viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Д.А. Гайнанов,  (Д.э.н., профессор, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, г. Уфа)

А.Г. Атаева,  (К.э.н., Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, г. Уфа)

Г.Р. Зиннурова,  (К.э.н., Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, г. Уфа)

 

    * Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме №0253-2014-0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661)»

Серия «Экономика и Право» # НОЯБРЬ  2016

Муниципальные услуги
В статье рассматриваются муниципальные услуги как базовый элемент системы муниципального управления, определяются особенности их предоставления с позиции социальной значимости. Обосновывается целесообразность использования клиентоориентированного подхода к процессу предоставления муниципальных услуг, определяются характеристики поставщиков и потребителей этих услуг, факторы и институциональные условия их предоставления.

Ключевые слова: Муниципальные услуги, органы местного самоуправления, клиентоориентированный подход.

 

Oсобенностью муниципального уровня организации территориальных социально-экономических систем является его высокая социальная значимость с целью удовлетворения основных жизненных потребностей местного сообщества. С этой позиции базовой категорией, определяющей эффективность муниципального управления и местного самоуправления, является муниципальная услуга, ее качество и доступность для населения.

Предоставление муниципальных услуг можно рассматривать с позиции теории общественных благ, разработанной нобелевским лауреатом П. Самуэльсоном в 1950-х годах. Предложенные им свойства общественных благ можно перенести и на муниципальные услуги, в частности:

  • неделимость (несоперничество) – предоставление муниципальных услуг одному потребителю позволяет увеличить количество потребителей без изменения стоимости на услуги и ее качества;
  • неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа получателей услуг – в этом особенность муниципальных услуг как базовых социальных услуг для местного населения (дошкольное, школьное образование, здравоохранение и др.);
  • невозможность не потреблять – существует ряд муниципальных услуг, которыми пользуются все потребители, вне зависимости от желания потреблять (например, услуги в сфере безопасности).

Среди других особенностей муниципальных услуг, как и для чистых общественных благ, можно выделить совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Их производство не подвержено рыночному контролю: сложно измерить и оценить спрос на них, а также их качество из-за трудностей установления связи оплаты со спросом и потреблением.

Кроме того, муниципальные услуги по большей части не являются прибыльными с позиции рыночных производителей, в связи с чем органы местного самоуправления берут на себя обязанность участвовать в их предоставлении. Наконец, значительный внешний эффект муниципальных услуг определяются приносимой пользой большой совокупности людей.

Их потребление может быть, как индивидуальным, так и коллективным, как бесплатным, так и платным или частично платным. Платность зависит от категории, к которой можно отнести услуги, – чистые общественные блага или смешанные. Экономически эффективно и целесообразно, чтобы услуги, относящиеся к смешанным благам, не имеющие значительных внешних эффектов и потребляемые локально, оплачивались потребителями. Также данный вид услуг можно измерить в расчете на одного получателя, что является важным с точки зрения организации бюджетного процесса – использование показателей как для планирования, так и оценки эффективности.

Предоставление муниципальных услуг предполагает решение вопросов, связанных с обеспечением базовых потребностей на низовых уровнях управления, ведь именно органы местного самоуправления наиболее приближены к населению и должны реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан. Все это осуществляется в соответствии с принципом субсидиарности, реализация которого предполагает разграничение компетенций, то есть определение того уровня власти, на котором наиболее эффективно, быстро, полно, с учетом интересов населения могут быть решены те или иные задачи.

Также предоставление социально значимых услуг органами местного самоуправления обосновано теоремой децентрализации, сформулированной американским экономистом У. Оутсом. Обеспечение потребления общественных благ географически локализованным обществом более эффективно на местном уровне. Другими словами, уровень власти, находящийся ближе всего к потребителям бюджетных услуг, способен обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств (эффективность затрат) для удовлетворения местных нужд, что позволяет ему оказывать целый ряд услуг на уровне, на котором возможен наиболее полный учет конкретных потребностей местного населения и на котором выгоды от этих услуг окупают стоимость, которую готовы оплачивать получатели. Тем самым достигается Парето-эффективный уровень услуги, который не могут обеспечить органы государственной власти при следующих условиях:

1. издержки предоставления услуг одинаковые для всех уровней власти, т. е. отсутствует экономия на масштабе;
2. произведенные на конкретной территории общественные блага полностью потреблены населением этой территории, т. е. отсутствуют внешние эффекты;
3. предпочтения населения различных территорий различаются между собой, учет местных потребностей может приводить к удорожанию централизованного предоставления услуг.

Рассматривая термин «муниципальная услуга», следует обратить внимание на то, что единой точки зрения по определению данного понятия, как и терминов «государственная», «публичная», «социальная» услуги в настоящее время нет.

Л.К. Терещенко замечает [6], что само понятие «государственные (муниципальные) услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги – одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».

Существует противоречие в определениях муниципальных услуг в Федеральном законе № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Бюджетном кодексе РФ. Так, в ФЗ-210 под услугой понимаются отношения, возникающие по запросам заявителей в рамках осуществления органами власти исполнительно-распорядительных функций, также деятельность, в рамках предоставления услуг в электронном виде. Данный подход не отражает отличительные признаки и характеристики муниципальных услуг. В Бюджетном кодексе РФ под муниципальной услугой (работой) понимается услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. Согласно ФЗ-210 услуги – это отношения, то в Бюджетном кодексе – это сами услуги (работы).

Процесс предоставления муниципальных услуг можно рассматривать с разных позиций: с позиции потребителей, с позиции органов местного самоуправления как контролирующей и регулирующей организации, а также с позиции поставщиков услуг. В совокупности различных позиций можно выделить систему предоставления (оказания) муниципальных услуг. Система объединяет поставщиков и потребителей, на деятельность которых оказывают влияние органы власти всех уровней, но ответственность за функционирование и развитие несут органы местного самоуправления (рис. 1). Базовыми элементами системы предоставления муниципальных услуг являются муниципальные услуги; поставщики услуг; потребители услуг; связи между ними.

Институциональными условиями функционирования системы являются нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление муниципальных услуг, а также регламенты и стандарты их предоставления. На функционирование системы предоставления муниципальных услуг оказывают влияние правовые, информационные, социальные, организационные, экономические, технические, технологические, экологические, инновационные факторы.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: принят Гос. Думой 7 июля 2004 г. (ред. от 13.07. 2015 г.) //СПС «Консультант Плюс».
2. Гайнанов, Д.А., Атаева, А.Г. Постреформенные тенденции изменения финансовой самостоятельности муниципальных образований России [Текст] / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – №4. – 456 с. – С. 201-207.
3. Гайнанов Д.А. Клиентоориентированное управление в организациях сферы услуг: Монография / Гайнанов Д.А., Крупский А.В., Мигранова Л.И., Сайфуллина Л.Д., Спирина Л.И.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Д.А. Гайнанова. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. – 148 с.
4. Зиннурова, Г.Р. Система оказания муниципальных услуг: анализ состояния и перспективы развития [Текст] / Г.Р. Зиннурова // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IX Всероссийской научно-практической internet-конференции. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2015. – С. 201-203
5. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов1 и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2014 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/local_government/
6. Терещенко, Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные [Текст] / Л. К. Терещенко // Журн. рос. права. – 2004. – № 10. – С. 15.
 



© 
Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, Г.Р. Зиннурова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru