкина, Л.С. Потребление в домашних хозяйствах России и постсоциалистических странах Европы [Текст] / Л.С. Лучкина // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №11. - С.94-100.
4. Косолапов, И. Международные отношения и мировое развитие [Текст] / П. Косолапов // МЭиМО. - 2010. - №2. - С. 104-112.
5. Ильин, В.И. Поведение потребителей [монография] / В.И. Ильин. -СПб.: Питер, 2000.-180 с.
6. http://fas.gov.ru/
 



© 
К.А. Хагвердиева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru