viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.А. Мурзанов,  (Аспирант, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола)

Серия «Экономика и Право» # 5  2016

Профессиональный союз
Статья посвящена вопросам практического применения принципа гласности во взаимоотношениях института профессиональных союзов и органов местного самоуправления. Анализируется федеральное законодательство, а также исследования ученых, занимающихся данной проблематикой. Вносятся предложения по совершенствованию национального законодательства России в целях укрепления гласности во взаимодействии профсоюзов и органов местного самоуправления.

Ключевые слова: Профессиональный союз, правовое регулирование, гласность, местное самоуправление, общественные объединения.

 

Местное самоуправление продолжает оставаться стержневым звеном системы гражданского общества и правового государства [1, c.12].  Его деятельность должна быть максимально открытой для населения, общественных объединений, организаций.

По мнению Д.С. Михеева, местное самоуправление как институт власти, наиболее приближенный к населению, не может успешно функционировать в условиях закрытости. Следовательно, гласность является основополагающим принципом, обеспечивающим открытость и публичность местной власти[1, с.78]. Учёными также отмечается, что гласность создаёт условия для активности населения по месту их проживания, для взаимодействия органов местной власти с различными общественными структурами, осуществляющими свою деятельность в муниципальных образованиях [3, с.23].

Одним из самых многочисленных общественных формирований, действующих на местном уровне, выступают профессиональные союзы. Профсоюзы, их организации и объединения,  призваны, в первую очередь, представлять интересы своих членов в отношениях с органами местного самоуправления, оказывая непосредственное влияние на решение вопросов местного значения. Такой диалог между органами публичной власти и представителями населения, каковыми являются профсоюзы, должен строиться на открытости и информированности, публичном обсуждении вопросов. Перечисленные элементы охватываются принципом гласности.

Данный принцип получил широкое законодательное закрепление, как в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, так и в актах, устанавливающих правовую основу функционирования общественных объединений и, в частности, профсоюзов.

Статья 3 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее- ФЗ №131) закрепляет обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе [4]. Данное положение предполагает не только информирование населения, организаций и общественных объединений о заседаниях представительного органа местного самоуправления, о вопросах, решаемых органами местного самоуправления или о  содержании принятых решениях. Оно получило дальнейшее развитие в других нормах данного закона. Например, в статье 28, регулирующей публичные слушания. Институт публичных слушаний позволяет гражданами и их общественным формированиям участвовать в публичном (открытом и гласном) обсуждении важнейших для муниципального сообщества проектов муниципальных правовых актов – устава, бюджета, программ развития муниципальных территорий.

Статья 19 ФЗ №131 устанавливает, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, население, организации и общественные объединения имеют возможность беспрепятственного ознакомления с такими муниципальными правовыми актами. По мнению В.И. Емешова и Т.Н. Михеевой, муниципальный уровень характеризуется наибольшей вариативностью форм демократии [5, c.174]. В силу чего участие общественности в диалоге с муниципальной властью не ограничивается перечисленными формами. Закон отдельно предусматривает также широкие возможности для правотворческой инициативы, общественного контроля и т.п.

В свою очередь, профсоюзы, как общественные объединения, также осуществляют свою деятельность на основе принципа гласности. Федеральный закон №82-ФЗ «Об общественных объединениях» закрепляет положение о том, что деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной[6]. Это означает, что общественные объединения должны вести свою деятельность открыто, с тем, чтобы о ней имели достаточную информацию члены и участники данного объединения, другие граждане, иные общественные объединения, СМИ, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Способами информирования выступают: проведение открытых мероприятий,  выступление лидеров общественного объединения, публикации материалов о деятельности общественных объединений и т.п. Кроме того, статья 29 вышеупомянутого закона устанавливает обязанность общественных объединений придавать гласности информацию по ряду обязательных вопросов. В частности, общественные объединения должны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с данным отчетом иными путями.

Следует отметить, что за последние годы наблюдается положительная тенденция в развитии отношений между профсоюзами, как общественными объединениями, и органами местного самоуправления. Такое взаимодействие становится более тесным, открытым и эффективным. Представители профсоюзов зачастую привлекаются в качестве экспертов уже упомянутых нами публичных слушаний, когда обсуждаются вопросы, касающиеся их деятельности или затрагивающие интересы граждан, права которых, в соответствии с уставом, обязался представлять и защищать профсоюз.

Существуют также и иные формы участия профсоюзов в деятельности органов местного самоуправления. Ярким примером стало участие в мае 2015 года Пермского краевого союза организаций профсоюзов, занявшего активную позицию в обсуждении вопроса о форме выборов главы города Перми. Председатель краевого совета профсоюзов был избран членом оргкомитета, отвечающего за подготовку публичных слушаний по вопросу внесения поправок в устав города Перми. В своём выступлении он заявил, что главная задача оргкомитета – сделать процесс обсуждения формы выборов главы города максимально гласным и открытым. Впоследствии состоялись публичные слушания  вопросу внесения изменений в устав, в которых приняли непосредственное участие председатель и другие представители Пермского краевого союза организаций профсоюзов[7]. Таким образом, процесс обсуждения был организован максимально гласно и открыто, а позиция председателя союза организаций профсоюзов была практически единогласно поддержана участниками публичных слушаний, в результате чего поправки к уставу были приняты в редакции, предложенной представителями краевого союза организаций профсоюзов.

Исходя из вышеизложенного, принцип гласности и открытости находит своё отражение в законодательных актах регулирующих как деятельность органов местного самоуправления, так и профессиональных союзов. Кроме того, данный принцип реализуется органами местного самоуправления не только в рамках решения ими вопросов местного значения, а профсоюзами  не только по вопросам, касающихся решения их уставных задач. Как представляется, принцип гласности и открытости непосредственно реализуется и  вопросах их взаимодействия между собой.

Несмотря на всестороннюю открытость работы профсоюзных организаций и объединений, в том числе и с органами местного самоуправления, к большому сожалению, на сегодняшний день принцип гласности не получил закрепления в содержании Федерального закона №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[8].

Представляется целесообразным дополнить статью 15 данного Федерального закона  положением о том, что «профсоюзы, при осуществлении своей деятельности во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), политическими партиями и другими общественными объединениями должны руководствоваться принципом гласности».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий. Монография. – Йошкар-Ола, 2002. – 275с.
2. Михеев Д.С. Гласность в местном самоуправлении через призму конституционных положений// Евразийская адвокатура. Международный научно-практический юридический журнал. – 2013. - №3(4). – С. 77-81.
3. Mikheev, D., Mikheeva, T., Mokoseeva, M. On the Experience of Legal Regulation of the Principle of Publicity of Local Authorities in German Law// Rewiew of European Studies. – 2015. – Vol.7, No.8. –C. 23-27.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
5. Емешов В.И., Михеева Т.Н. Проблемы формирования и деятельности представительных органов местного самоуправления. Монография. – Йошкар-Ола, 2008. – 213с.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. – 1995. – №21. – Ст. 930.
7. Главное – гласность и открытость// Пермский краевой союз организаций профсоюзов [Электронный ресурс]. – Режим доступа USL http://www.permsovprof.ru/node/159 (Дата обращения: 30.10.2015).
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148.
 



© 
И.А. Мурзанов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru