Н.О. Бекешев, (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)
Серия «Экономика и Право» # 5 2016
|
|||||
В современном мире развитие любой страны сопряжено с активным накоплением и использованием человеческого капитала. Это, в свою очередь, предполагает развитие высшего образования, расширение его доступности и повышение качества [10]. Новые технологии, опирающиеся на человеческий капитал и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира за выпускников ведущих университетов становятся самыми важными факторами, которые определяют не только развитие экономики, но также социальное и политическое развитие страны [4]. Болонский процесс стал первым зримым шагом в концентрации ресурсов системы образования, которая должна была повысить конкурентоспособность Европы (европейских университетов) в конкуренции с США и Канадой, а также со странами Азии, Австралией и Новой Зеландией [5]. Цель Болонского процесса – создание единого европейского пространства высшего образования [7], в котором интенсивно развивается обмен между странами в области науки и образования, что обеспечивает расширение и укрепление межнационального сотрудничества в данной сфере, повышение качества национальных систем образования, рост инновационной активности и создание единого рынка труда [1]. Для России актуальным является использование Болонского опыта, а также включенности ведущих российских университетов в единую систему коммуникаций с европейскими странами в сфере высшего образования. Это стало основанием для реализации амбициозной Программы вхождения не менее 5 российских вузов в топ-100 основных международных рейтингов университетов. Одновременно выход на мировой образовательный рынок превращается в одну из важнейших задач реформирования высшего образования в Российской Федерации [2]. Для сектора современной инновационной экономики указанные перемены и усилия должны создать условия для совершенствования образовательного процесса и интенсификации исследовательской деятельности. Для того чтобы проанализировать выгоды от внедрения в России уровневой системы высшего образования, нами была построена модель, которая позволяет провести сравнительный анализ чистой приведенной стоимости обучения (Net Present Value) 2-х программ обучения – двухуровневой и специалитета [9], то есть суммы дисконтированных значений потока расходов бюджетных средств, приведённых к одному моменту времени (к началу обучения в высшем учебном заведении). В рамках данной модели программой обучения считается полный цикл обучения от приема студентов на 1 курс до выпуска специалистов (в случае со специалитетом) или до выпуска магистров (в случае уровневой системы образования). Общие расходы на финансовое обеспечение государством бюджетных мест в бакалавриате, магистратуре или специалитете рассчитываются по следующей формуле: |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Н.О. Бекешев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |