viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Н.О. Бекешев,  (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)

Серия «Экономика и Право» # 5  2016

Высшее образование
В работе проведен анализ выгод перехода в России на уровневую систему высшего образования. Построена модель, позволяющая оценить финансовые последствия от перехода к бакалавриату и магистратуре, поскольку дефицит финансирования зачастую является барьером для попадания российских вузов в мировые рейтинги по качеству образования. Это делает российское высшее образование менее привлекательным на международном образовательном рынке и сужает для российских вузов возможности по экспорту образования.

Ключевые слова: Высшее образование, бакалавриат, магистратура, Болонский процесс, бюджетное финансирование, уровневая система, выгоды.

 

В  современном мире развитие любой страны сопряжено с активным накоплением и использованием человеческого капитала. Это, в свою очередь, предполагает развитие высшего образования, расширение его доступности и повышение качества [10]. Новые технологии, опирающиеся на человеческий капитал и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира за выпускников ведущих университетов становятся самыми важными факторами, которые определяют не только развитие экономики, но также социальное и политическое развитие страны [4].

Болонский процесс стал первым зримым шагом в концентрации ресурсов системы образования, которая должна была повысить конкурентоспособность Европы (европейских университетов) в конкуренции с США и Канадой, а также со странами Азии, Австралией и Новой Зеландией [5].

Цель Болонского процесса – создание единого европейского пространства высшего образования [7], в котором интенсивно развивается обмен между странами в области науки и образования, что обеспечивает расширение и укрепление межнационального сотрудничества в данной сфере, повышение качества национальных систем образования, рост инновационной активности и создание единого рынка труда [1].

Для России актуальным является использование Болонского опыта, а также включенности ведущих российских университетов в единую систему коммуникаций с европейскими странами в сфере высшего образования. Это стало основанием для реализации амбициозной Программы вхождения не менее 5 российских вузов в топ-100 основных международных рейтингов университетов. Одновременно выход на мировой образовательный рынок превращается в одну из важнейших задач реформирования высшего образования в Российской Федерации [2].

Для сектора современной инновационной экономики указанные перемены и усилия должны создать условия для совершенствования образовательного процесса и интенсификации исследовательской деятельности.

Для того чтобы проанализировать выгоды от внедрения в России уровневой системы высшего образования,  нами была построена модель, которая  позволяет провести сравнительный анализ чистой приведенной стоимости обучения (Net Present Value) 2-х программ обучения – двухуровневой и специалитета [9], то есть суммы дисконтированных значений потока расходов бюджетных средств, приведённых к одному моменту времени (к началу обучения в высшем учебном заведении). В рамках данной модели программой обучения считается полный цикл обучения от приема студентов на 1 курс до выпуска специалистов (в случае со специалитетом) или до выпуска магистров (в случае уровневой системы образования).

Общие расходы на финансовое обеспечение государством бюджетных мест в бакалавриате, магистратуре или специалитете рассчитываются по следующей формуле:

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Bache Ian. The Europeanization of Higher Education. Journal of Common Market Studies. Number 2, June 2006.
2. Аналитический обзор. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2004 г.
3. Беляков С.А., Агранович М.Л., Озерова Н.Б., Клячко Т.Л., Система финансирования образования. Анализ эффективности, Москва: Технопечать, 2003.
4. Болонский процесс и его значение для России/под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева, 2005, С.18.
5. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе – М.: РЕЦЕП, 2005.
6. Галкин В.В., Зуева Д.С., Волков А.Е., Климов А.А., Конанчук Д.С., Мрдуляш П.Б., Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия – М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010.
7. «Европейская Территория Высшего Образования» Совместная Декларация Европейских Министров Образования Болонья, 1999.
8. Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки для государственных услуг реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры на 2014 год, для учреждений подведомственных Минобрнауки России, утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № АП-142/04вн.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
10. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
 



© 
Н.О. Бекешев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru